ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-7496/19 от 04.03.2021 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа

«07» апреля 2021 года                                                 Дело №А07-7496/2019

Резолютивная часть решения объявлена 04 марта 2021 года

Полный текст решения изготовлен 07 апреля 2021 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе: судьи Ахметовой Г.Ф.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Калмантаевой А.Т.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению)

Товарищества собственников жилья "Спектр" (450112 Башкортостан Республика город Уфа улица Ульяновых дом 53 , ОГРН: 1140280062515, Дата присвоения ОГРН: 15.10.2014, ИНН: 0277139235)

к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (ОГРН 1140280411600; ИНН 0278218377; 450059, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ст. Халтурина, 28)

о признании недействительным предписания №ЦО 18-052-101 от 28.12.2018

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

Аллаярова Тамара Лукмановна (г. Уфа, ул. Ульяновых, 53-127), Газизов Маскур Амирянович (г. Уфа, ул. Ульяновых, 53-101), НОФ "Региональный оператор Республики Башкортостан"

при участии:

от истца (заявителя): Кашкаров Н.Х., доверенность от 30.06.2020г., паспорт,

от ответчика: Нургалиева Э.Г., доверенность от 11.01.2021г., паспорт,

от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом.

Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ без участия 3-их лиц.

Товарищество собственников жилья "Спектр" (далее – Заявитель, ТСЖ "Спектр") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее – Ответчик, Госкомитет) о признании недействительным предписания №ЦО 18-052-101 от 28.12.2018.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Аллаярова Тамара Лукмановна, Газизов Маскур Амирянович, НОФ "Региональный оператор Республики Башкортостан".

Определением суда от 04.12.2019 производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу решения Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17.10.2019г. по делу №2-3006/2019.

В рамках производства по делу №2-3006/2019 Орджоникидзевским районным судом г. Уфы Республики Башкортостан было рассмотрено исковое заявление Аллаяровой Т.Л., Ибрагимовой И.В., Геворкян М.О., Уласко С.А. (собственники жилых помещений в доме №53 по ул. Ульяновых г. Уфа) к ТСЖ «Спектр» о признании решений общего собрания недействительными.

Аллаярова Т.Л., Ибрагимова И.В., Геворкян М.О., Уласко С.А. (в рамках дела №2-3006/2019) просили признать недействительным по всем вопросам повестки дня решения общего собрания от 21 апреля 2016 года собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Ульяновых, 53, оформленные протоколом № 9 от 21 апреля 2016 года; признать недействительным по всем вопросам повестки дня решения общего собрания от 21 апреля 2017 года собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Ульяновых, 153, оформленные протоколом № 11 от 21 апреля 2017 года; признать недействительным по всем вопросам повестки дня решения общего собрания от 4 сентября 2017 года собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РБ. г. Уфа, ул. Ульяновых, 53, оформленные протоколом №12 от 4 сентября 2017 года; признать недействительным по всем вопросам повестки дня решения общего собрания от 4 сентября 2017 года собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Ульяновых, 53, оформленные протоколом №12а от 4 сентября 2017 года; признать недействительным по всем вопросам повестки дня решения общего собрания от 19 апреля 2018 года собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Ульяновых, 53, оформленные протоколом № 13 от 19 апреля 2018 года; признать недействительным по всем вопросам повестки дня решения общего собрания от 19 апреля 2018 года собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: РБ. г. Уфа, ул. Ульяновых, дом 53, оформленные протоколом №13-1 от 19 апреля 2018года.

Решением Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 октября 2019 года по делу №2-3006/2019 в удовлетворении исковых требований Ибрагимовой И.В., Геворкян М.О., Уласко С.А., Аллаяровой Т.Л. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 июля 2020 г. постановлено: решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17 октября 2019 года отменить. Принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Аллаяровой Тамары Лукмановны, Ибрагимовой Ирины Валерьевны, Геворкян Марины Оганезовны, Уласко Сергея Александровича к ТСЖ «Спектр» о признании недействительными решений общего собрания, оформленные протоколами № 9 от 21 апреля 2016 года, № 11 от 21 апреля 2017 года, № №12, 12а от 4 сентября 2017 года, № №13, 13-1 от 19 апреля 2018 года, протоколом внеочередного общего собрания собственников многоквартирного дома №53 по ул. Ульяновых г. Уфа РБ от 3 июня 2019 года по 28 июня 2019 года отказать.

Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 10.12.2020 года по делу № 88-23667/2020 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 июля 2020 г. оставлено без изменения, а кассационная жалоба Аллаяровой Тамары Лукмановны - без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, в связи с рассмотрением обращения №17591 от 16.11.2018г. Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору в период с 04.12.2018г. по 28.12.2018 г. проведена  документарная проверка по вопросу нецелевого использования денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Ульяновых, д. №53.

В названном жилом доме принята форма управления ТСЖ, и создано ТСЖ «Спектр». При таких обстоятельствах у ТСЖ имеет свой специальный счет для сбора средств по статье капитальный ремонт.

В ходе проверки установлено, что основываясь на протоколах общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме (протоколы №9 от21.04.2016г.,  №11 от21.04.2017г., №12 от 04.09.2017г., №12а от 04.09.2017г.), правлением ТСЖ «Спектр» выполнены работы по ремонту кровли и фасада с использованием средств, сформированных за счет взносов на капитальных ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Согласно Актов о приемке выполненных работ в 2015 году выполнен ремонт кровли 2-го подъезда на сумму 350 000,00 руб., в 2016 году ремонт кровли 1-го подъезда на сумму 357 410,00 руб., в 2017 году ремонт кровли 4-го подъезда 396 600,00 руб., в 2017 году ремонт фасада на сумму 390 000, 00 руб. кровли (320 кв.м., 390 кв.м. и 360 кв.м. соответственно). Общая сумма средств использованных со специального счета составляет 1 494 010,00 руб.

Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору сделан вывод о том, что данные виды работ не могут попадать под понятие капитальный ремонт.

По результатам проверки Ответчиком в адрес ТСЖ "Спектр" вынесено предписание №ЦО 18-052-101 от 28.12.2018г.

В оспариваемом предписании указано на выявленное нарушение:

- основываясь на протоколах общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, правлением ТСЖ «Спектр» выполнены работы по ремонту кровли и фасада с использованием средств, сформированных за счет взносов на капитальных ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Согласно Актов о приемке выполненных работ, в 2015 году выполнен ремонт кровли 2-го подъезда на сумму 350 000,00 руб., в 2016 году - ремонт кровли 1-го подъезда на сумму 357 410,00 руб., в 2017 году - ремонт кровли 4-го подъезда 396 600,00 руб., в 2017 году - ремонт фасада на сумму 390 000, 00 руб. Общая сумма средств использованных со специального счета составляет 1 494 010,00 руб.

Данные виды работ не могут попадать под понятие капитальный ремонт по следующим основаниям: письмо Минстроя России от 3 июля 2017г. N 29521-ОГ/04, Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004, Приказ Госкомархитектуры от 23.1 1.1988 N 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (вместе с "ВОН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения».

Товариществу собственников жилья "Спектр" предписано произвести возврат необоснованно использованных средств, использованных на текущий ремонт общего имущества МКД, на специальный счет сформированных для взносов на капитальных ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Уфа, ул. Ульяновых, дом №5,3 в сумме 1 494 010,00 руб.

ТСЖ "Спектр" с предписанием №ЦО 18-052-101 от 28.12.2018г. не согласно, просит признать его незаконным. Заявитель возражает относительно доводов Ответчика о том, что виды произведённых работ, указанных в предписании не подпадают под понятие капитальный ремонт, а также указывает на невозможность возврата денежных средств, потраченных на ремонт дома.

В обоснование заявленных требований Заявитель указывает следующее.

Оспариваемым предписанием предписано провести возврат денежных средств необоснованно использованных на текущий ремонт общего имущества МКД. на специальный счёт сформированный для взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: РБ, г. Уфа, ул. Ульяновых д. 53, в сумме 1494010,00 рублей.

Из Акта проверки № 18-5565-01 от 28.12.2018 следует, что в жилом многоквартирном доме по адресу: г. Уфа ул. Ульяновых дом 53 в 2015 году выполнен ремонт кровли 2-го подъезда на сумму 350000 рублей, в 2016 году ремонт кровли 1-го подъезда на сумму 357410 рублей, в 2017 году ремонт кровли 4-ю подъезда на сумму 396600 рублей и в 2017 году ремонт фасада на сумму 390000 рублей. Общая сумма средств использованных со специального счёта составила 1494010 рублей. По мнению Государственной инспекции РБ по жилищному и строительному надзору работы, по ремонту кровли и фасада с использованием средств, сформированных за счёт взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Уфа ул. Ульяновых д. 53, не могут подпадать под понятие капитальный ремонт, а относятся к текущему ремонту в связи с чем имеется нецелевое использование денежных средств.

Предписание № ЦО-1 8-052-101 нарушает права и законные интересы ТСЖ "СПЕК'ГР" в сфере оказания услуг по обслуживанию многоквартирного жилого дома, незаконно возлагают на ТСЖ заведомо не исполнимые обязанности, тем самым создаёт препятствия для осуществления деятельности.

В п. 1 ст. 166 ЖК РФ в перечне услуг и (или) работ по капитальном ремонтом общего имущества в МКД в том числе названы:

ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю;

утепление и ремонт фасада;

ремонт фундамента МКД.

Понятие капитального ремонта введено в Градостроительный кодекс Федеральным законом от 18.07.2011 N 215-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В 2017 году в вопросах установления понятия капитального (текущего) ремонта Минстрой рекомендовал руководствоваться именно положениями ч. 14.2 ст. 1 ГрК РФ (Письмо от 03.07.2017 N 29521 -ОГ/04). А в Письме от 27.02.2018 N 7026-АС/08 Минстрой добавил, что определять вид ремонта (текущий или капитальный) и различия между ними обязаны технические службы организации путем разработки в рамках системы планово-  предупредительного ремонта соответствующих нормативных документов.

Согласно части 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, капитальный ремонт объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

В соответствии с пунктом 2.2 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 текущий ремонт общего имущества жилого дома - ремонт, выполняемый в плановом порядке с целью восстановления исправности или работоспособности жилого дома, частичного восстановления его ресурса с заменой или восстановлением его составных частей ограниченной номенклатуры, установленной нормативной и технической документацией.

Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" дополнен ст. 10.4., которая легализует перечень строительных работ, отнесенных Законом N 185-ФЗ к категории капитального ремонта МКД. Из данной статьи следует, что в целях реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта МКД Законом N 185-ФЗ могут устанавливаться особенности отнесения видов работ к работам по капитальному ремонту МКД. Так, п. 3 ст. 1 5 Закона N 185-ФЗ к капитальному ремонту отнесены: (в том числе)

ремонт крыш;

утепление и ремонт фасадов;

ремонт фундаментов МКД, в том числе па свайном основании, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Кроме того понятие текущего и капитального ремонта содержатся в ведомственных строительных нормах ВСИ 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (далее - ВСН N 58-88 (р)), утвержденных приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312.

Согласно пункту 5.1 ВСН N 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства (п. 5.2).

В соответствии с пунктом 1.2 ВСН N 58-88 (р) данный нормативно-правовой акт является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий,

осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

Вопросы, касающиеся проведения капитального ремонта жилого дома, регулирует так же постановление Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".

В пункте 1.1 Правил N 170 определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

Техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, которое в свою очередь состоит из: а) технического обслуживания, включая диспетчерское и аварийное; б) осмотров; в) подготовки к сезонной эксплуатации; г) текущего ремонта; д) капитального ремонта.

Пунктом 2.4.2. Правил N 170 закреплено, что при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда. осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8.

Рекомендуемые виды работ по капитальному ремонту общего имущества МКД указаны в Приложении 8 к Правилам эксплуатации жилфонда утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176) и Приложении 9 к Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения ВСН 58-88 (р).

В примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда в качестве возможных видов работ приводятся ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий. Ремонт крыш, фасадов и фундаментов зданий так же поименован как вид работ по капитальному ремонту.

В Методических рекомендациях по капитальному ремонту МКД есть свой перечень работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, сформированный с учетом положений приведенных выше документов и требований п. 3 ст. 15 Закона N 185- ФЗ: ремонт крыш (антисептирование, утепление, замена покрытий), утепление и ремонт фасадов, и т.д.

Из указанных нормативных актов следует, что к капитальному ремонту относятся работы по замене всех элементов крыши, на здании в целом или на части здания. Ремонт фасада и фундамента так же относиться к работам производимым при капитальном ремонте.

Договорами подряда № 25-дм от 22 июля 2015 года. № 17-дм от 15.06.2016 года, №65-дм от 02.05.2017 года подтверждается, что в рассматриваемом случае произведена полная замена всех элементов крыши с постановкой здания на капитальный ремонт по секциям (1 секция = 1 подъезд), полный ремонт фасада жилого дома и ремонт фундамента дома с организацией новой отмостки.

Заявитель полагает, что Госкомитет в акте проверки № 18-5565-01 от 28.12.2018 года и оспариваемом предписании №ЦО-18-052-101 от 28.12.2018 года необоснованно применяет п. 3.6.9 Методического пособия МДК 2-04.2004 (утв. Госстроем России).

П. 3.6.9. Методического пособия МДК 2-04.2004 предусматривает, что конструктивные элементы жилого здания и элементы внешнего благоустройства, минимальная продолжительность эксплуатации которых с момента ввода в эксплуатацию после нового строительства, последнего текущего или капитального ремонта равна или превышает продолжительность, установленную действующими нормативными документами (в том числе соответствующими техническими регламентами), должны быть отремонтированы с восстановлением их эксплуатационных показателей или заменены Удельный вес заменяемых элементов жилых зданий в процессе текущего ремонта не должен превышать уровня:

кровельные покрытия - 50%;

покрытия полов - 20%;

остальные конструкции и инженерное оборудование - 15% их общего объема в жилом здании.

Элементы здания и внешнего благоустройства, срок службы которых соизмерим g периодичностью текущего ремонта, могут быть заменены полностью.

Из указанного ответчик делает вывод о том, что ремонт крыши жилого многоквартирного дома по адресу: г. Уфа ул. Ульяновых д. 53 произведённый не целиком одновременно, а в три этапа (с 2015 по 2017 год) носит характер текущего ремонта, а не капитального.

Однако, Пункт 3.6.9. МДК 2-04.2004 регламентирует только объем работ, проводимых при текущем ремонте и к капитальному ремонту отношение не имеет и не регламентирует. Под удельным показателем заменяемых элементов понимается не площадь ремонтируемой крыши или фасада, а виды работ, количество и полнота заменяемы материалов.

В рассматриваемом случае при капитальном ремонте крыши были произведены такие работы, как полный демонтаж покрытия до стяжки (т.е. до бетонных перекрытий), ремонт бетонного покрытия (стяжки) и полный цикл укладки нижнего армированного слоя покрытия и укладка нового верхнего покрытия, плюс ремонт водосборных воронок. Таким образом, удельный показатель заменённых элементов кровли при ремонте дома №53 ул. Ульяновых г. Уфы составляет 100 %.

Работа по капитальному ремонту кровли связана не только с ограниченностью финансирования, но и с объёмом производимых работ, площадью ремонтируемых поверхностей. В частности снять полностью кровельное покрытие на всей площади крыши дома единовременно для ремонта бетонной стяжки не представляется возможным в силу климатических условий. Ремонт стяжки требует значительное количество времени и любые осадки в виде дождя затопили бы верхние этажи МИД, что привело бы к необратимым последствиям и имущественному ущербу жильцам дома со всеми вытекающими последствиями.

Более того, запрета на проведение капитального ремонта по секциям дома с учётом сложности ремонта и объёма финансирования ни п. 3.6.9 МДК 2-04.2004, ни иные законодательные акты не запрещают. А в силу п. 5.1, 5.2 ВСН N 58-88 (р) разрешается производить капитальный ремонт с постановкой на капитальный ремонт отдельных секций дома, а не дома в целом.

ТСЖ "Спектр" утверждает, что Заявитель выполнил работы именно по капитальному ремонту кровли, фасада и фундамента дома № 53 по ул. Ульяновых в г. Уфа, тем самым не целевого использования денежных средств, находившихся на специальном  счёте для целей капитального ремонта дома не допускало.

Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору представил отзыв и дополнение к отзыву, в которых просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

От Аллаяровой Т.Л., Уласко С.А. поступилописьменное пояснение, согласно которому оспариваемое предписание считают правильно выданным.

НОФ "Региональный оператор Республики Башкортостан" письменные пояснения не представило.

Оценив все представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц недействительными (незаконными) является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.09.2017г. № 616 (далее - Положение №616) Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора.

В силу п.4 Положения №616 Госкомитет РБ осуществляет контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами (без заключения договора с управляющей организацией), и управляющими организациями (п.4.9), выдает лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (п.4.10), ведет реестр выданных лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (4.11), обеспечиваем ведение реестра выданных квалификационных аттестатов (4.12), осуществляет лицензионный контроль ь отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (п.4.14), представляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сведения, необходимые для ведения сводного федерального реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и реестра лип, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована (п.4.15).

Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, возражая против заявленных требований, указывает следующее.

В ходе проверки установлено, что на основании договоров подряда №25-дм от 22.07.2015г., №17-дм от 15.06.2016г., №65-дм от 02.05.2017г., заключенных ТСЖ «Спектр» с подрядной организацией Общество с ограниченной ответственностью Группа Компаний «БашМеталлСтрой» в 2015, 2016 и 2017 годах, выполнены работы по частичному ремонту мягкой кровли (320 кв.м., 390 кв.м. и 360 кв.м. соответственно).

На основании договора подряда №232-дм от 04.09.2017г. выполнены работы по ремонту фасада первого этажа (378,1 кв.м.) и фундамента (отмостки) (81,2 кв.м.).

Согласно локально-сметного расчёта и акту о приемке выполненных работ в ремонт фасада выполнены следующие виды работ: огрунтовка фасадов под шпатлевку, шпатлевка ранее окрашенных фасадов под окраску, огрунтовка фасадов под окраску, окраска по подготовленной поверхности фасадов, ремонт фундамента (отмостки). Стоимость работ составляет 390 тыс. рублей.

В случае ремонтных работ по фасаду жилого дома №53 по ул. Ульяновых г. Уфы выполнены работы по ремонту отмостки и оштукатуривание и покраска отдельных участков стен.

Согласно п. 1.2 Договора подряда №25-дм от 22.07.2015г., в объем работ по частичному ремонту мягкой кровли жилого дома площадью 320 кв.м., находящегося по вышеназванному адресу входит:

1.      демонтаж верхнего слоя существующего покрытия

2.      частичный демонтаж и полный до основания (стяжки) в местах образования трещин и отслоения существующего покрытия

3.      ремонт стяжки в местах образования трещин и разрушений

4.      ремонт водосборных воронок

5.      укладка нижнего армированного слоя покрытия

6.      укладка верхнего слоя покрытия

7.      монтаж/демонтаж доборных элементов из оцинкованной стали.

Согласно локально-сметного расчёта и акту о приемке выполненных работ кровли 2-го подъезда 9-ти этажного дома 53 по ул. Ульяновых, выполнены следующие виды работ: огрунтовка оснований из бетона или раствора под водоизоляционный кровельный ковер и устройство кровель плоских из наплавляемых материалов в два слоя. Стоимость работ составляет 350000 руб.

Согласно п. 1.2 Договора подряда №17-дм от 15.06.2016г. в объем работ по частичному ремонту мягкой кровли жилого дома площадью 390 кв.м., находящегося по вышеназванному адресу входит:

1.      демонтаж верхнего слоя существующего покрытия

2.      частичный демонтаж и полный до основания (стяжки) в местах образования трещин и отслоения существующего покрытия

3.      ремонт стяжки в местах образования трещин и разрушений

4.      ремонт водосборных воронок

5.      укладка нижнего армированного слоя покрытия

6.      укладка верхнего слоя покрытия

Согласно локально-сметного расчёта и акту о приемке выполненных работ кровли 1-го подъезда 9-ти этажного дома 53 по ул. Ульяновых, выполнены следующие виды работ: огрунтовка оснований из бетона или раствора под водоизоляционный кровельный ковер: битумной грунтовкой с ее приготовлением, устройство выравнивающих стяжек: цементно-песчаных толщиной 15 мм. и устройство кровель плоских из наплавляемых материалов в два слоя. Стоимость работ составляет 357410 руб.

Согласно п. 1.2 Договора подряда №65-дм от 02.05.2017г. в объем работ по частичному ремонту мягкой кровли жилого дома площадью 360 кв.м., находящегося по вышеназванному адресу входит:

1.      демонтаж верхнего слоя существующего покрытия

2.      частичный демонтаж и полный до основания (стяжки) в местах образования трещин и отслоения существующего покрытия

3.      ремонт стяжки в местах образования трещин и разрушений

4.      ремонт водосборных воронок

5.      укладка нижнего армированного слоя покрытия

6.      укладка верхнего слоя покрытия

Согласно локально-сметного расчёта и акту о приемке выполненных работ кровли 4-го подъезда 9-ти этажного дома 53 по ул. Ульяновых выполнены следующие виды работ: устройство выравнивающих стяжек: цементно-песчаных толщиной 15 мм., армирование подстилающих слоев и набетонок, огрунтовка оснований из бетона или раствора под водоизоляционный кровельный ковер: битумной грунтовкой с ее приготовлением и устройство кровель плоских из наплавляемых материалов в два слоя. Стоимость работ составляет 396600 руб.

Свод правил СП 17.13330.2011 «СНиПП-26-76. Кровли» Актуализированная редакция СНиП 11-26-76 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2010 г. № 784) распространяется на проектирование кровель из битумных, битумно-полимерных, эластомерных и термопластичных рулонных материалов, из мастик с армирующими прокладками, хризотилцементных, цементноволокнистых и битумных волнистых листов, цементно-песчаной, керамической, полимерцементной и битумной черепицы, плоских, хризотилцементных, композитных, цементноволокнистых и сланцевых плиток, листовой оцинкованной стали, меди, цинк-титана, алюминия, металлического профлиста, металлочерепицы, а также железобетонных лотковых панелей, применяемых в зданиях различного назначения и во всех климатических зонах Российской Федерации.

Настоящие нормы и правила распространяются на реконструкцию и капитальный ремонт покрытия (крыши) с кровлей из вышеуказанных материалов.

Вышеназванные нормы необходимо соблюдать при проектировании кровель зданий и сооружений различного назначения в целях обеспечения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В рабочих чертежах покрытия (крыши) зданий необходимо указывать:

конструкцию кровли, наименование и марки материалов и изделий со ссылками на документы в области стандартизации;

величину уклонов, места установки водосточных воронок и расположение деформационных швов;

детали кровель в местах установки водосточных воронок, водоотводящих желобов и примыканий к стенам, парапетам, вентиляционным и лифтовым шахтам, карнизам, трубам, мансардным окнам и другим конструктивным элементам.

В соответствии с п. 3.1 МДС 12-33.2007 «Кровельные работы», кровельные работы выполняются, как правило, по проекту производства работ или по технологическим картам. Рекомендации по составлению проекта производства работ и технологических карт приведены соответственно в МДС 12-81 и МДС 12-29.

Согласно «Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий» МДС- 13-1.99 не допускается осуществлять ремонт по устаревшим рабочим проектам (проектам), для чего до включения жилых зданий в план капитального ремонта заказчику необходимо проверять соответствие принятых проектных решений современному техническому уровню.

Согласно п. 5.8 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (утв. приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. № 312), разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт и реконструкцию зданий (объектов) должна предусматривать:

проведение технического обследования, определение физического и морального износа объектов проектирования;

составление проектно-сметной документации для всех проектных решений по перепланировке, функциональному переназначению помещений, замене конструкций, инженерных систем или устройству их вновь, благоустройству территории и другим аналогичным работам;

технико-экономическое обоснование капитального ремонта и реконструкции;

разработку проекта организации капитального ремонта и реконструкции и проекта производства работ, который разрабатывается подрядной организацией.

В силу ч. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №190-ФЗ проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком.

Согласно приказа Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального ч строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» виды работ по антисептированию деревянных конструкций, устройство оклеенной изоляции, работы по теплоизоляции зданий, работы по огнезащите строительных конструкций, устройство кровель из штучных, листовых и рулонных материалов, устройство вентилируемых фасадов, устройство и демонтаж системы водопровода и канализации, системы отопления, системы газоснабжения, устройство системы электроснабжения, монтаж лифтов входят в Перечень видов работ которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Стандарт СТО НОСТРОЙ 2.33.13-2011 «Организация строительного производства. Капитальный ремонт многоквартирных домов без отселения жильцов. Общие технические требования» распространяется на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов государственного, муниципального и частного жилищного фонда независимо от способа управления домом и вида пользования жилыми и нежилыми помещениями, выполняемый без отселения жильцов, и устанавливает общие технические требования к организации и выполнению капитального ремонта.

Пункт 5.3.1 СТО НОСТРОЙ 2.33.13-2011 устанавливает, что капитальный ремонт многоквартирного дома без отселения жильцов проводят в соответствии с проектной документацией.

Строительный контроль проводится в процессе капитального ремонта многоквартирного дома без отселения жильцов в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (п. 5.3.5 СТО НОСТРОЙ 2.33.13-2011).

На момент проверки проект на ремонт мягкой кровли и акты скрытых работ не представлены (отсутствуют).

«Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденные Постановлением ГК РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. №170, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями, занятыми обслуживанием жилищного фонда (далее ПиН).

Названными Правилами предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте (Приложение № 8) и при текущем ремонте жилищного фонда (Приложение №7).

Указанный в пункте 3 Приложения №8 такой вид работ, как ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50% (подразумевается не менее) относится к работам по капитальному ремонту жилого помещения. В перечне работ, относящихся к текущему ремонту (пункты 1,2,4 Приложение N 7), содержится указание на ремонт отмостки, окраску фасадов и ремонт гидроизоляции крыши, что не идентично работам, указанным в пункте 3 Приложения N8.

Также согласно Методическому пособию по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004 (утв. Госстроем России) и. 2.2. предусмотрено, что текущий ремонт общего имущества жилого дома - ремонт, выполняемый в плановом порядке с целью восстановления исправности или работоспособности жилого дома, частичного восстановления его ресурса с заменой или восстановлением его составных частей ограниченной номенклатуры, установленной нормативной и технической документацией.

Согласно п. 3.6.9 вышеназванного методического пособия, конструктивные элементы жилого здания и элементы внешнего благоустройства, минимальная продолжительность эксплуатации которых с момента ввода в эксплуатацию после нового строительства, последнего текущего или капитального ремонта равна или превышает продолжительность, установленную действующими нормативными документами (в том числе соответствующими техническими регламентами), должны быть отремонтированы с восстановлением их эксплуатационных показателей или заменены. Удельный вес заменяемых элементов жилых зданий в процессе текущего ремонта не должен превышать уровня:

-        кровельные покрытия - 50%;

-        покрытия полов - 20%;

-        остальные конструкции и инженерное оборудование - 15% их общего объема в жилом здании.

Статьей 189 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме:

Пункт 1. Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Пункт 2. Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.

Пункт 3. Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 5.1 вышеназванной статьи установлено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:

1)      перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;

2)      предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту;

3)      сроки проведения капитального ремонта;

4)      источники финансирования капитального ремонта;

5)      лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

В ходе проведенной документарной проверки установлено, что протоколы общих собраний собственников помещений в МКД с повесткой дня (в том числе) о проведении капитального ремонта кровли и фасада не соответствуют требованиям Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» (нарушения заактированы в акте проверки №18-5565-01 от 28.12.18г.).

Проверкой также установлено, что протоколы общих собраний собственников помещений составлены с нарушением п. 5.1 ст. 189 ЖК РФ (не указаны стоимость услуг по капитальному ремонту, сроки проведения, источники финансирования, лицо, которое от имени всех собственников помещений в МКД уполномочено участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты).

Протокол общего собрания №7 от 25.07.2015г., одним из поднятых в повестке дня которого вопрос о ремонте кровли 2-го подъезда, составлен позже, чем заключен договор подряда №25-дм от 22.07.2015г. с ООО ГК «БашМеталлСтрой» на проведение частичного ремонта мягкой кровли МКД площадью 320 кв.м.

Также установлено, что протокол общего собрания №12а от 04.09.2017г. с повесткой дня о ремонте фасада составлен раньше, чем принято решение собственников, т.к. собрание проведено в форме очно-заочного голосования со сроком принятия заполненных решений до 13.09.2017г. Договор подряда №232-дм на ремонт фасада 1-го этажа и фундамента (отмостки) заключен с ООО ГК «БашМеталлСтрой» 04.09.2017г.

Таким образом, Ответчик, основываясь на протоколах общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме (протоколы №9 от21.04.2016г., №11 от 21.04.2017г., №12 от 04.09.2017г., №12а от 04.09.2017г.), установил, что правлением ТСЖ «Спектр» выполнены работы по ремонту кровли и фасада с использованием средств, сформированных за счет взносов на капитальных ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Согласно Актов о приемке выполненных работ в 2015 году выполнен ремонт кровли 2-го подъезда на сумму 350 000,00 руб., в 2016 году ремонт кровли 1-го подъезда на сумму 357 410,00 руб., в 2017 году ремонт кровли 4-го подъезда 396 600,00 руб., в 2017 году ремонт фасада на сумму 390 000, 00 руб. кровли (320 кв.м., 390 кв.м. и 360 кв.м. соответственно). Общая сумма средств использованных со специального счета составляет 1 494 010,00 руб.

Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору сделан вывод о том, что данные виды работ не могут попадать под понятие капитальный ремонт.

По результатам проверки Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору в отношении ТСЖ "Спектр" вынесено оспариваемое предписание.

Целью проверки было установить, были ли использованы денежные средства сформированные на специальном счёте ТСЖ на капитальные ремонт или направлены на другие цели.

Проверка качества выполненных работ и виды работ не являлась целью проверки. Поскольку Госкомитетом никаких проверочных действий по определению вида и качества выполненных работ не проводилось, то ссылка Ответчика на СНиПы и правила проведения ремонта является несостоятельной.

В соответствии с ч. 2 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

В силу  п. 1.1 ч. 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.

В соответствии с частью 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.

Способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 173 ЖК РФ).

Таким образом, анализ норм жилищного законодательства, регламентирующих полномочия общего собрания и порядок формирования фонда капитального ремонта, позволяет нам сделать вывод, что решение вопроса по формированию фонда капитального ремонта отнесено исключительно к компетенции общего собрания собственников.

Следовательно, способ формирования фонда капитального ремонта не может быть изменен каким-либо иным способом, кроме как принятие соответствующего решения общим собранием собственников, оформленного протоколом общего собрания.

Исходя из этих обстоятельств Ответчик выдал товариществу предписание возвратить денежные средства на специальный счет.

По мнению Заявителя, оспариваемое предписание является незаконным, поскольку содержит обязанность ТСЖ «Спектр» изменить способ формирования фонда капитального ремонта, минуя установленный жилищным законодательством порядок.

ТСЖ «Спектр» считает, что Госкомитет, возлагая на товарищество обязанность решить вопрос о возврате денежных средств на специальный счет, превышает свои полномочия, обязывая совершить Заявителю действия, не предусмотренные законом.

Кроме того, собственники помещений в такой ситуации лишены права выбора способа, как формирования фонда капремонта, так и возможность использовать денежные средства по их назначению.

Какие-либо доказательств отмены решений собственников помещений МКД о проведении капитального ремонта в материалах дела не имеется.

Из представленных в материалы дела решения от 03.07.2019 года усматривается воля собственников об утверждении ранее принятого волеизъявления о проведении капитального ремонта на денежные средства со специального счета.

Таким образом, принимая во внимание положения статей 44, 170-173 ЖК РФ, учитывая отсутствие в деле соответствующих доказательств отмены решений собственников МКД о проведении капитального ремонта, вынесение Ответчиком оспариваемого предписания, противоречит требованиям ЖК РФ и не может быть признано законным и обоснованным.

Кроме того, в ходе документальной проверки, как следует из Акта проверки № 18- 5565-01 от 28.12.2018 г., исследовались протоколы и решения собраний собственников МКД за 2015, 2016 и 2017 годы на предмет их правильности составления.

Между тем, оспариваемым предписанием предложено провести возврат денежных средств необоснованно использованных на текущий ремонт общего имущества МКД, на специальный счёт, сформированный для взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: РБ, г. Уфа ул. Ульяновых д. 53, в сумме 1494010,00 рублей.

Вывод Госкомитета о нецелевом использовании денежных средств на основе исследования протоколов и решений собраний собственников МКД о проведении капитального ремонта является необоснованным, поскольку наличие ошибок в заполнении бланков и составлении решений безусловно не свидетельствует о нецелом использовании денежных средств.

Решения собственников МКД о проведении капитального ремонта кровли и фасада в МД по адресу: г. Уфа ул. Ульяновых, дом 53, не оспорены и не признаны недействительными. Более того, решения собственников МКД о проведенных капитальных ремонтах кровли в 2015, 2016 и 2017 годах подтверждены собранием собственников, проведенным в 2019 году.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Предписание должностного лица, осуществляющего надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие нарушения должны быть доказанными, а требования, установленные в предписании, должны быть реально выполнимы тем лицом, в отношении которого выдано предписание.

Таким образом, предписание об устранении нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение проверки, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.

Между тем, требования содержащиеся в предписании должны быть реально исполнимы, тогда как оспариваемое предписание не отвечает этому признаку. Исполнить предписание № ЦО-18-052-101 от 28.12.2018 года не нарушив законодательство невозможно.

Согласно части 1 статьи 170 ЖК РФ фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

В силу части 1 статьи 174 ЖК РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.

В части 1 статьи 166 ЖК РФ установлено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Во-первых, как указано в ч.1 настоящего иска ТСЖ "Спектр" не согласно с выводами Государственного комитета РБ по жилищному и строительному надзору в части отнесения произведённых ими работ к текущему ремонту, а не к капитальному.

Во-вторых. В доме по адресу: г. Уфа ул. Ульяновых д. 53 принята форма управления ТСЖ (товарищество собственников жилья), и создано ТСЖ "Спектр". У ТСЖ имеется свой специальный счёт в Сбербанке России для сбора средств по статье капитальный ремонт.

В силу части 1 статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

На основании пункта 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт.

В силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Согласно части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.

Таким образом, фонд капитального ремонта формируется только из ежемесячных платежей перечисляемых в установленном размере собственниками помещений МКД по адресу: г. Уфа ул. Ульяновых д. 53. Иных источников пополнения фонда капитального ремонта не имеется и законом не предусмотрено.

Государственным комитетом РБ по жилищному и строительному надзору при проведении проверки и составлении Акта проверки № 18-5565-01 от 28.12.2018 года не выявлено и не оспаривается, что денежные средства в общей сумме 1494010,00 рублей были действительно затрачены на проведение ремонта МКД. Претензия состоит только в их целевом предназначении, виде произведённого ремонта (ткущий или капитальный). Сам факт проведения ремонта и вложения в него денежных средств не оспаривается.

Возвратить денежные средства потраченные на ремонт дома (приобретение строительных материалов, оплата договора подряда и т.д.) в фонд капитального ремонта дома не представляется возможным. Ремонт произведён, денежные средства за произведенный подрядчиком ремонт уплачены, формирование фонда идёт за счёт ежемесячных платежей собственников и иных источников поступления денежных средств не имеется. У ТСЖ "Спектр" в силу закона не имеется альтернативных источников пополнения фонда капитального ремонта. Перечисление денежных средств из статей оплачиваемых собственниками и нанимателями помещений МКД в счёт коммунальных платежей или содержания общего имущества так же не возможно в силу незаконности таких действий и подпадает под понятие растраты и является уголовно наказуемым.

Таким образом, указание о возврате денежных средств действительно затраченных на ремонт дома по волеизъявлению собственников МКД (имеются решение собрания собственников МКД) отраженных в решениях общих собраний собственников МКД является не исполнимым требованием. Решения общих собраний собственников МКД до настоящего времени не оспорены.

Заявитель считает, что предписание №ЦО-18-052-101 от 28.12.2018 года в части возврата денежных средств на специальный счет, сформированный для взносов на капитальный ремонт общего имущества, затраченных на текущий ремонт в сумме 14940100.00 рублей неисполнимым. По мнению ТСЖ "Спектр", исполнить предписание № ЦО-18-052-101 от 28.12.2018 года, не нарушив законодательство, невозможно.

Согласно части 1 статьи 170 ЖК РФ, фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися па специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.

В силу части 1 статьи 174 ЖК РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.

В части 1 статьи 166 ЖК РФ установлено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

ТСЖ "Спектр" не согласно с выводами Ответчика в части отнесения произведённых ими работ к текущему ремонту, а не к капитальному.

Заявитель указывает, что в доме № 53 по адресу: г. Уфа, ул. Ульяновых, принята форма управления ТСЖ (товарищество собственников жилья), и создано ТСЖ "Спектр". У ТСЖ имеется свой специальный счёт в Сбербанке России для сбора средств но статье капитальный ремонт.

В силу части 1 статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение^, коммунальные услуги.

На основании пункта 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт.

В силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Согласно части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.

Таким образом, фонд капитального ремонта формируется только из ежемесячных платежей, перечисляемых в установленном размере собственниками помещений МКД по адресу: г. Уфа ул. Ульяновых д. 53. Иных источников пополнения фонда капитального ремонта не имеется и законом не предусмотрено.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

По смыслу статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.

Требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.

Необходимость соответствия предписания перечисленным требованиям обусловлена предусмотренной административным законодательством ответственностью за неисполнение предписания.

Предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.

Предписание должностного лица, осуществляющего надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие нарушения должны быть доказанными, а требования, установленные в предписании, должны быть реально выполнимы тем лицом, в отношении которого выдано предписание.

Госкомитетом при проведении проверки и составлении Акта проверки № 18-5565-01 от 28.12.2018 года не выявлено и не оспаривается, что денежные средства в общей сумме 1494010.00 рублей были действительно затрачены на проведение ремонта МКД. Претензия состоит только в их целевом предназначении, виде произведённого ремонта (текущий или капитальный). Сам факт проведения ремонта и вложения в него денежных средств не оспаривается.

Возвратить денежные средства, потраченные на ремонт дома (приобретение строительных материалов, оплата договора подряда и т.д.) в фонд капитального ремонта дома ТСЖ «Спекрт» не представляется возможным. Ремонт произведён, денежные средства за произведенный подрядчиком ремонт уплачены, формирование фонда идёт за счёт ежемесячных платежей собственников и иных источников поступления денежных средств не имеется. У ТСЖ "Спектр" в силу закона не имеется альтернативных источников пополнения фонда капитального ремонта. Перечисление денежных средств из статей, оплачиваемых собственниками и нанимателями помещений МКД в счёт коммунальных платежей или содержания общего имущества так же не возможно в силу незаконности таких действий и подпадает под понятие растраты и является уголовно наказуемым.

Таким образом, указание о возврате денежных средств, действительно затраченных на ремонт дома по волеизъявлению собственников МКД (имеются решение собрания собственников МКД), является не исполнимым требованием. Решения общих собраний собственников МКД до настоящего времени не оспорены.

Согласно ч.2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При изложенных обстоятельствах суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика в соответствии со ст.ст. 333.21-333.22 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Товарищества собственников жилья "Спектр" (450112 Башкортостан Республика город Уфа улица Ульяновых дом 53 , ОГРН: 1140280062515, Дата присвоения ОГРН: 15.10.2014, ИНН: 0277139235) удовлетворить.

Признать недействительным предписание Государственного комитета РБ по жилищному и строительному надзору №ЦО 18-052-101 от 28.12.2018.

Взыскать с Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (ОГРН 1140280411600; ИНН 0278218377; 450059, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ст. Халтурина, 28) в пользу Товарищества собственников жилья "Спектр" (450112 Башкортостан Республика город Уфа улица Ульяновых дом 53 , ОГРН: 1140280062515, Дата присвоения ОГРН: 15.10.2014, ИНН: 0277139235) судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru.

Судья                                                                 Г.Ф. Ахметова