ул. Октябрьской революции, 63 а, г. Уфа, 450057
тел. (347) 272-13-89, факс (347) 272-27-40, сайт http://ufa.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
г. Уфа
«05» августа 2015 г. Дело №А07-9335/2015
Резолютивная часть решения объявлена 29 июля 2015года.
Полный текст решения изготовлен05 августа 2015года.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе
судьи Сакаевой Л. А.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Перфильевой Д.К.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан
"Лесцентр" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Администрации МР Кугарчинский район РБ (ИНН <***>, ОГРН
1050201713803)
о признании действий незаконными
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, дов. от 15.05.2015г., паспорт.
от ответчика: ФИО2, дов. № 16 от 15.06.2015г., паспорт,
ФИО3, дов. № 3 от 12.01.2015г., удостоверение № 41.
ГУП РБ «Лесцентр» обратилось в Арбитражный суд РБ с заявлением о признании незаконными действий Администрации МР Кугарчинский район сотрудника архивного отдела РБ ФИО2, выразившееся в отказе получения документов.
Также заявитель просит обязать Администрацию МР Кугарчинский район РБ получить следующие документы: заявление исх. № Т-490 от 30.03.2015г., в котором ГУП РБ «Лесцентр» просил принять документы в архив, опись передаваемых документов, справка исх. № Т-491 от 30.03.2015г., акт отсутствия документов исх. № Т-495 от 30.03.2015г документы, указанные в описи и в приложении к заявлению исх. № Т-490 от 30.03.2015г.
Администрация МР Кугарчинский район с заявленными требованиями не согласная, считает свои действия по отказу в принятии в архив документов, направленных по почте, правомерными и законными.
Выслушав представителей заявителя, ответчика рассмотрев представленные материалы, судом установлено следующее.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.02.2010г. по делу А07-9088/2009 должник ГУП РБ «Лесцентр» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, и.о. конкурсного управляющего утвержден ФИО4
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.05.2014г. по делу А07-9088/2009 конкурсным управляющим ГУП РБ «Лесцентр» утвержден ФИО5, член НП «Национальная ассоциация по реструктуризации и несостоятельности».
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией подлежит обязательному рассмотрению.
Руководствуясь п. 2 ст. 129 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002г., п. 4 ст. 22, п. 8 ст. 23 ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22.10.2004г. № 125-ФЗ и 9 ФЗ от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», конкурсным управляющим в Архивный отдел Администрации МР Кугарчинский район РБ почтовой связью ценным письмом с описью вложения были направлены документы по личному составу работников ликвидированного Кугарчинского филиала ГУП РБ «Лесцентр», т.ч.:
- Заявление за исх. № Т-490 от 30.03.2015г. с просьбой принять документы в архив;
- Опись передаваемых документов;
- Справка за исх. № Т-491 от 30.03.2015г.;
- Акт отсутствия документов за исх. № Т-495 от 30.03.2015г.;
- Документы, указанные в описи и в приложении к заявлению за исх. № Т-490 от 30.03.2015г.
Сотрудник архивного отдела Администрации Кугарчинского района МР Кугарчинский район РБ ФИО2 отказалась получить данные документы от органа почтовой связи, о чем поставила свою подпись на обратных почтовых уведомлениях.
Заявитель считает, что данные действия ФИО2 не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и препятствуют осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности.
Считает свои действия по направлению документов по личному составу ликвидированного подразделения в архив через органы почтовой связи не противоречащими закону и иным нормативным правовым актам, указывает, что законодательством об архивном деле не предусмотрена передача документов в архив только при личном присутствии ликвидируемой организации.
Заявитель обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия Администрации МР Кугарчинский район сотрудника архивного отдела РБ ФИО2 выразившееся в отказе получения документов и обязать Администрацию МР Кугарчинский район РБ получить следующие документы: заявление исх. № Т-490 от 30.03.2015г. в котором ГУП РБ «Лесцентр» просил принять документы в архив, опись передаваемых документов, справка исх. № Т-491 от 30.03.2015г., акт отсутствия документов исх. № Т-495 от 30.03.2015г документы, указанные в описи и в приложении к заявлению исх. № Т-490 от 30.03.2015г.
Администрация района с доводами, изложенными в заявлении не согласна, считает свои действия правомерными и соответствующими Федеральному закону от 22.10.2004г. № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", Правилам организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук", утв. приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 18 января 2007г. N19.
Указывает, что документы ГУП РБ "Лесцентр" были направлены по почте в противоречии всем нормативам соблюдения единых принципов организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов п.5 ст. 14 Федеральный закон №125-ФЗ, хоть и получали разъяснительное письмо от архивного отдела по делам архивов №34 от 09.04.2015 г. на №674-д от 03.04.2015 г., тоже самое разъяснительное письмо было и со стороны Управления по делам архивов Республики Башкортостан, где подчеркивалось, что документы передаются на муниципальное хранение только при личном присутствии представителя организации-сдатчика, а не почтовым отправлением. Работники отдела по делам архивов действуют согласно Административного регламента по представлению муниципальной услуги "Хранение, комплектование (формирование), учет и использование архивных документов и архивных фондов" утвержденного постановлением Администрации от 21 июня 2012 г. № 592.
Ссылается на то, что согласно пункту 2.4. ГУП РБ "Лесцентр" должен был представить в первую очередь описи документов (постоянного, по личному составу, временного сроков хранения), заявление или письмо о принятии документов.
Указывает, что работники действовали, руководствуясь п.2.6. Регламента, в котором основанием для приостановления исполнения или отказа в исполнении муниципальной услуги является подпункт 1. Отсутствие упорядоченности документов передаваемых на хранение (отдел по делам не ознакомлен с составом документов, формированием документов в соответствии с существующей инструкцией делопроизводства, не описаны). Перечнем Административных процедур, порядком работы приема-передачи документов может ознакомится любой желающий на официальном сайте Администрации в разделе "Административные регламенты";
Также Администрация ссылалась на то, что заявителем была оплачена пересылка только до почтового отделения, а в обязанности специалиста архива не входит самостоятельно забирать почтовые отправления на почте.
ФИО2 пояснила, что работник почты принес ей уведомление о том, что на имя архива поступила корреспонденция и на этом уведомлении она расписалась об отказе в приеме документов. Объясняет это тем, что сначала заявитель должен был представить правильным образом оформленные описи и уполномоченный работник организации заявителя привести письма с документами в здание архива и сдавать документы по описи.
Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
На судебном заседании представители сторон поддержали свои требования, доводы и возражения.
Проверив обоснованность доводов сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд находит, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, если полагают, что ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 129 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002г. конкурсный управляющий обязан передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее – Закон об архивном деле).
В соответствии с п. 4 ст. 22 Закона об архивном деле устанавливаются следующие сроки временного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации до их поступления в муниципальные архивы: документы по личному составу – 75 лет.
В соответствии с п. 8 ст. 23 Закона об архивном деле при ликвидации государственных и муниципальных организаций документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, в упорядоченном состоянии поступают на хранение в соответствующий муниципальный архив.
В соответствии с п.5 ст.14 Закона об архивном деле государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане в целях обеспечения единых принципов организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов руководствуются в работе с архивными документами законодательством Российской Федерации (в том числе правилами, установленными специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти), законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В соответствии со ст. 23 Закона об архивном деле государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации обеспечивают в соответствии с правилами, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти, отбор, подготовку и передачу в упорядоченном состоянии документов Архивного фонда Российской Федерации на постоянное хранение в государственные и муниципальные архивы.
В соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» разработаны Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утв. приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 18 января 2007г. N19, зарегистрированы в Минюсте РФ 6 марта 2007г., регистрационный N9059, (далее – Правила) в которых регламентированы работы, связанные с отбором, подготовкой и передачей архивных документов на постоянное хранение), в том числе с их упорядочением и транспортировкой, выполняются за счет средств органов и организаций, передающих документы.
Настоящие Правила распространяются на государственные и муниципальные архивы, музеи и библиотеки, организации Российской академии наук, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют постоянное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, а также временное хранение других архивных документов, принятых от ликвидированных органов государственной власти, иных государственных органов (далее - государственные органы), органов местного самоуправления и организаций.
В соответствии с п. 4.5. названных Правил при ликвидации государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.
Согласно Правил приема документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов осуществляется в соответствии с действующим законодательством и в порядке, установленном настоящими Правилами:
Согласно п.4.4.1 "Порядок приема архивных документов" прием документов Архивного фонда Российской Федерации от источников комплектования осуществляется государственным и муниципальным архивами, организацией Российской академии наук в соответствии с планом-графиком, который утверждается руководством архива по согласованию с источниками комплектования. Внеплановый прием документов Архивного фонда Российской Федерации, а также архивных документов, сроки временного хранения которых не истекли, осуществляется в случае ликвидации источника комплектования или в случае угрозы сохранности архивных документов.
Архивные документы принимаются в государственный и муниципальный архивы, организацию Российской академии наук в упорядоченном состоянии с соответствующим научно-справочным аппаратом и страховыми копиями на особо ценные документы и уникальные документы. Все работы, связанные с отбором, подготовкой и передачей архивных документов на постоянное хранение, в том числе с их упорядочением и транспортировкой, выполняются за счет средств источников комплектования, передающих указанные документы.
При приеме архивных документов проводятся проверка их физического, санитарно-гигиенического, технического состояния, а также проверка страховых копий на особо ценные документы и уникальные документы и проверка комплектности учетных документов.
Документы Архивного фонда Российской Федерации принимаются в государственный и муниципальный архив, организацию Российской академии наук по утвержденным ЭПК описям дел, документов; документы по личному составу - по согласованным ЭПК описям дел, документов; архивные документы с неистекшими сроками временного хранения - по сдаточным описям.
Прием дел производится поединично; особо ценные дела принимаются с их полистной проверкой. На всех экземплярах описи дел, документов делаются отметки о приеме архивных документов в архив. При отсутствии единиц хранения, указанных в описи дел, документов, в ней делается новая итоговая запись. Номера отсутствующих единиц хранения и причины отсутствия оговариваются в акте приема-передачи документов на хранение и в прилагаемой к акту справке. Источник комплектования принимает меры по розыску не поступивших на хранение архивных документов. Утраченные подлинные архивные документы могут быть заменены их копиями.
Прием архивных документов оформляется актом приема-передачи документов на хранение (приложение N 9), составляемым в двух экземплярах. Один экземпляр остается в архиве, другой - в источнике комплектования. Вместе с архивными документами в архив передаются три экземпляра описи дел, документов.
При первом приеме архивных документов от источника комплектования принимается также историческая справка о нем и его фонде, которая затем дополняется сведениями об изменениях в названии, функциях, структуре источника комплектования (фондообразователя).
Согласно п.2.11.11. Правил "Транспортировка и перемещение архивных документов". При транспортировке архивных документов на любые расстояния соблюдаются меры по охране и защите их от воздействия вредных факторов окружающей среды путем применения специальных видов упаковок, обеспечивающих защиту архивных документов от осадков, света, механических повреждений.
Внутригородские перевозки архивных документов производятся в закрытых автомашинах при обязательном сопровождении работника архива или ответственного человека.
Как следует из материалов дела ГУП «Лесцентр» сформировал документы, прошил, пронумеровал, составил опись данных документов, составил справку историческую и все эти документы с сопроводительным письмом упаковал в конверт и направил в адрес Архивного отдела Администрации МР Кугарчинский район РБ через органы почтовой связи.
Конкурсным управляющим были направлены следующие документы по личному составу работников ликвидированного Кугарчинского филиала ГУП РБ "Лесцентр" ценным письмом с описью вложения: заявление Исх. № Т-490 от 30.03.2015г., опись передаваемых документов, справка Исх. № Т-491 от 30.03.2015г., акт отсутствия документов Исх. № Т-495 от 30.03.2015г., документы указанные в описи и в приложении к заявлению Исх. № Т-490 от 30.03.2015г.
Сотрудник архивного отдела Администрации МР Кугарчинский район РБ ФИО2 отказалась получить вышеуказанные документы о чем свидетельствует надпись на уведомлениях о вручении.
Между тем, ни из Закона об архивном деле, ни из Правил от 18.01.2007г. № 19 не следует, что архивные документы должны быть сданы в архив только при личном присутствии представителя организации-сдатчика, из законодательства об архивном деле не следует, что документы не могут быть направлены почтовым отправлением.
Администрацией МР Кугарчинский район РБ не представлены доказательства, что направленные документы оформлены с нарушением установленных требований.
Ссылка Администрации на то, что внутригородские перевозки архивных документов производятся в закрытых автомашинах при обязательном сопровождении работника архива или ответственного человека судом отклоняются, так как Правила «Транспортировки и перемещения архивных документов» относятся к документам принятым на архивное хранение и при транспортировке из архива в другой архив.
Ссылка Администрации на то, что заявителем не была оплачена доставка корреспонденции от почтового отделения до помещения архива судом отклоняется, так как согласно почтовых квитанций выданных заявителю почтой оплата происходила согласно установленного законом тарифа на данные услуги. Адресатом указан архив.
В соответствии с п. 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014г. № 34: почтовые отправления (почтовые переводы) доставляются (выплачиваются) в соответствии с указанными на них адресами или выдаются (выплачиваются) в объектах почтовой связи.
В соответствии с подп. «б» п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи почтовое отправление или почтовый перевод возвращается по обратному адресу при отказе адресата (его уполномоченного представителя) от его получения.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд считает, что действия Администрации МР Кугарчинский район Республики Башкортостан по отказу в получении от органов почтовой связи документов, направленных ГУП «Лесцентр» для сдачи в архив являются неправомерными, не соответствуют Закону об архивном деле и Правилам организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук.
Заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенное и руководствуясь статьями 110, 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования Государственного унитарного предприятия Республики Башкортостан "Лесцентр" (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.
Признать незаконным незаконными действия Администрации МР Кугарчинский район, выразившееся в отказе получения документов.
Обязать Администрацию МР Кугарчинский район РБ получить следующие документы: заявление исх. № Т-490 от 30.03.2015г., опись передаваемых документов, справку исх. № Т-491 от 30.03.2015г., акт отсутствия документов исх. № Т-495 от 30.03.2015г, документы, указанные в описи и в приложении к заявлению исх. № Т-490 от 30.03.2015г.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через арбитражный суд Республики Башкортостан.
Если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.arbitr.ru или Арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья Л.А. Сакаева