ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-4368/12 от 14.06.2012 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

  Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, E-mail: info@ufa.arbitr.ru, сайтhttp://ufa.arbitr.ru/

ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Уфа Дело № А07-4368/2012

15 июня 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 июня 2012 года

Полный текст решения изготовлен 15 июня 2012 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Юсеевой И. Р., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шитовой Э.И., рассмотрев дело по иску

ИП ФИО1, г.Уфа ( ОГРНИП <***>)

к Министерству имущественных и земельных отношений РБ, г.Уфа (ОГРН <***>)

Третьи лица: МУП «Уфаводоканал» г.Уфа, Министерство природопользования и экологии РБ. Г.Уфа, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации ГО г.Уфа

о признании действия незаконным

При участии в судебном заседании представителя заявителя ФИО2, доверенность от 27 июля 2011 года, представителя заинтересованного лица Галиной Г.Р., доверенность от 6 февраля 2012 года, представителей третьих лиц ФИО3, доверенность №7 от 3 мая 20012 года, ФИО4, доверенность от 12 января 2011 года, ФИО5, доверенность от 20 января 2012 года.

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 / далее – заявитель, ИП ФИО1 / обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:020534:116, выраженного в письме Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 28 февраля 2012 года за №ИА-52/3635.

Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в месячный срок с момента вступления в силу решения суда подготовить и направить ИП ФИО1 проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:020534:116 по цене 225 991 руб.87 коп. с предложением о его заключении.

Представитель заявителя ФИО2, действующий по доверенности от 27 июля 2011 года заявленные требования поддержал в полном объеме.

Определением Арбитражного суда РБ от 21 мая 2012 года в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены МУП «Уфаводоканал», Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации ГО г.Уфа.

Представитель заинтересованного лица ФИО6, действующая по доверенности от 6 февраля 2012 года требования ИП ФИО1 посчитала необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поддержала доводы отзыве, из которого следует, что спорный земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте, поскольку входит в зону «РБ, г.Уфа, Санитарная зона охраны водозаборов, П пояс». Решение Совета ГО г.Уфа от 22 февраля 2008 года №7/4 не оспорено и недействующим не признано.

Представитель МУП «Уфаводоканал» ФИО4, действующая по доверенности №01/039 от 12 января 2012 года поддержала позицию заинтересованного лица и указала в отзыве. что хозяйственная деятельность заявителя на земельном участке с производственно-складскими помещениями по ул.новоженова.88 во втором поясе зон санитарной охраны водных объектов от источника водоснабжения г.Уфы нарушает охраняемые законом права и интересы населения г.Уфы.

Министерством природопользования и экологии РБ представлен отзыв / исх.от 13 июня 2012 года /, из которого следует, что функции по подготовке проектов решений Правительства РБ об утверждении проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения Минэкологии РБ не осуществляет всвязи с тем, что Порядок утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов на территории РБ не принят.

Исходя из данных кадастрового паспорта от 6 декабря 2011 года №02/11/1-321827 заявление не подлежит удовлетворению.

Из письменных объяснений представителя Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации ГО г.Уфа ФИО3, действующей по доверенности №7-2183/юр от 16 марта 2012 года следует, что спорный земельный участок расположен во втором поясе санитарной охраны водозаборов согласно Правил землепользования и застройки ГО г.Уфа, утвержденного решением Совета ГО г.Уфа №7/4 от 22 августа 2008 года.

Исследовав представленные доказательства, выслушав представителей сторон, третьих лиц, суд приходит к следующему.

Заявитель является собственником объектов недвижимого имущества: производственное строение, литеры Б,Б1,Б2, инвентарный номер 6681, расположенного по адресу: <...> на основании договора купли-продажи от 6 декабря 2010 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности 04 АВ 988429 от 21 декабря 2010 года / л.д.25 /.

15 декабря 2011 года ИП ФИО1 обратился в Министерство земельных и имущественных отношений РБ о передаче в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:020534:116 / л.д.17 /.

Письмом от 28 февраля 2012 года за № ИА-52/3635 заинтересованное лицо отказало в передаче земельного участка в собственность, указывая, что испрашиваемый земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и ограничено в обороте / л.д.18 /.

В соответствии с п. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие)

не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно положению ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица -собственники зданий, строений, сооружений расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу подпункта 14 пункта 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами (п. 3 ст. 27 Земельного кодекса РФ).

Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусмотрено при осуществлении территориального планирования установление зон с особыми условиями использования территорий, в том числе водоохранных зон, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, иных зон, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий (п.6, п.7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Документом градостроительного зонирования, являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила

землепользования и застройки, устанавливающие территориальные зоны, градостроительные регламенты, а так же порядок применения данных правил и порядок внесения в них изменений (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее -Федеральный закон №52-ФЗ от 30.03.1999) водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее -водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (п. 4 ст. 18 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999).

Согласно п. 5 ст. 18 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Таким образом, установление зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при принятии правил землепользования и застройки может быть осуществлено согласно ст. 18 вышеназванного Федерального закона на основании принятого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения об утверждении проекта зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливающего границы и режим данной зоны.

Вместе с тем из представленной в материалы дела схемы и письма Министерства следует, что испрашиваемый земельный участок согласно письму Главного управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа г. Уфа входит в состав территориальной зоны, поименованной как «санитарная зона охраны водозаборов второго пояса» / л.д.18 /.

Вместе с тем ни Федеральным законом №52-ФЗ от 30.03.1999 ни Градостроительным кодексом Российской Федерации такого понятия как «санитарная зона охраны водозаборов » не предусмотрено.

Доказательств того, что данное понятие является равнозначным понятию «зона санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств установления границ и режима данной зоны в соответствии с требованиями Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999.

В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Согласно пунктам 2, 3, 6 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суду не представлены доказательства вхождения спорного земельного участка в состав ограниченных в обороте земельных участков, расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Наличие в кадастровом паспорте земельного участка сведений о вхождении участка в состав «санитарной зоны охраны водозаборов, II пояс» со ссылкой на внесение сведений об установлении такой зоны на основании решения Совета городского округа г. Уфа «О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа» от 22.08.2008 № 7/4 не имеет юридического значения для существа рассматриваемого спора, т.к. установленная вышеуказанными Правилами территориальная зона не является поименованной в подпункте 14 пункта 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ зоной, на которую распространяется установленный пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель ограниченных в обороте.

В соответствии с ч.8 ст.1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации 0 городов федерального значения Москвы и санкт0Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Доказательств наличия иных обстоятельств, обуславливающих в соответствии с федеральным законом запрет на приватизацию спорного земельного участка заинтересованным лицом не представлено.

Согласно данным кадастрового паспорта земельный участок входит в состав земель населенных пунктов, сформирован для целей размещения производственной базы. Доказательства подтверждающие, что использование заявителем спорного земельного участка не соответствует функциональному назначению территориальной зоны, в состав которой входит спорный участок суду не представлены.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности отказа в приватизации земельного участка, выраженного в письме Министерства земельных и имущественных отношений РБ №ИА-52/3635 от 28 февраля 2012 года как не соответствующего положениям пунктов 1, 6 статьи 36, пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации. Отказ в приватизации участка, на котором расположен принадлежащий заявителям объект недвижимости свидетельствует о нарушении прав предпринимателей в сфере предпринимательской деятельности.

Цена выкупа земельного участка определятся по правилам п.1 ст.2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»: До 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения в размере двух с половиною процентов кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость земельного участка указана в кадастровом паспорте земельного участка №02/11/1-321827 от 06.12.2011г. и составляет 9039675 руб. Два с половиною процента от кадастровой стоимости равны: (9039675 Рублей*2,5%)/100%=225991,87 рублей.

В соответствии с требованиями п. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части судебного акта, которым оспариваемый акта или решение признаны незаконными суд обязан указать способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.

По смыслу п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления о приватизации земельного участка принимает решение о предоставлении участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

При этом рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным (п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»).

Учитывая, что ответчиком не представлено доказательств несоответствия
 заявления предпринимателей требованиям п. 5 ст. 36 Земельного кодекса
 Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что надлежащим способом
 восстановления нарушенных прав заявителей будет возложение на
 Министерство земельных и имущественных отношений Республики
 Башкортостан обязанности в пятнадцатидневный срок со дня принятия
 настоящего постановления принять решение о предоставлении земельного
 участка на праве собственности, и в месячный срок со дня принятия
 названного решения направить в адрес общества проект договора купли-
 продажи спорного земельного участка.

Заявление ИП ФИО1 подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на заинтересованное лицо в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление ИП ФИО1, г.Уфа (ОГРНИП <***>) удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Башкортостан в предоставлении в собственность земельного участка площадью 2803+/- 18кв.м. с кадастровым номером 02:55:020534:116, расположенного по адресу: г.Уфа РБ, Октябрьский район ул.Новоженова, д.88, выраженный в письме от 28.02.2012 №ИА-52/3635.

Обязать Министерство земельных и имущественных отношений РБ в пятнадцатидневный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении земельного участка и в месячный срок со дня принятия названного решения направить в адрес индивидуального предпринимателя ФИО1 проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:020534:116 по цене 225 991 руб. 87 коп.

Взыскать с Министерству имущественных и земельных отношений РБ, г.Уфа (ОГРН <***>) в пользу ИП ФИО1, г.Уфа (ОГРНИП <***>) судебные расходы по государственной пошлине в сумме 2 000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.

Судья И.Р.Юсеева

____________________________

Информацию о движении дела можно получить на официальном сайте Арбитражного суда Республики Башкортостан в сети Интернет по веб-адресу: http//www.ufa.arbitr.ru/