Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,
факс (347) 272-27-40, ОКПО 00068334, ОГРН 1030203900352 ИНН/КПП 0274037972/027401001
E-mail: info@ufa.arbitr.ru, сайтhttp://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа Дело № А07 - 1 / 1
29 ноября 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 14.10.2011
Полный текст решения изготовлен 29.11.2011
Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Чернышовой С. Л.,
при ведении протокола помощником судьи Хабибуллиной Ю.Р. ,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО "Совместное предприятие "Витценманн-Руссия" (ИНН <***>, ОГРН <***>; место нахождения: 450010, <...>)
к Башкортостанской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>; место нахождения: 450076, <...>)
о признании незаконными отказов Башкортостанской таможни, изложенных в письмах от 28.03.2011 № 01-17/4154 , от 15.04.2011 № 01-17/5414;
об обязании произвести возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин 33 476 326, 57 руб ( с учетом уточненного заявления от 01.08.2011)
при участии в судебном заседании :
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 14.12.2010, предъявлен паспорт;
от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности от 20.01.2011г., ФИО3 – главный государственный таможенный инспектор отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров по доверенности от 25.01.2011 №01-17/875.
Общество с ограниченной ответственностью «Совместное Предприятие «Витценманн-Руссия» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным отказа Башкортостанской таможни в возврате денежных средств, изложенного в письмах Башкортостанской таможни № 01-17/ 3362 от 24.03.2011 и № 01-17/5414 от 15.04.2011, и об обязании Башкортостанскую таможню произвести возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин в размере 33 766 412, 26 руб.
Заявитель согласно заявления об уточнении требований в порядке ст. 49 АПК РФ от 01.08.2011 определил к качестве предмета спора признание незаконным отказа Башкортостанской таможни в возврате денежных средств, изложенные в письмах Башкортостанской таможни № 01-17/4154 от 28.03.2011г. и № 01-17/5414 от 15.04.2011г. и обязание Башкортостанской таможни произвести возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин в сумме 33 476 326,57 руб. Заявление судом рассмотрено, принято.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал (с учетом уточнения от 01.08.2011) .
Ответчик с заявленными требованиями не согласен по доводам, изложенным в отзыве от 16.06.2011 ( т. 8 л.д. 37- 39), дополнении к отзыву от 27.06.2011 ( т. 8 л.д. 73-76), дополнении к отзыву от 15.07.2011 ( т. 9 л.д. 2-3) , объяснении, представленные в порядке ст. 81 АПК РФ, от 14.09.2011 и от 10.10.2011 (т. 19 л.д. 1-6 ) ; оспариваемые письма Башкортостанской таможни считает законными и обоснованными, оснований для возврата излишне уплаченных сумм не усматривает, в связи с чем в удовлетворении требований просит отказать.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил :
Обществом на таможенную территорию Российской Федерации за период с 24.03.2008 по 08.02.2011 был ввезен товар- сильфон ( артикул 084474) , оплетка (артикул 091256), кольца ( артикул 091277) , экраны ( артикул 080684) на основании внешнеторговых контрактов:
№ CZ 07/001 от 26.10.2007, заключенного с компанией Витценманн Опава s.r.o. (Республика Чехия) на поставку сильфонов для компенсаторов выхлопной системы автомобиля;
№ DE 07/010 от 03.10.2007, заключенного с компанией Р. Виндхозел ГмБХ + К (Германия), на поставку оплетки для компенсаторов выхлопной системы автомобиля;
№ DE 08/012 от 11.02.2008, заключенного с компанией Рортреннцентрум ГмБХ (Германия) на поставку колец для компенсаторов выхлопной системы автомобиля;
№ DE 08/005 от 09.01.2008 , заключенного компанией с компанией Витценманн ГмБХ (Германия) на поставку экранов для компенсаторов выхлопной системы автомобиля.
На ввезенный товар были оформлены грузовые таможенные декларации (далее по тексту ГТД):
Сильфоны артикул 084474 по ГТД 10401060/210308/П001381, 10401060/210308/П001382, 10401060/070408/0001698, 10401060/160408/0001930, 10401060/220408/П002050, 10401060/300408/П002279, 10401060/060508/0002369, 10401060/190508/0002644, 10401060/210508/0002717, 10401020/260608/0001798, 10401060/070608/0003109, 10401060/070608/0003120, 10401060/160608/0003277, 10401060/140708/0003952, 10401060/220708/0004130, 10401060/280708/0004254, 10401060/290708/0004271, 10401060/040808/0004381, 10401060/040808/0004384, 10401060/250808/0004844, 10401060/250808/0004855, 10401060/290808/0004944, 10401060/140908/0005048, 10401060/050908/0005073, 10401060/080908/0005121, 10401060/190908/0005419, 10401060/190908/0005432, 10401060/061008/0005738, 10401060/081008/0005778, 10401020/151108/0003505, 10401060/071108/0006414, 10401060/121108/0006518, 10401060/031208/0006918, 10401060/081208/0006999, 10401060/121208/0007085, 10401060/191208/0007251, 10401060/241208/0007354, 10401060/140109/0000063, 10401060/140109/0000076, 10401060/150109/0000084, 10401060/150109/0000086, 10401060/140509/0001786, 10401060/140509/0001797, 10401060/080210/0000469, 10401060/120210/0000552, 10401060/120210/0000564, 10401060/110210/0000531, 10401060/110210/0000551, 10401060/120210/0000565, 10401060/210410/0001730, 10401060/300410/0001922, 10401060/130510/0002092, 10401060/070610/0002597, 10401060/180610/П002802, 10401060/020710/0003055, 10401060/230710/0003317, 10401060/230710/0003318, 10401060/110810/0003606, 10401060/200910/0004194, 10401060/061010/0004433, 10401060/111010/0004494, 10401060/181010/0004622, 10401060/011110/0004844, 10401060/021110/0004865, 10401060/151110/0005034, 10401060/171110/0005065, 10401060/241110/0005159, 10401060/241110/0005162, 10401060/151210/0005449, 10401060/201210/0005559, 10401060/211210/0005576, 10401060/251210/0005671, 10401060/241210/0005662, 10401060/241210/0005653, 10401090/130111/0000007, 10401090/190111/0000027, 10401090/270111/0000049.
Оплетка артикул 091256 по ГТД 10401060/250308/0001463, 10401060/180408/0002000, 10401060/150508/0002560, 10401060/230508/0002758, 10401060/290508/0002897, 10401060/250608/0003515, 10401060/310708/0004328, 10401060/280808/0004941, 10401060/100908/0005202, 10401060/051208/0006989, 10401060/140109/0000064, 10401060/170309/0000946, 10401060/080909/0003570, 10401060/260210/0000753, 10401060/060310/0000910, 10401060/120410/0001576, 10401060/180510/0002172, 10401060/230610/0002863, 10401060/240810/0003831, 10401060/061010/0004437, 10401060/221010/0004703, 10401060/261110/0005196, 10401060/161210/0005478, 10401090/070211/0000069.
Кольца артикул 091277 по ГТД 10401060/190508/0002630, 10401060/100608/0003211, 10401060/040708/0003747, 10401060/280808/0004941, 10401060/081008/0005786, 10401060/121108/0006511, 10401060/111208/0007084, 10401060/140109/0000077, 10401060/110609/П000847, 10401060/021209/0005103, 10401060/161209/0005316, 10401060/220110/0000222, 10401060/250110/0000257, 10401060/160310/0001071, 10401060/200410/0001709, 10401010/190510/0000274, 10401060/150610/0002716, 10401060/020710/0003060, 10401060/290710/0003396, 10401060/230810/0003799, 10401060/111010/0004496, 10401060/210110/0004692, 10401060/121110/0004996, 10401060/091210/0005337, 10401060/131210/0005405, 10401060/221210/0005611, 10401060/301210/0005744, 10401090/040211/0000062.
Экраны артикул 080684 по ГТД 10401060/210308/П001374, 10401060/210308/П001384, 10401060/210308/П001386, 10401060/040408/П001677, 10401060/070408/0001697, 10401060/070408/0001707, 10401060/210408/П002027, 10401060/220408/П002051, 10401060/220408/П002052, 10401060/300408/П002275, 10401060/190508/0002628, 10401060/190508/0002638, 10401060/190508/0002640, 10401060/260508/0002788, 10401060/260508/0002794, 10401020/180608/0001671, 10401020/260608/0001802, 10401020/260608/0001803, 10401060/070608/0003112, 10401060/070608/0003121, 10401060/110608/0003240, 10401060/040708/0003750, 10401060/040708/0003753, 10401060/160708/0004032, 10401060/220708/0004138, 10401060/240708/0004176, 10401060/240708/0004193, 10401060/300708/0004307, 10401060/280808/0004941, 10401060/080808/0004508, 10401060/080808/0004512, 10401060/220808/0004816, 10401060/250808/0004861, 10401060/290808/0004948, 10401060/290808/0004946, 10401060/050908/0005074, 10401060/050908/0005075, 10401060/190908/0005430, 10401060/220908/0005441, 10401060/061008/0005743, 10401060/081008/0005781, 10401020/071108/0003519, 10401060/061108/0006396, 10401060/141108/0006561, 10401060/261108/0006786, 10401060/271108/0006789, 10401060/011208/0006857, 10401060/111208/0007060, 10401060/191208/0007257, 10401060/231208/0007307, 10401060/231208/0007312, 10401060/251208/0007396, 10401060/110109/0000031, 10401060/130109/0000055, 10401060/140109/0000072, 10401060/140109/0000075, 10401060/150109/0000092, 10401060/120509/0001720, 10401060/120509/0001733, 10401060/120509/0001738, 10401060/140509/0001802, 10401060/260110/0000275, 10401060/210910/0004228.
Согласно графе 31 «грузовые места и описание товара» представленных ГТД ( т. 1. л.д. 126- 150, т. 2 -3, т. 4 л.д. 1-64) , ввезенные товары являются изделиями для промышленной сборки компенсатора выхлопной системы автомобиля.
При таможенном оформлении Обществом в графе № 33 представленных ГТД товар классифицирован по коду:
сильфон - 8307 10 0000 ТН ВЭД (трубы гибкие из недрагоценных металлов, с фитингами и без них), которой соответствует ставка ввозной таможенной пошлины - 20%.
оплетка – 7314 14 0000 ТН ВЭД (Металлическая ткань (включая бесконечные ленты), решетки, сетки и ограждения из проволоки, из черных металлов; просечно - вытяжной лист из черных металлов),
7326 20 8 000 ТН ВЭД (Изделия прочие из черных металлов), которым соответствует ставка ввозной таможенной пошлины - 15%.
кольца – 7307 29 3000 ТН ВЭД ТС (Фитинги для труб или трубок (например, соединения, колена, сгоны), из черных металлов),
7326 90 9809 ТН ВЭД (Изделия прочие из черных металлов), которым соответствует ставка ввозной таможенной пошлины - 15%.
экран – 8307 10 0000 ТН ВЭД ТС (трубы гибкие из недрагоценных металлов, с фитингами и без них), которой соответствует ставка ввозной таможенной пошлины – 20%.
Товар выпущен в свободное обращение, таможенные платежи уплачены Обществом в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями, выписками по расчетному счету Общества ( т. 4 л.д. 70- 150, т.т. 5- 7, т. 8.л.д. 1-36) и не оспаривается Башкортостанской таможней .
Заявитель, полагая, что при ввозе на территорию Российской Федерации товар был неверно классифицирован по коду ТН ВЭД, поскольку ввозимый товар является комплектующими частями, разработан и используются исключительно для производства автомобильных запчастей , в данном случае - компенсатора выхлопной трубы системы автомобиля , в связи с чем подлежит классификации в товарной позиции соответственно : 8708 – «Части и принадлежности моторных транспортных средств» , подсубпозиции 8708 92 ТН ВЭД «глушители выхлопные трубы ; их части» , а именно, классификации в подсубпозиции8708 92 8 009 ТН ВЭД до заключения Соглашения № 19465-ОС/Д13 от 19.10.2009 между Минэкономразвития России и ООО «СП «Витценманн-Руссия», т.е. подтверждения уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленности, государства - участника таможенного союза целевого назначения ввозимого товара, которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины – 5 %; и в подсубпозиции 8708 92 8 001 ТН ВЭД после заключения Соглашения № 19465-ОС/Д13 от 19.10.2009 между Минэкономразвития России и ООО «СП «Витценманн-Руссия», т.е. подтверждения уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленности, государства - участника таможенного союза целевого назначения ввозимого товара,которой соответствует ставка ввозной таможенной пошлины – 0 %от таможенной стоимости и налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 18% , обратился в таможенный орган с заявлением от 18.03.2011 ( принято Таможней 21.03.2011 ( т. 1 л.д. 14-22) с просьбой осуществить возврат излишне уплаченных таможенных платежей в размере 20280145,74 руб . и с заявлением от 11.04.2011 о возврате излишне уплаченных платежей в размере 13486266,52 руб.
При этом к заявлениям был приложен пакет документов: копии платежных поручений согласно перечня ( приложение № 1 к заявлению ) , копии таможенных деклараций согласно перечня (приложение № 2 к заявлению) , Заключение Минпромторга № АД-13270/20 от 03.12.2009, Соглашение между Минэкономразвития России и ООО «СП « Витценман-Руссия» № 19465-ОС/Д13 от 19.10.2009 , Договор на поставку № 3291 от 12.01.2010, Договор на поставку № 2969 от 29.01.2009, Договор на поставку № 2290 от 18.12.07г., согласованный потребителем чертеж компенсатора артикул 330474, Габаритный чертеж компенсатора артикул 970986 , Чертеж компенсатора артикул 330474, Чертеж металлического сильфона артикул 084474 (1 лист), Чертеж кольца артикул 91277 (1 лист), Чертеж оплетки артикул 91256 (1 лист), Чертеж экрана артикул 80684 (2 листа), нотариально заверенные копии учредительных документов Общества.
Указанные заявления были возвращены ООО «СП «Витценманн-Руссия» без рассмотрения, о чем заявитель был уведомлен письмами Башкортостанской таможни 01-17/4154 от 28.03.2011г. и № 01-17/5414 от 15.04.2011г.
В качестве основания для возврата без рассмотрения заявлений ООО «СП «Витценманн-Руссия» о возврате излишне уплаченных платежей Башкортостанская таможня ссылается на несоблюдении заявителем требований по форме и содержанию предъявляемых к заявлениям такого вида, а именно: к заявлению не приложены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлинв значении ст.89 ТК ТС, налогов. Кроме того, указано , что заявителем предоставлены только копии платежных документов, подтверждающих оплату таможенных пошлин, а не их оригиналы, также таможенный орган ссылается на то , что заявление заполнено с нарушением требуемой формы и не содержит всех требуемых сведений.
ООО «СП «Витценманн-Руссия», полагая , что пакет документов, представленный в таможенный орган является полным, достоверным и достаточным для принятия решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, а действия таможенного органа неправомерными, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением .
В качестве основания заявленных требований Общество указало то обстоятельство , что классификационный код товара , ввезенного по вышеуказанным ГТД по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - ТН ВЭД), и ставка таможенной пошлины составляет соответственно исходя из даты принятия Соглашения 5% и 0% . Неверное указание классификационного кода декларантом привело к излишней уплате таможенных платежей по ставке 20% и 15% , что составляет 33 476 326, 57 руб . Пакет документов был представлен полный , достоверный и достаточный для принятия решения по вопросу о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Башкортостанская таможня не согласилась с доводами заявителя указав, что все направленные ответы соответствуют требованиям Таможенного кодекса Таможенного Союза и Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Оснований для рассмотрения вопроса о возврате излишне уплаченных таможенных платежей не имелось, поскольку не был представлен документ, подтверждающий излишнюю уплату таковых.
Исследовав представленные документы, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; право на судебную защиту относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 17, части 1 и 2).
Из приведенных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 19 и корреспондирующих им положений международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы и имеющих приоритет перед внутригосударственными законами (статья 15, часть 4, Конституции Российской Федерации), следует, что право на судебную защиту предполагает наличие таких конкретных правовых гарантий, которые позволяют реализовывать его в полном объеме и обеспечивать эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего общеправовым требованиям справедливости и равенства.
Согласно пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела .
Аналогичные положения закреплены в пункте 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предметом спора по настоящему делу заявителем определено признание незаконным отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 33 476 326, 57 руб со стороны Башкортостанской таможни, выраженный в письмах от 28.03.2011 № 01-17/4154 , от 15.04.2011 № 01-17/5414 о возвращении заявлений Общества от 18.03.2011 и 11.04.2011 без рассмотрения, как несоответствующее нормам Таможенного кодекса Российской Федерации (действующего в период сложившегося между сторонами правоотношений) и Таможенного кодекса Таможенного Союза.
Согласно части 1 статьи 129 Федерального Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ от 27.11.2010 ( далее по тексту Закон № 311-ФЗ) возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии со статьей 147 Закона № 311- ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно п. 2 указанной статьи к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи ( п. 4 ст. 147 Закона № 311-ФЗ).
В качестве мотива для возвращения заявления без рассмотрения в письме Башкортостанской таможни № 01-17/4154 от 28.03.2011 Обществу указано на необходимость представления платежного документа , подтверждающего внесение денежных средств на счет Таможни , а не копии документа .
Указанный довод , суд находит несостоятельным , поскольку Обществом были представлены платежные поручения об уплате таможенных пошлин в копиях , заверенных уполномоченным банком (филиал ОАО «УралСиб» в г. Уфа) , поскольку оплата производилась Обществом с использованием системы «клиент-банк» . Из буквального прочтения п. 2 ст. 147 Закона № 311-ФЗ не следует обязательность представления указанного документа в оригинале , представленные заявителем копии позволяют таможенному органу идентифицировать внесение платежей. Кроме того, указанные заявителем платежи не оспариваются таможенным органом ввиду наличия, подписанных между сторонами за 2008г., 2009г., 2010г. двусторонних Актов расходования денежных средств (Акты сверок).
Следует также отметить, что факт уплаты сумм таможенных платежей таможенным органом был проверен, и в соответствии со ст. ст. 30, 31 ТК РФ и ст.ст. 114, 115 , 116, 117, 195 ТК ТС выпуск товара был разрешен при наличествующих доказательствах поступления указанных сумм на соответствующие счета таможни.
Представители Таможни в ходе рассмотрения дела также не оспаривают факт уплаты таможенных платежей по вышеуказанным ГТД.
Указание в письме № 01-17/4154 от 28.03.2011 на то обстоятельство , что заявление должно быть оформлено в соответствии с приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520 и соответственно заявления, поданные по форме , утвержденной приказом ГТК России от 25.05.2004 № 607 , будут возвращаться без рассмотрения , суд также считает необоснованным поскольку письмом ФТС РФ от 22.03.2011 N 15-12/12443 "Об опубликовании и вступлении в силу нормативных правовых актов ФТС России» было доведено до сведения нижестоящих таможенных органов о том , что приказ от 22 декабря 2010 г. N 2520 "Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога" зарегистрирован Минюстом России 15 февраля 2011 г., рег. N 19839, опубликован в "Российской газете" N 47 (5423) от 5 марта 2011 г. и вступает в силу 5 апреля 2011 года.
Между тем, на дату подачи заявления от 18.03.2011 действовал приказ № 607 от 25.05.2004 «Об утверждении перечня документов и формы заявления» , в соответствии с требованиями которого и было оформлено заявление от 18.03.2011 .
Указание в письме Башкортостанской таможни № 01-17/5414 от 15.04.2011г. о том , что заявление от 11.04.2011 заполнено с нарушением утвержденной формы и не содержит всех требуемых сведений , суд также находит несостоятельным , поскольку из содержания указанного заявления Общества следует отражение всех необходимых сведений . Таможенным органом в оспариваемом письме не конкретизированы допущенные нарушения и не отражено какие конкретно сведения заявителем не указаны , что в данном случае нарушает требования п. 2 ст. 147 Закона № 311-ФЗ и не позволяет заявителю определить причины для возвращения заявления без рассмотрения.
Согласно ответов Башкортостанской таможни 01-17/4154 от 28.03.2011 и № 01-17/5414 от 15.04.2011 о возвращении заявления без рассмотрения таможенный орган в качестве основания также указывает , что к заявлению не приложены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлинв значении ст.89 ТК ТС .
В ответе таможенного органа № 01-17/5414 от 15.04.2011г. на заявление общества от 11.04.2011г., и представленном в суд отзыве Башкортостанская таможня указывает что в качестве документа, для подтверждения факта излишней уплаты таможенных платежей, может рассматриваться: решение таможенного органа об изменении кода товара; решение суда, вступившее в законную силу, изменения и(или) дополнения сведений , заявленных после выпуска товаров в порядке, установленном Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 255.
Между тем , как следует из содержания заявлений о возврате денежных средств от 18.03.2011 (поступило в таможенный орган 21.03.2011г.) и 11.04.2011 , Общество, обращаясь с заявлениями о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в соответствии ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" и правилами, предъявляемыми к оформлению заявления приказом ГТК РФ от 25.05.2004г. № 607, и Приказом ФТС РФ от 22.12.2010 № 2520 (зарегистрирован в Минюсте РФ 15.02.2011 N 19839) , в качестве основания для возврата указало на неправильное применение кода ТН ВЭД, что соответственно повлекло уплату таможенных платежей в излишнем размере.
Аналогичное основание было указано обществом и при подаче заявления в Арбитражный суд Республики Башкортостан, которое соответствовало требованиям ст. 125 АПК РФ к содержанию заявления, а именно содержало требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, и обстоятельства, на которых основаны требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства.
Указанное основание Башкортостанской таможней не было рассмотрено.
Между тем, Башкортостанской таможней не учтено следующее.
В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 255 "О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров" сведения, заявленные в декларации на товары ( ДТ) , могут быть изменены и (или) дополнены после выпуска товаров в соответствии с решением уполномоченного таможенного органа, принимаемым по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров или рассмотрения мотивированного письменного обращения декларанта или таможенного представителя в случаях:
1) установления или выявления недостаточности и (или) несоответствия сведений, заявленных в ДТ, сведениям, подлежащим указанию в ДТ согласно установленному порядку заполнения декларации на товары;
2) рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза;
3) обоснования необходимости внесения изменений и (или) дополнений в отметки и записи в графах, заполняемых должностным лицом таможенного органа ;
4) вступления в законную силу решений судебных органов государств - членов таможенного союза, предусматривающих внесение изменений и (или) дополнений сведений, заявленных в ДТ.
Однако, в данном случае декларантом подано заявление о возврате излишне уплаченных платежей , а не заявление о внесении изменений в ГТД , в связи с чем основания для применения положений указанной Инструкции отсутствуют.
Рассмотрев довод заявителя о неправильном указании классификационного кода ТН ВЭД в ГТД при ввозе товара на территорию Российской организации по требованию таможенного органа суд установил следующее.
Согласно пункту 3 статьи 366 Таможенного кодекса Таможенного союза если международные договоры государств - членов таможенного союза и решения Комиссии таможенного союза, предусмотренные настоящим Кодексом, не вступили в силу на момент вступления в силу настоящего Кодекса, то до их вступления в силу применяется законодательство государств - членов таможенного союза, регулирующее соответствующие правоотношения. Таможенный кодекс Таможенного союза вступил в законную силу с 01.07.2010 (п. 2 ст. 366 ТК ТС).
В заявленных требованиях, исходя, из представленных в материалы дела таможенных деклараций, судом рассматриваются как правоотношения сторон возникшие за период с 21.03.2008г., т.е. до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, так и правоотношения возникшие после вступления Кодекса в законную силу, в связи с чем подлежат применению нормы законодательства Российской Федерации в области таможенного регулирования, а также таможенным законодательством таможенного союза, возникшим после вступления в силу настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 123 Таможенного кодекса Российской Федерации товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу.
Статьей 127 Таможенного кодекса Российской Федерации с целью обеспечения декларантом обязанности декларировать товар с заявлением точных сведений о нем предусмотрена обязанность декларанта представлять таможенному органу в отношении предлагаемых для декларирования товаров документы и дополнительные сведения, необходимые для таможенных целей.
В соответствии со статьей 169 ТК РФ декларант обязан указать в ГТД точные сведения о товарах, их таможенном режиме и другие сведения, необходимые для таможенных целей.
Как указано в пунктах 1 и 3 статьи 40 Таможенного кодекса Российской Федерации, товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, т.е. в отношении товаров определяется классификационный код по ТН ВЭД.
В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров, а именно на основе Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 г. (к которой Российская Федерация присоединилась с 01.01.1997 - Постановление Правительства РФ от 03.04.1996 N 372) и межправительственного Соглашения о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ от 03.11.1995 г.
Таким образом, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 30.11.2001 г. N 830 "О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности" Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основана на указанных выше международных актах и является основным документом, подлежащим применению при классификации товаров, проходящих таможенное оформление на территории Российской Федерации.
С 1 января 2010 года в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 130 в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации применяются единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза, утвержденные Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18.
В соответствии со статьей 188 Таможенного кодекса Таможенного Союза декларант обязан указать в декларации точные сведения о товарах, их таможенном режиме и другие сведения, необходимые для таможенных целей.
Согласно статьей 51 ТК ТС товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Комиссией таможенного союза.
Решением комиссии Таможенного Союза от 28.01.2011 № 522 утверждено Положение о порядке применения Единой Товарной Номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза при классификации товара , которое разработано в целях обеспечения единообразия толкования единой ТН ВЭД ТС.
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2001 N 830 правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с определенными (Основными) правилами интерпретации товарных позиций (ОПИ ТН ВЭД).
В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ГС ; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2(а), 2(б), 3(а), 3(б), 3(в), 4, 5, 6 ОПИ ТН ВЭД.
Согласно правила 2 а любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
Как следует из Пояснений к правилу 2 а : вторая часть Правила 2а предусматривает, что комплектные или готовые изделия, представленные в несобранном или разобранном виде, классифицируются в тех же товарных позициях, что и собранные изделия. Товары бывают представлены подобным образом обычно в связи с требованиями упаковки, погрузочно-разгрузочных операций или транспортировки.
Согласно данному Правилу термин "товары, представленные в несобранном или разобранном виде" означает изделия, компоненты которых должны собираться с помощью крепежного материала (винтов, гаек, болтов и др.) или же, например, клепкой или сваркой, при условии, что для этого требуются лишь сборочные операции. Не следует принимать во внимание в этом случае сложность способа сборки. Несобранные компоненты изделия сверх количества, необходимого для сборки данного изделия, должны классифицироваться отдельно.
Случаи, подпадающие под действие данного Правила, упомянуты в общих положениях к разделам или группам (например, раздел XVI и группы 44, 86, 87 и 89).
Согласно правилу 3(а) ОПИ ТН ВЭД в случае, если в силу правила 2 ОПИ ТН ВЭД или по каким-либо иным причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
В соответствии с Правилом 6 Основных правил интерпретации ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях какой-либо товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям.
Классификация товаров по ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам. Для юридических целей при классификации, прежде всего, значимы наименования субпозиций и примечания, имеющие отношение к субпозициям. Лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (правила 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД).
В силу правила 6 Основных правил для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Так, согласно описанию товара указанного в графе 31 ГТД ввозимые заявителем товары: сильфон 084474, оплетка 091256, кольца 091277, экран 080684 являются частями для промышленной сборки компенсатора выхлопной системы автомобиля.
Как следует из представленных документов , предприятием ООО СП «Витценманн –Руссия» совместно с ОАО «АвтоВАЗ» был разработан проект , которым утверждены технические условия по изготовлению компенсаторов системы выхлопа отработанных газов , разработан проект с утвержденными чертежами на каждый элемент компенсатора ( т. 1 л.д. 107-121) . Производство указанных компенсаторов осуществляется на предприятии ООО «СП «Витценманн-Руссия». Для сборки компенсатора системы выхлопа отработанных газов необходимы комплекты деталей : сильфон, внутренний экран , оплетка , кольца соединительные.
Обществом заключены внешнеторговые контракты :
№ CZ 07/001 от 26.10.2007 с компанией Витценманн Опава s.r.o. (Республика Чехия) на поставку сильфонов для компенсаторов выхлопной системы автомобиля;
№ DE 07/010 от 03.10.2007 с компанией Р. Виндхозел ГмБХ + К (Германия), на поставку оплетки для компенсаторов выхлопной системы автомобиля;
№ DE 08/012 от 11.02.2008 с компанией Рортреннцентрум ГмБХ (Германия) на поставку колец для компенсаторов выхлопной системы автомобиля;
№ DE 08/005 от 09.01.2008 с компанией Витценманн ГмБХ (Германия) на поставку экранов для компенсаторов выхлопной системы автомобиля ( т. 1 л.д. 44-67).
Судом проанализировано содержание графы 31 ГТД , в которой при указание ввозимого товара (сильфоны артикул 084474, оплетка артикул 091256, кольца артикул 091277, экраны артикул 080684) указано , что таковые являются частью компенсатора выхлопной системы автомобиля, которые используется при промышленной сборке моторных транспортных средств, а также исследованы акты таможенного досмотра , представленные Башкортостанской таможней ( вх № 20295 от 05.10.2011).
Целевое назначение ввозимого товара как часть компенсатора выхлопной системы автотранспортного средства, идентичность их технических характеристик в рамках представленных ГТД, подтверждается представителями таможенного органа.
Как пояснил в судебном заседании 07.10.2011 представитель Приволжского таможенного управления ФИО4 : «… спора по вопросу о том , что ввозимые автокомпоненты являются составляющей частью компенсатора нет , данное обстоятельство таможенным органом не отрицается. Использование указанных составляющих частей предназначено лишь для изготовления данного конкретного вида автомобильного компенсатора . Но , поскольку, в данном случае автокомпоненты ввозятся на территорию РФ отдельно , поэлементно , то в данном случае классифицировать товар по ТН ВЭД как относимый по коду «глушители, выхлопные трубы; их части, прочее» невозможно...»
При этом представитель пояснил , что если ввоз составных частей компенсатора будет производиться по одной ГТД , то при таком условии товар подлежит классификации как единое целое с указанием соответствующего кода , что в настоящее время и имеет место при декларировании товара Обществом.
Указанные пояснения суд принимает критически , поскольку в данном случае представителем таможенного органа не дана оценка тому обстоятельству , что автокомпоненты производят различные производители ( входящие в один холдинг) в силу интегрирования производства)) , с которыми заключены контракты , что соответственно исключает их поставку по одной ГТД , но в то же время предназначение данных автокомпоненов от этого не изменяется.
Представитель Приволжского таможенного управления ФИО5 пояснил , что в соответствии с ТН ВЭД классификация производится по различным признакам и критериям, в том числе по назначению товара , «но в данном конкретном случае предназначение автокомпонентов не было использовано при классификации товара. Применение правила 2 а считает невозможным , поскольку данное правило допускает лишь простые сборочные операции , а Таможне неизвестно каким образом собирается товар».
Данные пояснения также не могут быть приняты судом как обоснованные , поскольку из содержания приложения № 2 Соглашения от 19.10.2009 года следует описание технологического процесса промышленной сборки компенсаторов моторных транспортных средств . Оценка данному документу представителями таможни не дана.
Кроме того, представителями таможенного органа не учтено следующее :
В соответствии с пунктом 2 Решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" и пунктом 1 Решения Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" с 1 января 2010 г. на территории государств - участников таможенного союза применяется единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС). С целью обеспечения единообразия интерпретации и применения ТН ВЭД ТС в качестве вспомогательного рабочего материала ФТС России рекомендует применять Пояснения к ТН ВЭД России ( письмо ФТС РФ от 25.02.2010 N 01-11/8319 ).
Согласно ТН ВЭД России, утвержденным Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, а также ТН ВЭД ТС, Решения Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 ( утвержденного Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18) , Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 автомобильные глушители , выхлопные трубы, их части относятся к группе 87 «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности» и подлежат классификации в позиции 8708 «Части и принадлежности для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701 – 8705», в подсубпозиции 8708 92 8 009 ТН ВЭД «глушители, выхлопные трубы; их части, прочее» с соответствующей таможенной ставкой равной 5 %.
В силу примечания 5 к Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза (утверждена Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130) глушители, выхлопные трубы их части, для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701 – 8705, классифицируются по коду 8708 92 800 1 при подтверждении уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленности государства - участника таможенного союза, целевого назначения ввозимого товара.
Приказом Минэкономразвития РФ N 73, Минпромэнерго РФ N 81, Минфина РФ N 58н от 15.04.2005 (ред. от 24.12.2010) с целью реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2005 г. N 166 "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки" утвержден Порядок, определяющий понятие "Промышленная сборка" и устанавливающий применение данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов".
Порядок определяет понятие "промышленная сборка" моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов и устанавливает условия применения данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов и их частей, классифицируемых кодами ТН ВЭД ТС, наименование которых - "для промышленной сборки". Условия применения понятия "промышленная сборка" при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов и их частей российскими юридическими лицами, принявшими на себя дополнительные обязательства определяются согласно Приложению N 1 к настоящему Порядку. Понятие "промышленная сборка" узлов и агрегатов моторных транспортных средств и условия его применения определяются согласно приложениям N 2 и N 3 к настоящему Порядку. Приложение N 2 к Порядку применяется, если российским юридическим лицом заключено с Минэкономразвития России Соглашение о ввозе товаров, предназначенных для "промышленной сборки" узлов и агрегатов моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705 ТН ВЭД ТС после 1 января 2011 г., если такое Соглашение заключено до указанной даты, применяется Приложение N 3 к Порядку.
Согласно раздела 2 указанного Порядка для целей применения понятия "промышленная сборка" при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705 ТН ВЭД ТС российское юридическое лицо должно выполнить условия, установленные настоящим Разделом.
Российское юридическое лицо принимает на себя обязательства по соблюдению указанных условий путем заключения соглашения с Министерством экономического развития Российской Федерации, в котором в том числе указываются перечень, количество и стоимость автокомпонентов на условиях "склад продавца" по согласованию с Минпромторгом России, а также план-график выхода на проектную мощность с разбивкой плана выпуска моторных транспортных средств по годам.
Ввоз автокомпонентов на территорию Российской Федерации, классифицируемых кодами ТН ВЭД ТС "для промышленной сборки" моторных транспортных средств, осуществляется на основе Соглашения. Минэкономразвития России направляет в ФТС России копию Соглашения.
Копии Соглашения в течение 7 дней после подписания направляются Минэкономразвития России в Минпромторг России, Минфин России, ФТС России и ФАС России.
Минпромторг России на основании представленного Соглашения в срок до 15 дней готовит подтверждение целевого назначения ввозимых товаров и направляет его российскому юридическому лицу и в ФТС России.
Нецелевым использованием ввозимых на территорию Российской Федерации автокомпонентов или их частей, классифицируемых в позициях ТН ВЭД ТС для "промышленной сборки", является использование автокомпонентов или их частей не для "промышленной сборки" моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705 ТН ВЭД ТС, их узлов и агрегатов.
В соответствии с требованиями указанного Порядка между Минэкономразвития России и ООО «СП «Витценманн-Руссия» заключено Соглашение № 19465-ОС/Д13 от 19.10.2009 , в котором указано , что Компания является производителем узлов и агрегатов для моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705 ТН ВЭД России и организует серийное производство компенсаторов выхлопной системы для моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705 . Пунктом 3.1. установлено , что комплектующие , ввозимые Компанией на территорию РФ , указанные в Перечне , классифицируются в позиции ТН ВЭД для «промышленной сборки» при одновременном наличии условий и выполнении Компанией обязательств по Соглашению. Перечень технологических операций приведен в приложении № 2 , который включает в себя предварительную сборку и окончательную сборку , маркировку и упаковку .
Копия Соглашения № 19465-ОС/Д13 от 19.10.2009 Министерством экономического развития Российской Федерации направлено в ФТС России письмом от 17.11.2009 № Д13-1981.
Целевое использование ввозимого товара (сильфоны 084474, оплетка 091256, кольца 091277, экраны 080684) подтверждено Заключением Минпромторга № АД-13270/20 от 03.12.2009 .
В подтверждение целевого назначения и фактического использования ввозимого товара в качестве автокомпонентов выхлопной системы автомобилей марки ФИО6 и ФИО7 Нива заявителем в материалы дела представлены Договор на поставку № 3291 от 12.01.2010 , договор на поставку № 2969 от 29.01.2009 , договор на поставку №2290 от 18.12.2007, согласованный между ООО «СП «Витценманн-Руссия» и ОАО «АвтоВАЗагрегат» , габаритный чертеж компенсатора артикул 970986 ГЧ, что соответствует артикулу ОАО «АвтоВАЗагрегат» 2123-1220010-03; контракт №000272 от 07.08.07г., согласованный между ООО «СП «Витценманн-Руссия» и ООО Теннеко Аутомотив Волга», чертеж компенсатора артикул 330474, что соответствует артикулу ООО «Теннеко Аутомотив Волга» 228400; чертежи сильфона артикул 084474, кольца артикул 91277, оплетки артикул 91256, экрана артикул 80684.
Также Заявителем в качестве фактического изготовления компенсаторов выхлопной системы автомобиля представлены реестры ввезенных автокомпонентов (сильфоны артикул 084474, оплетка артикул 091256, кольца артикул 091277, экраны артикул 080684) за период с 21.03.2008г. - 1 квартал 2011г. с указанием количества ввезенного товара со ссылкой на грузовые таможенные деклараций, количества остатков товара на складе, количества реализованной продукции. К реестрам приложены заверенные копии товарно-транспортных накладных по договорам, подтверждающие фактическое изготовление и отгрузку компенсаторов произведенных из ввезенных автокомпонентов ( т. 9 л.д. 86-119, т.т. 10-18).
Исходя из анализа представленных документов, и в соответствии с приведенными выше Правилам ОПИ ТН ВЭД , Пояснениями к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, Правилами интерпретации ТН ВЭД ТС , суд пришел к выводу , что определенный обществом код ТН ВЭД ТС в заявлениях о возврате излишне уплаченных таможенных платежей соответствует описанию и технологическим характеристикам товара, включая способ его применения, в связи с чем задекларированный обществом товар (сильфоны 084474, оплетка 091256, кольца 091277, экраны 080684) подлежит классификации по товарной подсубпозиции:
- 8708 92 8 009 ТН ВЭД до подтверждения уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленности, государства - участника таможенного союза целевого назначения ввозимого товара, которой соответствует ставка ввозной таможенной пошлины – 5 %;
- 8708 92 8 001 ТН ВЭД после подтверждения уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленности, государства - участника таможенного союза целевого назначения ввозимого товара, которой соответствует ставка ввозной таможенной пошлины – 0 %.
В соответствии с требованиями статьи 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Статьей 90 ТК ТС предусмотрено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства-члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание ввозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которому представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В силу пункта 2 статьи 77 ТК ТС (355 ТК РФ) для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" утверждены с 01.01.2010 единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф таможенного союза.
В связи с неверной классификацией товара по коду ТН ВЭД размер фактически уплаченных таможенных платежей превышает суммы подлежащие оплате декларантом согласно действующим кодам ТН ВЭД применимым к ввозимому товару (сильфоны 084474, оплетка 091256, кольца 091277, экраны Ду50 L100), т.е. фактически уплаченные заявителем таможенные пошлины превысили установленный законом размер таможенных пошлин для такого вида товаров, что в полной мере соответствует понятию излишне уплаченных платежей в значении ст.89 ТК ТС.
Таким образом , заявленные к возврату денежные суммы являются излишне уплаченными , что является основанием для признания незаконным отказа Таможни по возврату излишне уплаченных таможенных платежей и применения положений части 5 статьи 201 АПК РФ о восстановлении нарушенных прав заявителя. Документом , подтверждающим факт излишней уплаты таможенных платежей являются платежные поручения на перечисление суммы в бюджет . Размер уплаченных сумм подтверждается таможенным органом.
В связи с изложенным, требование заявителя об обязании Башкортостанской таможни произвести возврат излишне уплаченных таможенных платежей подлежит удовлетворению с учетом статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в размере 33 476 326, 57 рублей.
Государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере, установленном ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требования ООО "Совместное предприятие "Витценманн-Руссия" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Башкортостанской таможне - удовлетворить.
Признать незаконными решения Башкортостанской таможни об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин , изложенные в письмах от 28.03.2011 № 01-17/4154 и от 15.04.2011 № 01-17/5414 (о возврате заявлений без рассмотрения) .
Обязать Башкортостанскую таможню (ИНН <***>, ОГРН <***>; место нахождения: 450076, <...>) произвести возврат Обществу с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие "Витценманн-Руссия" (ИНН <***>, ОГРН <***>; место нахождения: 450010, <...>) излишне уплаченные таможенные пошлины в размере 33476326 рублей 57 коп .
Взыскать с Башкортостанской таможни (ИНН <***>, ОГРН <***>; место нахождения: 450076, <...>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие "Витценманн-Руссия" (ИНН <***>, ОГРН <***>; место нахождения: 450010, <...>) 200000 рублей судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.
Судья С.Л.Чернышова