ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-6522/15 от 10.06.2015 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а,

тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, сайт www.ufa.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа

«18» июня 2015г.                                                                 Дело №А07-6522/2015

Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 18 июня 2015 года.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе:

судьи Ахметовой Г.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калмантаевой А.Т.,

Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (ИНН 0278058317, ОГРН 1030204601965, адрес (место нахождения) юридического лица: 450008, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Пушкина, 95)

к Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан (ИНН 0242006788, ОГРН 1050201554435, адрес (место нахождения) юридического лица: 453124, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Карла Маркса, 118)

о признании пункта 2 протокола общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от 19.09.2012г. №36 в части принятия на учет с 19.09.2012г. Крячко Веру Арсентьевну в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным,

о признании пункта 2 постановления Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от 28.09.2012г. №939 «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части принятия на учет с 19.09.2012г. Крячко Веры Арсеньевны в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным,

обязать Администрацию муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан снять Крячко Веру Арсентьеву с учета нуждающихся в жилых помещениях,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Крячко Веру Арсентьевну, Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (450008, г. Уфа, ул. Советская, 18)

при участии:

от заявителя: Гирфанова А.И., доверенность от 05.12.2014г., предъявлено служебное удостоверение;

от Администрации: Комаров А.В., доверенность от 01.04.2015г., предъявлен паспорт гражданина РФ;

от Крячко В.А.: Дюстер В.Н., адвокат, доверенность от 14.05.2014г., предъявлено удостоверение адвоката;

от Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре: Ханнанов О.А., доверенность от 01.10.2014г., предъявлен паспорт.

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее – заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан (далее – ответчик, Администрация) о признании незаконным пункта 2 протокола общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от 19.09.2012г. №36 в части принятия на учет с 19.09.2012г. Крячко Веры Арсентьевны в качестве нуждающейся в жилом помещении, о признании незаконным пункта 2 постановления Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от 28.09.2012г. №939 «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части принятия на учет с 19.09.2012г. Крячко Веры Арсентьевны в качестве нуждающейся в жилом помещении, об обязании Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан снять Крячко Веру Арсентьевну с учета нуждающихся в жилых помещениях.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Крячко Вера Арсентьевна, Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре.

В судебном заседании заявитель заявленные требования поддержал.

Ответчик в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Представитель Крячко В.А. с требованиями заявителя не согласен.

Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре с заявленными требованиями согласен.

Как следует из материалов дела, согласно протоколу № 36 от 19 сентября 2012 года общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации муниципального района Стерлитамакский район РБ Крячко В.А. с 19 сентября 2012 года принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в целях реализации Указа Президента «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 7 мая 2008 года№ 714 на основании п.1 ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Постановлением главы Администрации муниципального района Стерлитамакский район РБ №939 от 28 сентября 2012 года Крячко В.А. принята на учет с 19 сентября 2012 года в качестве нуждающейся в жилом помещении в целях реализации Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 7 мая 2008 года № 714 на основании п. 1 ч. 1 ст. 51, ч. 2 ст. 52 ЖК РФ.

Министерство просит признать незаконным пункт 2 протокола общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от 19.09.2012г. №36 в части принятия на учет с 19.09.2012г. Крячко Веры Арсентьевны в качестве нуждающейся в жилом помещении, пункт 2 постановления Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от 28.09.2012г. №939 «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части принятия на учет с 19.09.2012г. Крячко Веры Арсеньевны в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязать Администрацию муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан снять Крячко Веру Арсентьеву с учета нуждающихся в жилых помещениях.

В качестве обоснования заявленных требований Министерство указывает следующее.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», а также Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» обеспечение жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны осуществляется только в том случае, если данная категория граждан в установленном законодательством порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрациях муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан осуществляется по единому принципу, исходя из норм Жилищного кодекса Российской Федерации.

Жилищным кодексом Российской Федерации установлены основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, которые применяются в отношении, как малоимущих граждан, так и граждан иных категорий, указанных в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации (в частности, Федеральный закон «О ветеранах»).

Пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно решению Совета муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от 28.02.2007 №13/з-148 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м., общей площади жилого помещения на одного человека.

По представленным документам Крячко В.А. зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: РБ, Стерлитамакский район, с. Загородный, ул. Садовая, д. 5, кв. 22.

Общая площадь жилого помещения составляет 58,9 кв.м.. По данному адресу зарегистрировано 3 человека: в том числе, Крячко В.А., ее сын и сноха.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от 22.02.2013 № 02-0-1-03/4002/2013-19318 сын Крячко В.А. является собственником 1/2 доли указанной квартиры.

Крячко В.А. в силу ст. 31 Жилищного кодекса РФ является членом семьи собственника и вправе пользоваться указанным жилым помещением наравне с собственником.

По мнению заявителя, принятие Крячко В.А. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий является незаконным, поскольку на одного члена семьи Крячко В.А. приходится по 19,6 кв.м. общей площади жилого помещения, что превышает учетную норму площади жилого помещения, применяемую для определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий и установленную нормативным правовым документом.

Администрация с заявленными требованиями Министерства не согласна, указывает следующее.

Доводы, указанные в обоснование искового заявления, явились предметом проверки в Стерлитамакском городском суде Республики Башкортостан и в последующем Верховном суде Республики Башкортостан, при этом суд не согласился с ними обоснованно, о чем указано в апелляционном определении Верховного суда Республики Башкортостан от 15.01.2015..

Ответчик полагает, что доводы Министерства о том, что постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется исключительно по единому принципу, исходя из норм Жилищного кодекса, а также, что иных норм для признания данной категории граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий действующим законодательством не предусмотрено, основаны на неверном толковании и применении норм общего и специального законодательства.

Администрация отмечает, что законодателем не ставится обеспечение жилым помещением участников Великой Отечественной войны в зависимость от их имущественного положения. Супруга погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившая в повторный брак является специальным субъектом жилищных правоотношений, которые регулируются исключительно Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные документы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему выводу.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц недействительными (незаконными) является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу п.3 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 15 сентября 2011 года №322 «О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета» Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан определено ответственным за ведение республиканского списка граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями, из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления  на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

В соответствии с п.п. 1.5, 3.4 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 сентября 2011 года № 322, обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии осуществляется один раз в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность по месту постановки на учет в органах местного самоуправления Республики Башкортостан в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по выбору граждан. Единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения предоставляется в безналичной форме. Право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения удостоверяется сертификатом.

Частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ определено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Исходя из буквального толкования вышеуказанной нормы, следует, что в отношении данной категории граждан Жилищным кодексом Российской Федерации регулируются исключительно порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а основания и условия постановки на учет в свою очередь определены Федеральным законом от 12 января 1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», являющегося специальным и следовательно, имеющим приоритет перед Жилищным кодексом Российской Федерации, устанавливающим общие правила.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» семьям погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: члены семей, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Исходя из норм, установленных ст.ст. 128, 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, под имуществом понимается совокупность вещей и материальных ценностей, находящихся в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении юридического или физического лица.

Из вышеуказанного следует, что под имущественным положением понимается наличие у лица вещей и материальных ценностей.

Законодателем не ставится обеспечение жилым помещением участников Великой Отечественной войны в зависимость от их имущественного положения.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

Следовательно, данная норма прямо предусматривает предоставление мер социальной поддержки супруге погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей в повторный брак независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка, то есть данная норма является исключением из общего правила о наличии других необходимых условий, предусмотренных частью 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» для других членов семьи (нетрудоспособности члена семьи погибшего (умершего) и состояния на иждивении погибшего (умершего) либо получения пенсии по случаю потери кормильца (наличия права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации).

Таким образом, супруга погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившая в повторный брак является специальным субъектом жилищных правоотношений, которые регулируются исключительно Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

В силу части 3 статьи 69 АПК Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

В рамках производства по делу №2-801/2014 Стерлитамакским районным судом Республики Башкортостан рассмотрено исковое заявление Крячко В.А. к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе заместителя  министра труда и социальной защиты населения РБ Кабановой О.Н. №09-0336 от 26.02.2014г. в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

Решением Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от 30 июля 2014 года удовлетворены исковые требования Крячко Веры Арсентьевны к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан об оспаривании решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

Верховным Судом Республики Башкортостан рассмотрена апелляционная жалоба Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан на решение Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от 30 июля 2014 года по делу №2-801/2014.

Апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан от 15.01.2015г. по делу №33-234/2015(33-17072/2014) решение Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан от 30 июля 2014 года отменено, по делу вынесено новое решение, которым исковые требования Крячко В.А. удовлетворены частично, признан незаконным отказ Министерства труда и социальной защиты Республики Башкортостан №09-0336 от 26.02.2014г. в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета. В удовлетворении остальной части требований отказано.

При рассмотрении гражданского дела судом установлено следующее.

С целью реализовать свое право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета Крячко В.А. обратилась 4 марта 2013 года к министру труда и социальной защиты населения РБ с заявлением о выбранной форме социальной поддержки в форме сертификата.

Письмом № 09-02502 от 7 ноября 2013 года Крячко В.А. поставлена в известность о том, что ей будет дан дополнительный ответ после получения ответа из Прокуратуры РБ.

Протоколом №76 от 29 августа 2013 года общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации муниципального района Стерлитамакский район РБ решение общественной комиссии по жилищным вопросам в отношении Крячко В.А. оставлено в силе.

Письмом № 09-0336 от 26 февраля 2014 года Крячко В.А. отказано в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета, так как Крячко В.А. является членом семьи собственника жилого помещения.

Крячко В.А. не имеет в собственности жилья, не является квартиросъемщиком, проживает и зарегистрирована в квартире своего сына по адресу: РБ, Стерлитамакский район, с. Загородный, ул. Садовая, д. 5, кв. 22.

Кроме того, Крячко В.А. состоит в республиканском списке граждан имеющих право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилыми помещениями, из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Верховным Судом РБ сделан вывод о том, что пункт 3 части 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусматривает предоставление мер социальной поддержки Крячко В.А. как супруге погибшего ветерана боевых действий, не вступившей в повторный брак, независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка, то есть данная норма является исключением из общего правила о наличии других необходимых условий, предусмотренных частью 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» для других членов семьи (нетрудоспособности члена семьи погибшего (умершего) и состояния на иждивении погибшего (умершего) либо получения пенсии по случаю потери кормильца (наличия права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации).

Доводы заявителя подлежат отклонению как необоснованные и как основанные на неверном толковании законодательства.

При таких обстоятельствах суд считает, что основания для признания незаконными пункта 2 протокола общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от 19.09.2012г. №36 в части принятия на учет с 19.09.2012г. Крячко Веры Арсентьевны в качестве нуждающейся в жилом помещении, пункта 2 постановления Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от 28.09.2012г. №939 «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части принятия на учет с 19.09.2012г. Крячко Веры Арсеньевны в качестве нуждающейся в жилом помещении не имеются.

Администрация считает, что Министерством нарушен порядок обращения в суд, а именно заявление подано не по подсудности.

Данный довод ответчика судом не принимается по следующим основаниям.

Судом установлено, что Министерством ранее было направлено в Стерлитамакский городской суд РБ исковое заявление с теми же исковыми требованиями, которое в дальнейшем принято Арбитражным судом РБ к своему производству.

Определением Стерлитамакского городского суда РБ от 13 февраля 2015 года в принятии искового заявления Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан отказано (л.д.79).

В этой связи Минтрудом РБ указанное исковое заявление направлено в Арбитражный суд РБ.

В Российской Федерации споры о подсудности (подведомственности) между судами не допускаются.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 названной статьи Кодекса заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с данной нормой арбитражный суд вправе восстановить указанный срок, если он был пропущен по уважительной причине.

В соответствии с частью 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 года № 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) – незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, -  вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.

Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Таким образом, основным условием восстановления срока для судебного обжалования является уважительность причины пропуска данного срока.

В то же время законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска срока в тех или иных случаях. Следовательно, данный вопрос решается по усмотрению суда.

Согласно позиции ответчика заявителем пропущен срок подачи заявления в суд, предусмотренный статьей 198 АПК РФ.

Министерство просит восстановить пропущенный срок на подачу заявления в суд, считая, что пропуск срока обусловлен уважительными причинами.

Заявитель в обоснование ходатайства о восстановлении срока указывает, что он предпринимал попытки во внесудебном порядке урегулировать вопрос устранения нарушений при постановке на учет Крячко В.А. как нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что уже августе 2013г. заявитель узнал о вынесенных оспариваемых протоколе от19.09.2012г. №36 и постановлении от 28.09.2012г. №939, что следует из письма от 09.08.2013г. №304, адресованного главе Администрации Стерлитамакский район Рахматуллину Р.А. (л.д.73-74)..

Между тем, заявитель обратился с соответствующим заявлением в суд лишь 09 февраля 2015 года (согласно штампу Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан)) (л.д.80), а в Арбитражный суд РБ –лишь 24.03.2015г. (согласно почтовому конверту) (л.д.34), то есть с пропуском срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Довод Министерства о том, что заявитель неоднократно предпринимал попытки урегулировать спор с ответчиком во внесудебном порядке, о чем свидетельствуют представленные в материалы настоящего дела письма и обращения, что является уважительной причиной, судом отклоняется. Также довод заявителя о том, что он считал нецелесообразной и преждевременной подачу соответствующего искового заявления до рассмотрения Верховным судом РБ апелляционной жалобы на решение Стерлитамакского районного суда Республики Башкортостан судом не принимается.

Указанная в ходатайстве причина не может быть признана судом уважительной, так как не свидетельствует о невозможности заявителя подать жалобу в суд в установленный срок.

Неправильный выбор заявителем процессуального способа защиты нарушенного права сам по себе не является основанием для признания данной причины уважительной и восстановления пропущенного срока.

Пропуск срока, предусмотренного в части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без уважительных причин влечет за собой отказ в удовлетворении заявленных по существу требований.

При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (ИНН 0278058317, ОГРН 1030204601965, адрес (место нахождения) юридического лица: 450008, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Пушкина, 95) требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной можно получить соответственно на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru.

Судья                                                       Г.Ф. Ахметова