450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru
сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г.Уфа
26 апреля 2019 года Дело № А07-8879/2019
Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2019 года.
Резолютивная часть решения объявлена 24 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Кутлина Р.К., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абсалямовой Р.Р., рассмотрел дело по заявлению
ООО «Акрил Салават» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Западно-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об изменении постановления о назначении административного наказания № 27-453-рп-1 от 12 марта 2019 года поч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 19.12.2018 года №110-69;
от административного органа: ФИО2, представитель по доверенности от 17.12.2018 года № 170.
ООО «Акрил Салават»обратилось в арбитражный суд с заявлением к Западно-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о снижении размера штрафа по постановлению № 27-453-рп-1 от 12 марта 2019 года.
Административный орган указал, что оспариваемое постановление вынесено правомерно.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Врио заместителя руководителя Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Западно-Уральское управление Ростехнадзора) от 23.01.2019 № 453-рп «О проведении плановой выездной проверки ООО «Акрил Салават», в период с «04» февраля 2019 года по «01» марта 2019 года комиссией Западно-Уральского управления Ростехнадзора осуществлялась плановая выездная проверка в отношении опасного производственного объекта: «Площадка производства акриловой кислоты и бутилакрилата», per. № А41-06375-0001, расположенного по адресу: 453256, Российская Федерация, <...>.
По результатам проверки 06.03.2019 года в отношении ООО «Акрил Салават» составлен протокол № 27-453-рп-1 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
12 марта 2019 года вынесено постановление № 27-453-рп-1 в отношении ООО «Акрил Салават» о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в виде штрафа 200000 руб.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В ходе проверки были выявлены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта выявлены следующие нарушения:
По результатам проверочных мероприятий выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно:
«Площадка производства акриловой кислоты и бутилакрилата», per. № А41-06375-0001
1. Нештатное аварийно-спасательное формирование, созданное приказом директора ООО «Акрил Салават»» от 13.10.2017 № Вн-110-266, не аттестовано в порядке установленном Правительством Российской Федерации, чем нарушены требования частей 1, 2 статьи 9, части 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 4 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999; пункта 1 статьи 7, пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах ] статусе спасателей».
2. Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта ООО «Акрил Салават», утвержденная 17.12.2018, не представлена в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности для внесения в реестр деклараций промышленное безопасности, чем нарушены требования частей 1, 2 статьи 9, части 7 статьи 14 Федерального законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
3. Во временных технологических регламентах:
- «Производство акриловой кислоты, ледяной акриловой кислоты»;
- «Производство бутилакрилата - сложного эфира акриловой кислоты и бутилового спирта»;
- «Производство подготовки и залива продукции акриловой кислоты и бутилакрилата»;
- «Блока очистки, утилизации технологических газов, сточных вод и технологических стоков, тяжелых остатков акриловой кислоты и бутилакрилата» в разделе «Общая характеристика производства» не указан год ввода установок в эксплуатацию, чем нарушены требования частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 14 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Требования к технологическим регламентам химико-технологических производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31.12.2014 № 631.
4. Во временных технологических регламентах:
- «Производство акриловой кислоты, ледяной акриловой кислоты»;
- «Производство бутилакрилата - сложного эфира акриловой кислоты и бутилового спирта»;
- «Производство подготовки и залива продукции акриловой кислоты и бутилакрилата»;
- «Блока очистки, утилизации технологических газов, сточных вод и технологических стоков, тяжелых остатков акриловой кислоты и бутилакрилата» в разделе «Характеристика производимой продукции» не приведены сведения:
- о регистрации информационных карт потенциально опасных химических и биологических веществ;
- о паспортах безопасности веществ (материалов), чем нарушены требования частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 15 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Требования к технологическим регламентам химико-технологических производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31.12.2014 № 631.
5. Во временных технологических регламентах:
- «Производство акриловой кислоты, ледяной акриловой кислоты»;
- «Производство бутилакрилата - сложного эфира акриловой кислоты и бутилового спирта»;
- «Производство подготовки и залива продукции акриловой кислоты и бутилакрилата»;
- «Блока очистки, утилизации технологических газов, сточных вод и технологических стоков, тяжелых остатков акриловой кислоты и бутилакрилата» в разделе «Контроль производства и управление технологическим процессом» не составлен перечень параметров стадий процесса, управление которыми в ручном режиме запрещается, чем нарушены требования частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 39 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Требования к технологическим регламентам химико-технологических производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31.12.2014 № 631.
6. В правом верхнем углу технологических схемах во временных технологических регламентах:
- «Производство акриловой кислоты, ледяной акриловой кислоты»;
- «Производство бутилакрилата - сложного эфира акриловой кислоты и бутилового спирта»;
- «Производство подготовки и залива продукции акриловой кислоты и бутилакрилата»;
- «Блока очистки, утилизации технологических газов, сточных вод и технологических стоков тяжелых остатков акриловой кислоты и бутилакрилата» не определены текстом средства автоматики используемые по плану мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии, чем нарушены требования частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «С промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 41 Федеральных норм i правил в области промышленной безопасности «Требования к технологическим регламентам химико-технологических производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 31.12.2014 № 631.
7. Во временном технологическом регламенте «Производство подготовки и залива продукции акриловой кислоты и бутилакрилата» в разделе «Описание технологического процесса и схемы» (страница 41) не указано значение расхода подачи азото-воздушной смеси (MIXA) в резервуары поз. Т-841А/В для предотвращения полимеризации акриловой кислоты, чем нарушены требования частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 18 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Требования к технологическим регламентам химико-технологических производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31.12.2014 № 631.
8. В разделе «Защита технологических процессов и оборудования от аварий и травмирования работающих системами противоаварийной защиты (ПАЗ) п. 11.3.1 Временного технологического регламента «Производства акриловой кислоты, ледяной акриловой кислоты» TP АК 000.026-2015, утвержденного главным инженером ООО «Акрил Салават» от 21.08.2015, отсутствуют конкретные значения уставок срабатывания сигнализации загазованности, а именно: -поз. QIRA-1101 уР-110 А/В -поз. QIRA-1103 у Р-210 А, Р-211 В; -no3.QIRA-1151 уР-110 А/ВуР220 А/В, Р-231 А; -поз. QIRA-1153 у Р-236 А/В; -поз. QIRA-1156 у Р-250 А/В (в технологическом регламенте в разделе уставок указано значение 1ПДК АА), чем нарушены требования частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 6.3.16 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 № 96.
9. Не разработаны организационно-технические мероприятия, обеспечивающие безопасность технологического процесса при отключении блокировок газосигнализаторов на основании распоряжения главного инженера № Вн-110-90 от 24.01.2019 с 9-00 до 16-00 часов, в количестве 16 позиций, а именно: поз.QT0101; поз.QT0102; поз.QT0103; поз.QT0104; поз.QT0105; поз.QT0111; поз.QT0112; поз.QT0113; поз.QT1301; поз.QT1305; поз.QT1402; поз.QT1403; поз.QT1404; поз.QT1405; поз.QT2301; поз.QT2305, чем нарушены требования частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 6.9.3 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 № 96.
10. В разделе «Защита технологических процессов и оборудования от аварий и травмирования работающих системами противоаварийной защиты (ПАЗ) п. 11.3.1 Временного технологического регламента «Производства акриловой кислоты, ледяной акриловой кислоты» TP АК 000.026-2015, утвержденного главным инженером ООО «Акрил Салават» от 21.08.2015, отсутствуют конкретные значения уставок срабатывания сигнализации параметров осевого смещения вала компрессора компримирования рециклового газа К-102, а именно:
- поз. ZI 1061а; поз. ZI 1061 в; поз. VI 106IX; поз.VI 1061Y; поз. VI 1062Х; поз. VI 1062Y, чем нарушены требования частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 6.3.16 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности дл взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомном; надзору от 11.03.2013 № 96.
11. Системы контроля, управления и ПАЗ на «Технологической схеме синтеза акриловой кислоты U 100» лист.1 «Временного технологического регламента «Производства акриловой кислоты, ледяное акриловой кислоты», TP АК 000.026-2015, утвержденного главным инженером ООО «Акрил Салават» от 21.08.2015, не промаркированы с нанесением соответствующих надписей, четко отражающих их функциональное назначение, а именно:
- сигнализация и блокировка при минимальном и максимальном значении уровня жидкого пропилена в испарителе Е 101 промаркирована поз. LIHHL 1002 (необходима маркировка LISAHL-1002);
-сигнализация при минимальном и максимальном значении давления жидкого пропилена в испарителе Е-101 промаркирована поз. PICHL1002 (необходима маркировка PICAHL-1002);
- сигнализация и блокировка при минимальном и максимальном значении давления в смесителе сырья Р-101 промаркирована поз. PIHHL-1032A (необходима маркировка PISAHL1032A), чем нарушены требования частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 6.1.7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.03.2013 № 96.
12. Не разработана производственная инструкцией по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов, в которой должны быть регламентированы:
а) сосуды, на которые распространяется инструкция, их назначение;
б) обязанности персонала во время дежурства по наблюдению и контролю за работой сосуда;
в) порядок проверки исправности обслуживаемых сосудов и относящегося к ним оборудования в рабочем состоянии;
г) порядок, сроки и способы проверки арматуры, предохранительных устройств, приборов автоматики защиты и сигнализации;
д) порядок пуска в работу и остановки (прекращения работы) сосуда;
е) меры безопасности при выводе оборудования в ремонт, а также дополнительные меры безопасности для сосудов с рабочей средой группы 1 (в соответствии с TP ТС 032/2013);
ж) случаи, требующие немедленной остановки сосуда, предусмотренные настоящими ФНП, а также другие, обусловленные спецификой работы сосуда. Порядок аварийной остановки и снижения давления до атмосферного устанавливают в зависимости от конкретной схемы включения сосуда и технологического процесса;
з) порядок действия персонала в случае аварии или инцидента;
и) порядок ведения сменного журнала (оформление приема и сдачи дежурства, проверка записи лицом, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосуда), чем нарушены требования частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 302 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 № 116.
13. Не определен порядок и сроки проверки исправности манометров обслуживающим персоналом с помощью трехходового крана или заменяющих его запорных вентилей путем установки стрелки манометра на нуль в процессе эксплуатации сосудов, чем нарушены требования частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 313 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утверждении приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о 25.03.2014 № 116.
14. Не разработаны инструкции для ответственного за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением и ответственного за его исправное состояние и безопасную эксплуатацию не теплоэнергетического оборудования, чем нарушены требований частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 218.е. Федеральных норм и правил в облает! промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственны) объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомном) надзору от 25.03.2014 № 116.
15. Нарушается химический контроль за водно-химическим режимом котлов-утилизаторов поз. Е-140. поз. D-104, установленный наладочной организацией (не производятся анализы: по содержанию растворенного кислорода в питательной воде; по содержанию кремнекислоты, по удельной электропроводимости, значению рН в насыщенном паре), чем нарушены требования частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пунктов 295, 296 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25.03.2014 № 116.
В соответствии с ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из содержания приведенной нормы следует, что объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение требований промышленной безопасности.
Тем самым ООО «Акрил Салават» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом вина заявителя в данном случае выражается в том, что он при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей мог выявить нарушения, но не сделал этого.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у заявителя реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушения требований действующего законодательства в материалах дела не имеется.
Материалы дела не содержат доказательств того, что совершение правонарушения было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами либо непреодолимыми для заявителя препятствиями.
Нарушений норм процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, влекущих отмену постановления административным органом не допущено. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом и постановление вынесено в соответствии с компетенцией административного органа.
Факт совершенного обществом правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе: протоколом об административных правонарушениях, актом проверки и фактически не отрицается обществом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Кодекса, действующей с 11.01.2015 года) при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание положения п.п. 3.2 и 3.3 ст.4.1, КоАП РФ, а также исходя из Европейской конвенции от 20 марта 1952 года о разумном балансе публичного и частного интересов и конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, а также в оценив фактические обстоятельства совершения правонарушения (совершение правонарушения впервые, неблагоприятное финансовое положение общества, заявителем были приняты меры к устранению выявленных нарушений, в настоящий момент устранена большая часть нарушений), арбитражный суд считает возможным назначить заявителю административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление ООО «Акрил Салават» (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.
Постановление Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>, ОГРН <***>) № 27-453-рп-1 от 12 марта 2019 года о назначении административного наказания ООО «Акрил Салават» (ИНН <***>, ОГРН <***>) по ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части наложения взыскания – изменить.
Подвергнуть ООО «Акрил Салават» (ИНН <***>, ОГРН <***>) по постановлению № 27-453-рп-1 от 12 марта 2019 года административному наказанию в виде штрафа по ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 100000 рублей.
В остальной части оставить постановление без изменений.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru.
Судья Р.К.Кутлин