450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа
«01» ноября 2018г. Дело №А07-8251/2018
Резолютивная часть решения объявлена 13 сентября 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 01 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице: судьи Ахметовой Г.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калмантаевой А.Т.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Публичного акционерного общества "Акционерная нефтяная Компания "Башнефть" (ОГРН <***>; ИНН <***>; 450077, <...>)
к Западно - Уральскому управлению федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (614000, <...>, Б, ОГРН <***>; ИНН <***>)
"признать решение Западно - Уральского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору формализованное в письме под номером 04-30/8431 от 01.03.2018 незаконным,
обязать ответчика провести предусмотренные положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.02.2006№54, мероприятия по осуществлению федерального государственного строительного надзора объекта капитального строительства "Реконструкция УПСВ "Ильино" Монтаж БКЭС",
при участии:
от истца (заявителя): ФИО1, доверенность от 25.12.2017г., паспорт,
от ответчика: ФИО2, доверенность от 12.12.2017г., ФИО3, доверенность от 12.12.2017, ФИО4, доверенность от 12.12.2017, предъявлены служебные удостоверения.
Публичное акционерное общество «Акционерная нефтяная компании «Башнефть» (далее – ПАО «АНК «Башнефть», заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным решения Западно - Уральского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – ответчик, Западно - Уральское управление Ростехнадзора), формализованного в письме №ОН-30/23372 от 10.08.2018 (далее оспариваемое решение), об обязании ответчика провести, предусмотренные положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54, мероприятия по осуществлению федерального государственного строительного надзора объекта капитального строительства «Реконструкция УПСВ «Ильино» Монтаж БКЭС».
В судебном заседании, представитель заявителя уточненные требования поддержал в полном объеме.
Представители ответчика, уточненные требования не признали, по основаниям, изложенным в отзыве на уточненное заявление.
Выслушав доводы сторон, оценив все представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Порядок оспаривания ненормативных актов государственных органов регламентирован положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), предусматривающей возможность обжалования ненормативных правовых актов несоответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу требований части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) возлагается на соответствующий орган.
В обоснование своего заявления Общество указало следующее.
С целью доведения уровеня рационального использования попутного нефтяного газа с 0,2 % до 95 % эффективного использования на Ильинском нефтяном месторождении Республики Башкортостан, по заказу заявителя был разработан проект строительства «Реконструкция УПСВ «Ильино». Монтаж Блочно-комплектной электростанции (БКЭС «Ильино»). Указанный проект получил положительное заключение государственной экспертизы № 02-1-4-0558-13 от 18.11.2013г., выданное государственным автономным учреждением управления государственной экспертизы Республики Башкортостан Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре.
Так же заявителем получено разрешение на строительство № УФА-3000256-УВС/С от 29.11.2013г., выданное Управлением по недропользованию по Республике Башкортостан. После окончания строительства, в апреле 2015 года, ПАО «АНК «Башнефть» обратилось за разрешением на ввод объекта в эксплуатацию в Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, однако получило отказ в виду отсутствие положительного заключения Западно-уральского управления Ростехнадзора в соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
После чего, заявитель обратился с письмом № 8044/П-65-18 от 02.07.2018 года на имя заместителя руководителя Западно-уральского управления Ростехнадзора ФИО5, в котором просил организовать государственный строительный надзор объекта «Реконструкция УПСВ «Ильино». Монтаж БКЭС. Ильинского нефтяного местрождения. (РБ, Ильинский р-н, СП Уткеевскийс/с в близи д. Сарт-Лобово).
Ответчиком был дан ответ в письме № ОН-30/23372 от 10.08.2018.
ПАО «АНК «Башнефть» не согласилось с данным решением ответчика и обратилось в Арбитражный суд РБ с заявлением о признании его незаконным.
По мнению заявителя, при строительстве спорного объекта капитального строительства ПАО «АНК «Башнефть» получены все документы, предусмотренные действующим в тот период законодательством Российской Федерации, по результатам рассмотрения которых Управлением по недропользованию по Республике Башкортостан выдано разрешение на строительство NУФА-3000283-УВС/С.
Согласно части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный (далее - ГрК РФ) строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора является проверка:
1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
2) наличия разрешения на строительство;
3) выполнения требований, установленных частями 2 (требование о заключении договоров на выполнение работ с членами саморегулируемых организаций), 3 и 3.1 статьи 52 настоящего Кодекса.
В силу части 5 статьи 52 ГрК РФ, в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:
копия разрешения на строительство;
проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 8 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Требования к проведению федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора, проверок соответствия выполненных при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - проверки), и оформлению результатов таких проверок, а также требования, предъявляемые к выдаче заключений о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов или принятию решения об отказе в выдаче такого заключения установлены «Порядком проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (РД-11-04-2006)», утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1129 (зарегистрировано в Минюсте России 06.03.2007 № 9053).
Порядок исполнения государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) по исполнению государственной функции, устанавливаются Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства (далее - государственный строительный надзор), указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление федерального государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти, утвержденного приказом Ростехнадзора от 31.01.2013 № 38 (зарегистрировано в Минюсте России от 31.07.2013 № 29225) (далее - Административный регламент).
В силу пункта 26 Административного регламента, исполнение государственной функции включает следующие административные процедуры:
а) подготовка и организация исполнения государственной функции;
б) проверки (выездные, документарные);
в) выдача заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения.
Юридическими фактами, являющимися основанием для подготовки и организации исполнения государственной функции, являются, в том числе поступившие в орган государственного строительного надзора извещения от застройщика (технического заказчика) или лица, осуществляющего строительство, направленного в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также об устранении нарушений, об окончании строительства (подраздел «а» подпункта 1 пункта 28 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 30 Административного регламента, Государственный строительный надзор осуществляется:
а) при строительстве объектов капитального строительства (указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации), если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе либо является модифицированной проектной документацией;
б) при реконструкции объектов капитального строительства (указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит государственной экспертизе.
Согласно пункту 31 Административного регламента, задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, техническим заказчиком, а также лицами, осуществляющими строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов и проектной документации.
В соответствии с пунктом 35 Административного регламента, в извещении о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства указываются сведения:
а) о застройщике и техническом заказчике (при наличии технического заказчика);
б) об объекте капитального строительства с указанием адреса (местоположения) объекта;
в) о разрешении на строительство;
г) о заключении государственной экспертизы проектной документации, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии с требованиями статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
д) о заключении государственной экологической экспертизы, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит государственной экологической экспертизе;
е) о дате начала и окончания строительства, реконструкции объекта
капитального строительства и отдельных этапов строительства, реконструкции объекта капитального строительства в случае их выделения;
ж) об индивидуальных предпринимателях или юридических лицах, осуществляющих строительство, привлекаемых застройщиком или техническим заказчиком для выполнения работ по строительству, реконструкции, с указанием наименований саморегулируемых организаций, членами которых они являются (в случае, если для выполнения работ по договорам строительного подряда требуется членство в саморегулируемой организации в соответствии с законодательством Российской Федерации);
з) о документах, прилагаемых к извещению.
Согласно пункту 36 Административного регламента, к извещению о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства прилагаются следующие документы:
1) копия разрешения на строительство;
2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;
3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;
4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
5) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит государственной экологической экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Западно-Уральское управление Ростехнадзора письмом от 02.07.2018 № 8044/П-65-18 обратилось ПАО «АНК «Башнефть».
Указанным письмом ПАО «АНК «Башнефть» просило провести требуемые мероприятия федерального государственного надзора, в том числе итоговую проверку построенного объекта и на их основе выдать заключение о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил).
К указанному письму были приложены следующие документы:
извещение о начале строительства;
копия разрешения на строительство;
копия заключения ГАУ Управления государственной экспертизы РБ;
копия проектной документации;
копия акта итоговой проверки от 17.04.2015 №78/КВЮ/НБР;
копия заключения о соответствии простроенного объекта от 05.10.2015;
копия приказа об утверждении заключения о соответствии простроенного объекта от 05.10.2015 № 231;
копия доверенности.
Ответчиком был подготовлен и направлен ответ в ПАО «АНК «Башнефть» от 10.08.2018 № 04-30/23372. Данным письмом ПАО «АНК «Башнефть» разъяснялось, что в соответствии с законодательством Российской Федерации, федеральный государственный строительный надзор осуществляется на основании извещения от застройщика или технического заказчика о начале строительства (реконструкции объекта капитального строительства), направленного заблаговременно (но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства) с приложением необходимых документов.
К извещению о начале строительства ПАО «АНК «Башнефть» отсутствуют (не приложены) документы предусмотренные частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 36 Административного регламента, а именно:
общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случае, проведенной в соответствии с частью 4.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В обоснование своих доводов и возражений на заявление Общества Западно - Уральское управление Ростехнадзора указало следующее.
В нарушение пункта 35 Административного регламента, в извещении о начале строительства не указаны сведения о заключении государственной экспертизы проектной документации, проведенной в соответствии с частью 4.1 статьи 49 ГрК РФ.
В связи с тем, что исполнение государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора начинается с момента подачи извещения от застройщика или технического заказчика о начале строительства (реконструкции объекта капитального строительства) с приложением необходимых документов, и заканчивается выдачей заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения, то государственный строительный надзор за объектом капитального строительства «Реконструкция УПСВ «Ильино». Монтаж БКЭС» со стороны ответчика не осуществлялся.
Заключения о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (решения об отказе в выдаче такого заключения) Управлением не выдавалось.
Таким образом, Западно - Уральское управление Ростехнадзора было подготовлено и направлено в адрес ПАО «АНК «Башнефть» письмо от 10.08.2018 № 04-30/23372, разъясняющее порядок осуществления (подготовка и организация исполнения государственной функции) государственного строительного надзора.
Из анализа взаимосвязанных положений ст. 29, ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснений, данных в п. 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", следует, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Учитывая, что ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для принятия судом решения о признании решения государственного органа необходимо одновременное наличие, универсальная совокупность двух перечисленных условий.
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
По правилам действующего арбитражного процессуального законодательства суд оценивает правомерность ненормативных актов, оспариваемых действий на момент их принятия (совершения).
В уточненном заявлении ПАО «АНК «Башнефть» не указаны законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемое решение. Обществом также не представлены доказательства того, что оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку надлежащего фактического и правового обоснования действительного нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителем не приведено, универсальная совокупность условий для признания незаконным оспариваемого решения, отсутствует, заявленное требование Общества удовлетворению не подлежит.
Согласно ч.3 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в соответствии со ст.ст. 333.21-333.22 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного Публичным акционерным обществом "Акционерная нефтяная Компания "Башнефть" (ОГРН <***>; ИНН <***>; 450077, <...>) требования отказать.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru.
Судья Г.Ф. Ахметова