450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07-8822/21
02 августа 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 30.07.2021 года
Полный текст решения изготовлен 02.08.2021 года
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Сафиуллиной Р. Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ибрагимовой Г.В., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
ГК РБ ПО КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКЕ
к УФАС РФ по РБ
третье лицо: ГКУ Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения РБ
о признании недействительным решения №ТО002/06/99-68/2021 от 04.02.2021 года
при участии в судебном заседании после перерыва, объявленного 29 июля 2021 года:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности №11д от 19.03.2021 г., паспорт.
от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности № 1 от 11.01.2021 г, паспорт, диплом.
от третьего лица: не явились, извещены.
ГКУ РБ ПО КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКЕ (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к УФАС РФ по РБ (далее – антимонопольный орган, Управление) о признании недействительным решения №ТО002/06/99-68/2021 от 04.02.2021 года.
В судебном заседании представитель заявителя изложенные в заявлении требования подержал.
Представитель антимонопольного органа с заявленными требованиями не согласен по мотивам, изложенным в отзыве.
Суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела,
УСТАНОВИЛ:
25.12.2020 года в 17:12 на сайте Единой информационной системы было размещено Извещение о проведении электронного аукциона от 25.12.2020 №0101500000320001183 «Компьютерный томограф (национальный проект «Здравоохранение")».
28.12.2020 года в 18:06 на сайте Единой информационной системы было размещено Извещение о проведении электронного аукциона от 28.12.2020 №0101500000320001184 «Томограф магнитно-резонансный (национальный проект «Здравоохранение")».
29.12.2020 года в 16:15 на сайте Единой информационной системы было размещено Извещение о проведении электронного аукциона от 29.12.2020 №0101500000320001185 «Компьютерный томограф (национальный проект "Здравоохранение")».
29.12.2020 года в 16:24 на сайте Единой информационной системы было размещено Извещение о проведении электронного аукциона от 29.12.2020 №0101500000320001186 «Компьютерный томограф (национальный проект "Здравоохранение")».
Во исполнение поручения ФАС России №МЕ/49839-ПР/19 от 13.06.2019 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан осуществлен мониторинг закупок, проводимых Заказчиком в целях реализации национального проекта «Здоровье», в ходе которого обнаружены признаки нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
По результатам проведенной проверки Управлением принято решение по делу № ТО002/06/99- 68/2021 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок от 01.02.2021 года, в соответствии с которым в действиях Заказчика, уполномоченного органа установлены нарушения ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе (пункт 1 решения).
Управлением также принято решение предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не выдавать (пункт 2 решения).
На основании п.3 решено передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Не согласившись с вынесенным решением антимонопольного органа ГКУ по конкурентной политике обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение данным действием (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 728 Управление является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль за соблюдением заказчиком, уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок законодательства и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации о закупках осуществляется ФАС России путем проведения плановых и внеплановых проверок.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в случае получения обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
Пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе, обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, Конкурсной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее – Административный регламент).
В рамках наделенных полномочий, Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее – Комиссия) провела внеплановую проверку действий Заказчика, по результатам которой вынесено оспариваемое решение.
Таким образом, Комиссией Управления при принятии Решения выполняла свои функции и осуществляла возложенные на нее законодательством полномочия по контролю в сфере закупок в рамках своей компетенции и в установленном процессуальном порядке.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом о контрактной системе, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.1, 2.1, 4 и 5 ст.15 настоящего Федерального закона;
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Закон о контрактной системе согласно статье 1 регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии со ст. 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе (п.2). Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (п.3).
В силу пункта 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, при этом в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе информация о сроках, месте и порядке подачи заявок участников закупке.
В соответствии с пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Несмотря на то, что статьей 63 Закона о контрактной системе не установлено, что названные дни должны быть рабочими, и не определен порядок исчисления семидневного срока, оценка соблюдения этого срока должна производиться исходя из цели его установления, направленной, в том числе на защиту конкуренции, и с учетом того, что данный срок является гарантией участия в аукционе всех желающих, обеспечиваемой организатором торгов в качестве публичной обязанности в соответствии с законодательством.
Данный правовой подход также отражен в Определении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2014 N ВАС-4031/14.
Как следует из материалов дела, 25.12.2020 года в 17:12 на сайте Единой информационной системы было размещено Извещение о проведении электронного аукциона от 25.12.2020 №0101500000320001183 «Компьютерный томограф (национальный проект «Здравоохранение")».
Размещение осуществляет Уполномоченный орган ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКЕ. Наименование объекта закупки - Компьютерный томограф (национальный проект "Здравоохранение").
Заказчик - «ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН».
Начальная (максимальная) цена контракта 110 000 000,00 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок - 25.12.2020 17:12
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 11.01.2021 09:00
28.12.2020 года в 18:06 на сайте Единой информационной системы было размещено Извещение о проведении электронного аукциона от 28.12.2020 №0101500000320001184 «Томограф магнитно-резонансный (национальный проект «Здравоохранение")».
Размещение осуществляет Уполномоченный орган ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКЕ. Наименование объекта закупки - Компьютерный томограф (национальный проект "Здравоохранение").
Заказчик - «ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН».
Начальная (максимальная) цена контракта 119 000 000,00 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок - 29.12.2020 16:15
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 11.01.2021 09:00.
29.12.2020 года в 16:15 на сайте Единой информационной системы было размещено Извещение о проведении электронного аукциона от 29.12.2020 №0101500000320001185 «Компьютерный томограф (национальный проект "Здравоохранение")».
Размещение осуществляет Уполномоченный орган ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКЕ. Наименование объекта закупки - Компьютерный томограф (национальный проект "Здравоохранение").
Заказчик - «ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН».
Начальная (максимальная) цена контракта 85 000 000,00 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок - 28.12.2020 18:06
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 11.01.2021 09:00.
29.12.2020 года в 16:24 на сайте Единой информационной системы было размещено Извещение о проведении электронного аукциона от 29.12.2020 №0101500000320001186 «Компьютерный томограф (национальный проект "Здравоохранение")».
Размещение осуществляет Уполномоченный орган ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПО КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКЕ. Наименование объекта закупки - Компьютерный томограф (национальный проект "Здравоохранение").
Заказчик - «ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН».
Начальная (максимальная) цена контракта 100 500 000,00 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок - 29.12.2020 16:24
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 11.01.2021 09:00.
Комиссии Управления установлено, что сроки окончания подачи заявок в соответствии с Извещением о проведении электронного аукциона установлено на 11.01.2021 09:00, при этом Извещения о проведении электронных аукционов (№№ 0101500000320001186, 0101500000320001185, 0101500000320001184,) размещены в единой информационной системе 29.12.2020 в 16:24, 29.12.2020 16:15, 28.12.2020 18:06.
В статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
31 декабря 2020 года в Башкирии объявлен выходным днем в соответствии с Распоряжением главы Республики Башкортостан от 23 декабря 2020 года № РГ-341 "Об организации в Республике Башкортостан рабочего (служебного) времени в декабре 2020 года".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно ст. 112 Трудового кодекса Российской Федерации нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются, в том числе: 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово. При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день, за исключением выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем ч. 1 ст. 112 Трудового кодекса Российской Федерации. Правительство Российской Федерации переносит два выходных дня из числа выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем ч. 1 ст. 112 Трудового кодекса Российской Федерации, на другие дни в очередном календарном году в порядке, установленном ч.5 ст. 112 Трудового кодекса Российской Федерации.
При этом ст. 113 Трудового кодекса Российской Федерации установлен запрет на работу в выходные и нерабочие праздничные дни, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, в том числе в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя. Следовательно, размещение в сети Интернет закупки непосредственно перед новогодними праздниками без предварительного уведомления ограничивает возможность ознакомления с субъектов хозяйственной деятельности о проводимом аукционе.
Таким образом, Уполномоченным органом установлен срок подготовки заявки на участие в Закупке, который приходится на выходные и нерабочие праздничные дни. Учитывая, что первым рабочим днем в 2021 году является 11.01.2021, а окончание подачи заявок приходится на 11.01.2021 в 09:00, Комиссия правомерно пришла к выводу, что Уполномоченным органом фактически сокращен срок подачи заявок на участие в Закупке.
Также Комиссией Управления установлено, что согласно графику работы Единой информационной системы в сфере закупок в период с 20:00 31 декабря 2020 года до 23:00 3 января 2021 года по московскому времени на Официальном сайте ЕИС проводились регламентные работы. Во время проведения работ ЕИС была недоступна.
Потенциальным участникам аукциона из семи дней, установленных указанной нормой и определенных законодателем как минимальный срок для подачи заявки, фактически не было предоставлено времени с момента размещения заказа, поскольку 31.12.2021 является не рабочим днем.
Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. При этом в соответствии со статьей 194 ГК РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия и это действие должно быть совершено в организации, срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции, однако письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок. Таким образом, заказчику необходимо устанавливать срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ и ГК РФ (письмо Минэкономразвития России от 07.12.2015 N Д28и-3561 "Об установлении срока окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе").
Между тем срок подачи заявок на участие в открытых аукционах в электронной форме приходился на праздничные выходные дни и нерабочее время. При таких обстоятельствах заказчик заведомо исключил из числа участников аукциона всех потенциальных поставщиков, у которых отсутствовали на счете оператора электронной площадки необходимые и достаточные денежные средства для оплаты обязательных платежей, обеспечивающих участие в аукционе, а также хозяйствующих субъектов, которые не аккредитованы на электронной площадке, поскольку процедура аккредитации осуществляется в течение пяти рабочих дней.
Кроме того документацией о Закупке установлено, что обеспечение заявки на участие в электронном аукционе может предоставляться участником Закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Вместе с тем, в период нерабочих праздничных дней банки не работали. Таким образом, предоставление участниками Закупки в данный период обеспечения заявки на участие в электронном аукционе в виде банковской гарантии не представляется возможным.
Установление заведомо неисполнимых для неопределенного круга лиц условий в отношении открытого аукциона, проводимого в электронной форме на поставку технологического пищевого оборудования для нужд столовой университета в виде определения срока подачи документов исключительно в выходные дни, свидетельствует о нарушении Учреждением положений Закона о контрактной системе, который был принят для достижения общественно полезных целей, в том числе для обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Установленный организатором торгов срок на подачу заявок, фактически выпадающий на нерабочее время, является недостаточным и недопустимым исходя из требований Закона о контрактной системе. Отсутствие в законе определенных и четко выраженных критериев оценки достаточности срока не освобождает правоприменителей, в том числе суды, от такой оценки, если это необходимо для квалификации правоотношений. Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.04.2013 №2823/11.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления верно квалифицировала действия Заказчика, уполномоченного органа как нарушение ч. 2 ст. 63 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерном сокращении сроков на подачу заявок участниками по закупкам №№ 0101500000320001186, 0101500000320001185, 0101500000320001184.
С учетом указанного выводы комиссии УФАС по РБ являются верными, соответствуют требованиям действующего законодательства.
Принимая во внимание, что вынесение оспоренного решения произведено УФАС по РБ в пределах предоставленной этому органу компетенции, выводы, содержащиеся в оспоренном по настоящему делу решении антимонопольного органа законны, оснований для признания его несоответствующим закону не имеется, что исключает возможность признания такого решения недействительным.
Кроме того, как указывалось для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, незаконными суд в соответствии с ч.2 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса РФ должен установить совокупность двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть, по смыслу указанных норм Арбитражного процессуального кодекса РФ необходимо наличие одновременно двух условий для признания ненормативного правового акта недействительным, действий (бездействия) незаконными - это несоответствие их закону и наличие факта нарушения прав и законных интересов лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирует, что основополагающим принципом гражданского законодательства является принцип обеспечения восстановления нарушенных прав. Согласно ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Таким образом, обращение в арбитражный суд должно быть обусловлено необходимостью защиты нарушенных прав и иметь своей целью их восстановление. Следовательно, на заявителе в силу закона, а также с учетом положений ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит обязанность доказывания не только нарушений норм действующего законодательства, но и того, что данными нарушениями затрагиваются права и законные интересы заявителя, которые могут быть восстановлены в результате рассмотрения арбитражным судом настоящего заявления.
Пленумами Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 их совместного постановления № 6/8 от 01.07.1996г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" было разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает возможность удовлетворения заявленных требований.
По смыслу части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд проверяет законность обжалуемого ненормативного правового акта исходя из обстоятельств, которые существовали на момент его принятия (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.03.2016г. № 305-КГ16-382).
Между тем, на момент проведения УФАС по РБ внеплановой проверки и принятия решения по результатам аукционов заключены контракты, в связи с чем Комиссией УФАС по РБ предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не выдавалось.
Между тем, заявитель не обосновал нарушение оспариваемым решением его прав и законных интересов в сфере экономической деятельности и не представил суду соответствующих доказательств, не указал, каким образом будут восстановлены его права и законные интересы в случае признания незаконным оспариваемого решения Управления.
Обстоятельства наличия вины устанавливаются на основании Кодекса об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом в рамках самостоятельного административного производства.
Привлечение к административной ответственности по выявленному факту нарушения Закона о контрактной системе, а именно вынесенное постановление в соответствии с главой 30 КоАП РФ, имеет иной порядок обжалования.
В связи с этим выявление в решении признаков состава административного правонарушения само по себе не влечет правовых последствий, не возлагает каких-либо обязанностей и напрямую не влечет привлечения к административной ответственности, не обязывает Заявителя к совершению каких-либо действий, а, следовательно, не нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
На основании изложенного, ввиду недоказанности наличия совокупности условий для признания решения антимонопольного органа недействительным (одновременное несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в экономической деятельности), у суда не имеется оснований для удовлетворения требований заявителя.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, требования ГКУ Управления материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований ГК РБ ПО КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКЕ к УФАС РФ по РБ о признании недействительным решения №ТО002/06/99-68/2021 от 04.02.2021 года - отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Р.Н. Сафиуллина