ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-8390/11 от 06.07.2011 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001

E-mail: info@ufa.arbitr.ru, сайтhttp://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Уфа Дело № А07-8390/2011

07 июля 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 06.07.2011г.

Полный текст решения изготовлен 07.07.2011г.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Решетникова С. А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Гималетдиновой А.А., рассмотрел дело по заявлению

ИФНС России по Советскому району г.Уфы (ИНН <***>)

к предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО2 – представитель по доверенности от 12.01.2011г.

от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.

ИФНС России по Советскому району г.Уфы обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Заявитель требования поддержал, указав, что факт совершения предпринимателем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается материалами административного дела.

Ответчик не явился, возражений не представил.

Выслушав заявителя, изучив материалы дела, арбитражный суд установил.

На основании поручения начальника налогового органа № 5 от 29.04.2011г. главным государственным налоговым инспектором проведена проверка букмекерской конторы, расположенной по адресу: <...> на основании которой установлен факт осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса (прием платежей (ставок) от физических лиц) без соответствующей лицензии (разрешения).

По результатам проверки 10.03.2010г. составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов № 05 от 29.04.2011г., на основании которого составлен протокол об административном правонарушении № 05 от 17.05.2010г. которым зафиксирован факт совершения предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Осуществление предпринимателем без соответствующего разрешения деятельности по организации и проведению азартных игр квалифицировано инспекцией как нарушение Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в связи с чем, 17.05.2011 в отношении предпринимателя, без участия его представителя, но с соблюдением требования о его надлежащем извещении о времени и месте составления протокола, составлен протокол N 05 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 8 - 13).

Поскольку в силу ст. 23.1 КоАП РФ рассмотрение дела о привлечении предпринимателя к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ находится в компетенции арбитражного суда, инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

Суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

На основании части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа.

В соответствии с подпунктом 104 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит лицензированию.

Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ), деятельность по организации и проведению азартных игр представляет собой деятельность, направленную на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

Организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Федерального закона N 244-ФЗ).

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона N 244-ФЗ, лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах - это документ, выдаваемый в соответствии с законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Согласно статье 14 Федерального закона N 244-ФЗ, деятельность букмекерских контор и тотализаторов может быть организована вне игорных зон в порядке, установленном в главе 3 данного Федерального закона.

Букмекерские конторы и тотализаторы (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 14 статьи 4 Федерального закона N 244-ФЗ букмекерская контора - это игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр.

При этом пари определяется как азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет (пункт 2 статьи 4 Федерального закона N 244-ФЗ).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что между предпринимателем (Агент) и ЗАО «Ф.О.Н.» (Принципал) заключен агентский договор № 94/18 от 01.01.2010г. В соответствии с пунктом 2.2.1. договора Агент обязался организовывать прием платежей от физических лиц в соответствии с «информационным листком», предоставляемым Принципалом и производить выплаты в соответствии с расчетами Принципала по адресам, письменно согласованным Сторонами.

Исходя из материалов дела, в проверяемом пункте по адресу: <...> был установлен факт осуществления предпринимателем деятельности по проведению азартных игр в букмекерской конторе без оформления соответствующего разрешения (лицензии), а именно в помещении находятся касса для приема ставок и выплаты денежных средств, огороженная стеной и имеющая два оконных проема и входную дверь. В помещении кассы созданы одно рабочее место кассиров – операционистов, осуществляющих прием ставок на исход спортивных мероприятий и осуществляющих выплаты денежных средств игрокам (по принятию ставок букмекерской конторы ЗАО «Ф.О.Н»), установлена офисная техника (персональный компьютер, принтер и т.д.);

- в уголке покупателя находящегося с левой стороны осматриваемого помещения вывешены регистрационные документы предпринимателя, правила приема ставок, копия азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах организации ЗАО «Ф.О.Н.», текст Федерального закона № 244-ФЗ от 29.12.2006г. в доступном для посетителей месте не размещен;

- в зоне обслуживания участников азартных игр имеются 2 ж/к телевизора, по которым осуществляется трансляция спортивных мероприятий;

- в зоне обслуживания участников азартных игр также имеются три монитора на которых в режиме реального времени демонстрируются результаты и коэффициенты на исход спортивных мероприятий;

- для удобства клиентов в зоне обслуживания участников азартных игр расположены диваны.

Обеспечение безопасности участников азартных игр и (или) пари в осматриваемом помещении не осуществляется.

В ходе проверки установлен факт приема у гражданина ФИО3 кассиром - операционистом ФИО4 ставки на исход спортивного мероприятия Чуничи-Йокогама (победа) на сумму 50 рублей. Кассиром-операционистом ФИО4 выдана карточка учета ставки № КО 1327 от 28.04.2011, 12:10 (время моск.), на событие Чуничи Йокогама (поб1), кф 1,62, сумма 50 рублей. На карточке учета ставки имеется наименование и штамп сеть «Ф.О.Н.» - «Регион», а также подпись кассира. Клиенту ФИО3 выдана квитанция о приеме ставки на сумму 50 рублей.

Между тем, частью 3 статьи 8 Федерального закона N 244-ФЗ установлено, что организация и проведение азартных игр могут осуществляться исключительно работниками организатора азартных игр.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона N 244-ФЗ, в приложении к соответствующей лицензии указываются количество и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр.

Для получения лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган документ, содержащий сведения о работниках соискателя лицензии, копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления этой деятельности (подпункты "а" и "б" пункта 6 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2007 N 451).

В силу пунктов 4 и 5 Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2007 N 441, выдача обменных знаков игорного заведения в обмен на денежные средства и выдача выигрыша в виде денежных средств производятся в кассе игорного заведения.

Таким образом, действия по приему ставок и выплате выигрышей, связанные с проведением азартных игр в букмекерских конторах, могут совершаться лишь работниками организатора азартной игры в местах нахождения филиалов или иных мест осуществления соответствующей деятельности, указанных в приложении к лицензии, с использованием касс букмекерской конторы, зарегистрированных в установленном порядке.

Совершение деятельности по приему платежей и выплате выигрышей лицом, не имеющим лицензии, и не являющимся работником организатора азартной игры, в местах не указанных в приложении выданной организатору азартной игры лицензии, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Факт заключения лицом с организацией, имеющей соответствующую лицензию, агентского договора, в соответствии с условиями которого, лицу даются поручения на прием ставок и выплату выигрышей (в том числе за счет собственных средств), не освобождает последнее от необходимости соблюдать порядок и условия проведения азартных игр, а также от ответственности за несоблюдение таких условий.

Так как осуществление указанной деятельности производится предпринимателем в отсутствие специального разрешения, суд пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя ФИО1 объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП.

Учитывая, что вмененное в вину предпринимателя правонарушение характеризуется активными действиями этого лица, и доказательств наличия объективных препятствий для неосуществления таких действий в материалы дела не представлено, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности вины общества в совершении этого правонарушения (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Таким образом, действия предпринимателя без образования юридического лица ФИО1 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений закона при производстве по делу об административном правонарушении инспекцией не допущено, предпринимателю обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.

Примененная судом мера ответственности соответствует минимальному размеру санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 167-170,206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования ИФНС России по Советскому району г.Уфы о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ – удовлетворить.

Признать индивидуального предпринимателя ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Назначить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (09.08.1985г.р., <...>, зарегистрированного по адресу: <...> ИНН <***>) административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 500 рублей (четырех тысяч пятьсот рублей).

Реквизиты получателя административного штрафа:

Получатель: Управление Федерального казначесйства по РБ (ИФНС России по Советскому району г.Уфы);

Банк получателя: ГРКЦ НБ РБ Банка России г.Уфа;

ИНН <***>;

Расчетный счет: <***>;

КБК 182 116 03030 01 0000 140;

ОКАТО 80401000000

БИК 048073001.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.

Судья С.А.Решетников