АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Уфа Дело № А07-7148/2007-А-НИИ/РМФ
30 июля 2007 года
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе:судьи Раянова М.Ф.,
при ведении протокола судьей Раяновым М.Ф.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
ИФНС России по Кировскому району г. Уфы
(заявитель)
к Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»
(ответчик)
о взыскании 2193124,68 руб. недоимки, пени
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 13.09.2006г.
от ответчика – ФИО2, доверенность от 30.05.2007г.
ИФНС России по Кировскому району г. Уфы обратилась в арбитражный суд с заявлением к Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» о взыскании налога на имущество по требованию №155609 от 17.05.2006г. в размере 1162478,76 руб., пени в размере 929,98 руб., по требованию №164858 от 22.08.2006г. в размере 1019774руб., пени в размере 9941,94 руб.
Заявитель поддержал заявленные требования, указав, что в нарушение установленного законодательством срока Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» не уплатило авансовые платежи по налогу на имущество за первый квартал и за полугодие 2006года. По мнению налогового органа, ответчик является плательщиком налога на имущество организаций и не отнесен к числу организаций, на которые распространяются льготы.
Ответчик требования заявителя не признал, ссылаясь на то, что в силу п.4 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации не должен уплачивать налог на имущество.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» были сданы в налоговый орган налоговые декларации по налогу на имущество за первый квартал и за полугодие 2006 года. Сумма налога, подлежащая уплате за первый квартал 2006г. исчислена в размере 1171937 руб., за полугодие 2006г. в сумме 1071774 руб.
ИФНС России по Кировскому району г. Уфы было вынесено требование №155609 от 17.05.2006г., в соответствии с которым, налогоплательщику предлагалось добровольно произвести уплату налога в сумме 1162478,76 руб., и пени за несвоевременную уплату налога в размере 929,98 руб., требование №164858 от 22.08.2006г. в соответствии с которым, налогоплательщику предлагалось добровольно произвести уплату налога в сумме 1019774 руб., и пени за несвоевременную уплату налога в размере 9941,94руб.
Требования об уплате недоимки и пени ответчиком не исполнены, в связи с чем налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании суммы недоимки и пени.
Суд находит требования заявителя необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном налоговым законодательством о налогах и сборах.
Нормой статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать в меньшем размере.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
На основании данной нормы права, следует, что льгота по налогу на имущество предоставляется тем организациям, которые относятся к федеральным органам исполнительной власти, использующим имущество, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации. Одним из условий для применения данной льготы является то, что кадровые работники данных организаций должны состоять на военной и (или) приравненной к ней службе.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.1999г. №2-П в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство Российской Федерации, состоящее из председателя Правительства Российской Федерации, заместителем председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона от 17.12.1997г №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и иных федеральных законов. По вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодателем, Президент Российской Федерации может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии с п.5 Положения «О Министерстве внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004г. №927, МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управлении МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.
Согласно пунктам 1 и 3 Положения «О Министерстве внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004г. №927 МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции. При этом одной из основных задач МВД России является обеспечение охраны общественного порядка.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» согласно свидетельству №00500031 от 10.08.2006г. и выписке из Единого государственного реестра юридических лиц является федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования с организационно-правовой формой государственное учреждение.
В соответствии с п.2,3 Устава Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Приказом МВД России №582 от 25 июля 2006 года институт является самостоятельным учреждением органов внутренних дел и находится в прямом подчинении МВД России. Полномочия учредителя от имени Правительства осуществляет МВД России.
Институт входит в систему профессионального образования МВД Российской Федерации и является образовательным учреждением, осуществляющим подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов по программам среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования (п.4 Устава).
Исходя из положений Федерального закона «Об обороне» от 31.05.1996г. №61-ФЗ и Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» под федеральным органом исполнительной власти, в котором законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная в ней служба, следует понимать Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, перечисленные в ст. 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Статья 6 Федерального закона от 27.05.2003г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет военную службу как вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.
Система государственной службы, согласно нормам статьи 2 данного Федерального закона включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба.
В силу статьи 2 Федерального закона от 28.03.1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба – это особый вид федеральной государственной службы, исполняемый гражданами в Вооруженных силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках гражданской обороны (другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (органы), воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 26.12.2002г. №17-П служба в органах внутренних дел рассматривается как служба аналогичная военной службе.
Согласно п.107 Устава Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» личный состав института состоит из переменного и постоянного составов.
Пункт 108 Устава предусматривает, что личный состав института, состоящий на службе в органах внутренних дел распространяются права и обязанности, гарантии социальной и правовой защиты установленные законодательством Российской Федерации для сотрудников органов внутренних дел, п. 91 предусматривает привлечение личного состава института к охране общественного порядка, ликвидации последствий чрезвычайных ситуации и другими мероприятиями с согласия руководства МВД России.
Пункт 109 Устава устанавливает, что к переменному составу относятся курсанты, слушатели, адъютанты.
В соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации от 18.04.1991г. №1026-1 «О милиции» сотрудниками милиции в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового и начальствующего составов органов внутренних дел, которых в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава милиции.
Согласно п.119.1 Устава курсантом является лицо рядового или младшего начальствующего состава, п.110.2 Устава слушателем является лицо среднего или старшего начальствующего состава, п.110.4 Устава адъютантом является лицо среднего или старшего начальствующего состава.
Статья 21 Закона Российской Федерации от 18.04.1991г. №1026-1 «О милиции» предусматривает, что слушатели и курсанты образовательных учреждений профессионального образования (средних специальных и высших учебных заведений) системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих подготовку сотрудников милиции, а также руководящий и профессорско-преподавательский состав этих учебных заведений в соответствии со штатным расписанием, утвержденным МВД Российской Федерации считаются находящимися на службе в милиции.
Ответчиком в материалы дела представлены документы, подтверждающие, что личный состав института привлекается к несению службы по охране общественного порядка.
Таким образом, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» является федеральным государственным бюджетным учреждением, входящим в систему МВД России.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что в целях применения ст.374 Налогового кодекса Российской Федерации имуществом, принадлежащим федеральному органу исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, следует считать не только имущество, непосредственно закрепленное за федеральным органом исполнительной власти, но имущество, находящееся в хозяйственной ведения или оперативном управлении юридических лиц (государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий), в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими организациями для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации. Аналогичная позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.11.2006г. №7290/06.
При таких обстоятельствах институт является Федеральным государственным образовательным учреждением, за которым закреплено в оперативном управлении федеральное имущество, которое в силу подп. 2 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации не является объектом налогообложения налогом на имущество, и, соответственно, у него отсутствует обязанность по исчислению, уплате авансовых платежей по данному налогу и пеней.
Государственная пошлина взысканию не подлежит, т.к. налоговые органы освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований ИФНС России по Кировскому району г. Уфы к Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» о взыскании 2193124,68 руб. недоимки и пени отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья М.Ф. Раянов