450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-4716/21
29 октября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 22.10.2021 года
Полный текст решения изготовлен 29.10.2021 года
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Сафиуллиной Р.Н. при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания Бикаевой Л.Х., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Администрации городского округа г. Уфа РБ
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по РБ
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительного предмета спора: 1.ООО «Регион-Авто» (450043, <...>),
2.ИП ФИО1 (450028, <...>, г.Уфа, а/я 50)
3.Некоммерческая организация Ассоциация пассажирских перевозчиков (450043, РБ, г.Уфа, а/я 50),
4.ООО «Альянс «СКД» (450095, РБ, <...>),
5.ИП ФИО2 (РБ, <...>, <...>),
6.ФИО9 (isadartinov@yandex.ru),
7.Государственное унитарное предприятие «Башавтотранс» (450052, РБ, <...>),
8.Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан (450008, <...>)
о признании недействительными решения №002/01/15-845/2020 от 29.12.2020 года и предписания №002/01/15-845/2020 от 29.12.2020 года
при участии в судебном заседании после перерыва, объявленного 15 октября 2021 года:
от заявителя: ФИО4, доверенность №01-05-513 от 26.02.2021, диплом, ФИО5, доверенность №01-05-02230/13 от 30.07.2021, диплом
от ответчика: ФИО6., доверенность №10 от 11.01.2021, диплом
от третьего лица (ИП ФИО1): ФИО7, доверенность №2 от 21.06.2021, диплом
от третьего лица (ООО «Регион-Авто»): ФИО7, доверенность №12 от 01.06.2021, диплом
от третьего лица (НО Ассоциация пассажирских перевозчиков): ФИО7, директор
от третьего лица (ГУП «Башавтотранс»): ФИО8, доверенность №2361 от 31.12.2020, диплом
от третьих лиц(4,5,6,8): не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа г. Уфа РБ (далее – Заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными решения №002/01/15-845/2020 от 29.12.2020 года и предписания №002/01/15-845/2020 от 29.12.2020 годаУправления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – антимонопольный орган, Управление).
Согласно статье 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерациик участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительного предмета спора, привлечены ООО «Регион-Авто», ИП ФИО1, Некоммерческая организация Ассоциация пассажирских перевозчиков, ООО «Альянс «СКД», ИП ФИО2, ФИО9, Государственное унитарное предприятие «Башавтотранс», Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан.
В судебном заседании представители заявителя требования поддержали.
Представитель антимонопольного органа с доводами заявителя не согласен по мотивам, изложенным в отзыве.
ООО «Регион-Авто», ИП ФИО1, Некоммерческая организация Ассоциация пассажирских перевозчиков (далее по тексту также НКО «АСПЕР») поддерживают доводы антимонопольного органа по мотивам, приведённым в отзывах.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан согласно представленному отзыву поддерживает позицию заявителя.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
По результатам рассмотрения заявления Некоммерческой организации Ассоциации пассажирских перевозчиков на действия Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан при утверждении Постановлением Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан №77 от 21.01.2019 года Документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2019-2023 годы (далее также - Документ планирования) в действиях Администрации при утверждении Документа планирования выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», в связи с чем Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан 22.08.2019 выдано предупреждение №002/01/15-2046/2019 на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции предупреждает о необходимости прекращений действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, для чего в течение 30 дней со дня получения настоящего Предупреждения прекратить указанные действия которые приводят или могут привести к ограничению, устранению и (или) недопущению конкуренции на рынке пассажирских перевозок на территории ГО г.Уфа Республики Башкортостан, путем внесения изменений и дополнений в Документ планирования, в том числе в подпункты 3.1.2, 3.1.3.1, 3.1.3.2, 3.1.4, согласно которым муниципальные автобусные маршруты, которые имеют взаимное дублирование трасс движения с другими маршрутами, остаются без изменений либо такие маршруты отменяются полностью с установлением новых маршрутов и проведением конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по таким маршрутам в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Администрацией в целях исполнения предупреждения письмом за исх.№ 94-04-2164 от 26.12.2019 года направлен разработанный проект постановления о внесении изменений в Документ планирования, которым раздел 3.1.3.1 исключается, а также вносятся изменения в раздел, включающий перечень муниципальных маршрутов, подлежащих отмене, в том числе исключены муниципальные маршруты №256 и №272.
Кроме того, как показал анализ проекта изменений в Документ планирования, разделом 3.1.2 такого проекта предусмотрена также отмена следующих маршрутов:
- 223 с сохранением дублирующих его маршрутов (№№233, 212, 249);
- 234 с сохранением дублирующего его маршрута №31;
- 239 с сохранением дублирующего его маршрута №74;
- 269 с сохранением дублирующего его маршрута №69.
Таким образом, указанное выше предупреждение Администрацией не исполнено.
Кроме того, в Управление поступило обращение ООО «Альянс СКД» (вх.№ 17514 от 29.10.2019). По результатам рассмотрения которого установлено, что в действующем Документе планирования предусмотрена отмена муниципального маршрута №201 с сохранением дублирующих маршрутов (57, 216). Аналогичная норма также содержится в разделе 3.1.2 проекта изменений в Документ планирования (Отмена муниципальных маршрутов автомобильного и городского наземного транспорта).
На основании приказа №130 то 23.03.2020 было возбуждено дело и создана Комиссия по рассмотрению дела №002/01/15-845/2020 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан в части нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в предоставлении преимуществ тому или иному хозяйствующему субъекту, действующему на рынке пассажирских перевозок, что может привести к ограничению, устранению и (или) недопущению конкуренции.
По результатам рассмотрения дела №002/01/15-845/2020 УФАС по РБ 29.12.2020 года (резолютивная часть оглашена 22.12.2020 года) принято решение, которым Администрация ГО г.Уфа Республики Башкортостан признана нарушившей пункт 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (п.1 решения).
На основании п.2 решения УФАС по РБ Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан выдано предписание №002/01/15-845/2020 от 29.12.2020 об устранении нарушения антимонопольного законодательства, которым предписано:
1. Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан в течение 90 дней с момента получения настоящего предписания внести изменения и дополнения в Документ планирования, а именно: в подпункты З.1.1., 3.1.2, 3.1.3 Документа планирования, согласно которым муниципальные автобусные маршруты, которые имеют взаимное дублирование трасс движения по регулируемым и нерегулируемым тарифам маршрутами, остаются без изменений либо такие маршруты отменяются полностью с установлением новых маршрутов и проведением конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по таким маршрутам в соответствии с требованиями действующего законодательства.
2. В течение 90 дней с момента получения настоящего предписания внести изменения и дополнения в Документ планирования, в части недопущения ограничения или устранения конкуренции при изменении вида тарифа на регулярных маршрутах с нерегулируемого (частных перевозчиков) на регулируемый (государственный перевозчик).
3. В течение 90 дней с момента получения настоящего предписания разработать новую редакцию положения о межведомственной городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан с учетом следующего:
3.1. Принять меры по приведению положения о межведомственной городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан в соответствии с требованием антимонопольного законодательства в части установлении порядка назначения (выбора) членов комиссии, заместителя председателя комиссии, председателя комиссии, порядок их исключения
3.2. Определить состав постоянных членов комиссии, определить из состава такой комиссии количество членов комиссии представителей от пассажирских перевозчиков в количестве превышающем количество представителей от органов власти, органов местного самоуправления в вопросах, связанных с осуществлением пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок городского округа г.Уфа;
3.3. Определить порядок принятия решения комиссией, включить условие о его мотивированности;
3.4. Данное положение направить на согласование в Башкортостанское УФАС России;
3.5. Данное положение утвердить после согласования с Башкортостанским УФАС России.
4. О выполнении настоящего предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан не позднее пяти дней со дня его выполнения
Не согласившись с вынесенными антимонопольным органом решением по делу №002/01/15-845/2020 от 29.12.2020 года и предписанием №002/01/15-845/2020 от 29.12.2020 года Администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Изучив материалы дела, исследовав изложенные обстоятельства дела, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
Согласно статьям 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Вместе с тем указанные положения не исключают общих требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из которых применительно к категории дел о признании недействительными ненормативных правовых актов обязанность по доказыванию своих доводов и нарушения оспариваемым ненормативным правовым актом прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.
Указанное соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 20.12.2016г. № 2665-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО10 на нарушение его конституционных прав положениями статей 17, 65, 201, 266, 270, 291.6, 291.8 и 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями статей 3.1 и 34 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в соответствии с которой положения статей 65 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ставя возможность удовлетворения арбитражным судом заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц в зависимость от выявления арбитражным судом нарушения оспариваемым решением или действием (бездействием) прав и свобод заявителя, что предполагает наличие у последнего обязанности доказать в ходе судебного заседания факт такого нарушения.
Как следует из положений частей 1-5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
При рассмотрении дел о признании ненормативных правовых актов недействительными необходимо также принимать во внимание специфику процедуры их разрешения по существу, регламентированной главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В частности, необходимо учитывать, что по смыслу части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность оспариваемого ненормативного правового акта проверяется судом на момент его принятия.
На соответствие с приведенной нормой судом проверяется законность и обоснованность оспариваемого решения в отношении изложенных в нем выводов исходя из тех обстоятельств и оснований, которые указаны в решении.
При этом судом оцениваются на соответствие закону лишь те выводы, которые были положены в основу обжалуемого ненормативного правового акта, поскольку при рассмотрении дела в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяется вопрос о законности конкретного ненормативного правового акта, а не спорная ситуация в целом.
В случае, если суд установит, что основание, по которому был принят обжалуемый ненормативный правовой акт, не соответствует закону, это обстоятельство должно повлечь за собой признание такого ненормативного правового акта недействительным.
Полномочия антимонопольного органа, в том числе на осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации антимонопольного законодательства, установлены Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331.
Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Так, статьей 22 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
Из положений статьи 23 Закона о защите конкуренции следует, что антимонопольный орган, в частности, возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в названном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
Согласно статье 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является:
1) поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;
2) заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее - заявление);
3) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства;
4) сообщение средства массовой информации, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;
5) результат проверки, при проведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами.
В соответствии с п. 3.1 1 1 Приказа ФАС России от 25.05.2012 г. №339 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции но возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации», при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия вправе запрашивать у лиц, участвующих в деле, документы, сведения и пояснения в письменной или устной форме по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела, привлекать к участию в деле иных лиц.
Таким образом, оспариваемое решение принято антимонопольным органом в рамках своей компетенции.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Частью 1 статьи 3 Закона № 135-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Частью 1 статьи 2 Закона № 135-ФЗ установлено, что антимонопольное законодательство Российской Федерации (далее - антимонопольное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции (статья 8, часть 1), установление правовых основ единого рынка, включающих вопросы единого экономического пространства и развития конкуренции (статья 71, пункт "ж").
Из этих конституционных положений вытекает обязанность государства по поддержке конкуренции и пресечению монополистической деятельности, исполняя которую оно не должно отступать от требований Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет функции по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов.
Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями, с целью соблюдения антимонопольного законодательства.
Пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесено к вопросу местного значения городского округа.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 17, 18 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ регулярные перевозки по регулируемым тарифам - это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (статья 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ).
Регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ).
Пунктами 16-18 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено два вида регулярных перевозок - по регулируемым и по нерегулируемым тарифам.
Согласно анализу рынка пассажирских перевозок ГО г.Уфа установлено, что право осуществлять пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок имеют хозяйствующие субъекты с регулируемым тарифом и нерегулируемым тарифом, на основании свидетельств, выданных Управлением транспорта и связи городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Управление транспорта).
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
По смыслу данной нормы запрещаются любые действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из данного положения следует, что органам местного самоуправления запрещено принимать не только акты и совершать действия, которые приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, но и те из них, которые могут привести к таким последствиям, поскольку достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке, соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Из материалов дела следует, что в ходе рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Управлением установлено следующее.
22.04.2015 Советом ГО г.Уфа РБ принято решение №44/13 «Об утверждении положения об управлении транспорта и связи администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (далее – Решение Совета 44/13 от 22.04.2015), где одним из основных задач Управления транспорта является формирование маршрутной сети городского пассажирского транспорта путем открытия новых, изменения существующих автобусных, трамвайных, троллейбусных маршрутов (п.2.3).
Одной из функций Управления транспорта является осуществление мероприятий по организации работы межведомственной городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения на территории городского округа (п.3.8).
Согласно ч. 1 ст.11 Федерального закона от 13.07.2015г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ №220, Федеральный закон № 220-ФЗ), муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст.12 ФЗ № 220, порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений настоящего Федерального закона в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя либо муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч. 1, 2 ст.18 ФЗ № 220, изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по муниципальному маршруту регулярных перевозок, допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок. Уполномоченный орган местного самоуправления, установивший муниципальный маршрут регулярных перевозок, в отношении которого принято решение об изменении вида регулярных перевозок, обязан уведомить об этом решении юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, уполномоченного участника договора простого товарищества, осуществляющего регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.
Положение о порядке установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан утверждено Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от26.02.2016г. № 58/2 «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан».
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.02.2016 №58/2 «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории ГО г.Уфа РБ» утверждены: «Положение об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории ГО г.Уфа РБ» (далее — Приложение 1 к Решению Совета №58/2 от 26.02.2016) и «Положение о порядке установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан (приложение №2 к Решению Совета №58/2 от 26.02.2016) (далее – также Порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов, Порядок).
Как следует из части 1.3 Приложения 1 к Решению Совета №58/2 от 26.02.2016, цель настоящего Положения: создание перевозчикам равных условий для осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок городского округа; организацию уполномоченным органом открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории городского округа.
Согласно ч.1.1 Приложения 2 к Решению Совета №58/2 от 26.02.2016, настоящее Положение устанавливает единый на всей территории ГО г.Уфа РБ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок ГО г.Уфа РБ, порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене муниципальных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении маршрутов, основания для отмены муниципальных маршрутов.
Согласно ч. 5 Решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 26.02.2016г. № 58/2, уполномоченным органом городского округа город Уфа Республики Башкортостан на осуществление функций по организации транспортного обслуживания населения является отраслевое (функциональное) подразделение Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Управление транспорта (далее -Уполномоченный орган).
Согласно ч.2.2 Приложения 2 к Решению Совета №58/2 от 26.02.2016, установление муниципального маршрута рассматривается межведомственная городская комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения на территории городского округа (далее - МВК), которая определяет:
- целесообразность организации муниципального маршрута;
- проект схемы движения по муниципальному маршруту;
- дорожные условия на всем протяжении муниципального маршрута на основании акта комиссионного обследования.
Уполномоченный орган, с учетом протокола МВК об установлении муниципального маршрута, принимает решение об установлении муниципального маршрута и внесении сведений о нем в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа.
Как следует из частей 2.1, 3.1, 4.1 Приложения 2 к Решению Совета №58/2 от 26.02.2016, при установлении, изменении, отмене муниципальных маршрутов учитываются ряд факторов, установленных такими нормами права, где в том числе согласно п.п.2.2 установление муниципального маршрута рассматривается МВК, которая определяет: целесообразность организации муниципального маршрута; проект схемы движения по муниципальному маршруту; дорожные условия на всем протяжении муниципального маршрута на основании акта комиссионного обследования.
Согласно п.4.2. Приложения 2 к Решению Совета №58/2 от 26.02.2016, решение уполномоченного органа об отмене муниципального маршрута выносится с учетом решения МВК о целесообразности существования муниципального маршрута.
В силу Постановления Администрации №294 от 14.03.2016 «О межведомственной городской комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (с изменениями на 11 февраля 2019 года)» состав Комиссии утверждается распоряжением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (п.6).
Согласно п.10 данного постановления решения Комиссии принимаются открытым голосованием и считаются принятыми, если за них проголосовали более половины членов Комиссии, присутствующих на заседании. При равенстве голосов членов Комиссии голос председательствующего на заседании является решающим.
Согласно п.11 данного постановления решения Комиссии, принятые в соответствии с ее компетенцией, направляются на рассмотрение и принятие соответствующих правовых актов в Совет городского округа, в Администрацию городского округа, контрольно-надзорные органы в соответствии с их компетенцией.
Согласно имеющимся в материалах дела протоколам в состав МВК входит, в том числе представители хозяйствующих субъектов, являющийся пассажирским перевозчиком в городском округе г.Уфа.
Исходя из анализа протоколов МВК следует, что МВК влияет на организацию транспортного обслуживания населения, наделена рядом полномочий, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов в организации перевозочного процесса.
Решения принятые МВК являются основаниями для Управления транспорта определять необходимость тех или иных городских маршрутов, формирование городских маршрутов, изменение схем движения действующих маршрутов, увеличивают риски ведения предпринимательской деятельности, а также подменяют конкурентно-рыночный механизм хозяйствования перевозчиков, то есть приводят к ограничению конкуренции в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров в г. Уфа.
Действия и решения МВК могут привести к выходу с рынка действующих перевозчиков и установление барьеров для входа на рынок новых, то есть к сокращению их числа на рынке регулярных пассажирских перевозок на территории ГО г.Уфа.
Включение в состав МВК хозяйствующих субъектов создает для него возможность воздействовать на общие условия оказания услуг на товарном рынке по перевозке пассажиров, что может повлечь ограничение конкуренции.
Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» постановлено, что дальнейшее развитие конкуренции и недопущение монополистической деятельности является приоритетным направлением деятельности в т.ч. исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - Национальный план).
Целью государственной политики по развитию конкуренции являются:
а) повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен;
б) повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов;
в) стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности.
В качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции определены:
а) сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством;
б) обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации;
в) обеспечение развития малого и среднего предпринимательства;
г) направленность государственных инвестиций на развитие конкуренции.
В планируемых изменениях касающихся пассажирских перевозок усматривается противоречие Национальному плану.
В силу принятого Администрацией городского округа г. Уфа РБ 21.01.2019 Постановления N 77 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2019 - 2023 годы" (далее – Постановление№77), утвержден Документ планирования, где в п. 2.2. указано, что в 2018 году Реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа город Уфа Республики Башкортостан было закреплено 149 регулярных маршрутов, из которых 34 маршрута электротранспорта и 115 маршрутов автомобильного транспорта. Право на осуществление регулярных перевозок уполномоченным органом местного самоуправления было предоставлено 14 перевозчикам: 10 юридическим лицам и 4 индивидуальным предпринимателям.
Из 115 автобусных маршрутов фактически по 71 маршруту осуществляли перевозки юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие свидетельства об осуществлении перевозок и карты маршрутов, остальные маршруты либо не обслуживались перевозчиками, либо по ним осуществляли перевозки лица, не имеющие правоустанавливающих документов, выдаваемых уполномоченным органом местного самоуправления. Общее количество транспортных средств, осуществлявших регулярные перевозки на территории городского округа город Уфа составляло в 2018 году 3150 единиц, из них 1420 транспортных средств принадлежали перевозчикам, 1300 транспортных средств были задействованы лицами, осуществлявшими перевозки без свидетельств и карт маршрутов.
Документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2019 - 2023 годы разработан на основании Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Стратегии развития городского округа город Уфа Республики Башкортостан, генерального плана городского округа город Уфа Республики Башкортостан, муниципальной программы «Развитие транспортного обслуживания населения городского округа город Уфа Республики Башкортостан».
С целью развития транспортной сети города Администрацией на первое и второе полугодие 2019 г, а также в первом полугодии 2020 г. было запланировано изменение муниципальных маршрутов (п.3.1.2); отмена муниципальных маршрутов регулярных перевозок с нерегулируемым тарифом, в связи с изменением вида регулярных перевозок (п.3.1.3.1); отмена муниципальных маршрутов автомобильного и городского наземного электрического транспорта, в целях исключения дублирования маршрутов и последующего установления востребованных населением маршрутов (п.3.1.3.2); изменение вида регулярных перевозок на отдельных муниципальных маршрутах (п.3.1.4)
09.08.2017 был заключен Государственный контракт №401717 между Государственным комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству и ООО «СПб ИТС» на выполнение научно-исследовательской работы по разработке проекта «Развитие регулярных пассажирских перевозок автомобильным и городским электрическим транспортом по территории РБ» Этап 3. (Разработка комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения пассажирским транспортом на Территории проектирования (далее - Отчет НИР).
В главе 1 «Разработка принципов формирования новой маршрутной сети регулярных перевозок пассажирским транспортом на территории г.Уфа» указано, что рост доходности муниципальных предприятий обеспечивается ростом транспортной работы за счет снижения дублирования маршрутной сети и ликвидации доли спроса на передвижения, обслуживаемой нелегальными привозчиками. Снижение избыточности уровня дублирования маршрутной сети является одним из принципов оптимизации маршрутной сети г.Уфа.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона № 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, это же относится и к смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, начальный остановочный пункт по которым расположен в границах данных субъектов Российской Федерации (ч.1 статьи 13 Закона № 220-ФЗ).
Деятельность перевозчиков без установленного маршрута и соответствующего разрешения на его обслуживание законодательством не допускается.
Согласно части 1 статьи 17 Закона № 220-ФЗ где указано, что наряду с маршрутами перевозок по регулируемым тарифам уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать маршруты регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
В приведенной в оспариваемом решении Таблице 1 «Маршруты осуществляющие регулярные пассажирские перевозки по регулируемым тарифам и нерегулируемым тарифам в ГО г.Уфа с изменениями маршрутов или отменами их в перспективе» указано, что в Отчете НИР для оптимизации работы маршрутов, следует рассматривать дублирующие маршруты с нерегулируемым тарифом как один - с регулируемым тарифом, сохраняя за ним номер маршрута с регулируемым тарифом. При этом подвижной состав сохраненного маршрута необходимо усилить, увеличить уменьшив интервал движения.
Действия по оптимизации маршрутной сети г.Уфа исходя из Отчета НИР осуществлялись в соответствии с Разделом 3.1.3.1. Документа планирования, где предусмотрено отмена муниципальных маршрутов регулярных перевозок с нерегулируемым тарифом в связи с изменением вида регулярных перевозок, в выгоду одному хозяйствующему субъекту с установленным регулируемым тарифом - ГУП «Башавтотранс». Дублирующие маршруты по нерегулируемому тарифу должны быть отменены. Маршруты где отсутствуют пассажирские перевозки по регулируемому тарифу, однако осуществляют перевозки по нерегулируемому тарифу должны в полном объеме перейти на регулируемый тариф.
Установлено, что в целях оптимизации маршрутной сети г.Уфа было допущено устранение с него хозяйствующих субъектов, ограничение конкуренции и создание преимущественных условий конкретному хозяйствующему субъекту на рынке пассажирских перевозок в г.Уфа.
Таким образом, суд соглашается с выводами антимонопольного органа о том, что планируемая, частично реализованная отмена маршрутов с нерегулируемым тарифом автобусных перевозок является ограничивающим конкуренцию действием по фактическому установлению запрета в отношении осуществления данного вида деятельности (производства товара), не допустимым в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно письменным пояснениям Управления транспорта (исх.№94.04.01990 от 04.12.2020) действия по отмене и изменению вида регулярных перевозок муниципальных маршрутов регулярных перевозок в соответствии с Документом планирования в редакции от 21.01.2019г.
Управлением транспорта до настоящего времени не проводились, будут проводиться после окончания действия свидетельств.
В марте 2020г. Управление транспорта Постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.03.2020г. № 333 внесло изменения в Документ планирования.
Согласно п.3.1. Документа планирования в период действия Комплексного плана предусмотрено:
установление 21 муниципального маршрута с регулируемым тарифом, определение по ним перевозчиков;
изменение вида регулярных перевозок по 20 муниципальным маршрутам путем замены нерегулируемого тарифа на регулируемый, определение перевозчиков по данным маршрутам по результатам муниципальной закупки;
исключение из Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа город Уфа Республики Башкортостан 34 маршрутов автомобильного транспорта и 8 маршрутов городского наземного электрического транспорта (отмена маршрутов).
В результате реализации мероприятий городская маршрутная сеть сократится на 13% и будет содержать 129 муниципальных маршрутов, из них 103 маршрута автомобильного транспорта, из которых 70 маршрутов с регулируемым тарифом и 33 маршрута с нерегулируемым тарифом.
Маршруты с порядковыми номерами регулярных перевозок с нерегулируемым тарифом №№ 202, 207, 208, 209, 210, 212, 214, 215, 216, 220, 221, 222, 224, 226, 228, 229, 230, 232, 233, 235, 249, 251, 256, 262к, 266, 270, 272, 277, 285, 288, 227, 248, 225.
Согласно п. 3.1.2 Документа планирования в редакции от 13.03.2020г. в 2019 были отменены маршруты регулярных перевозок №№ 73с, 110м (нерегулируемый тариф), 217, 219а, 221к, 231, 231а, 236, 238, 240, 255, 257, 261, 263, 267, 268, 273, 275, 278, 282, 287, 292, 293, 296, 299, 221.
В 2021 планируется отменить маршруты регулярных перевозок №№25, 52с, 201, 223, 234, 239, 260, 269.
Согласно п. 3.1.3 Документа планирования в редакции от 13.03.2020г. после окончания действия свидетельств муниципальных маршрутов регулярных перевозок №№ 3, 25а, 55с, 203, 204, 205, 206, 211, 213, 218, 242, 243, 244, 252, 253, 257к, 258, 264, 290, 291, 298 в 2021г. маршруты подлежат изменению, а именно вид регулярных перевозок с нерегулируемого тарифа на регулируемый тариф.
Согласно имеющимися в материалах дела пояснениям Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству (исх.№10-11/82 от 29.07.2020), а также переписки между ГУП «Башавтотранс» и Управлением транспорта (вх№ 10-1-08/2283 от 23.05.2019) установлено, что по ряду направлений, в полном объеме восполнить недостающее количество транспорта ГУП «Башавтотранс» не удалось, что привело к жалобам и обращениям граждан о некачественном оказании услуг пассажирских перевозок, выразившееся в не соблюдении интервала движения автобусов, загруженности салонов автобусов в пиковое время, срывания рейсов пассажирских перевозок по причине неисправных автобусов, недостатка необходимого количества автобусов.
Таким образом, исходя из вышеуказанного, наличие оснований изменения и отмены дублирования муниципальных маршрутов, а также изменения вида тарифа на регулярных маршрутах не имеется в связи тем, что регулярные перевозки по регулируемому тарифу осуществляет только один государственный перевозчик - ГУП «Башавтотранс». Следовательно, в документ планирования действия по отмене ряда маршрутов либо изменения вида тарифа устраняет конкурирующих с ГУП «Башавтотранс» хозяйствующих субъектов, что противоречит требованиям настоящего законодательства.
Более того, нормативно-правовые акты, утвержденные Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.02.2016 №58/2, в том числе, Порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов, такого понятия как «дублирование маршрута» не содержат. В таких актах также не определено, что установление, изменение, отмена муниципальных маршрутов проводится в соответствии с документом планирования.
Как следует из Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа город Уфа Республики Башкортостан автобусный маршрутный транспорт по пассажирским перевозкам является конкурентной сферой.
Таким образом, Администрацией при утверждении Документа планирования хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на рынке перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам с регулируемым тарифом предоставлено преимущество по сравнению с хозяйствующим субъектом, осуществляющим пассажирские перевозки по нерегулируемому тарифу, выразившееся в отмене и планировании отмены ряда маршрутов с нерегулируемым тарифом, а также изменения вида тарифа ряда маршрутов с нерегулируемого на регулируемый тариф.
Наличие указанных выше фактов может привести, в том числе к предоставлению преимуществ тому или иному хозяйствующему субъекту, действующему на рынке пассажирских перевозок, и установлению дискриминационных условий либо препятствий для входа на рынок пассажирских перевозок городского округа город Уфа Республики Башкортостан, что в свою очередь, может привести к ограничению, устранению и (или) недопущению конкуренции на рынке пассажирских перевозок на территории ГО г.Уфа Республики Башкортостан, что противоречит Указу Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции.
Письмом от 27.08.2020 № ИА/73877/20 «О реформе городского транспорта» адресованного Руководителям субъектов Российской Федерации, ФАС России, в частности, отмечает о недопустимости формирование монополии или установлению доминирования какого-либо перевозчика на рынке, с долей свыше 35%. При сохранении множественности перевозчиков органы власти контролируют эффективность и качество их работы за счет возможности отказа за услуг неэффективной компании. В случае монополии такая возможность может быть утрачена, и уже органы власти могут попасть в политическую зависимость от ее деятельности.
Недопустимы преференции в виде явных или скрытых субсидий муниципальным или государственным предприятиям или подконтрольным акционерным обществам, которые ставят частных перевозчиков в неравное положение и ограничивают конкуренцию. Доля последних должна поэтапно увеличиваться, в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».
На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дела №002/01/15-845/2020, учитывая совокупность имеющихся доказательств, верно квалифицировала действия Администрации как нарушение пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившихся в предоставлении преимуществ тому или иному хозяйствующему субъекту, действующему на рынке пассажирских перевозок, что может привести к ограничению, устранению и (или) недопущению конкуренции.
Выводы УФАС по РБ являются верными, соответствуют требованиям действующего законодательства.
Доводы заявителя о том что, изменение вида с нерегулируемого тарифа на регулируемый тариф никак не может расцениваться как предоставление преимущественных условий только ГУП «Башавтотранс» РБ, так как перевозку по регулируемым тарифам осуществляет данный перевозчик, судом отклоняются как необоснованные.
В документ планирования действия по отмене ряда маршрутов либо изменения вида тарифа устраняет конкурирующих с ГУП «Башавтотранс» хозяйствующих субъектов, что противоречит запретам установленным антимонопольным законодательством. Более того, нормативно-правовые акты, утвержденные Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26.02.2016 №58/2, в том числе, Порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов, такого понятия как «дублирование маршрута» не содержат.
Таким образом, Администрацией при утверждении Документа планирования хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на рынке перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам с регулируемым тарифом предоставлено преимущество по сравнению с хозяйствующим субъектом, осуществляющим пассажирские перевозки по нерегулируемому тарифу, выразившееся в отмене и планировании отмены ряда маршрутов с нерегулируемым тарифом, а также изменения вида тарифа ряда маршрутов с нерегулируемого на регулируемый тариф.
Довод Администрации о том, что в полномочия антимонопольного органа не входит право требовать от органов власти разрабатывать новую редакцию правового акта, направлять на согласование данный правовой акт и требовать утверждения правового акта после согласования с антимонопольной службой, судом отклоняется исходя из следующего.
Согласно ч.1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:
- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства (п. 1 ч.1 ст.23);
- выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания:
а) об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство;
б) о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство;
в) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции;
г) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
д) о ликвидации унитарного предприятия, которое создано или виды деятельности которого изменены с нарушением требований настоящего Федерального закона и которое не осуществляет виды деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 35.1 настоящего Федерального закона;
е) о принятии мер по прекращению унитарным предприятием деятельности, которая осуществляется с нарушением требований настоящего Федерального закона (п.3 ч.1 ст.23);
В соответствии с пунктом 34 Постановления Пленума ВС РФ №2 от 04.03.2021 г угроза наступления неблагоприятных последствий для конкуренции в результате принятия правовых актов, совершения действий (бездействия) предполагается и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом в случаях нарушения запретов, прямо сформулированных в частях 1-3 статьи 15 Закона, в частности в случаях установления органами публичной власти и иными указанными в данной норме лицами запретов (введения ограничений) в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров, установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Остальные доводы заявителя судом отклоняются как несостоятельные и основанные на неверном толковании норм права.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона N 135-ФЗ антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Частью 4 статьи 41 Федерального закона N 135-ФЗ определено, что на основании решения комиссия выдает предписание.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает ответчику предписание, которое, в силу пункта 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, направлено на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.
Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено полномочие антимонопольного органа выдавать органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания, в том числе об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Из содержания данных норм следует, что антимонопольный орган самостоятельно определяет меры, которые необходимо применить для прекращения нарушений антимонопольного законодательства.
В данном случае предписание выдано на основании решения, которым установлено нарушение антимонопольного законодательства, и соответствует требованиям статьи 23 Закона №135-ФЗ, выданное предписание соответствует характеру выявленных нарушений и направлено на их устранение.
Принимая во внимание, что вынесение оспоренного решения и предписания произведено УФАС по РБ в пределах предоставленной этому органу компетенции, выводы, содержащиеся в оспоренном по настоящему делу решении антимонопольного органа законны, предписание отвечает критериям конкретности и исполнимости, предъявляемым к ненормативным правовым актам такого рода, оснований для признания их несоответствующим закону не имеется, что исключает возможность признания такого решения и предписаний недействительными.
С учетом изложенного, решение УФАС по РБ по делу №002/01/15-845/2020 от 29.12.2020 года и предписание №002/01/15-845/2020 от 29.12.2020 года являются обоснованными и правомерными. Совокупности условий для признания решения и предписания антимонопольного органа недействительными (одновременное несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в экономической деятельности) не имеется.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении за явленного требования.
При таких обстоятельствах, заявленные Администрации городского округа г. Уфа РБ требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Администрации городского округа г. Уфа РБ к Управлению Федеральной антимонопольной службы по РБ о признании недействительными решения №002/01/15-845/2020 от 29.12.2020 года и предписания №002/01/15-845/2020 от 29.12.2020 года - отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Р.Н. Сафиуллина