ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-463/2012 от 03.04.2012 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001

E-mail: info@ufa.arbitr.ru, сайтhttp://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Уфа

10 апреля 2012 годаДело № А07-463/2012

Полный текст решения изготовлен 10 апреля 2012 года.

Резолютивная часть решения объявлена 3 апреля 2012 года.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Кутлина Р.К., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бакировой А.Т., рассмотрел дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Риэлторская компания «102-й регион» (450075, г.Уфа, б.Славы, 17; ИНН 0277087629, ОГРН 1070277007635)

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (603000, г.Н.Новгород, пл.Горького, 6; ИНН 5260110043, ОГРН 1025203023383) и

Федеральной службе по финансовому мониторингу (107450, г.Москва, ул.Мясницкая, 39, 1; ИНН 7708234633, ОГРН 1047708022548)

об оспаривании постановления о назначении административного наказания №04-11/579/2 от 26 сентября 2011 года и решения №00-11/14Р от 16 ноября 2011 года,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Кузьменко В.А., директор, решение №4 от 9.11.2008 года.

от ответчиков: не явились, извещены надлежащим образом.

ООО «Риэлторская компания «102-й регион» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (ИНН 5260110043, ОГРН 1025203023383) №04-11/579/2 от 26 сентября 2011 года о назначении административного наказания обществу с ограниченной ответственностью «Риэлторская компания «102-й регион» по ст.15.27 ч.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решение Федеральной службы по финансовому мониторингу (ИНН 7708234633, ОГРН 1047708022548) №00-11/14Р от 16 ноября 2011 года по результатам рассмотрения жалобы на постановление №04-11/579/2 от 26 сентября 2011 года, указывая, что административным органом пропущен срок на привлечение к административной ответственности, кроме того, общество указывает на малозначительность совершенного правонарушения.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования в полном объеме.

Административный орган в судебное заседание не явился, представил отзыв, согласно которому считает заявленные требования необоснованными, полагает, что общество, обязано соблюдать требования Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма».

Учитывая то обстоятельство, что заявитель первоначально обращался с жалобой на постановление в вышестоящий орган, суд считает возможным, в силу ст.208 АПК РФ, удовлетворить ходатайство заявителя и восстановить срок на подачу в суд заявления об оспаривании решения административного органа.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу проведена проверка ООО «Риэлторская компания «102-й регион» по вопросу соблюдения исполнения требований Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма».

В ходе проверки установлено, что ООО «Риэлторская компания «102-й регион» нарушило законодательство Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части представления информации об операции, подлежащей обязательному контролю.

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 14.09.2011 года, в котором зафиксирован факт совершения Обществом правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании материалов проверки 26.09.2011 года Управлением вынесено постановление № 04-11/579/2 о привлечении ООО «Риэлторская компания «102-й регион» к административной ответственности по ч. 2 ст.15.27 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 50 000 рублей.

ООО «Риэлторская компания «102-й регион» подало жалобу в Федеральную службу по финансовому мониторингу. Федеральная служба по финансовому мониторингу 16.11.2011 года вынесла решение № 00-11/14Р об отказе в удовлетворении жалобы.

Как следует из материалов дела, ООО «Риэлторская компания «102-й регион» в проверяемом периоде оказывало посреднические услуги, направленные на осуществление сделок купли-продажи недвижимого имущества.

В нарушение п. 9 ст.7 Федерального закона, ООО «Риэлторская компания «102-й регион» в проверяемом периоде, а именно в период с 29.10.2007 года по 02.08.2011 года, на учете в уполномоченном органе не состояло.

В силу ст.5 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся в том числе, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Согласно ст.4 Федерального закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Согласно ст.3 Федерального закона № 115-ФЗ внутренний контроль – деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Организация внутреннего контроля – совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.

Осуществление внутреннего контроля – реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

В соответствии с п.9 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003г. № 28 утверждено Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.

В соответствии с п.«д» п.2 названного Положения организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества подлежат постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу.

Постановка на учет вновь созданной организации осуществляется в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации.

Однако, как следует из материалов дела, ООО «Риэлторская компания «102-й регион» зарегистрировано в качестве юридического лица 29.10.2007г., а значит, постановка на учет организации должна быть осуществлена в течение 30 дней. ООО «Риэлторская компания «102-й регион» зарегистрировалось в МРУ Росфинмониторинг по ПФО 07.09.2011 года

Датой совершения административного правонарушения в данном случае будет считаться день, следующий за последней датой осуществления действий, установленных нормативным актом. Ответственность за данные нарушения наступает за факт невыполнения обязанностей и непредставления документов в указанный в нормативном акте срок, и не сопряжена с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на юридическое лицо под угрозой административного преследования.

Следовательно, правонарушение, выразившееся в не осуществлении своей постановки на учет, считается оконченным с момента окончания 30-дневного срока предоставления в Федеральную службу по финансовому мониторингу необходимых документов.

Аналогичная позиция изложена в п.14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», в соответствии с которым, длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

То обстоятельство, что административное правонарушение не было своевременно выявлено, не может служить основанием для его квалификации в качестве длящегося, поскольку обязанность выявления административных правонарушений возложена на административный орган.

В соответствии с ч.1 ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации, в том числе, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

В силу п.6 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

Судом установлено, что факт совершения нарушения, выразившегося в не осуществлении постановки на учет в течение 30 дней с даты государственной регистрации, был обнаружен административным органом 14.09.2011г. (дата составления акта проверки), однако, само нарушение совершено 11.12.2007г., поскольку в предыдущие дни истек последний срок исполнения Обществом обязанностей и представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу необходимых документов. Таким образом, постановление о привлечении Общества к административной ответственности за нарушения, выразившиеся в не осуществлении своей постановки на учет в течение 30 дней с даты государственной регистрации, могло быть вынесено не позднее 11.12.2008г., так как после истечения годичного срока производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

Таким образом, в части указанного нарушения Общество привлечено к административной ответственности необоснованно.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ:

-внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, "по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

-организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ;

-осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

В соответствии со ст.7 Федерального закона №115-ФЗ организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации (п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ); вставать на учет в уполномоченном органе (п.9 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ), идентифицировать клиентов организации в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, с целью последующего приостановления операций с участием этих лиц (п. 10 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ); разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ внутреннего контроля, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (п.2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ).

ООО «Риэлторская компания «102-й регион» допущены нарушения в части организации внутреннего контроля и осуществления его программ, что подтверждается материалами дела.

В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона № 115 организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 № 28 утверждено положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.

В соответствии с подпунктом д пункта 2 Положения, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества вносятся к организациям, подлежащим постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу.

В нарушение п. 9 ст.7 Федерального закона, ООО «Риэлторская компания «102-й регион» в проверяемом периоде, а именно в период с 29.10.2007 по 02.08.2011, на учете в уполномоченном органе не состояло, документы по постановке на учет в уполномоченный орган не представлялись.

В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона на организации, осуществляющие операции денежными средствами или иным имуществом возложена обязанность по представлению информации в уполномоченный орган по операциям, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое либо юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

В соответствии с п. 10 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, а исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона № 115-ФЗ порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 года №27 «Об утверждении положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».

Федеральной службой по финансовому мониторингу предоставляется доступ к «Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности» при постановке организации на учет в Росфинмониторинге.

Таким образом, при отсутствии действий, направленных на постановку на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу в ООО «Риэлторская компания «102-й регион» в период с 29.10.2007 года по 02.08.2011 года, отсутствовала и возможность выявления операций, подлежащих обязательному контролю, поименованных в п.2 ст.6 Федерального закона №115-ФЗ, а также возможность последующего приостановления таких операции в случаях, указанных в п. 10 ст.7 Федерального закона.

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций Правительства Российской Федерации и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

В период с 29.10.2007 по 02.08.2011, в ООО «Риэлторская компания «102-й регион» осуществляется деятельность в отсутствие правил внутреннего контроля согласованных с уполномоченным органом, что свидетельствует об отсутствии принятия Обществом внутренних организационных мер в целях предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, осуществление которых вменено в обязанность организациям п.2 ст.7 Федерального закона.

В соответствии с п.6 Распоряжения Правительства РФ от 10.06.2010 года №967-р в правила внутреннего контроля включаются следующие программы его осуществления:

а) программа идентификации лиц, находящихся на обслуживании в организации, установления и идентификации выгодоприобретателей, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 статьи 7 Федерального закона;

б) программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

в) программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

г) программа документального фиксирования информации;

д) программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Федеральным законом;

е) программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

ж) программа проверки внутреннего контроля;

з) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

и) иные программы осуществления внутреннего контроля по усмотрению организации.

В соответствии с п.7 Распоряжения Правительства РФ от 10.06.2011года №967-р программа идентификации разрабатывается с учетом положений Федерального закона, а также требований к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, установленных Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Правила внутреннего контроля ООО «Риэлторская компания «102-й регион» утвержденные руководителем 01.04.2011, не соответствуют действующего законодательству в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, поскольку программа идентификации лиц, находящихся на обслуживании в организации, установления и идентификации выгодоприобретателей, не соответствует требованиям положения, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 №59

Таким образом, ООО «Риэлторская компания «102-й регион» осуществляется деятельность в отсутствие правил внутреннего контроля согласованных с уполномоченным органом, а также соответствующих действующему законодательству в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования:

а) наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей "Экономика и управление", либо по специальности "Юриспруденция", относящейся к группе специальностей "Гуманитарные и социальные науки", подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

б) прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, устанавливаемыми согласно настоящему Постановлению.

Кузьменко В.А. не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 №715, поскольку у него отсутствует высшее профессиональное образование по специальности, относящейся к группе специальностей «Экономика и управление», либо по специальности «Юриспруденция», а также опыт работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Таким образом, ООО «Риэлторская компания «102-й регион» осуществляется деятельность в отсутствие специального должностного лица, соответствующего квалификационным требованиям, предъявляемым постановлением Правительства РФ от 05.12.2005 №715, что свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля в ООО «Риэлком «102-й Регион».

Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

При этом Кодекс не устанавливает каких-либо ограничений для применения названной нормы материального права, оставляя право ее применения на усмотрение соответствующих органа, должностного лица, суда.

В том числе Кодекс не предусматривает ограничений для применения судом нормы статьи 2.9 КоАП РФ к составам, имеющим формальную конструкцию.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 05.11.2003 года № 349-О, из содержания ст. 2.9 КоАП РФ следует, что законодатель предоставил судье право по своему усмотрению принимать решение об освобождении лица, допустившего правонарушение, от ответственности и самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения.

Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя в участии в нем, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляет какой-либо опасности охраняемым административным правоотношениям.

Как разъяснил Высший Арбитражный суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, в соответствии со ст. 71 АПК РФ и положениями Европейской конвенции от 20.03.1952 года о разумном балансе публичного и частного интересов, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 20.11.2008 года №60 «О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях», а также, учитывая совершение административного правонарушения без прямого умысла, отсутствие неблагоприятных последствий, с учетом конкретных обстоятельств дела  (кратковременный, разовый характер правонарушения), при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам, вреда, причиненного личности, обществу или государству, и отсутствии направленности действий заявителя на нарушение закона, суд считает возможным применить в данном случае статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, квалифицировать допущенное административное правонарушение как малозначительное и освободить заявителя от ответственности.

Основанием для признания правонарушения малозначительным в данном случае являются следующие обстоятельства: отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, ущерба государственным интересам и отсутствие существенного вреда интересам общества и государства.

Доказательств, свидетельствующих о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в материалы дела не представлено (статья 65 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Цель административного наказания в силу положений ч. 2 ст. 211 АПК РФ, ст. 2.9 Кодекса состоит в виде предупреждения совершения новых правонарушений.

Объявлением устного замечания задача законодательства об административных правонарушениях - предупреждение совершения таких правонарушений лицом, в отношении которого установлены состав правонарушения и вина - является достигнутой (статья 1.2 Кодекса).

В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 2.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Кроме того, Федеральным законом от 08.11.2011 года № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» изменен порядок утверждения правил внутреннего контроля, в соответствии с которым с даты вступления в силу данного закона согласование правил внутреннего контроля организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, с Росфинмониторингом не требуется.

В соответствии с п.2 ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Поскольку оспариваемое постановление не исполнено, суд считает необходимым применить п. 2 ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление общества с ограниченной ответственностью «Риэлторская компания «102-й регион» (ИНН 0277087629, ОГРН 1070277007635) удовлетворить.

Постановление Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу (ИНН 5260110043, ОГРН 1025203023383) №04-11/579/2 от 26 сентября 2011 года о назначении административного наказания обществу с ограниченной ответственностью «Риэлторская компания «102-й регион» по ст.15.27 ч.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и решение Федеральной службы по финансовому мониторингу (ИНН 7708234633, ОГРН 1047708022548) №00-11/14Р от 16 ноября 2011 года по результатам рассмотрения жалобы на постановление №04-11/579/2 от 26 сентября 2011 года – признать незаконными и отменить.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru.

Судья Р.К. Кутлин