ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-5629/18 от 03.02.2020 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа Дело № А07-5629/2018

04 февраля 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 03.02.2020

Полный текст решения изготовлен 04.02.2020

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Архиереева Н.В., при ведении протокола помощником судьи Сахаповой А.Р., рассмотрев в судебном заседании дело по иску

ФГП «Ведомственная охрана ЖДТ Российской Федерации» (ИНН 7701330105, ОГРН 1037701021841)

к ПАО «АНК «Башнефть» (ИНН 0274051582, ОГРН 1020202555240)

третьи лица:

ООО «ИПП»,

ОАО «РЖД»

о взыскании 459 959 руб. 92 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца – нет явки, извещен

от ответчика – нет явки, извещен

от третьих лиц – нет явки, извещены

ФГП «Ведомственная охрана ЖДТ Российской Федерации» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к ПАО «АНК «Башнефть» о взыскании 459 959 руб. 92 коп.

От истца поступило ходатайство об отложении судебного заседания и возражения.

Судом ходатайство рассмотрено, в удовлетворении отказано.

Исследовав представленные доказательства, суд

УСТАНОВИЛ:

Между ПАО АНК «Башнефть» (далее также «Заказчик», ответчик) и ФГП ВО ЖДТ России (далее также «Охрана», истец) был заключен Договор № 9/НОР-4/89см/БНФ/у/2131/12/жд от 01.10.2012 на оказание услуг по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом.

Согласно п. 2.1 договора охрана обязуется оказывать возмездные услуги в соответствии с главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации по сменному сопровождению и охране вагонов, контейнеров с грузами в пути следования, перевозимых железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации, а заказчик обязуется принимать и оплачивать указанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором.

Договором предусмотрено, что оплата за охрану и сопровождение груза производится через лицевой счет ПАО АНК «Башнефть» в ТехПД ОАО «РЖД» при отправлении в полном размере за всё время охраны и сопровождение (п. 4.3 договора). Оплата за сверхнормативную охрану вагонов осуществляется по отдельно выставляемому структурным подразделением Охраны счету с указанием его платежных реквизитов и приложением документов, подтверждающим причину задержки и затраты Охраны (п. 4.4.1 договора).

Как указывает истец, по транспортным железнодорожным накладным №№ ЭА 457873, ЭА 572350, ЭА 567009 со станции отправления Загородняя Куйбышевской железной дороги ответчиком отправлены вагон/цистерны с дизельным топливом грузополучателю – ООО «ИПП» (станция назначения – Новороссийск Экспорт Северо-Кавказской железной дороги). В пути следования цистерны были задержаны перевозчиком:

- с 03.06.2015 по 12.06.2015 - на ст. Батайск и ст. Ведмидивка по причине «неприем поезда ж/д станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателя ООО «ИПП».

13.06.2016 данный груз в цистернах подан на ПВПП грузополучателя. Вследствие указанных задержек, цистерны находились в пути следования время, превышающее первоначальный нормативный срок доставки, что согласно п. 1.16, п. 4.4.1 договора является временем сверхнормативной охраны вагонов.

В этом случае с Заказчика дополнительно взимаются сборы, за их сверхнормативную охрану, согласно ставке сбора за охрану вагонов, контейнеров с грузами силами ФГП ВО ЖДТ России, указанной в разделе № 5 «Ставки сбора за услуги по сверхнормативной охране грузов» Приложения № 2 к приказам генерального директора ФГП ВО ЖДТ России от 30.09.2014 № К-10/213.

Всё время простоя вагоны находились под непрерывной охраной работников ФГП ВО ЖДТ России. На указанный факт составлены акты общей формы.

В соответствии со справкой-расчетом сумма задолженности по сверхнормативной охране составляет 426885 руб. 06 коп., в том числе НДС 18% 65 118,06 руб.

В соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации истец начислил ответчику проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 06.04.2017 по 26.02.2018 в сумме 33074 руб. 86 коп.

Заявлением об уточнении исковых требований от 30.04.2019 истец просит суд взыскать проценты за период с 06.04.2017 по 13.05.2019 в сумме 71634 руб. 83 коп. Судом заявление истца об увеличении исковых требований принято. В уточнении к исковому заявлению истец в части суммы основной задолженности указал ставку НДС 20%.

Согласно, заявлению истца сверхнормативная охрана по данной отправке подтверждается актами приема грузов в вагонах, контейнерах, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России, составленными на станции Загородная КБЖД; транспортными железнодорожными накладными (дорожными ведомостями), содержащими сведения о дне документального оформления приема груза для перевозки и первоначальном сроке доставки; актами общей формы, справкой ДСП ст. Ведмидивка, о непрерывной охране поезда работниками ведомственной охраны станции Батайск СКВ ж.д.; распечатками перечня операций с вагонами, взятой из автоматизированной системы оперативного управления перевозками (АСОУП), актами выдачи грузов в вагонах, контейнерах, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России, маршрутами караула об охране вагонов на участке ст. Тимашевская –ст. Ведмидивка.

Согласно определениям суда от 03.10.2019 и 06.11.2019 истцу предлагалось предоставить в арбитражный суд оригиналы документов. Определения суда в полном объеме истцом не были исполнены.

В ходе судебного разбирательства истцом был предоставлен акт уничтожения служебной документации СК ст. Батайск от 11.02.2019.

Также был предоставлена копия табеля учета рабочего времени работников с 01.06.2015 по 30.06.2015. На табеле какие-либо подписи должностных лиц отсутствуют.

Ответчик в отзывах на иск просит суд полностью отказать в удовлетворении исковых требований в связи с отсутствием основания для взыскания платы за сверхнормативную охрану вагонов, недоказанностью истцом осуществления сверхнормативной охраны вагонов. В возражениях ответчик указал, что основания для начисления платы за сверхнормативную охрану вагонов у ФГП ВО ЖДТ России отсутствуют, истцом неверно толкуются условия договора; в нарушение условий договора (буквальное толкование) ФГП ВО ЖДТ России применило при расчете платы за охрану ставки, указанные в таблице 5 «Ставки сбора за услуги по сверхнормативной охране грузов»; в материалах дела отсутствуют доказательства осуществления ФГП ВО ЖДТ России услуг по охране и сопровождению вагонов на всем пути следования груза. ПАО АНК «Башнефть» считает, что ФГП ВО ЖДТ России не осуществляло охрану вагонов на всем пути следования, поскольку истец не предоставил подтверждающих документов. Ответчиком заявлено, что услуги по охране и сопровождению истцом не осуществлялись. Истцом не представлены доказательства оказания услуг по сверхнормативной охране с момента окончания первоначально срока по дату передачи груза грузополучателю. Представленные истцом документы не подтверждают факт оказания услуг по сверхнормативной охране вагонов, поскольку акты общей формы составлены с нарушением нормативных актов (в заверенных копиях отсутствуют подписи лиц, подписавших акты; в актах отсутствуют конкретные причины об обстоятельствах их составления). В актах общей формы отражаются обстоятельства увеличения нормативного срока доставки груза, актов общей формы, составленных по факту нарушения нормативного срока не представлено.

Ответчик утверждает о ничтожности условий договора и приказа ФГП ВО ЖДТ России № К-10/213 от 30.09.2014 в части введения понятия «сверхнормативная охрана груза», порядка исчисления периода сверхнормативной охраны, применения и взыскания повышенной ставки сбора с грузоотправителей при простое в пути следования вагонов с грузом. Пункты договора № 9/НОР-4/89см/БНФ/у/2131/12/жд от 01.10.2012 и приказа № К-10/213 по сверхнормативной охране противоречат ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» поскольку навязывают грузоотправителям необоснованно повышенную ставку сбора за охрану при том, что вины грузоотправителей в простое вагонов нет. ФГП ВО ЖДТ России нарушило антимонопольное законодательство в части навязывания контрагентам невыгодных условий по договору. Условия договора в части пунктов №№ 1.16, 1.17, 1.18, 3.2.6, 4.4.1 не могут применяться, так как противоречат антимонопольному законодательству.

ПАО АНК «Башнефть» не состоит в договорных отношениях с грузополучателем груза — ООО «ИПП» и не должно нести ответственность за действия третьих лиц, которых не привлекало. ФГП ВО ЖДТ России понятие «уполномоченное лицо» трактует расширительно. По заключенному договору понятие «уполномоченное лицо» подразумевается только как лицо, правомочное на получение вагонов с грузом.

Начисление процентов по ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации необоснованно, в связи с тем, что истец не выставил и не направил ответчику предусмотренные договором п. 4.4.1 счета на оплату с документами, подтверждающими затраты. Документы в материалах арбитражного дела отсутствуют.

Истцом при подаче иска неправильно определен предмет и основание иска.

В ж/д накладных на груженые вагоны нет записи о наличии проводников (работников ФГП ВО ЖДТ России), что свидетельствует об отсутствии постоянного сменного сопровождения и охраны грузов. Предоставленные истцом в качестве доказательства передачи вагонов акты приема-передачи не могут служить надлежащими доказательствами, поскольку являются приложением к другому договору охраны вагонов с грузами № 6/НОР-7/416/441/19/14 от 09.12.2014. ПАО АНК «Башнефть» не является стороной данного договора.

По информации, содержащейся в дополнительном соглашение № 3, размещенной ранее на сайте госзакупок http://zakupki.gov.ru, договор № 6/НОР-7/416/441/19/14 от 09.12.2014 был заключен между сторонами ФГП ВО ЖДТ России (Краснодарский отряд ведомственной охраны - структурное подразделение филиала ФГП ВО ЖДТ России на Северо-Кавказской железной дороге) и ОАО «ИПП».

Предоставленные истцом копии маршрутов караула не доказывают факта осуществления сверхнормативной охраны вагонов с грузом, поскольку часть из них составлена на осуществление охраны в период времени, оплаченный ПАО АНК «Башнефть». При отправлении вагонов ПАО АНК «Башнефть» оплатило тариф (см. отметки в ж/д накладных) за охрану по 05.06.2015 и 07.06.2015. Маршруты караула датируются периодом с 04.06.2015 по 11.06.2015.

Истец необоснованно начислил сумму НДС, поскольку дизельное топливо было в режиме экспорта, о чём имеются отметки на ж/д накладных. Обоснования начисления НДС не предоставлено.

Представленные истцом в материалы дела копии маршрутов караула не соответствуют требованиям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отношении допустимости: копии листов маршрутов караула имеют закрытые области, листы маршрута караула фактически состоят из двух различных документов, в перечнях вагонов просматриваются не все вагоны.

В ходе судебного заседания ответчиком было заявлено, что изложенное истцом требование в претензии и исковом заявлении не соответствует нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, а также предоставлено письмо истца № 1792 от 30.12.2015 о расторжении договора № 9/НОР-4/89см/БНФ/у/2131/12/жд от 01.10.2012 с 31.12.2015, в связи с подписанием другого договора. ПАО АНК «Башнефть» возражений о расторжении договора с 31.12.2015 не заявляло.

Согласно ст. 453 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

В случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства. Требований в соответствии с нормами гл. 60 Гражданского кодекса Российской Федерации ФГП ВО ЖДТ России не предъявлял.

С целью определения всех обстоятельств, имеющих существенное значение и справедливого рассмотрения дела (ст. 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) по ходатайству ответчика были привлечены к участию третьи лица без права самостоятельного требования, которые были задействованы в перевозке и получении груза: ООО «ИПП» (ранее ОАО «ИПП») и ОАО «РЖД».

В удовлетворении ходатайства ответчика о привлечении Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москва судом отказано.

Оценив все представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает иск не подлежащим удовлетворению на основании следующего.

На основании п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с правилами ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

В соответствии с ч. 1 ст. 64, ст.ст. 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

В ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.

Согласно ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии со ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии с п. 2 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Закон не ограничивает право заинтересованного лица предъявить также требование о признании недействительной ничтожной сделки. Под заинтересованным лицом следует понимать лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле. Такая юридическая заинтересованность может признаваться за участниками сделки либо за лицами, чьи права и законные интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой.

С учетом названной правовой нормы, а также положений ст.ст. 4, 11, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо, обратившееся с требованием о признании недействительной ничтожной сделки, обязано доказать наличие у него заинтересованности и юридически значимого интереса в данном деле, поскольку предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

Проанализировав представленные материалы, суд приходит к выводу, что договор на оказание услуг заключался на условиях, предложенных ФГП ВО ЖДТ России на основании типового договора. ФГП ВО ЖДТ России находится в реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке услуг по сменному сопровождению и охране грузов в пути следования на железнодорожном транспорте. При толковании условий договора в соответствии со ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Помимо вышеизложенных правил толкования договора, закрепленных в ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с разъяснениями, данными Пленумом ВАС РФ в п. 11 Постановления от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах», неясное или противоречивое условие (условия) договора, толкуется судом против стороны, предложившей данное спорное условие, и в пользу присоединившейся к нему стороны. В результате применения такого правила ответственность за неясность и противоречивость текста условий договора возлагается на сторону, которая эти условия разработала и предложила к включению в договор.

Истец в качестве основания иска указывает заключенный с ответчиком договор № 9/НОР-4/89см/БНФ/у/2131/12/жд от 01.10.2012 на оказание услуг по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом, а также приказ ФГП ВО ЖДТ России от 30.09.2014 № К-10/213.

В качестве предмета иска истец указывает требование о взыскании задолженности за сверхнормативную охрану грузов.

Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 38 утверждены Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей (далее также - Правила № 38) и Перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования.

Согласно п. 58 Перечня грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования, утвержденного Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 38, все наименования дизельного топлива являются грузом, требующим обязательной охраны.

Согласно п. 2 Правил № 38 сопровождение грузов проводниками производится непрерывно и может осуществляться двумя способами: постоянным и сменным.

Согласно приложению № 3 к Приказу МПС России от 18.06.2003 № 38 при перевозке дизельного топлива в ж/д цистернах охрана осуществляется сменным способом.

Согласно нормам Правил № 38 сменное сопровождение предполагает обязательное физическое присутствие проводников на всем пути следования груза, определены места их проезда.

В соответствии с п. 4 Правил № 38 при перевозке грузов между станциями отправления и назначения в пределах Российской Федерации сменное сопровождение осуществляется на всем пути следования, от момента приема груза к перевозке до момента их выдачи грузополучателю. Сменное сопровождение грузов осуществляется со сменой проводников в пути следования грузов.

При рассмотрении вопроса по требованию о взыскании задолженности за сверхнормативную охрану грузов суд руководствуется нормами законодательства и условиями заключенного между сторонами договора № 9/НОР-4/89см/БНФ/у/2131/12/жд от 01.10.2012, а также учитывает заявления представителей ФГП ВО ЖДТ России, в том числе и по другим делам, состоявшимся между сторонами по вышеуказанному договору, пояснения третьих лиц, привлеченных по делу.

ФГП ВО ЖДТ России предъявило исковое заявление со ссылкой на нормы главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 2.1 договора).

Согласно локальным актам ФГП ВО ЖДТ России при осуществлении охраны при сопровождении грузов на всем пути следования она осуществляется с обязательным составлением первичных документов, в частности маршрута караула (наряда). Локальными актами ФГП ВО ЖДТ России регламентирован порядок по осуществлению непрерывной сменной охраны вагонов с грузами в пути следования, а также документооборот (документы, фиксирующие факт работы сотрудников при оказании услуги по охране). В частности, раздел «Рабочее время и время отдыха» Правил внутреннего трудового распорядка федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта, утв. Приказом ФГП ВО ЖДТ России № К-10/85 от 20.02.2012 (в редакции приказа № К-10/84 от 23.03.2015) предусматривает обязательное составление ведомости работы караула (форма ОГВ-1), маршрута караула (наряда) ведомственной охраны (форма ОГВ-3); суточного плана охраны объекта (форма ОГВ-1а). Типовая инструкция предусматривает порядок заполнения документации по учету рабочего времени работников стрелковых подразделений и пожарных поездов филиала ФГП ВО ЖДТ России на СКЖД. В Правилах по охране труда в ведомственной охране железнодорожного транспорта ПОТ Р–ВО-001-2005 приведена форма маршрута караула, а также указано о порядке заполнения при сопровождении и охране груза.

В соответствии с вышеприведенными актами ФГП ВО ЖДТ России маршрут караула (наряд), является одним из обязательных документов, подтверждающим выполнение услуги по непрерывному сменному сопровождению и охране вагонов.

При рассмотрении спора ответчиком было заявлено возражение относительно факта оказания охранных услуг при перевозке груза. При этом ответчик указывает, что сменное сопровождение предполагает обязательное физическое присутствие проводника на всем пути следования груза, тогда как из документов, приложенных истцом к исковому заявлению, усматривается отсутствие проводников, сопровождающих груз.

В соответствии с разъяснениями п. 12 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» и положениями ст. 783 Гражданского кодекса Российской Федерации подписание акта оказанных услуг не лишает заказчика права заявлять возражения относительно факта оказания услуг, их объема и качества.

Таким образом, в ходе рассмотрения искового заявления по данному делу подлежит выяснению вопрос о фактическом исполнении истцом непрерывного сменного сопровождения и охраны груза в пути следования от станции отправления до станции назначения, а также исполнения условий договора надлежащим образом, и соответствия заявленного требования о взыскании задолженности условиям договора, наличия допустимых доказательств в материалах дела.

В период с 26.05.2015 по 28.05.2015 со станции Загородняя на станцию Новороссийск-Эксп. ответчик по железнодорожным транспортным накладным № № ЭА 457873, ЭА 572350, ЭА 567009 отправил 60 вагонов (цистерн) с дизельным топливом.

Согласно отметкам в железнодорожных транспортных накладных № № ЭА 457873, ЭА 572350, ЭА 567009 срок доставки груза по железной дороге установлен 05.06.2015 и 07.05.2005. Согласно п. 3.2 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ № 39 от 18.06.2003 расчетную дату истечения срока доставки груза в графе «срок доставки истекает» установил перевозчик (ОАО «РЖД»).

Оплата услуг по охране и сопровождению груза от станции отправки до станции отправления была рассчитана и взыскана перевозчиком с лицевого счета ПАО АНК «Башнефть» до отправки вагонов. Сумма, уплаченная за охрану от станции отправления Загородняя до станции назначения Новороссийск–эксп., указана в железнодорожных накладных.

В железнодорожных накладных в графе «проводники» указано «О».

В пути следования вагонов до истечения срока доставки вагонов (расчетный срок доставки по ж/д накладным 05.06.2015 и 07.06.2015) на промежуточной станции Батайск были составлены Акты общей формы:

№ 6/5132 от 03.06.2015 (ст. Батайск),

№ 6/5155 от 04.06.2015 (ст. Батайск).

В пути следования вагонов до истечения срока доставки вагонов (расчетный срок доставки по ж/д накладным 05.06.2015 и 07.06.2015) и после истечения первоначально установленного срока доставки вагонов на промежуточной станции Ведмидивка были составлены Акты общей формы:

№ 146 от 04.06.2015 (ст. Ведмидивка),

№ 148 от 12.06.2015 (ст. Ведмидивка ),

В акте общей формы № 6/5155 от 04.06.2015 (ст. Батайск), указано, что перевозчик увеличивает срок доставки груза на 1 сутки.

В акте общей формы № 148 от 12.06.2015 (ст. Ведмидивка ), указано, что перевозчик увеличивает срок доставки груза на 8 суток.

По своему содержанию акты общей формы № 6/5155 от 04.06.2015 (ст. Батайск) и № 146 от 04.06.2015 (ст. Ведмидивка) нельзя отнести к актам общей формы, составленным по причине нарушения срока доставки вагонов с грузом, как это предусмотрено договором, поскольку они составлялись ОАО «РЖД» до истечения срока доставки/по другим обстоятельствам.

На станции назначения Новоросийск-эксп. ОАО «РЖД» были составлены акты общей формы № 19/16239 от 13.06.2015, № 19/16240 от 13.06.2015, № 19/16241 от 13.06.2015.

Акты составлены согласно Распоряжению ОАО «РЖД» от 22.03.2012 № 558р «Об утверждении методических рекомендаций по оформлению ОАО «РЖД» задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования». Исходя из содержания вышеуказанных актов общей формы, они составлены с нарушением вышеуказанного распоряжения ОАО «РЖД» от 22.03.2012 № 558р (отсутствуют конкретные причины их составления).

Согласно актам приема передачи вагонов истец передал вагоны грузополучателю по актам приема (выдачи) грузов в вагонах, контейнерах, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России: серия В № 51779/4302, серия В № 51779/4309.

Передача вагонов грузополучателю осуществлялась 13.06.2015.

На актах приема (выдачи) грузов в вагонах, контейнерах, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России серия В № 51779/4302, серия В № 51779/4309 в правом верхнем углу имеются отметки, о том, что акты являются приложением к договору № 6/нор-7/416/441/19/14 от 09.12.2014. По тексту акта есть ссылка на договор, заключенный истцом с ответчиком.

Договор № 6/нор-7/416/441/19/14 от 09.12.2014 истец в материалы дела не представил.

Ответчик пояснил, что не является стороной по договору № 6/нор-7/416/441/19/14 от 09.12.2014, указанному в актах приема (выдачи), на сайте госзакупок http://zakupki.gov.ru, размещено дополнительное соглашение № 3 к договору № 6/НОР-7/416/441/19/14 от 09.12.2014, из информации, содержащейся в дополнительном соглашении видно, что договор № 6/НОР-7/416/441/19/14 от 09.12.2014 был заключен между сторонами ФГП ВО ЖДТ России (Краснодарский отряд ведомственной охраны - структурное подразделение филиала ФГП ВО ЖДТ России на Северо-Кавказской железной дороге) и ОАО «ИПП». В материалы дела ответчиком предоставлена копия дополнительного соглашения № 3.

Вагоны, перечисленные в расчете исковых требований и направленные по накладным №№ ЭА 457873, ЭА 572350, ЭА 567009 прибыли на станцию назначения позднее расчетного срока доставки, указанного в перевозочных документах при приеме груза к перевозке. В тоже время они прибыли ранее срока, указанного перевозчиком в актах общей формы, составленными перевозчиком.

Таким образом, расчетный срок доставки вагонов с грузами был увеличен перевозчиком ОАО «РЖД» до истечения первоначально установленного срока доставки; нельзя утверждать, что акты общей формы составлены по факту нарушения срока доставки, поскольку акты общей формы были составлены на основании других причин, с целью увеличения срока; вагоны с дизельным топливом прибыли на станцию Новороссийск до истечения нового расчетного срока доставки груза, установленного перевозчиком в соответствии с нормативными актами.

Истец произвел расчет задолженности за сверхнормативную охрану груза, за период по истечении первоначального расчетного срока доставки груза и до момента выдачи груза грузополучателю. Истец по исковому заявлению предъявил ко взысканию начисленную плату за сверхнормативную охрану за период с 06.06.2015 и 08.06.2015 по 13.06.2015г.

Суд в определениях неоднократно запрашивал у сторон правовое и документальное обоснование своих доводов.

Маршрутов караула, свидетельствующих непрерывное сопровождение и охрану груза, истцом в суд представлены не были.

В суд истцом не были представлены также иные документы, свидетельствующие о непрерывном сопровождении и охране груза.

Начисление платы за сверхнормативную охрану истцом было произведено в соответствии с приказом ФГП ВО ЖДТ России от 30.09.2014 № К-10/213.

Приказом ФГП ВО ЖДТ России от 30.09.2014 № К-10/213 утверждены порядок применения ставок сбора за сменное сопровождение и охрану вагонов, контейнеров с грузами (приложение N 1), ставки сбора за услуги ФГП ВО ЖДТ России по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом (приложение 2).

Приложение 2 приказа состоит из нескольких разделов:

Раздел 1. Ставки сбора во внутригосударственном сообщении.

1. Обычные грузы

2. Важные грузы, требующие усиленной охраны

3. Особо важные опасные грузы

Раздел 2. Ставки сбора за услуги по сменному сопровождению и охране грузов при экспортных, импортных перевозках.

1. Обычные грузы

2. Важные грузы, требующие усиленной охраны

3. Особо важные опасные грузы

Раздел 3. Ставки сбора за услуги по сменному сопровождению и охране грузов при транзитных перевозках по железным дорогам России.

1. Обычные грузы

2. Важные грузы, требующие усиленной охраны

3. Особо важные опасные грузы

Раздел 4. Ставки сбора за услуги по сменному сопровождению и охране грузов при увеличении нормативных сроков доставки грузов

Раздел 5. Ставки сбора за услуги по сверхнормативной охране грузов.

Раздел 6. Категории номенклатуры грузов.

В приложение 1 приказа ФГП ВО ЖДТ России № К-10/213 имеется раздел 6.2 о порядке взыскания услуг по сверхнормативной охране вагонов, в котором указано, что охрана грузов, не связанная с вышеуказанными операциями, по причинам, зависящим от заказчика услуг, выполняемая сверх установленного первоначального нормативного срока доставки грузов, оплачивается дополнительно, сверх стоимости охраны грузов, как оплата за оказание услуг по сверхнормативной охране грузов в вагонах, контейнерах (далее - сверхнормативная охрана грузов).

При рассмотрении дела необходимо учитывать, что приказ № К-10/213 подлежит применению во взаимоотношениях между сторонами, поскольку стороны договорились его использовать в договоре (п. 4.1.1.) и согласно ст.ст. 309, 420 Гражданского кодекса его положения стали обязательными для сторон.

Позиция истца на доводы ответчика о том, что приказ № К-10/213 подлежит применению только в части применения таблицы 5, несостоятельна, поскольку входит в противоречие с нормами гражданского кодекса РФ при анализе условий договора № № 9/НОР-4/89см/БНФ/у/2131/12/жд от 01.10.2012, пунктов приказа № К-10/213 частичное применение не предусматривается. Во 2 абзаце п. 4.1.1. договора указано, что ставки сбора и порядок их применения устанавливаются приказом Охраны (ФГП ВО ЖДТ России). Применение таблиц ставок сбора приказа № К-10/213 без учета Порядка применения ставок сбора за сменное сопровождение и охрану вагонов, контейнеров с грузами (приложение № 1) приказа невозможен.

Ответчик заявил, что акты общей формы, представленные истцом, не могут быть надлежащими доказательствами наличия факта нарушения срока доставки грузов, поскольку акты общей формы составлены ОАО «РЖД» в соответствии с Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 45 «Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом» для увеличения срока доставки груза, а также для удостоверения обстоятельства задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения. Данные акты общей формы составлены ОАО «РЖД» для взыскания платы за занятие путей необщего пользования с ответственных лиц.

Акты общей формы составлены с нарушением Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (отсутствуют конкретные причины), отсутствуют подписи грузополучателя, подлинники не представлены.

Составление актов общей формы на железной дороге регулируется следующими нормативными актами:

- Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утв. приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 45).

- Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом (утв. приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 27);

- методическими рекомендациями по оформлению ОАО «РЖД» задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования;

- распоряжением ОАО «РЖД» от 04.10.2013 № 2129р
«Об утверждении Классификатора причин задержек грузов и порожних собственных вагонов»;

- распоряжением ОАО «РЖД» от 31.08.2011 № 1899р
«Об утверждении Регламента взаимодействия подразделений Центральной дирекции управления движением, Центра фирменного транспортного обслуживания, юридических подразделений железных дорог по оформлению документов в случае нахождения вагонов, не принадлежащих ОАО «РЖД», на железнодорожных путях общего пользования ОАО «РЖД» по вине грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожных путей необщего пользования» (период действия распоряжения с 31.08.2012 по 29.12.2016).

В разделе III п.3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 45) предусмотрено, что акт общей формы (приложение № 2 к настоящим Правилам) составляется на станциях для удостоверения, в том числе, задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования; задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.

О составлении акта общей формы на оборотной стороне накладной в графе «Отметки перевозчика» делается отметка с указанием номера и даты составления акта общей формы, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика.

При составлении акта общей формы в пути следования в случаях, указанных в правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом аналогичная отметка делается на оборотной стороне дорожной ведомости с левой стороны свободного поля.

Согласно п. 3.2.2. Правил при составлении акта общей формы для взимания с грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования и других юридических и физических лиц штрафов, сборов и других платежей, перевозчиком составляется три экземпляра акта:

первый экземпляр акта общей формы прикладывается к документу, по которому производится начисление и взимание штрафов, сборов и других платежей;

второй экземпляр акта общей формы выдается соответственно грузоотправителю, грузополучателю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования, другим юридическим и физическим лицам;

третий экземпляр акта общей формы хранится в делах перевозчика.

В силу п. 3.4. Правил в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.

Если акт общей формы составляется в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения срока доставки грузов, то в акте указывается причина и время задержки вагонов, контейнеров в пути.

Акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления. Кроме этого, при перевозке груза с сопровождением и охраной грузоотправителями, грузополучателями, либо уполномоченными ими лицами, акт общей формы может подписываться также и лицом, сопровождающим и охраняющим груз. (п. 3.5 Правил).

Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом (утв. Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 27) в отношении составления актов общей формы в п.6 предусмотрено, что сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях: задержки грузов таможенными и другими органами государственного контроля в пути следования более чем на 1 сутки; задержки грузов в пути следования для исправления погрузки, устранения перегруза грузов, допущенного по вине грузоотправителя; задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам; задержки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий или иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов; задержки приема вагонов, контейнеров к перевозке после документального оформления приема груза к перевозке по причине коммерческих неисправностей вагонов, контейнеров, установленных перевозчиком в соответствии с правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом; задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами; задержки рефрижераторной секции грузоотправителем, грузополучателем сверх установленных норм при погрузке-выгрузке рефрижераторной секции на одной или нескольких станциях в попутном направлении одним или несколькими грузоотправителями в адрес одного или нескольких грузополучателей.

О причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчиком составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости.

Распоряжением ОАО «РЖД» от 22.03.2012 № 558р «Об утверждении методических рекомендаций по оформлению ОАО «РЖД» задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования» (период действия распоряжения с 22.03.2012 по 29.12.2016) утверждены методические рекомендации по оформлению документов.

Методические рекомендации по оформлению ОАО «РЖД» задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования (далее - Рекомендации), определяют порядок оформления ОАО «РЖД» задержки вагонов, контейнеров, независимо от их принадлежности, в пути следования (далее - задержка вагонов, контейнеров в пути следования), из-за неприема их железнодорожной станцией (далее - станция) назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования.

В п. 1.2. рекомендаций перечислены причины неприема вагонов, контейнеров железнодорожной станцией назначения, зависящими от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, в частности: занятость вагонами, предназначенными для указанных лиц, станционных путей на станции назначения, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки, расположенных в местах общего пользования, где грузовые операции осуществляются силами грузополучателей, занятость вагонами железнодорожных выставочных путей, возникшие из-за нарушения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

При возникновении причин, указанных в п. 1.2 настоящих Рекомендаций, наличие которых подтверждено составленными станцией назначения актами общей формы ГУ-23 на факты ожидания подачи или приема вагонов на железнодорожные пути необщего пользования, в места общего пользования, начальник станции, на которой возникла данная ситуация, оперативно информирует (с записью в книге исходящих приказов, распоряжений) начальника Дирекции управления движением о возникновении таких причин и о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих в адрес конкретного грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. При этом указывается наименование грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, вагоны, контейнеры которого должны быть задержаны, наименование груза (в том числе порожние собственные или арендованные вагоны), а также причины этой задержки (п.2.1. методических рекомендаций).

В п. 3.6.1. предусмотрено, что при наличии доказательств вины грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования в задержке вагонов, контейнеров в пути следования уполномоченный работник станции назначения составляет новый акт общей формы, в котором указываются станция задержки вагонов, контейнеров, причины их задержки, номер и индекс поезда, количество задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, номера и даты распоряжений, на основании которых они задержаны и отправлены.

В указанном акте общей формы указывается дата фактического прибытия на станцию назначения вагонов, контейнеров, задержанных в составе временно отставленного от движения поезда, и напротив каждого номера задержанного вагона, контейнера проставляется дата нормативного срока доставки грузов.

Акт общей формы, составленный на станции назначения, передается грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования.

При отказе или уклонении грузополучателя, владельца или пользователя пути необщего пользования от подписания акта общей формы, в строке «Подпись» проставляется отметка «От подписи отказался» и другие записи, установленные п. 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

Отказ или уклонение грузополучателя, владельца или пользователя пути необщего пользования от подписания акта общей формы оформляется дополнительным актом общей формы.

В этом случае акт общей формы, составленный по факту задержки вагонов, контейнеров, вместе с дополнительным актом общей формы по факту отказа или уклонения от подписи направляются станцией назначения в адрес грузополучателя, владельца или пользователя пути необщего пользования почтовой корреспонденцией способом, позволяющим идентифицировать адресат, дату и способ отправки (например, письмом с уведомлением о вручении).»

Распоряжением ОАО «РЖД» от 04.10.2013 № 2129р
«Об утверждении Классификатора причин задержек грузов и порожних собственных вагонов» предусмотрено, что при проведении расследования причин задержек перевозок грузов и порожних собственных вагонов необходимо использовать классификатор. При неприеме грузов и вагонов получателем должны быть указаны причины задержки (п. 74 классификатора).

Распоряжением ОАО «РЖД» от 31.08.2011 № 1899р
«Об утверждении Регламента взаимодействия подразделений Центральной дирекции управления движением, Центра фирменного транспортного обслуживания, юридических подразделений железных дорог по оформлению документов в случае нахождения вагонов, не принадлежащих ОАО «РЖД», на железнодорожных путях общего пользования ОАО «РЖД» по вине грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожных путей необщего пользования» (период действия распоряжения с 31.08.2012 по 29.12.2016) в п. 1 было предусмотрено, что дирекции управления движением обеспечивают:

1.1 Составление по факту задержки вагонов, в соответствии с п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила), актов общей формы, которые должны содержать следующую информацию:

- обстоятельства, послужившие причиной составления актов на задержку вагонов на железнодорожных путях общего пользования ОАО «РЖД», с указанием конкретной причины задержки;

- номера всех задержанных на железнодорожных путях общего пользования ОАО «РЖД» вагонов, дату и время начала их задержки, дату и время окончания задержки, при этом на начало и окончание задержки должны составляться отдельные акты общей формы;

- иные сведения, предусмотренные Правилами.

1.2. Составление при задержке вагонов на железнодорожных путях общего пользования ОАО «РЖД» по вине владельца (пользователя) железнодорожного пути необщего пользования, грузополучателя по одному дополнительному экземпляру актов для владельца (пользователя) железнодорожного пути необщего пользования и грузополучателя (независимо от того, по чьей вине произошла задержка), и предъявление указанным лицам актов на подпись.

1.5. Оформление других документов, подтверждающих, что задержка произошла по причинам, не зависящим от ОАО «РЖД». Так, например, если спорные вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования ОАО «РЖД» по причине занятости железнодорожного пути необщего пользования другими вагонами, необходимо представить памятки, подтверждающие занятость железнодорожного пути необщего пользования в период нахождения спорных вагонов на железнодорожных путях общего пользования ОАО «РЖД».

Все первичные документы (акты общей формы, памятки приемосдатчика, и др.) должны быть оформлены надлежащим образом, содержать все необходимые реквизиты, быть подписаны уполномоченными лицами и подтверждать обстоятельства, в связи с которыми они составлены.

ФГП ВО ЖДТ России к исковому заявлению о взыскании задолженности с ПАО АНК «Башнефть» приложил акты общей формы, составленные перевозчиком ОАО «РЖД» (работниками филиала Северо-Кавказской железной дороги). Акты общей формы, составленные на станциях Батайск, Ведмидивка, Новороссийск, предоставленные ФГП ВО ЖДТ России, не могут служить надлежащими доказательствами в связи с тем, что они составлены с нарушением. На актах общей формы отсутствуют подписи представителя грузополучателя ОАО «ИПП» (ООО «ИПП), нет также записи о том, что грузополучатель отказался от подписи и составлен соответствующий акт общей формы об этом, отсутствуют конкретные причины составления актов и т.д.

Ненадлежаще составленные документы не могут свидетельствовать о нарушении ОАО «ИПП» в приеме вагонов с грузом дизельного топлива. Приказ ФГП ВО ЖДТ России не предусматривает возможности взыскания платы за сверхнормативную охрану груза при отсутствии причин, зависящих от Заказчика (ПАО АНК «Башнефть»).

Указание в актах общей формы формулировки «неприем поезда железнодорожной станцией назначения на территории России по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей необщего пользования» носит общий характер. Акты общей формы в связи с несоответствием требованиям вышеприведенных нормативных актов не является достаточными для утверждения о виновности грузополучателя ОАО «ИПП».

Ответчик по делу заявил, что при передаче вагонов с грузами на станции отгрузки Загородняя он исходил из того, что охрана истцом будет осуществляться добросовестно и надлежащим образом на всем пути следования вагонов, в соответствии с требованиями законодательства. Из представленных по делу ФГП ВО ЖДТ России документов ответчик считает, что арбитражный суд и ПАО АНК «Башнефть» фактически истцом вводятся в заблуждение относительно осуществления истцом охраны на всём пути следования.

ПАО АНК «Башнефть» считает, что ФГП ВО ЖДТ России не осуществляло охрану вагонов на всем пути следования, поскольку не предоставило подтверждающих документов. Вагоны с грузом, после их приема на ст. Загородняя представителями ФГП ВО ЖДТ России (Уфимский отряд) были переданы представителям перевозчика (ОАО «РЖД»). По факту прибытия вагонов на ст. Новороссийск перевозчик (ОАО «РЖД») передало вагоны представителям ФГП ВО ЖДТ России (филиал на Северо-Кавказской железной дороге).

Истец, представляя в суд только определенные доказательства, фактически вводит суд в заблуждение относительно реального осуществления охраны вагонов с дизельным топливом. Представленные истцом доказательства не являются допустимыми.

В соответствии со ст. 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную.

Содержание договора перевозки излагается в накладной. Накладная после оформления принимает форму и силу договора перевозки грузов. Отправитель заполняет накладную в соответствии с принятой формой и вместе с соответствующим грузом передает ее перевозчику.

В соответствии с п. 11 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей и перечней грузов, требующих обязательного сопровождения и охраны, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 38 (далее Правила № 38), при перевозке груза с сопровождением грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной под наименованием груза делаются отметки в порядке, установленном правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом.

В п. 12 Правил № 38 установлено, что проезд проводников может осуществляться:

12.1. при постоянном сопровождении:

12.1.1. в отдельном вагоне, предоставленном перевозчиком по заявке грузоотправителя. Заявка на предоставление перевозчиком отдельного вагона для проезда проводников подается грузоотправителем в порядке, установленном правилами приема заявок на перевозки грузов железнодорожным транспортом;

12.1.2. в отдельном вагоне, принадлежащем грузоотправителю на праве собственности или аренды;

12.1.3. в вагоне совместно с сопровождаемым грузом;

12.1.4. в служебном вагоне при перевозках в рефрижераторном подвижном составе - по договору грузоотправителя, грузополучателя с владельцем рефрижераторного подвижного состава;

12.2. при сменном сопровождении - на локомотиве, на переходной площадке вагона или в отдельном вагоне, предоставленном перевозчиком ведомственной охране по договору.

В п. 13 Правил № 38, определено, что в случае проезда проводников при постоянном сопровождении в отдельном вагоне, независимо от его принадлежности, грузоотправитель заполняет накладную по форме и в порядке, установленном правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной для групповой отправки, в которой указываются сведения по каждому сопровождаемому вагону и сведения о вагоне, в котором следуют проводники.

За проезд проводников при постоянном и сменном сопровождении груза с грузоотправителей, грузополучателей взимается плата в размере, предусмотренном в тарифном руководстве. Размер платы за проезд проводников и их количество указываются в накладной перевозчиком (п. 14).

Количество проводников при постоянном сопровождении определяется грузоотправителями (грузополучателями). При сопровождении одного вагона количество проводников может составлять два или три человека, а при сопровождении двух и более вагонов - не более двух человек на каждый сопровождаемый вагон (п. 15).

В соответствии с п. 2.17 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утверждённых Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 39 (далее Правила № 39), в графе «Наименование груза» под наименованием груза также указываются фамилия, имя и отчество проводника (проводников), серия, номер паспорта и номер командировочного удостоверения - при перевозке грузов в постоянном сопровождении проводника (проводников) грузоотправителя (грузополучателя) на всем пути следования.

Согласно п. 3.5 Правил № 39, в графе «При отправлении» перевозчик, производящий начисление или взимание платежей за перевозку грузов, обязан указать размеры провозной платы, сбор за проезд проводника (проводников), сбор за объявленную ценность груза и другие отметки о платежах, в том числе причитающиеся для каждой участвующей в перевозке грузов инфраструктур.

Согласно транспортным железнодорожным накладным № № ЭА 457873, ЭА 572350, ЭА 567009 в графе «Наименование груза» фамилия, имя и отчество проводника (проводников), серия, номер паспорта и номер командировочного удостоверения отсутствуют. В графе «При отправлении» в строке Проводники указано «0».

Необходимо отметить, что перевозка опасных грузов производится в соответствии с Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утверждённых СЖТ СНГ, протоколом от 05.04.1996 № 15. Согласно официальному разъяснению Министерства транспорта РФ от 17.08.2006 № АМ-22/5331, данные Правила применяются и во внутригосударственном сообщении.

В соответствии с п. 1.5.1 данных Правил, опасные грузы, отмеченные в колонке 14 «Специальные условия» Алфавитного указателя опасных грузов цифрами «2», «2а», перевозятся в сопровождении проводников (специалистов) грузоотправителей (грузополучателей) с соблюдением требований настоящих Правил и правил перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Согласно транспортным железнодорожным накладным № № ЭА 457873, ЭА 572350, ЭА 567009 к перевозке было предъявлено «Топливо дизельное (температура вспышки более 60 °С и не более 100 °С)».

В колонке 14 «Специальные условия» Алфавитного указателя опасных грузов по наименованию груза «ТОПЛИВО ДИЗЕЛЬНОЕ» отмечено цифрами 8 и 74, где:

8 - Цистерны с верхним сливом или с универсальным сливным прибором.

11 - Цистерны с универсальным сливным прибором.

24 - Цистерны с паровой рубашкой, имеющие нижний слив.

74 - для грузов с наименованиями: «Мазут с температурой вспышки не более 100 °C», «Топливо моторное, с температурой вспышки не более 100 °C», «Топливо нефтяное, с температурой вспышки не более 100 °C» применяются специальные условия «11» или «24», трафареты на цистерне: «Нефть», «Т» или «Бензин-Нефть», «СТ».

Вагоны, указанные в транспортных железнодорожных накладных №№ ЭА 457873, ЭА 572350, ЭА 567009 были приняты к перевозке на станции Загородняя Куйбышевской железной дороги.

Истцом заявок в адрес перевозчика ОАО «РЖД» на предоставление отдельного вагона для проезда лиц, сопровождающих груз либо проезда проводников в свободной кабине локомотива, в суд не предоставлены, что свидетельствует об отсутствии оказания для ПАО АНК «Башнефть» услуги по охране и сопровождению груза по вышеуказанным отправкам в пути следования.

В железнодорожных накладных в графе «проводники» указано об отсутствии проводников ФГП ВО ЖДТ России (указана цифра «0).

Согласно пояснениям филиала Куйбышевской железной дороги ОАО «РЖД» подтверждающих материалов о фактическом нахождении работников ведомственной охраны ФГП ВО ЖДТ России возле охраняемого состава у работников станций и Краснодарского центра организации работы железнодорожных станций не имеется (т. 2 л.д.122-124).

Между ПАО АНК «Башнефть» (далее также «Заказчик», ответчик) и ФГП ВО ЖДТ России (далее также «Охрана», истец) был заключен Договор № 9/НОР-4/89см/БНФ/у/2131/12/жд от 01.10.2012 «на оказание услуг по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом».

В п. 1.18 договора определено понятие первоначального нормативного срока доставки. В данном пункте указывается, в каком случае происходит увеличение срока, дана ссылка на п. 5 Правил исчисления срока доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.

Стороны в п. 2.3 договора договорились о том, что на отношения сторон, возникающие при оказании услуг, распространяются Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом, в частности, руководствуются и Правилами исчисления срока доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом железнодорожным транспортом.

Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом предусмотрены правила, регулирующие вопросы увеличения расчетного срока доставки груза. В пункте 6 Правил исчисления сроков доставки грузов предусмотрены случаи увеличения перевозчиком расчетного срока доставки грузов:

6. Сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях:

6.1. задержки грузов таможенными и другими органами государственного контроля в пути следования более чем на 1 сутки;

6.2. Задержки грузов в пути следования для исправления погрузки, устранения перегруза грузов, допущенного по вине грузоотправителя;

6.3. Задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам;

6.4. Задержки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемий или иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов;

6.5. Задержки приема вагонов, контейнеров к перевозке после документального оформления приема груза к перевозке по причине коммерческих неисправностей вагонов, контейнеров, установленных перевозчиком в соответствии с правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом.

6.6. Задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.

6.7. Задержки рефрижераторной секции грузоотправителем, грузополучателем сверх установленных норм при погрузке-выгрузке рефрижераторной секции на одной или нескольких станциях в попутном направлении одним или несколькими грузоотправителями в адрес одного или нескольких грузополучателей.

О причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости.

При сопоставлении понятия «первоначальный нормативный срок доставки груза», указанного в п. 1.18 договора и буквального толкования условий Правил исчисления срока доставки грузов понятие соответствует понятию «расчетный срок доставки груза».

ФГП ВО ЖДТ России в нарушение норм Правил исчисления срока доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, в своём типовом договоре ограничило случаи увеличения сроков доставки грузов. В п. 1.18 договора о первоначальном нормативном сроке доставки груза отсутствует пункт 6, предусмотренный Правилами исчисления срока доставки грузов.

В тоже время стороны по договору (ПАО АНК «Башнефть» и ФГП ВО ЖДТ России) договорились, что они руководствуются Правилами исчисления сроков доставки грузов.

Таким образом, условия договора о первоначальном нормативном сроке доставки груза и его изменения (п. 1.18) входят в противоречие с Правилами исчисления сроков доставки грузов.

В п. 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» указано, что в случаях, когда сроки доставки исчисляются исходя из норм суточного пробега, эти сроки увеличиваются на определённое количество суток в соответствии с вышеуказанным в п. 5 и п. 6 Правил исчисления сроков доставки грузов.

Взаимоотношения ФГП ВО ЖДТ России и ПАО АНК «Башнефть» основаны на типовой форме договора, предложенного истцом.

Соответственно, между сторонами во взаимоотношениях по сроку доставки вагонов с грузами должны быть использованы нормы Правил исчисления срока доставки грузов железнодорожным транспортом. Пункт 1.18 договора применяться в данной конкретной ситуации не может, в связи с противоречием Правилам исчисления срока доставки грузов железнодорожным транспортом, которые стороны договорились использовать. Согласно Правилам исчисления срока доставки грузов срок увеличивается в случаях, указанных в п. 5 и п.6.

По общему правилу п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Однако, несмотря на то, что, согласно ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора и могут заключать договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, а понуждение к заключению договора не допускается, любой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, как того и требует ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями, данными Пленумом ВАС РФ в п. 11 Постановления от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах», неясное или противоречивое условие (условия) договора, толкуется судом против стороны, предложившей данное спорное условие, и в пользу присоединившейся к нему стороны. В результате применения такого правила ответственность за неясность и противоречивость текста условий договора возлагается на сторону, которая эти условия разработала и предложила к включению в договор. Договор между сторонами заключался по форме, предложенной ФГП ВО ЖДТ России, соответственно неблагоприятный риск несет ФГП ВО ЖДТ России.

ОАО «РЖД» Правилам исчисления срока доставки грузов железнодорожным транспортом предоставлено право увеличивать расчетный срок доставки груза. Срок доставки вагонов с дизельным топливом был по ж/д накладным № № ЭА 457873, ЭА 572350, ЭА 567009 ОАО «РЖД» был увеличен, прибытие вагонов с дизельным топливом на станцию назначения Новороссийск–эксп. произошло до истечения скорректированного срока.

Материалами дела подтверждено отсутствие вины ответчика в увеличении первоначального нормативного (расчетного) срока доставки, что исключает применение к нему тарифа, предусмотренного п. 6.2 и разделом 5 приложения № 2 к приказу ФГП ВО ЖДТ России № К-10/213.

В Приказе ФГП ВО ЖДТ России № К-10/213 отсутствует порядок определения тарифа за охрану груза, в случае, если причиной увеличения срока охраны послужили обстоятельства, за которые не несет ответственности заказчик услуги.

Довод истца о том, что представленная им справка, подписанная ДСП ст. Ведмидивка, свидетельствует о непрерывной охране, отклоняется, поскольку не является доказательством фактической охраны груза, так как данная справка, в силу п. 4.1 договора, не является доказательством нарушения срока доставки грузов, не свидетельствует, о том, что простой произошел по причинам, зависящим от Заказчика, и является основанием для исчисления времени сверхнормативной охраны. Кроме того, доказательств, что лицо, подписавшее такую справку, непрерывно фиксировало факт охраны работниками истца спорных вагонов, материалы дела не содержат.

Кроме того, необходимо отметить, что исходя из положений гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, Приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 38 об утверждении Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей, приказа ФГП ВО ЖДТ России от 30.09.2014 № К-10/213, при сопровождении и охране груза, подлежащего охране Заказчику Исполнителем (охраной) оказывается только одна услуга – услуга по сопровождению и охране вагонов с грузом от станции отправления до станции назначения. Услуга по сверхнормативной охране как самостоятельная услуга не может существовать, поскольку заказчик, исходя их вышеуказанных положений, не может заказать только «услугу по сверхнормативной охране» с оплатой повышенного тарифа.

Согласно приказу № К-10/213 при оказании услуг по сопровождению и охране применяются различные ставки тарифа, в частности: ставка, которая взимается в начале оказания услуги по сопровождению и охране, рассчитывается исходя из вида груза и расстояния. ФГП ВО ЖДТ России учитывает также нормативный срок доставки. При этом в дальнейшем при возникновении ситуаций, связанных с увеличением срока доставки груза ФГП ВО ЖДТ России при осуществлении дальнейшей охраны ФГП ВО ЖДТ России применяется повышенная ставка тарифа. К примеру, ставка при увеличении нормативного срока доставки груза либо ставка тарифа за сверхнормативную охрану. По данному иску истец документально не доказал оказание услуги по сопровождению на всём протяжении пути от станции отправления до станции назначения, соответственно ставка тарифа по сверхнормативной охране не может применяться как отдельная услуга по охране.

Довод истца о том, что оказание услуг по охране груза осуществлялось на всем пути следования и подтверждается актами приема грузов, актами выдачи грузов, транспортными железнодорожными накладными, актами общей формы и иными документами, также подлежит отклонению указанным по основаниям.

Ссылка на то, что в представленных суду железнодорожных накладных указан договор на охрану и проставлен штемпель, судом не принимается, так как в транспортных железнодорожных накладных не указано количество проводников.

В суд истцом не были предоставлены иные документы, свидетельствующие о непрерывном сопровождении и охране груза.

Суду предоставляются доказательства, отвечающие требованиям ст.ст. 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Представленные истцом через «Мой арбитр» копии маршрутов караула (листы с перечнем вагонов) состоят из двух отдельных листов, сканированные как один единый документ. Такие копии документов не могут считаться надлежащим документом. Определением суда истцу неоднократно предлагалось представить на обозрение подлинники маршрутов караулов, приложенных к иску. Истцом подлинники маршрутов караулов в материалы дела не были представлены.

Отсутствие в материалах дела маршрутов караула, свидетельствующих об оказании истцом услуги по охране и сопровождению вагонов с дизельным топливом на всём протяжении пути от станции отправления до станции назначения; непредставление истцом подлинников маршрутов караула, наличие противоречий в условиях договора в отношении регулирования одних и тех же вопросов; недоказанность истцом позднего прибытия вагонов по причинам, зависящим от заказчика, как это предусмотрено приказом № К-10/213; отсутствие в материалах дела допустимых доказательств, в частности предоставлены акты приема передачи, которые составлены в качестве приложения к договору, по которому ПАО АНК «Башнефть» не является стороной; отсутствие в приказе № К-10/213 пунктов о применимом тарифе в случае, если нормативный срок доставки увеличивается (устанавливается новый срок) перевозчиком, в рамках предоставленного ему транспортным законодательством прав, не позволяет суду считать, что истцом предоставлены допустимые доказательства по делу.

Доказательства должны отвечать принципам и допустимости (ст.ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) доказательств, т.е. доказательства должны раскрывать сведения, обстоятельства рассматриваемого дела, а не касаться посторонних предметов; должны отвечать требованиям, предъявляемых к доказательствам законом и быть получены законными методами.

Согласно ч. 4 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. При этом по смыслу части 2 этой же статьи следует, что каждое доказательство оценивается в отдельности, а достаточность доказательств определяется их совокупностью.

Оценив доводы и возражения сторон по правилам ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Акты приема и передачи вагонов с грузами не подтверждают факта оказания истцом услуги по непрерывному сменному сопровождению и охране вагонов от станции отправления до станции назначения. Акты общей формы, составлены ОАО «РЖД» с целью фиксации фактов простоя вагонов на промежуточных станциях по вине грузополучателя, владельца инфраструктуры и т.д., также не подтверждают факта оказания услуги по охране и сопровождению груза.

Суд отмечает, что имеющиеся в материалах дела доказательства просрочки доставки грузов по спорным отправлениям, сами по себе не подтверждают наличие охраны, в том числе и в нормативное время доставки. Учитывая изложенное, не принимаются все соответствующие доводы истца. Кроме того, оплата услуг по охране и сопровождению груза от станции отправки до станции отправления была рассчитана и взыскана перевозчиком до отправки вагонов.

Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФГП «Ведомственная охрана ЖДТ Российской Федерации» отказать в полном объеме.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Н.В. Архиереев