450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
E-mail: a07.info@ufa.arbitr.ru, сайт http://ufa.arbitr.ru/
ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07 - 6 / 4
07 августа 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 05.08.2014
Полный текст решения изготовлен 07.08.2014
Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Решетникова С. А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абдуллиной А.Ф., рассмотрев дело по заявлению
ФИО1 (ИНН <***> )
к Поволжской государственной инспекции пробирного надзора
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – предприниматель, паспорт. ФИО2 представитель по доверенности от 21.03.2013г.
от ответчика: ФИО3 – представитель по доверенности № 40-03-06/1809 от 26.01.2012г.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Поволжской Государственной инспекции пробирного надзора №009-14/06 от 04.03.2014 года о назначении административного наказания по ст.19.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административный орган представил отзыв, указывая на то, что предприниматель правомерно привлечен к административной ответственности.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой Илишевского района РБ в период с 05 по 14 февраля 2014 года проведена проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем ФИО1 установленных правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих.
Проверка проведена по месту расположения ювелирного салона «Изумруд»: Республика Башкортостан, <...>.
Результаты проверки отражены в Актах проверки от 05.02.2014 г. и 14.02.2014 г., составленных помощником прокурора Илишевского района РБ
По результатам проверки, прокурором Илишевского района РБ 14.02.2014 г. вынесено в отношении ИП ФИО1 постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
ИП ФИО1 состоит на специальном учёте в Поволжской государственной инспекции пробирного надзора как организация, осуществляющая операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, о чём ей 16.02.2012 г. выдано Свидетельство о постановке на специальный учёт № 0090003871, сроком действия до 16.10.2017 г.
ИП ФИО1 осуществляет деятельность, связанную с реализацией изделий из драгоценных металлов (розничная торговля ювелирными изделиями, код ОКВЭД: 52.48.22), в рамках чего ею приобретаются ювелирные изделия из драгоценных металлов, которые в последующем реализуются физическим лицам посредством розничной продажи.
Операции по купле-продаже, то есть покупка ювелирных изделий ИП ФИО1, и в дальнейшем смена собственника ювелирных изделий, то есть реализация таких изделий, являются операциями обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.
Административный орган считает неосновательными доводы представителя ИП ФИО1 ФИО2 о том, что деятельность ИП ФИО1 не связана с обращением драгоценных металлов и драгоценных камней, и что ИП ФИО1 не является субъектом вменяемого ей правонарушения.
ИП ФИО1 вменяется, что 05 и 14 февраля 2014 года по адресу: РБ, <...>, ею допущены следующие нарушения Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.09.2001г. № 68н (далее по тексту Инструкция):
1. В нарушение п. 1.7. Инструкции не разработана и не утверждена собственная инструкция, учитывающая специфику выполняемых им операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
2. В нарушение п. 5.7. Инструкции результаты проведённой инвентаризации не внесены в соответствующие графы и строки типовой межведомственной формы № инв-8 «Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них». Акт с 2010 года не составлен и не представлен.
3. В нарушение пункта 6.24 Инструкции ИП ФИО1, как ИП, осуществляющей операции с драгоценными металлами путём совершения сделок купли-продажи драгоценных металлов, не составлен и не представлен отчёт по форме № 2-ДМ «Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов и изделий из них» в предусмотренные этой формой сроки и адреса.
4. В нарушение п. 4.2 Инструкции металлические сейфы и хранилище, в которых осуществляется хранение ювелирных изделий из драгоценных металлов, по окончанию работы не опломбируются (не опечатываются).
Пунктом 1.7. Инструкции установлено, что в соответствии с положениями Инструкции организации разрабатывают и утверждают собственные инструкции, учитывающие специфику выполняемых ими операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Пунктом 5.7. Инструкции установлено, что результаты инвентаризации отражаются в утверждённых Государственным комитетом по статистике РФ типовых межведомственных формах № инв-8 «Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них», № инв-9 «Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них» и № инв-8а «Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в полуфабрикатах, узлах и деталях оборудования, приборах и иных изделиях», которые заполняются по всем предусмотренным в них реквизитам отдельно по местам хранения и использования ценностей и материально ответственным лицам.
Пунктом 6.24. Инструкции установлено, что организации представляют для ведения учета драгоценных металлов и драгоценных камней сведения по формам федерального государственного статистического наблюдения за движением драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по представлению Министерства финансов Российской Федерации, в сроки и адреса, предусмотренные этими формами.
Пунктом 4.2. Инструкции установлено, что несгораемые шкафы, металлические ящики и сейфы, в которых осуществляется хранение драгоценных металлов, драгоценных камней, должны по окончании работы закрываться на замок, опломбироваться или опечатываться и сдаваться под охрану.
Как усматривается из материалов дела, данные требования Инструкции ИП ФИО1 при осуществлении ею операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, не соблюдены.
По результатам проверки 14.02.2014г. прокуратурой в отношении ИП ФИО1 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 19.14 КоАП РФ.
26.11.2013 начальником Инспекцией вынесено постановление № 009-14/006 о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности по статье 19.14 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, воспользовавшись правом на судебную защиту, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Просит применить ст. 2.9 КоАП РФ отменить постановление и ограничиться устным замечанием.
Оценив в порядке ст. 71, 210 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
На основании ст. 19.14 КоАП РФ нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, перевозки, пересылки, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Состав данного административного правонарушения является формальным, объектом которого является порядок извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих.
Его предметом могут быть драгоценные металлы, драгоценные камни или изделия, их содержащие.
С объективной стороны правонарушение выражается в совершении одного или нескольких, указанных в ст. 19.14 Кодекса, противоправных деяний.
Обязательным признаком объективной стороны административного правонарушения является место его совершения. Ответственность за нарушение указанных правил обращения с драгоценными металлами и драгоценными камнями наступает только в том случае, если оно совершено в организациях, уполномоченных совершать операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими.
Субъектом ответственности за совершение этого административного правонарушения могут быть граждане, должностные лица организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, а также сами эти организации как юридические лица.
В рассматриваемой ситуации правовое регулирование осуществляется Федеральным законом от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камней» (далее - Закон № 41-ФЗ), Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 №731 (далее - Правила), и Инструкцией.
Согласно ст. 1 Закона №41-ФЗ к операциям с драгоценными металлами и драгоценными камнями относятся: действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога; изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов и драгоценных камней, их последующей переработке, обработке и использовании; перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, в том числе транспортировка драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней; ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них на территорию Российской Федерации и их вывоз с территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона №41-ФЗ государственное регулирование указанных отношений осуществляется посредством: лицензирования пользования участками недр, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни; преимущественного права приобретения добываемых драгоценных металлов и драгоценных камней для Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, формирования золотого запаса Российской Федерации и государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации; установления требований к учету, хранению, транспортировке драгоценных металлов и драгоценных камней и отчетности о них, а также к порядку осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями; нормативно-правовой регламентации действий организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями на внутреннем и внешнем рынках; специального учета указанных организаций и индивидуальных предпринимателей.
На основании ч. 1 ст. 13 Закона №41-ФЗ Федеральный пробирный надзор осуществляется в целях защиты прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей этих изделий от недобросовестной конкуренции, а также в целях защиты интересов государства.
Федеральный пробирный надзор включает в себя, в том числе, специальный учет организаций, в том числе воинских частей и воинских формирований, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями; постоянный государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации; периодический государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней во всех организациях, осуществляющих указанную деятельность, в том числе в воинских частях и воинских формированиях, а также у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (ч. 2 ст. 13 Закона №41-ФЗ).
В силу ст. 20 Закона № 41-ФЗ драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учету по массе и качеству при добыче, производстве, использования и обращении. Порядок такого учета и отчетности, в том числе регулярное представление осуществляющими производство драгоценных металлов организациями сведений об объемах произведенных им драгоценных металлов в органы государственной статистики, в указанных областях деятельности устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила разработаны в соответствии с Законом №41-ФЗ и в целях обеспечения контроля за движением и сохранностью драгоценных металлов и драгоценных камней при их добыче, производстве, использовании и обращении, устанавливают порядок хранения, учета и ведения отчетности об использовании драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и изделий, их содержащих.
Согласно п. 2 Правил, они распространяются на все юридические лица, в том числе воинские части и воинские формирования, а также на граждан, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, сбора, заготовки, первичной обработки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней, а также использующих изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни (далее именуются - организации).
Учет драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них осуществляется с момента их добычи и извлечения на всех стадиях и операциях технологических, производственных и других процессов, связанных с их использованием и обращением (п. 5 Правил).
В соответствии с п. 6 Правил организации обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей) и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней.
Учет драгоценных металлов и драгоценных камней при их добыче, производстве, использовании и обращении осуществляется по массе и качеству, а также в стоимостном выражении (п. 7 Правил).
На основании п. 16 Правил, инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней при их производстве, использовании и обращении, а также в ломе и отходах, образующихся при использовании драгоценных металлов и драгоценных камней, проводится два раза в год (по состоянию на 1 января и на 1 июля) во всех местах их хранения и использования с проведением технологической зачистки помещений и оборудования.
Хранение драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома и отходов, их содержащих, осуществляется в организациях таким образом, чтобы была обеспечена сохранность их при производстве, переработке, использовании, эксплуатации и транспортировке (п. 17 Правил).
В силу п. 18 Правил хранение драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется в помещениях, отвечающих специальным требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации, устанавливаемым федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 19 Правил организации (в том числе Центральный банк Российской Федерации и кредитные организации) представляют для ведения учета драгоценных металлов и драгоценных камней сведения, за исключением сведений об аффинированных драгоценных металлах и монетах с содержанием драгоценных металлов, учитываемых на балансе Центрального банка Российской Федерации, по формам федерального государственного статистического наблюдения за движением драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по представлению Министерства финансов Российской Федерации, в сроки и адреса, предусмотренные на этих формах.
Министерство финансов Российской Федерации обобщает полученные от организаций сведения и представляет сводные итоги по ним в Государственный комитет Российской Федерации по статистике.
В соответствии с п. 20 Правил Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с настоящими Правилами разрабатывает и утверждает: по согласованию с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации инструкцию о порядке учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, а также ведения отчетности при их добыче и инструкцию о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении; по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации требования по технической укрепленности помещений, предназначенных для хранения драгоценных металлов и драгоценных камней.
На основании инструкций Министерства финансов Российской Федерации организации разрабатывают и утверждают соответствующие инструкции, учитывающие специфику выполняемых ими операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Пунктом 21 Правил предусмотрено, что лица, виновные в нарушении настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении регламентируется Инструкцией.
На основании п. 1.3 Инструкции установленный ею порядок должны соблюдать все юридические лица, независимо от форм собственности, в том числе воинские части и воинские формирования, а также граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющие свою деятельность в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, сбора, заготовки, первичной обработки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней, а также использующие изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни (далее - организации).
Так, в соответствии с положениями настоящей Инструкции организации разрабатывают и утверждают собственные инструкции, учитывающие специфику выполняемых ими операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями (п. 1.7 Инструкции).
Организации обязаны, в том числе, иметь лицензии на виды деятельности, лицензирование которых предусмотрено законодательством Российской Федерации; встать на специальный учет в соответствующей государственной инспекции пробирного надзора; беспрепятственно допускать к проверке при предъявлении предписаний и служебных удостоверений представителей органов государственного контроля, представлять необходимую им документацию; вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней и проводить в установленные сроки их инвентаризацию (п. 1.8 Инструкции).
Также в силу п. 1.8 Инструкции организации обязаны представлять сведения по формам федерального государственного статистического наблюдения за движением драгоценных металлов и драгоценных камней в порядке и сроки, установленные Госкомстатом России; осуществлять хранение драгоценных металлов и драгоценных камней в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
На основании п. 4.2 Инструкции, хранение драгоценных металлов и драгоценных камней, продукции и изделий из них, а также их лома и отходов осуществляется в помещениях, отвечающих требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации, устанавливаемым федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вскрытие их по мере необходимости производится материально ответственным лицом. В отсутствие материально ответственного лица вскрытие производится комиссионно с разрешения руководителя организации, с составлением акта.
Кладовые, где осуществляется хранение драгоценных металлов, драгоценных камней, их лома и отходов, а также несгораемые шкафы, металлические ящики и сейфы должны по окончании работы закрываться на замок, опломбироваться или опечатываться и сдаваться под охрану.
Не допускается хранение драгоценных металлов и драгоценных камней вместе с другими материалами.
Кроме того, согласно п. 6.24 Инструкции, организации представляют для ведения учета драгоценных металлов и драгоценных камней сведения по формам федерального государственного статистического наблюдения за движением драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по представлению Министерства финансов Российской Федерации, в сроки и адреса, предусмотренные этими формами.
Министерство финансов Российской Федерации обобщает полученные от организаций сведения и представляет сводные итоги по ним в Государственный комитет Российской Федерации по статистике.
Госкомстатом России разработаны следующие формы федерального государственного статистического наблюдения: № 1-дм - «Сведения об остатках, поступлении и расходе природных, синтетических алмазов и сверхтвердых материалов в инструменте, порошках и пастах»; № 2-дм – «Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов и изделий из них»; Приложение к форме № 2-дм - «Сведения об остатках, поступлении и сдаче в Госфонд России драгоценных металлов в виде лома и отходов»; № 2-дм (давальческое сырье) - «Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов и их солей, полученных для выполнения давальческих заказов и централизованных поставок»; № 3-дм - «Сведения об остатках, поступлении и расходе природных алмазов на изготовление алмазных инструментов и бриллиантов»; № 4-дм - «Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов, содержащихся в составе приборов, оборудования и других изделий»; № 5-дм - «Сведения о поступлении драгоценных металлов в Госфонд России в виде лома и отходов».
Федеральная служба государственной статистики п. 1 своего постановления от 14.11.2007 № 88 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минфином России статистического наблюдения за поступлением, расходом и остатками алмазов, драгоценных металлов и изделий из них» утвердила представленные Министерством финансов Российской Федерации прилагаемые формы федерального государственного статистического наблюдения с порядками по их заполнению и представлению для сбора и обработки данных в системе Минфина России (Гохраном России) и ввела их в действие:
годовые с отчета за 2007 год: № 1-ДМ «Сведения об остатках, поступлении и расходе алмазов в инструменте, порошках и пастах"; № 2-ДМ (давальческое сырье) «Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов, полученных для выполнения давальческих заказов»; №4-ДМ «Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов, содержащихся в составе приборов, оборудования и других изделий»; полугодовые, годовые с отчета за январь - декабрь 2007 года: № 2-ДМ «Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов и изделий из них»; Приложение к форме № 2-ДМ «Сведения об остатках, поступлении и сдаче драгоценных металлов в виде лома и отходов для последующей переработки и аффинажа»;
квартальную, годовую с отчета за январь - декабрь 2007 года: № 5-ДМ «Сведения о поступлении лома и отходов и производстве из них аффинированных драгоценных металлов».
Пунктом 2 этого Постановления Росстат установил представление государственной статистической отчетности по указанным в п. 1 настоящего Постановления формам федерального государственного статистического наблюдения в адреса и сроки, установленные в формах: № 1-ДМ - юридическими лицами, физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальными предпринимателями), осуществляющими операции с драгоценными камнями; № 2-ДМ (давальческое сырье) - юридическими лицами, физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальными предпринимателями), осуществляющими изготовление изделий, полуфабрикатов, солей и кислот из давальческих драгоценных металлов; № 4-ДМ - юридическими лицами, физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальными предпринимателями), имеющими в своем распоряжении основные средства, покупные комплектующие изделия, кино-, фото-, рентгеноматериалы, кабельную продукцию, серебряно-цинковые элементы питания (аккумуляторы), запасные части и другие материальные ценности, в составе которых содержатся драгоценные металлы; № 2-ДМ - юридическими лицами, физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальными предпринимателями), осуществляющими операции с драгоценными металлами; Приложение к форме № 2-ДМ - юридическими лицами, физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальными предпринимателями), осуществляющими операции с драгоценными металлами и их сдачу в виде лома и отходов; № 5-ДМ - юридическими лицами, осуществляющими аффинаж.
В соответствии с п. 5.1 Инструкции инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней при их производстве, использовании и обращении, а также в ломе и отходах, образующихся при использовании драгоценных металлов и драгоценных камней, проводится два раза в год (по состоянию на 1 января и на 1 июля) во всех местах их хранения и использования с проведением технологической зачистки помещений и оборудования.
Пунктом 5.7. Инструкции установлено сведения о фактическом наличии драгоценных металлов и драгоценных камней по каждому отдельному наименованию материальных ценностей записываются в акты инвентаризации (описи), составляемые не менее чем в двух экземплярах, один из которых передается материально ответственному лицу. Комиссия отражает результаты инвентаризации в утвержденных Государственным комитетом по статистике Российской Федерации типовых межведомственных формах N инв-8 "Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них", N инв-9 "Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них" и N инв-8а "Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в полуфабрикатах, узлах и деталях оборудования, приборах и иных изделиях", которые заполняются по всем предусмотренным в них реквизитам отдельно по местам хранения и использования ценностей и материально ответственным лицам.
Из дела видно, что прокурором и инспекцией в ходе проверки установлены совершенные предпринимателем следующие нарушения: не разработана и не утверждена собственная инструкция, учитывающая специфику выполняемых им операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, чем нарушен п. 1.7 Инструкции; результаты проведённой инвентаризации не внесены в соответствующие графы и строки типовой межведомственной формы № инв-8 «Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них». Акт с 2010 года не составлен и не представлен, чем нарушен п. 5.7. Инструкции; не опломбируются (не опечатываются) металлический сейф и хранилище, в которых осуществляется хранение ювелирных изделий из драгоценных металлов, по окончании работы, чем нарушен п. 4.2 Инструкции; не составлен и не представлен отчет по форме № 2-ДМ «Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов и изделий из них» в предусмотренные этой формой сроки и адреса Гохран России и Росстат, чем нарушен п. 6.24 Инструкции.
Нарушение заявителем п. 5.7 и п. 6.24Инструкции суд полагает недоказанным, поскольку ни прокурором, ни инспекцией не установлены и в соответствующих постановлениях не отражены сроки составления и представления отчета по форме № 2-ДМ «Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов и изделий из них» в адреса Гохран России и Росстат, а также не указано, какие именно это отчеты - квартальные, полугодовые, годовые.
Также в постановлении не указаны периоды нарушения невнесения информации в акты типовой межведомственной формы № инв-8 (в соответствии с п. 5.1 Инструкции)
Так, если для составления и представления вышеуказанного отчета по форме № 2-ДМ и № инв-8 соответствующей формой установлены конкретные даты (периоды), то их следует определять для каждого конкретного случая с целью расчета срока давности привлечения к соответствующей административной ответственности - такие правонарушения не могут быть длящимися.
Суд приходит к выводу о том, что материалами проверки подтверждены два из четырех, вмененных предпринимателю, нарушений действующего законодательства о драгоценных металлах и камнях, а именно, нарушения п. 1.7 и 4.2 Инструкции, что предпринимателем не отрицается в судебном заседании.
Материалами дела установлено наличие в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.14 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ № 10) разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В силу пункта 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.
Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
С учетом изложенного статья 2.9 КоАП РФ является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренному указанным Кодексом, если судья или орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным в конкретных обстоятельствах.
Следовательно, применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении является правом суда.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Сам по себе факт нарушения Инструкции не свидетельствует о наличии существенной угрозы государственным интересам, данное обстоятельство подлежит выяснению и доказыванию административным органом в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела.
В рассматриваемом случае инспекцией не предъявлено достаточных доказательств того, что допущенное предпринимателем правонарушение создало существенную угрозу общественным отношениям в сфере использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и причинило вред интересам граждан, общества и государства.
Суд отмечает, что в рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного производства, определенные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Наложение в данном случае штрафа в сумме 10 000 руб. имеет неоправданно карательный характер.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума ВАС РФ № 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании этого постановления незаконным и о его отмене.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>) удовлетворить.
Постановление Поволжской государственной инспекции пробирного надзора ФКУ «Пробирная палата России» № № 009-14/006 от 04.03.2014 года о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по статье 19.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 10 000 рублей признать незаконным, указанное постановление отменить.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.
Судья С.А.Решетников
____________________________
Информацию о движении дела можно получить на официальном сайте Арбитражного суда Республики Башкортостан в сети Интернет по веб-адресу: http//www.ufa.arbitr.ru/