ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-474/11 от 31.03.2011 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

  Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а,

тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, e-mail: sud@ufanet.ru, сайт www.ufa.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа

«07» апреля 2011 г. Дело №А07-474/2011

Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 07 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе:

судьи Ахметовой Г.Ф., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калмантаевой А.Т., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ООО «Нефтегазстройальянс» (ОГРН 1080277011374; ИНН 0277100118)

к Межрайонной ИФНС России №33 по Республике Башкортостан (ОГРН 1070277070005; ИНН 027088277)

о признании недействительными решений налогового органа

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан

с участием в судебном заседании:

от заявителя: Щаюк А.В., доверенность от 27.10.2010г.;

от ответчика: Исламгулова Э.Р., доверенность от 29.12.2010г. №11-06/29221;

от третьего лица: Ишбулатов P.P., доверенность от 11.01.2011г. №1429.

ООО «Нефтегазстройальянс» (далее – Общество) обратилось с Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об отмене решения Межрайонной ИФНС России №33 по Республике Башкортостан (далее – Инспекция) от 07.10.2009г. №5307 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения от 07.10.2010г. №69 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в размере 131207 руб. с привлечением в качестве 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан (далее – Управление).

Заявитель в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил заявленные требования, просил признать недействительными решения Межрайонной ИФНС России №33 по Республике Башкортостан от 07.10.2009г. №5307 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения от 07.10.2010г. №69 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость в размере 131207 руб. Уточнение судом принято. Дело рассмотрено с учетом уточненных требований.

Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС России № 33 по Республике Башкортостан проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации ООО «Нефтегазстройальянс» по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2010 года от 14.05.2010г., в которой обществом заявлено право на возмещение налога в сумме 290592 руб.

По результатам проверки был составлен акт камеральной налоговой проверки № 13527 от 27.08.2010г. и вынесены решения № 84 от 07.10.2010г. о возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, № 67 от 07.10.2010г. об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, и № 5307 от 07.10.2010г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно решениям от 07.10.2010г. №84 обществу возмещен налог на добавленную стоимость в сумме 159385 руб. и №67 отказано в возмещении налога в размере 131207 руб.

Решением Инспекции от 07.10.2010г. №5307 предприятию предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Основанием для вынесения инспекцией указанных решений (в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость) послужил вывод о необоснованном применении предприятием налоговой ставки 0% в отношении товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта в Республику Таджикистан, поскольку обществом в нарушение статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не представлен контракт, заключенный с иностранным покупателем на поставку товаров на экспорт.

Заявителем в порядке ст. 101.2 НК РФ была подана апелляционная жалоба в УФНС России по РБ. Решением руководителя Управления ФНС России по РБ № 763/16 от 09.12.2010г. указанная жалоба была оставлена без удовлетворения, а решения Инспекции – без изменения.

ООО «Нефтегазстройальянс» считает оспариваемые решения Инспекции незаконными.

В обоснование своих требований указывает, что ООО «Нефтегазстройальянс» был заключен агентский договор №1 от 16.11.2009г. с иностранным лицом ОсОО «Нефтегазстройальянс» на экспорт товара за границу. Согласно договору и дополнительным соглашениям к нему от 16.11.2009г. от 19.02.2010г. с отгрузочными реквизитами в адрес конкретных покупателей товар вывозился на экспорт самим поставщиком (ООО «Нефтегазстройальянс»).

Обществом ссылается на то, что в ходе проведения камеральной налоговой проверки были представлены документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0 %, а именно: агентский договор № 1 от 16.11.2009г., дополнительные соглашения к нему от 16.11.2009г. и от 19.02.2010г. с отгрузочными реквизитами в адрес конкретных покупателей, ГТД № 10401060/160310/0001094 с отметками таможенных органов о вывозе товара за пределы территории РФ, транспортная накладная № АЕ 899708, выписка банка, подтверждающая поступление выручки на расчетный счет экспортера-принципала. Заявитель отмечает, что представленные на проверку документы Инспекцией проверены и не оспорены.

Инспекция и Управление с требованием заявителя не согласны. Указывают, что ООО «Нефтегазстройальянс» в подтверждение правомерности применения налоговой ставки 0 процентов в отношении товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта в Республику Таджикистан, были представлены: ГТД № 10401060/160310/0001094 и накладная от 15.03.2010, подтверждающие вывоз товаров; выписка Башкирского отделения Сбербанка России № 8598 за период с 25.02.2010 по 19.04.2010, подтверждающая поступление денежных средств на расчетный счет налогоплательщика.

Инспекция считает, что вместо предусмотренного пп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ контракта, оформленного с иностранным лицом на поставку товара, Обществом представлен агентский договор от 16.11.2009 № 1.

По мнению Инспекции, заявитель, представив агентский договор без договора купли-продажи, не доказал факт перехода права собственности на товар иностранному покупателю, следовательно, им не доказан факт обоснованного применения налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной п. 1 ст. 164 НКРФ.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы, представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;

3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 165 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров через агента по агентскому договору для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговые органы представляются:

1) агентский договор (копия договора);

2) контракт лица, осуществляющего поставку товаров на экспорт по поручению налогоплательщика (в соответствии с агентским договором), с иностранным лицом на поставку товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации;

3) выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика или комиссионера (поверенного, агента) в российском банке.

4) документы, предусмотренные подпунктами 3-4 пункта 1 статьи 165 НК РФ.

Инспекция, отказывая в возмещении НДС в сумме 131207 руб. обосновывает свой вывод тем, что агентский договор не является договором прямой поставки, поскольку не содержит информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции и не доказывает факт перехода права собственности на товар иностранному покупателю.

Между тем исходя из требований Налогового Кодекса РФ с учетом положений ст. 147 и п.1 ст. 165 НК РФ налогообложение по ставке 0% производится при условиях: отгрузка должна быть осуществлена с территории Российской Федерации и при наличии договора поставки товара на экспорт между налогоплательщиком и иностранным лицом, то есть между субъектами разных государств, с информацией об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции.

Как следует из материалов дела, Обществом был заключен договор с иностранной фирмой, по которому товар был вывезен с территории Российской Федерации в режиме экспорта непосредственно в адрес конкретного покупателя за рубежом с указанием условий поставки, сроках, цене и виде продукции, что является прямой поставкой, поскольку соблюдены все требования для обоснования применения ставки НДС 0%, установленные ст. 147 и пп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ в отношении прямых поставок за рубеж.

Согласно договору и дополнительным соглашениям к нему от 16.11.2009г. от 19.02.2010г. с отгрузочными реквизитами в адрес конкретных покупателей товар вывозился на экспорт самим поставщиком (ООО «Нефтегазстройальянс») за пределы РФ.

Обществом в ходе проведения камеральной налоговой проверки были представлены документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0 %, а именно: агентский договор № 1 от 16.11.2009г., дополнительные соглашения к нему от 16.11.2009г. и от 19.02.2010г. с отгрузочными реквизитами в адрес конкретных покупателей, ГТД № 10401060/160310/0001094 с отметками таможенных органов о вывозе товара за пределы территории РФ, транспортная накладная № АЕ 899708, выписка банка, подтверждающая поступление выручки на расчетный счет экспортера-принципала.

Налоговый кодекс РФ не связывает право на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке ноль процентов с моментом перехода права собственности по товарно-экспортной операции.

Под отгрузкой товара в гл. 21 НК РФ понимается не переход права собственности на товар, а его фактическая отгрузка.

Как гласит п. 1 ст. 39 НК РФ, реализацией товаров (работ, услуг) организацией признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Место и момент фактической реализации товаров (работ, услуг) определяется в соответствии с частью второй НК РФ (п. 2 ст. 39 НК РФ).

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории России.

Местом реализации признается территория Российской Федерации, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации (ст. 147 НК РФ).

При этом п. 1 ст. 167 НК РФ устанавливает, что для целей исчисления НДС моментом определения налоговой базы, является наиболее ранняя из следующих дат:

- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Таким образом, исходя из требований ст. 167 НК РФ моментом реализации товара на экспорт является его фактическая отгрузка, а не переход права собственности на отгруженный товар, следовательно, утверждение налогового органа о необходимости подтверждения перехода права собственности на отгруженный товар не соответствуют требованиям НК РФ.

Доводы Инспекции со ссылкой на п. 2 ст. 165 НК РФ не правомерны, так как подпунктом 2 пункта 2 ст. 165 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров на экспорт через агента предоставляется контракт (копия контракта) лица, осуществляющего поставку товаров на экспорт или поставку припасов по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории Таможенного союза и (или) припасов за пределы Российской Федерации.

Следовательно, исходя из условий пункта 2 статьи 165 НК РФ, агент должен также осуществлять свою деятельность на территории РФ и соблюсти главное требование НК РФ - отгрузить товар на экспорт с территории РФ, поскольку только в этом случае возможно заключение контракта между агентом и иностранным лицом и осуществление поставки товаров на экспорт этим агентом.

Между тем, указанное требование пункта 2 ст. 165 НК РФ к взаимоотношениям между ООО «Нефтегазстройальянс» и агентом не применимо, поскольку агент ОсОО «Нефтегазстройальянс» являясь иностранным лицом, не может отгружать с территории РФ товары на экспорт, а соответственно и заключать контракты на отгрузку товаров с территории РФ.

Требований представления в налоговый орган договоров о реализации товара на внутреннем рынке агента-иностранного лица, то есть на рынке иностранного государства, налоговым законодательством не предусмотрено.

Учитывая, что местом реализации товара в режиме экспорта является Российская Федерация, а факт вывоза на экспорт товара подтвержден соответствующими документами, которые не оспорены Инспекцией, в том числе представлен агентский договор и дополнительные соглашения к нему с реквизитами прямой поставки товара покупателям, то все необходимые требования по подтверждению права на применение ставки 0 % по экспорту обществом соблюдены, суд приходит к выводу о том, что отказ в возмещении НДС в размере 131207 рублей является неправомерным.

При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика в соответствии со ст.ст. 333.21-333.22 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «Нефтегазстройальянс» удовлетворить.

Признать незаконными решения Межрайонной ИФНС России №33 по Республике Башкортостан от 07.10.2010г. №5307 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» и №67 «Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению».

Взыскать с Межрайонной ИФНС России №33 по Республике Башкортостан (ОГРН 1070277070005; ИНН 027088277) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Нефтегазстройальянс» (ОГРН 1080277011374; ИНН 0277100118) судебные расходы по уплате государственной пошлине в сумме 4000 руб. (четыре тысячи руб.)

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Г.Ф. Ахметова