ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-5275/17 от 01.06.2017 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                          Дело № А07-5275/2017

08 июня 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 01.06.2017

Полный текст решения изготовлен 08.06.2017

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи              Бобылёва М.П. , при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аминевой  Г.М., рассмотрев дело по заявлению

Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным отказа в государственной регистрации права общедолевой собственности и обязании зарегистрировать право общедолевой собственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя – пред. ФИО2 доверенность от 14.06.2016 г.;

от ответчика - пред. ФИО3 доверенность от 27.09.2016 г.;

установил:

           Индивидуальный предприниматель ФИО1  (далее – заявитель, ИП ФИО1) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к  Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее – Управление Росреестра по РБ) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права общедолевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:55:020534:651 площадью 1645 кв.м, расположенный по адресу: РБ, г. Уфа, Октябрьский р-н, ул. Новоженова, занимаемый многоквартирным жилым домом, выраженный в уведомлении об отказе от 28.02.2017 №04/376/005/2016-155; об обязании Управления Росреестра по РБ зарегистрировать за ФИО1 право общей долевой собственности на земельный участок, занятый многоквартирным жилым домом с кадастровым номером 02:55:020534:651 площадью 1645 кв.м, расположенный по адресу: РБ, г. Уфа, Октябрьский р-н, ул. Новоженова.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что ИП ФИО1 является собственником жилых помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: РБ, <...>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 04АД №914472 от 24.12.2013г., 04АД №914422 от 25.12.2013г. Заявитель указывает, что данные жилые помещения используются им в коммерческих целях. В целях реализации своих прав, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ,  заявитель 16.12.2016 обратился в Управление Росреестра по РБ с заявлением для регистрации права общей долевой собственности (доля в праве ½) на земельный участок с кадастровым номером 02:55:020534:651 площадью 1645 кв.м, расположенный по адресу: г. Уфа, Октябрьский район, ул. Новоженова.  Управление Росреестра по РБ уведомлением №04/376/005/2016-155 от 28.02.2017 отказало в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:55:020534:651. Заявитель считает данное решение незаконным, поскольку земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 14.11.2014 года, после введения в действие ЖК РФ. В межевом плане, послужившем основанием для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, имеется схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденная начальником Управления по земельным ресурсам администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.04.2014 года. Согласно данной схеме на основании заявления ФИО1 и свидетельства о государственной регистрации права от 24.12.2013 года утверждены границы земельного участка. Жилой дом по адресу: <...>, является многоквартирным, что видно из технического паспорта, согласно которому дом состоит из двух отдельных помещений, имеющих самостоятельный выход на' земельный участок. Заявитель считает, что в данной ситуации право общей долевой собственности на земельный участок возникло в силу закона с момента формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учет. Отказ Управления Росреестра по РБ, выразившийся в уведомлении  об отказе в государственной регистрации уведомлением №04/376/005/2016-155 от 28.02.2017 явился основанием для обращения в суд с данным заявлением.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме.  

Представитель Управления Росреестра по РБзаявленные требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве, в котором указал, что в связи с возникновением сомнений в наличии оснований государственная регистрация была приостановлена. Государственным регистратором направлены запросы в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа РБ, ГУП БТИ РБ на предмет формировался ли земельный участок для размещения многоквартирного жилого дома. Согласно ответу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа РБ № 3647 от 09.02.2017 года в соответствии с проектом планировки, утвержденным постановлением главы Администрации городского округа город Уфа РБ № 4537 от 08.08.2011 года, земельный участок с кадастровым номером 02:55:020534:651 расположен на территории Лихачевской промзоны с прилегающими к ней территориями в Октябрьском, Калининском, Орджоникидзевском районах городского округа город Уфа РБ. Проект межевания для данной территории не разрабатывался. Формирование вышеуказанного земельного участка в соответствии с требованиями ЗК РФ не производилось. Заинтересованное лицо указало, что в отсутствии документов о формировании земельного участка государственная регистрация права общей долевой на земельный участок с кадастровым номером 02:55:020534:651 не представляется возможной. Кроме того, в представленном на государственную регистрацию протоколе №1 от 17.08.2016 года общего собрания собственников- помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, проведенного в форме очного голосования, установлено, что общая площадь помещений в многоквартирном доме 79,6 кв.м., в том числе 60,4 кв.м. жилых помещений. Однако истец, у которого в собственности 30,3 кв.м., посчитал данную площадь как 50% от общей площади жилых и нежилых помещений. Тем самым в нарушение ч. 1 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности определена в протоколе непропорционально размеру общей площади помещений заявителя. Таким образом, отказ в государственной регистрации является законным и обоснованным.

Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат, при этом исходит из следующего.

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Заявителю следует доказать незаконность обжалуемого акта и нарушение его гражданских прав (п.6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N6/8 от 01.07.1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из анализа названных норм права следует, что для признания незаконным решения органа государственной власти необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.

Как установлено судом и следует из материалов дела, заявитель ФИО1 зарегистрирован собственником комнаты 2,3 общей площадью 22,2 кв.м, и комнаты 4 общей площадью 8,1 кв.м. в квартире 2 дома 90Б по ул.Новоженова, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 04АД №914472 от 24.12.2013г., 04АД №914422 от 25.12.2013г.(л.д.10,11).

Названный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020534:651, категория земель: Земли населенных пунктов, площадь 1645 кв.м., дата внесения номера в государственный кадастр 14.11.2014 года.

Согласно техническому паспорту по состоянию на 24.09.1996 года дом состоит из двух трехкомнатных квартир, общей жилой площадью 60,4 кв.м. (л.д.22-34)

16.12.2016  заявитель обращался  в Управление Росреестра по РБ с заявлением для регистрации права общей долевой собственности (доля в праве ½) на земельный участок с кадастровым номером 02:55:020534:651 площадью 1645 кв.м, расположенный по адресу: г. Уфа, Октябрьский район, ул. Новоженова. 

27.12.2016 в связи с возникновением сомнений в наличии оснований государственная регистрация приостановлена на основании п. 9 ч. 1 ст. 26 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).

Государственным регистратором были направлены запросы в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа РБ и ГУП «БТИ» Республики Башкортостан на предмет формировался ли земельный участок для размещения многоквартирного жилого дома и представить сведения о наличии строений на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020534:651.

Согласно ответу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа РБ № 3647 от 09.02.2017 в соответствии с проектом планировки, утвержденным постановлением главы Администрации городского округа г. Уфа РБ № 4537 от 08.08.2011, земельный участок с кадастровым 02:55:020534:651 расположен на территории Лихачевской промзоны с прилегающими к ней территориями в Октябрьском, Калининском, Орджоникидзевским районах городского округа г. Уфа Республики Башкортостан. Проект межевания для данной территории не разрабатывался. Формированиевышеуказанного земельного участка в соответствии с требованиями Земельногокодекса Российской Федерации не производилось.

Уведомлением №04/376/005/2016-155 от 28.02.2017 (л.д.13) Управление Росреестра по РБ отказало в государственной регистрации.

Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 28.05.2010 N 12-П, п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009г. №64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений» на общее имущество здания» право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав.

В соответствии с п. п. 3, 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Исходя из требований, предусмотренных положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), формирование земельного участка под многоквартирным домом включает, в том числе, подготовку и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории.

При этом решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (ч.1 ст. 45 ГрК РФ).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно статьи 11.10 ЗК РФ под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (п. 1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории и иной градостроительной документации (п. 2). Схема расположения земельного участка должна быть утверждена решением органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными участками (п. 13).

В силу пп. 2 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек, является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ установлено, что исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: 1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории; 2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам; 3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии; 4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами; 5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года _№ 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса РФ.

Учитывая вышеизложенное, границы земельного участка под многоквартирным жилым домом могут быть образованы только в соответствии с утвержденным проектом планировки и проектом межевания территории.

Ответ Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г.Уфа РБ свидетельствует о том, формирование вышеуказанного земельного участка в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации не производилось.

На основании п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N10, Пленума ВАС РФ N22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановления Пленума №10/22) если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Более того, решением Октябрьского районного суда г.Уфы от 12.12.2016 по делу №2а- 12795/2016, вступившим в законную силу 18.01.2017, в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению отказано.

Обстоятельства указанного гражданского дела идентичны обстоятельствам настоящего дела. Правоустанавливающим документом выступает Протокол № 1 от 17.08.2016, правоотношения между сторонами не изменились.

В отсутствие документов о формировании земельного участка, отказ в  государственной регистрации права общей долевой на земельный участок с кадастровым номером 02:55:020534:651 является законным, соответствует нормам действующего законодательства.

         Учитывая изложенное, заявление ИП ФИО1 о признании незаконным отказа в государственной регистрации права общедолевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:55:020534:651 площадью 1645 кв.м, расположенный по адресу: РБ, г.Уфа, Октябрьский р-н, ул. Новоженова, занимаемый многоквартирным жилым домом, выраженный в уведомлении об отказе от 28.02.2017 №04/376/005/2016-155; об обязании Управления Росреестра по РБ зарегистрировать за ФИО1 право общей долевой собственности на земельный участок занятый многоквартирным жилым домом с кадастровым номером 02:55:020534:651 площадью 1645 кв.м, расположенный по адресу: РБ, г. Уфа, Октябрьский р-н, ул. Новоженова подлежит отклонению. 

В соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на заявителя в размере, установленном ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

          В удовлетворении заявления Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>) – отказать.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте www.kad.arbitr.ru.

Судья                                                                           М.П.Бобылёв