ул. Октябрьской революции, 63 а, г. Уфа, 450057
тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-8216/2016
31 октября 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 21.09.2016
Полный текст решения изготовлен 31.10.2016
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Чернышовой С. Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хабибуллиной Ю.Р., рассмотрев дело по заявлению
Акционерного общества "Учалинский горно-обогатительный комбинат"
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес (место нахождения) юридического лица: 453700,Республика Башкортостан, <...>)
к Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан
(ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес (место нахождения) юридического лица: 450006,<...>)
«признать незаконным решение ответчика об отказе в согласовании представленного имущества истца используемого исключительно для охраны природы по состоянию на 01.01.2015, представленного сопроводительным письмом №1245 ГБ от 14.12.2015,
обязать ответчика согласовать представленный перечень имущества истца используемого исключительно для охраны природы по состоянию на 01.01.2015, представленного сопроводительным письмом №1245 ГБ от 14.12.2015» (в редакции заявителя),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, доверенность № 19 от 01.01.2016, ФИО2, доверенность № 02 от 27.06.2016,
от ответчика: ФИО3, доверенность от 23.09.2016, предъявлен паспорт.
Акционерное общество "Учалинский горно-обогатительный комбинат" (далее по тексту – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее по тексту – ответчик, Министерство, Минэкологии РБ) о признании незаконным решение ответчика об отказе в согласовании представленного имущества истца используемого исключительно для охраны природы по состоянию на 01.01.2015, представленного сопроводительным письмом №1245 ГБ от 14.12.2015 и об обязании ответчика согласовать представленный перечень имущества истца используемого исключительно для охраны природы по состоянию на 01.01.2015, представленного сопроводительным письмом №1245 ГБ от 14.12.2015».
Заявлением от 21.06.2016 Общество уточнило процессуальные основания обращения в суд, приведя дополнительные доводы и доказательства в обоснование заявленных требований.
Уточнение судом рассмотрено, принято.
В судебном заседании заявитель требования поддержал в полном объеме по доводам заявления.
Ответчик по заявленным требованиям возражает, доводы, изложенные в отзыве и дополнении к нему, поддерживает.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:
16 декабря 2015 года Акционерное общество "Учалинский ГОК" обратилось в Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан с заявлением о согласовании перечня имущества используемого исключительно для охраны природы, в соответствии с Законом Республики Башкортостан № 43-з от 28.11.2003 "О налоге на имущество организаций". К перечню имущества было приложено обоснование того, что имущество, предложенное к согласованию Министерством, используется исключительно для охраны природы.
Письмом № 07/124 от 13.01.2016 Министерство отказало Обществу в согласовании представленного имущества, мотивируя отказ тем, что представленный перечень имущества не соответствует пункту 9 статьи 3 Закона Республики Башкортостан от 28.11.2003 № 43-з.
Посчитав данный отказ не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Акционерное общество "Учалинский горно-обогатительный комбинат" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что направленный на согласование в Минэкологии РБ перечень № 1245 ГБ от 14.12.2015 включает 30 позиций имущества хвостохранилища обогатительной фабрики Акционерного общества "Учалинский горно-обогатительный комбинат" – дамбы хвостохранилища, которое является гидротехническим сооружением и включено в Российский регистр гидротехнических сооружений, дамба является ограждающим сооружением хвостохранилища. Общество указывает, что хвостохранилище обогатительной фабрики, в том числе дамба хвостохранилища, являясь гидротехническим сооружением, изначально (заведомо) в силу определения предназначено для использования и охраны водных ресурсов, а также предотвращения негативного воздействия вод. С целью предупреждения загрязнения окружающей среды хвостохранилища ограждены защитными дамбами с комплексом сооружений по сбору и откачке фильтрационных и поверхностных вод. Ограждающая дамба с комплексом сооружений предназначены для защиты окружающей среды (почв, водных объектов, как поверхностных, так и подземных) и решают экологические задачи по охране поверхностных и подземных вод от химического загрязнения. Ограждающие дамбы включают в себя систему дренажных и сливных сооружений с насосными станциями по перекачке фильтрационных стоков на очистные сооружения, в том числе с целью их использования в системе оборотного водоснабжения предприятия и являются объектами, используемыми исключительно для охраны окружающей среды от негативного воздействия хвостохранилищ на почву, поверхностных и подземных вод. Кроме того, Обществом разработан и согласован с руководителем Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан план снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду ОАО «Учалинский ГОК» (Учалинская промплощадка) на период с 2015 по 2021г.г., в котором предусмотрено проектирование и строительство 13 и 14 ярусов ограждающей дамбы. Целью строительства и эксплуатации дамбы хвостохранилища является снижение сбросов загрязняющих вод в окружающую среду. Согласно Декларации безопасности гидротехнических сооружений хвостохранилища цеха ТГС ОАО «Учалинский ГОК» в состав гидротехнических сооружений хвостохранилища 1 класса входят: система водоснабжения, водосборные сооружения, водоотводной канал, дренажная канава, дренажные сооружения. Таким образом, как указывает заявитель, представленное на согласование имущество Общества полностью соответствует требованиями п.9 ст. 3 Закона Республики Башкортостан от 28.11.2006 № 43-з "О налоге на имущество организаций" ; имущество, включенное в перечень, является имуществом, направленным для охраны природы.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы сторон, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа взаимосвязанных положений ст. 29, ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснений, данных в п. 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", следует, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации ( далее по тексту – НК РФ) налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В Республике Башкортостан налог на имущество организаций установлен и введен в действие Законом Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года № 43-з "О налоге на имущество организаций".
Пунктом 9 статьи 3 указанного Закона (в редакции Закона РБ от 24.06.2010 № 281-з) было предусмотрено что, от налогообложения освобождаются организации - в отношении объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны.
Законом Республики Башкортостан от 30.10.2014 № 14-з в статью 3 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года № 43-з "О налоге на имущество организаций" внесены изменения, пункт 9 изложен в следующей редакции:
"освобождаются от налогообложения организации - в отношении имущества, используемого исключительно для охраны природы, по перечню, согласованному решением республиканского органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере охраны окружающей среды:
гидротехнических сооружений, предназначенных для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод ;
централизованных систем водоотведения (канализации), для которых определены гарантирующие организации;
применяемого для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов".
Таким образом, до 01.01.2015 для получения налоговой льготы достаточно было только наличие объектов, используемых исключительно для охраны природы .
С 01.01.2015 для освобождения от налогообложения необходимо одновременно наличие совокупности условий :
- имущество должно использоваться исключительно для охраны природы по перечню, согласованному решением республиканского органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере охраны окружающей среды.
- имущество , а именно, гидротехнические сооружения , должны быть предназначены для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод.
В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основные понятия , используемые при изложении пункта 9 статьи 3 Закона № 43-з , даны в статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статье 1 Водного кодекса Российской Федерации.
Под природой (природной средой) понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов , к которым относятся земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Охрана природы (окружающей среды) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий ( природоохранная деятельность).
Водные ресурсы - это поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах (под которыми понимаются природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима ) и используются или могут быть использованы.
Под негативным воздействием вод понимается затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ " О безопасности гидротехнических сооружений" (далее по тексту – Закон № 117-ФЗ) гидротехнические сооружения – плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Как следует из представленных документов Обществом представлен на согласование перечень имущества , указанный в Приложении № 2 к Административному регламенту Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан по исполнению государственной функции по согласованию перечня объектов , используемых организациями исключительно для охраны природы ( т. 1 л.д. 21). Обществом указано при обращении в Министерство , что указанное имущество является хвостохранилищем , которое представляет собой единое гидротехническое сооружение , возводимое и эксплуатируемое комбинатом в соответствии с согласованной проектной документацией 2002 года и проектом эксплуатации хвостохранилища.
Согласно пункту 3.2 раздела 3 "Термины и определения" ГОСТа Р 55100-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Наилучшие доступные технологии обращения с отходами в горнодобывающей промышленности. Аспекты эффективного применения", утвержденного Приказом Росстандарта от 14.11.2012 № 801-ст отходы горнодобывающей промышленности: пустые породы, извлекаемые при добыче вместе с полезным ископаемым, а также хвосты, образуемые при переработке полезных ископаемых. Хвостохранилища: хранилища отходов (хвостов) обогащения минералсодержащей или углесодержащей породы (п. 3.4 ГОСТа Р 55100-2012).
Как указал представитель Министерства в ходе рассмотрения дела и в отзыве Министерство не оспаривает того обстоятельства , что данное заявленное сооружение ограждающей дамбы ( хвостохранилище) относится к гидротехническим сооружениям и занесено в государственный реестр гидротехнических сооружений.
Спора по данному обстоятельству между сторонами не имеется. Спорным обстоятельством является наличие двух условий , указанных в пункте 9 статьи 3 Закона № 43-з : имущество используется исключительно для охраны природы и гидротехнические сооружения , должны быть предназначены для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод.
Судом исследован в порядке ст. 71 АПК РФ представленный Обществом Паспорт хвостохранилища цеха ТГС , утвержденный 10.04.2012 , Декларация безопасности гидротехнических сооружений хвостохранилища цеха ТГС ОАО "Учалинский ГОК" , утвержденная Федеральной службой по технологическому , технологическому и атомному надзору 12.11.2013 ( т. 1 л.д. 44- 186, т. 2 л.д. 1-9).
Как следует из содержания представленных документов Хвостохранилище промышленных отходов предназначено для складирования отвальных отходов обогатительного производства и для технологического водоснабжения.
Хвостохранилище состоит из единого пруда отстойника, выполненного путем обвалования участка местности, относится к равнинному типу по местоположению и намывному по технологии заполнения. Ограждающая дамба, согласно проекту, относится к гидротехнологическим сооружениям 2 класса.
Система гидротранспорта используется для откачки и складирования хвостов в хвостохранилище.
Система оборотного водоснабжения используется для обеспечения технологического водоснабжения обогатительной фабрики.
Водосбросные сооружения используются для сбора осветленной воды с последующей подачей по самотечным коллекторам на станцию оборотного водоснабжения.
Пруд-отстойник (водохранилище) используется по указанному назначению : для складирования отвальных хвостов – отходов обогатительного производства, отстоя жидкой фазы хвостов. Для технологического оборотного водоснабжения.
В разделе 3 "Охрана окружающей среды" отражено наличие факторов негативного воздействия накопителя на окружающую среду: загрязнение поверхностных вод , загрязнение грунтовых вод, изменение уровня грунтовых вод, загрязнение прилегающих почв, загрязнение атмосферы пылью, загрязнение атмосферы вредными испарениями, тепловое загрязнение окружающей среды, влияние на микроклимат территории, нарушение условий обитания водной флоры и фауны, нарушение условий обитания наземной флоры и фауны. Наличие оценки воздействия накопителя на окружающую среду (ОВОС) : ОВОС отсутствует.
Во время паводка производится организованный сброс дебалансной воды из технологического водохранилища в р. Буйда , в результате чего происходит превышение санитарных норм по отдельным ингредиентам.
Оценив представленные доказательства и с учетом вышеприведенных положений Водного кодекса Российской Федерации и Закона № 7- ФЗ , суд приходит к выводу , что имущество Общества , указанное в Перечне : ограждающие дамбы, канал водоотводный, хвостохранилища, насосные станции , - не являются природными ресурсами, так как это ресурс, необходимый в производственной деятельности человека, непосредственно связанный с режимом работы самого предприятия АО «Учалинский ГОК».
В соответствии с пунктом 1 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Между тем , дамба хвостохранилища используется АО «Учалинский ГОК» для защиты от негативного воздействия не от водных ресурсов, а от сточных вод, образуемых от деятельности самого предприятия. Кроме того, хвостохранилище является звеном технологического цикла деятельности предприятия, которое предназначено для защиты от негативного воздействия на окружающую среду от деятельности самого предприятия, а не от негативного воздействия вод в смысле , придаваемом понятием «негативное воздействие вод» Водным кодексом Российской Федерации .
Из анализа представленных материалов АО «Учалинский ГОК» следует, что функционирование объекта – ограждающие дамбы хвостохранилища, дренажная насосная станция, пульпонасосная станция (дамба служит для защиты хвостохранилища) связано с обеспечением безопасности деятельности самого предприятия.
Заявителем представлено Заключение эксперта ФИО4 по использованию хвостохранилища обогатительной фабрики АО "Учалинский ГОК" в целях накопления водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод , в котором указано , что "…Хвостохранилище – специальное гидротехническое сооружение двойного назначения: для приема и хранения отходов обогащения полезных ископаемых (хвостов обогатительной фабрики), а также накопления значительного объема воды.
Хвосты обогатительных фабрик представляют собой суспензию измельченной отработанной руды с водой (пульпу), которая в хвостохраниилище разделяется на осадочную твердую фазу и воду.
Накопленные хвосты являются потенциальным сырьем, поэтому хвостохранилища рассматриваются как техногенные месторождения , которые со временем при развитии технологии, возможно, станут источником получения металлов , в том числе редких и рассеянных элементов и другого ценного сырья.
Специфичными водами, образующимися в ходе производственной деятельности любого горнодобывающего предприятия, являются карьерные, шахтные и подотвальные воды. Это воды природного происхождения, которые появляются в результате прохождения водоносных горизонтов при выработке карьеров и строительных шахт, а также за счет атмосферных осадков. В связи с этим объем их образования невозможно регулировать, так как он зависит от природных и климатических условий и зачастую не может быть спрогнозирован и скорректирован.
При контакте природных подземных вод с компонентами руд в условиях разработки месторождения происходит существенное изменение их состава. Воды обогащаются тяжелыми металлами, сульфатами и другими веществами. То же самок происходит при инфильтрации атмосферных осадков через породные отвалы и верхнюю часть литосферы.
Природные воды, загрязнившиеся токсичными веществами при контакте с рудными минералами, почвенным покровом и другими депонирующими компонентами природной среды, не могут без очистки сбрасываться в водные объекты. Поэтому при увеличении объема таких вод в результате природных факторов (например, при интенсивных атмосферных осадках) избыточные воды направляются в хвостохранилище или технологический пруд. Этим обеспечивается защита водных объектов от загрязнения токсичными компонентами шахтных и подотвальных вод…."
Проанализировав схему хвостохранилища АО "Учалинский ГОК" , справки главного эколога Учалинского ГОКа , проводимые мероприятия АО "Учалинский ГОК" по защите природных вод от загрязнения экспертом сделан вывод, что хвостохранилище обогатительной фабрики АО «Учалинский ГОК» выполняет как технологические, так и экологические функции :
- в хвостохранилище направляются шахтные, подотвальные, ливневые, дренажные воды. Кислые шахтные и подотвальные воды нейтрализуются щелочной водой пульпы,в результате чего происходит образование нерастворимых гидроксидов тяжелых металлов и их осаждение, то есть значительная часть металлов не попадает в природные водоемы.
- хвостохранилище выполняет экологическую функцию водохранилищ – накапливает избыточные природные воды во время паводков, что в итоге приводит к сглаживанию паводковых пиков и предотвращению негативного воздействия вод.
- хвостохранилище является источником оборотного водоснабжения обогатительной фабрики, что обеспечивает уменьшение объемов изъятия чистой воды из природных источников для производственных целей, то есть сохранение природных водных ресурсов.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу , что данное имущество не соответствует как первому критерию п. 9 ст. 3 Закона № 43- з имущество , используемое для использования водных ресурсов и для предотвращения негативного воздействия вод, так и не соответствует второму критерию имущество , используемое исключительно для охраны природы.
Таким образом ограждающие дамбы, канал водоотводный, хвостохранилища, насосная станция, не соответствуют критериям, указанным в п. 9 ст.3 ФЗ РБ от 28.11.2003 № 43-з, в связи с чем Министерством обоснованно принято решение об отказе в согласовании перечня имущества для освобождении от налогообложения, оснований для признания такового недействительным в силу положений ст. 201 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, требования Акционерного общества "Учалинский горно-обогатительный комбинат", удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Акционерного общества "Учалинский горно-обогатительный комбинат"- отказать.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан, а также решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судья С.Л.Чернышова