ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-5641/19 от 20.06.2019 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                          Дело № А07-5641/2019

25 июня 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 20.06.2019.

Полный текст решения изготовлен 25.06.2019.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Чернышовой С.Л.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Биккуловой А.Д., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

 Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан (ИНН 0274049939, ОГРН 1020202559937, адрес (место нахождения) юридического лица: 450052, Башкортостан Республика, город Уфа, улица Гоголя, д. 62)

к  Федеральному государственному казенному учреждению комбинат "Знание" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу

(ИНН 0273011202, ОГРН 1020202398677, адрес (место нахождения) юридического лица: 452171, Башкортостан Республика, район Чишминский, рабочий поселок Чишмы, улица Северная, дом 9)

о "взыскании с федерального государственного казенного учреждения комбинат "Знание" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу в доход федерального бюджета 51 373 руб. 76 коп. в счет возмещения ущерба, причиненного Российской Федерации",

при участии в судебном заседании:

от истца: Байназаров А.А., доверенность от 19.06.2019,

от ответчика: Маланченко В.А., доверенность от 23.01.2019, паспорт.

Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее – истец, УФК по РБ, Казначейство) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан  с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению комбинат "Знание" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу (далее – ответчик, ФГКУ комбинат "Знание" Росрезерва, комбинат "Знание") о взыскании в доход федерального бюджета 51 373 руб. 76 коп.  в счет возмещения ущерба, причиненного Российской Федерации.

Представитель Казначейства требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ФГКУ комбинат "Знание" Росрезерва по требованиям возражает, просит отказать.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:

На основании Приказа Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 17.01.2018 № 20 "О назначении плановой выездной проверки" УФК по РБ проведена выездная плановая проверка финансово-хозяйственной деятельностиФГКУ комбинат "Знание" Росрезерва за период с 01.01.2016 по 31.12.2017.

Выездной проверкой Отдела было выявлено нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, а именно:

-в 2016 году сотруднику комбината "Знание" излишне начислена заработная плата в результате завышения персонального повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет, сумма нарушения 10219 рублей;

-в 2016-2017 годах комбинатом "Знание"  излишне начислена заработная плата    6-ти    водителям    погрузчиков    в    результате    неверного    установления квалификационных разрядов, сумма нарушения 41 154,76 рубля.

Выявлено нарушение статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2.3.5 Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Росрезерва, утвержденного Приказом Федерального агентства по государственным      резервам   от 15.09.2008 № 114,     Единого      тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих Выпуск 1 Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 №31/3-30.

По результатам проверки составлен Акт от 27.02.2018 и ФГКУ комбинат "Знание" Росрезерва выдано предписание от 05.04.2018 № 0100-11-06/20-3193 (далее - предписание) с требованием возместить по пунктам 1, 2 предписания в доход федерального бюджета суммы излишне начисленной заработной платы в результате завышения персонального повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет и неверного установления квалификационных разрядов. Срок исполнения предписания установлен до 31.12.2018. Предписание получено ФГКУ комбинат "Знание" 20.04.2018. Обжалование данного предписания не производилось.

Истец указывает, что по настоящее время предписание ответчиком не исполнено, что послужило основанием для обращения Казначейства в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим заявлением.

ФГКУ комбинат "Знание" Росрезерва  предписание  по  существу  не  оспаривает , однако, указывает , что  ответчиком по делу должен быть признан Фролов А.А., поскольку Ответчик указывает, что произошла смена исполняющего обязанности директора  01.11.2018  (приказом Федерального Агентства по государственным резервам от 01.11.2018 № 548-к "О временном возложении обязанностей на Абдразякова М.М."), текущие дела от прежнего руководителя Фролова А. А. по описи не передавались, Абдразяков М.М. узнал о том, что предписание не исполнено 18 января 2019 года вх. № 91 (письмо УФК от 11.01.2019 № 0100-20-06/93).

Кроме того, по мнению ответчика, предъявляя иск, Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан действует в интересах Российской Федерации, при этом ущерб, причиненный казне Российской Федерации, по существу, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.Недопустимость взыскания с Российской Федерации за счет ее казны денежных средств в доход бюджета Российской Федерации вытекает из смысла положений главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 413 Гражданского кодекса Российской Федерации и обусловлена совпадением в одном лице причинителя вреда и получателя компенсации за этот вред.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.

При этом к бюджетным отношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности (части 1 статьи 1 БК РФ).

Формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов (статья 65 БК РФ).

Согласно части 1 статьи 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (часть 2 статьи 161 БК РФ).

В силу части 1, 2 статьи 221 БК РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации. Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее - Правила № 1092), которые определяют порядок осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере во исполнение части 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 186 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Согласно Положению об Управлении Федерального казначейства по Республике Башкортостан, утвержденному приказом Минфина России от 04.03.2005 № 33н), УФК по РБ является территориальным органом Федерального казначейства и находится в непосредственном подчинении Федерального казначейства.

Пунктом 68 Правил № 1092 предусмотрено, что при осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта "а" и подпунктом "в" пункта 6 настоящих Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет, в том числе предписания, содержащие обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации.

В силу пункта 75 Правил № 1092 должностные лица, принимающие участие в контрольных мероприятиях, осуществляют контроль за исполнением объектами контроля представлений и предписаний. В случае неисполнения представления и (или) предписания Федеральное казначейство (его территориальный орган) применяет к лицу, не исполнившему такое представление и (или) предписание, меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно часть 4 статьи 270.2 БК РФ ,   пункту 76 Правил №1092, в случае неисполнения предписания о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет в суд исковое заявление о возмещении объектом контроля, должностными лицами которого допущено указанное нарушение, ущерба, причиненного Российской Федерации, и защищает в суде интересы Российской Федерации по этому иску.

Из материалов дела следует, что ФГКУ комбинат "Знание" Росрезерва вменено нарушение статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2.3.5 Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Росрезерва, утвержденного Приказом Федерального агентства по государственным      резервам   от 15.09.2008 № 114,     Единого      тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих Выпуск 1 Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 №31/3-30.

Предписание от 05.04.2018 в установленном порядке не было оспорено,  не  признано недействительным.

Факт нарушения ФГКУ комбинат "Знание"  указанных выше требований  законодательства  не оспаривается.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что законность выданного предписания комбинатом  "Знание"  по  содержанию  не оспаривается.

ФГКУ комбинат "Знание" Росрезерва   указа, что руководством  предприняты исчерпывающие законные меры к исполнению Предписания УФК по РБ, а именно: 20 апреля 2018 года приказом № 134 исполняющего обязанности директора комбината   Фроловым   А.А.   была   создана   комиссия   по   проведению  служебного  расследования по каждому факту нарушения бюджетного законодательства по результатам проведения которой для устранения нарушений по п. 1 предписания ФГКУ комбинат "Знание" Росрезерва в положение об оплате труда комбината (пункт 2.3.4.) было внесено изменение, зарегистрированное в Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан 22.07.2016 № 65, на основании внесенных изменений с 01.08.2016 время военной службы из стажа работы для установления надбавки за выслугу лет было исключено; для устранения нарушений по п. 2 предписания 26 марта 2018 года приказом и.о. директора № 121 на комбинате проведено организационно-штатное мероприятие по сокращению штата сотрудников, в ходе данного мероприятия водители погрузчиков в количестве 6 единиц получили уведомление о сокращении должности водитель погрузчика 4 разряда и введение должности водитель погрузчика 3 разряда .

Ответчик  не оспаривает    правомерность  требования  Казначейства  о   возмещение  ущерба  в  сумме  51 373 руб. 76 коп., который в соответствии с действующим законодательством должен быть возмещен в полном объеме.

Довод ответчика о том, что нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации стали возможны в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей со стороны Фролова А.А. в связи с чем ответчиком по делу должен быть признан Фролов А.А., отклоняется как основанный на неверном толковании норм действующего законодательства.

Судом также отклоняется довод ответчика   со  ссылкой на  постановление   Арбитражного  суда Уральского  округа  от 25.04.2019  по делу  А07-17165/2018   о невозможности  взыскания  указанной  суммы   с ответчика  в силу  положений   главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 413 Гражданского кодекса Российской Федерации  , поскольку   данное  обстоятельство  приводит к  совпадению  в одном лице причинителя вреда и получателя компенсации за этот вред,   как основанный на неверном толковании норм права, поскольку в рассматриваемом случае  имеют место иные правоотношения и иной субъектный состав.

При изложенных обстоятельствах суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Государственная пошлина по иску в сумме 2 055 руб. подлежит взысканию с ФГКУ комбинат "Знание" Росрезерва в доход федерального бюджета по правилам статьи 110 АПК РФ, поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 НК РФ. Оснований для освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины, установленных статьей 333.37 НК РФ с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования  Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан  -  удовлетворить.

Взыскать  с   Федерального  государственного казенного учреждения комбинат "Знание" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу   в  доход  федерального бюджета 51 373 рубля 76 коп. в счет возмещения ущерба, причиненного Российской Федерации.

Взыскать  с   Федерального  государственного казенного учреждения комбинат "Знание" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу   в  доход  федерального бюджета  государственную  пошлину в размере  2 055 рублей.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан, а также  решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Судья                                                                 С.Л. Чернышова