ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-7423 от 28.06.2012 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ  БАШКОРТОСТАН

Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001

E-mail: info@ufa.arbitr.ru, сайтhttp://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                        Дело № А07 -7423/ 2

28 июня 2012 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Чернышовой С. Л., 

при ведении протокола секретарем  судебного заседания Файзуллиной  А.Р.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления ПФР в Уфимском районе РБ (ИНН <***>, ОГРН <***>, 450076, <...>)

к Муниципальному бюджетному учреждению "Юматовский этнографический музей" сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (ИНН 0245018358, ОГРН 1070272001337, 450571, Уфимский район, с. Юматовского Сельхозтехникума, д. 31/1)

о взыскании финансовых санкций в размере  2808 руб. 70 коп. за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 – специалист-эксперт отдела  персонифицированного учета по доверенности от 06.06.2012 №10, предъявлено служебное удостоверение,

от ответчика: ФИО2 – глава сельского поселения,  личность удостоверена паспортом, ФИО3 –председатель ликвидационной комиссии,  полномочия  подтверждены  выпиской  из ЕГРЮЛ , личность удостоверена паспортом, ФИО4 – директор музея до процедуры ликвидации, личность удостоверена паспортом

ГУ-Управление ПФР в Уфимском районе Республики Башкортостан обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с Муниципального бюджетного учреждения "Юматовский этнографический музей" сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан штрафа в размере 2 808 рублей 70 копеек за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 3 квартал    2011  года.

Ответчиком отзыв, в соответствии с требованиями ст. 131 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не представлен.

Заявитель  в судебном  заседании  требования  поддержал.

Заявленные требования  ответчик  признает. Факт  нарушения  срока  представления  сведений  индивидуального ( персонифицированного)  учета    признает.   В судебном заседании 28.06.2012 ответчиком представлено ходатайство от 27.06.2012 исх. № 168  о снижении размера финансовых санкций .  Данное ходатайство поддержано представителем ответчика в судебном заседании.

Рассмотрев материалы дела,  суд установил:  

Управлением Пенсионного фонда проведена проверка своевременности, достоверности и полноты представления индивидуальных сведений застрахованных лиц МБУ "Юматовский этнографический музей".  Проверкой установлено, что страхователь сведения о страховых взносах и страховом стаже за 3 квартал 2011 года при сроке представления до 15.11.2011  представил   17.11.2011.

Управлением Пенсионного фонда составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании от 21.11.2011 № 135 и 26.12.2011   принято решение № 66 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде  взыскания штрафа в размере  2 808,70 рублей.

Для добровольной уплаты суммы штрафа МБУ "Юматовский этнографический музей" было выставлено требование № 59 от 30.01.2012 об уплате финансовых санкций,  сроком исполнения до 12.02.2012 года.

Требование в добровольном порядке МБУ "Юматовский этнографический музей" не исполнено, в связи с чем, ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Уфимском районе  Республики Башкортостан на основании Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив представленные документы, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с указанной статьей к страхователям относятся юридические лица. 

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Сведения представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.

В силу статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Согласно статье 15 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах за 3 квартал 2011 года при сроке представления 15.11.2011  в  органы  Пенсионного  фонда  МБУ "Юматовский этнографический музей" представлены   17.11.2011.

За непредставление в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, к работодателям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 17 Закона).

Сумма страховых взносов, подлежащая уплате МБУ "Юматовский этнографический музей" в ПФР за 3 квартал 2011 года составила 28 087 рублей.

Решение о привлечении к ответственности соответствует статье 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 г. «Об  индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».   Сумма штрафа составляет 2 808,70 руб.

Ответчик   заявил  ходатайство  о  снижении суммы  штрафа ссылаясь на то, что Муниципальное бюджетное учреждение «Юматовский этнографический музей» сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан является бюджетной организацией и расход по налогам (в том числе и в ПФР) за 2011 год составил 153577,65 (сто пятьдесят три тысячи пятьсот семьдесят семь тысяч 65 копеек), указывает, что несвоевременное предоставление отчетности в ПФР за 3 квартал 2011 года состоялось ввиду того, что на тот момент бухгалтер ФИО3 находилась на курсах повышения квалификации,  других  специалистов  , ответственных  за  предоставлении  сведений  не было.

Представитель  заявителя   возражений  по указанному  ходатайству  не  заявил.

В соответствии со статьей 2 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, регулирующие правоотношения в данной сфере.

Таким образом, поскольку специальными нормативными правовыми актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен общий порядок привлечения к ответственности, к названным правоотношениям подлежит применению порядок привлечения к ответственности, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 165-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 4 ст. 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленном соответствующей нормой главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налогового правонарушения.

Аналогичные  разъяснения    содержаться  в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» - если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в п. 1 ст. 112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой гл. 16 Кодекса. При этом , учитывая, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза. Перечень обстоятельств, указанных в ст. 112 Налогового кодекса РФ, не является исчерпывающим, в связи с чем суд может признать смягчающими ответственность и другие обстоятельства, хотя они напрямую не названы в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 16.12.2008 № 1069-О-О также указал, что санкция   должна  быть направлена, среди прочего, на обеспечение эффективной превенции правонарушений в сфере налогового контроля.

В позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 08.12.2009г. № 11019/09 указано, что налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, то есть виновно совершенного противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность (статья 106, пункт 1 статьи 114 НК РФ). Кодекс содержит открытый перечень обстоятельств, исключающих вину в совершении налогового правонарушения, а также смягчающих ответственность за его совершение (статьи 111 - 112 НК РФ). Такие обстоятельства устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций. При этом размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации и статьи 3 НК РФ требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.

С учетом изложенного при применении ответственности, размер штрафа,  должен определяться судами на основании упомянутых принципов и с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, однако, во всяком случае, не должен превышать в сумме размера обязательства плательщика.

Оценив представленные документы, принимая во внимание также  правовую  позицию  Конституционного суда РФ, выраженную в определении от 14.12.2000 года,   и  от  16.12.2008  № 1069-О-О, в которых указывается, что санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности,   позицию  Высшего  Арбитражного Суда  РФ,  выраженную  в вышеуказанном  постановлении, учитывая положения Европейской конвенции от 20.03.1952 года о разумном балансе публичного и частного интереса, конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, необходимость применения которых указана  также   и   в постановлениях Конституционного Суда РФ № 11-П от 15.07.1999 года и № 14-П от 12.05.1998 года, учитывая размер   взыскиваемой  штрафной санкции, суд находит возможным уменьшить размер взыскиваемых финансовых санкций, определив ко взысканию сумму  штрафа в размере 1 000 рублей.

При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования  Государственного  учреждения – Управления  Пенсионного  фонда   РФ  в  Уфимском  районе    Республики Башкортостан к Муниципальному бюджетному учреждению "Юматовский этнографический музей" сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан   -    удовлетворить  частично.

Взыскать  с  Муниципального бюджетного учреждения "Юматовский этнографический музей" сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (ИНН <***>, ОГРН <***>, 450571, <...>)   в  доход  бюджета  Пенсионного  фонда  Российской  Федерации   1000  рублей  -  штраф  за  несвоевременное  представление   сведений  индивидуального  (персонифицированного)  учета.

В  остальной  части   заявления  отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления в полном объеме),  а также  может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                       С. Л. Чернышова