450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
E-mail: a07.info@ufa.arbitr.ru, сайт http://ufa.arbitr.ru/
ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07 - 5 / 4
01 июля 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 01.07.2014г.
Полный текст решения изготовлен 01.07.2014г.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе
судьи Искандарова У.С.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Шарафиевой О.Б.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Муниципального унитарного предприятия Единый расчетно-кассовый центр городского округа город Уфа Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному надзору
третьи лица:
ОАО «УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ»,
ООО «Газпром межрегионгаз Уфа»,
ОАО МТУ «Кристалл»,
ОАО «Газ-Сервис»
о признании незаконным предписания № ЦО-14-242-004 от 20.02.2014г.
при участии:
от заявителя: ФИО1, дов. № 1 от 09.01.2014г.
от заинтересованного лица: ФИО2, дов. № 71 от 31.12.2013г.
от третьих лиц:
от ОАО «УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ»: не явились, извещены надлежащим образом.
от ООО «Газпром межрегионгаз Уфа»: не явились, извещены надлежащим образом.
от ОАО МТУ «Кристалл»: ФИО3, дов. № 82 от 21.01.2014г.
от ОАО «Газ-Сервис»: ФИО4, дов. № 11-400/БДР от 06.11.2013г.
Муниципальное унитарное предприятие Единый расчетно-кассовый центр городского округа город Уфа Республики Башкортостан обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному надзору (далее – ФИО5, Комитет) о признании незаконным предписания №ЦО-14-242-004 от 20.02.2014г.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.
Представитель Комитета заявленные требования не признал, по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев представленные документы, суд установил следующее.
Согласно распоряжения № 319 от 23.01.2014г. заместителя председателя ФИО5 проведена внеплановая документарная проверка в отношении Муниципального унитарного предприятия Единый расчетно-кассовый центр городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – МУП ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ), адрес: <...>, с целью выявления фактов, изложенных в обращении гражданина, проживающего по адресу: <...>, соответствия нормативным требованиям качества, объема и порядка предоставления жилищно-коммунальных услуг, по результатам которой составлен акт проверки № ЦО-14-319 от 20.02.2014г.
По результатам проверки 20.02.2014г. МУП ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ выдано предписание № ЦО-14/242-004, в котором заявителю предписано:
- указывать в платежных документах на оплату коммунальной услуги газоснабжения потребителей помещений по адресу: <...>, наименование, банковские реквизиты ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» в объеме, предусмотренном п.п. «б» п. 69 Правил 354;
- исключить наименование МУП ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ, банковские реквизиты, а также иные виды платежей (капитальный ремонт, обслуживание телефона).
Срок устранения нарушения установлен до 21.04.2014 года.
Не согласившись с указанным предписанием, считая его незаконным, МУП ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением, в котором просит признать данное предписание недействительным.
Исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все представленные доказательства по своему внутреннему убеждению относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если данный ненормативный акт не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.
В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному надзору является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции региональный государственный жилищный надзор на территории Республики Башкортостан (пункт 1.1 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному надзору, утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.05.2013 г. №196).
В соответствии с п. 2.4 Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному надзору, задачами Государственного комитета РБ по жилищному надзору являются: предупреждение, выявление и пресечение нарушений при осуществлении государственного жилищного надзора; возбуждение дел об административных правонарушениях и принятие необходимых мер по выявленным нарушениям.
Судом установлено, что из лицевого счета кв. 34 № 0310045333 за январь 2014 года следует, что начисление платы потребителю за коммунальную услугу «газоснабжение» отсутствует информация об исполнителе услуг -ООО «Газпром межрегионгаз Уфа».
Лицевой счет абонента кв. 34 находится на обслуживании в МУП ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ.
Обязанность граждан и организаций по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает в соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности (часть 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом, в ходе проверки представлен договор № 80 от 11.01.2010 г., заключенный между ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» и МУП ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ (далее - Договор).
Согласно условиям указанного договора МУП ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ оказывает услуги ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» по начислению платы за услуги газоснабжения и сбору денежных средств абонентов, проживающих в многоквартирных домах г. Уфы. Договор устанавливает обязанность МУП ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ по ежемесячному изготовлению и доставке абонентам платежных документов об оплате услуг газоснабжения. Пунктом 2.1.5 Договора предусмотрено, что МУП ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ обязан принимать от абонентов денежные средства в счет оплаты услуг «газоснабжение», начисленных пени и судебных расходов.
В п. 2.1.7 Договора, указано, что МУП ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ обязан перечислять на расчетный счет ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» денежные средства, поступившие на расчетный счет МУП ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ от абонентов в качестве оплаты за услуги «газоснабжение», пени и судебных расходов в течении 3-х рабочих дней с момента их поступления на расчетный счет МУП ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ.
В соответствии с п.п. «б» п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354, в платежном документе указывается наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет и т.д.
Согласно сведениям указанных в платежном документе по кв. № 34 за январь 2014г., представленном МУП ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ установлено, что в платежном документе отсутствует информация об исполнителе услуг, то есть сведения касающиеся ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» в нарушении требований, предусмотренных пп. «б» п. 69 Правил № 354.
В платежном документе указан лишь МУП ЕРКЦ г. Уфы, его реквизиты для внесения платы за газ: расчетный счет № <***> и специальный счет № 40821810906000076232 в отделении №8598 Сбербанка России, юридический адрес: <...>, ИНН <***>, БИК 04873601, КПП 025250001, телефон справочной <***>, сайт: www.erkufa.ru .
Сторонами не оспаривается, что ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» осуществляет поставку газа собственникам многоквартирных жилых домов, в том числе, в жилой дом по адресу: <...>.
Учитывая изложенное, исполнителем услуги «газоснабжение» выступает непосредственно ресурсоснабжающая организация, которая на основании статей 702, 779, 971 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) вправе заключать сделки по оказанию услуг по начислению, изготовлению квитанций на оплату, доставке их населению, а также вправе поручить сбор платежей от населения за газ любому юридическому лицу.
Таким образом, сведения об исполнителе услуги должны содержаться в платежном документы. Доведение указанных сведений до потребителя в платежном документе является обязанностью услугодателя.
Действующим законодательством не запрещено в платежных документах указывать, что исполнителем услуги является одно лицо с указанием предусмотренных законом реквизитов, а плату необходимо перечислять третьему лицу с указанием его реквизитов (со ссылкой на часть 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Довод Заявителя о том, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 в силу пункта 2 постановления не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549, в части необходимости указания в платежном документе наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет судом не принимается, так как согласно разъяснениям Минрегионразвития России (письмо от 28.05.2012г. №12793-АП/14), отношения между абонентом и поставщиком газа регулируются Правилами №549, в неурегулированной части Правилами № 354.
Поскольку указание спорных сведений в платежных документах не урегулировано Правилами № 549, в указанной части в целях защиты прав потребителей подлежат применению Правила № 354.
Более того, неуказание спорных сведений (то есть недоведение их до потребителей) является нарушением Заявителем требований статей 8, 9 Федерального закона «О защите прав потребителей».
Кроме этого, Заявителем в силу требований статьи 65 АПК Российской Федерации не представлено доказательств нарушения прав оспариваемым предписанием в части возложения обязанности указывать в платежных документах на оплату коммунальной услуги газоснабжения потребителей помещений по адресу: <...>, наименование, банковские реквизиты ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» в объеме, предусмотренном п.п. «б» п. 69 Правил 354.
На основании изложенного требования заявителя о признании недействительным оспариваемого предписания в части возложения обязанности указывать в платежных документах на оплату коммунальной услуги газоснабжения потребителей помещений по адресу: <...>, наименование, банковские реквизиты ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» в объеме, предусмотренном п.п. «б» п. 69 Правил 354, удовлетворению не подлежат.
Требования Заявителя в части возложения обязанности исключить наименование МУП ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ, банковские реквизиты, а также иные виды платежей (капитальный ремонт, обслуживание телефона) подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Ни в акте проверки, ни в обжалуемом предписании нет ссылок на нормы права, на основании которых Заявителю вменено в обязанности исключить наименование МУП ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ, банковские реквизиты, а также иные виды платежей из платежных документов на оплату коммунальных услуг.
Возложение обязанности на Заявителя исключить МУП ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ, банковские реквизиты, а также иные виды платежей не основано на требованиях действующего законодательства.
Доказательств обратного Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному надзору в силу требований статьи 65 АПК Российской Федерации не представлено.
Более того, исполнение данного предписания противоречит требованиям части 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и делает невозможным исполнение гражданского договора между Заявителем и третьим лицом по ведению лицевых счетов граждан.
На основании изложенного требования Муниципального унитарного предприятия Единый расчетно-кассовый центр городского округа город Уфа Республики Башкортостан подлежат удовлетворению частично.
Судебные расходы по государственной пошлине подлежат взысканию с Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору на основании статьи 110 АПК Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования Муниципального унитарного предприятия Единый расчетно-кассовый центр городского округа город Уфа Республики Башкортостан удовлетворить частично.
Признать недействительным предписание Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору от 20 февраля 2014 года №ЦО-14-242-004 в части возложения обязанности исключить из платежных документов на оплату коммунальной услуги газоснабжения потребителей помещений по адресу: <...> наименование МУП ЕРКЦ городского округа город Уфа РБ, его банковские реквизиты, а также иные виды платежей (капитальный ремонт, обслуживание телефона).
В остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному надзору в пользу Муниципального унитарного предприятия Единый расчетно-кассовый центр городского округа город Уфа Республики Башкортостан судебные расходы по государственной пошлине в размере 2000 рублей.
Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца с момента принятия, если не подана апелляционная жалоба согласно статье 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья У.С.Искандаров
____________________________
Информацию о движении дела можно получить на официальном сайте Арбитражного суда Республики Башкортостан в сети Интернет по веб-адресу: http//www.ufa.arbitr.ru/