ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А07-9630/17 от 26.09.2017 АС Республики Башкортостан

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а, тел. (347) 272-13-89,

факс (347) 272-27-40, сервис для подачи документов в электронном виде: http://my.arbitr.ru

сайт http://ufa.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Уфа                                                                         Дело № А07-9630/2017

26 сентября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 26.09.2017

Полный текст решения изготовлен 26.09.2017

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Чернышовой С. Л. ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хабибуллиной Ю.Р., рассмотрел  в  судебном  заседании   дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "ТрансТехСервис-УКР-Уфа"

(ИНН 0278207495, ОГРН 1130280078048, 450006, Республика Башкортостан, город Уфа, улица Пархоменко, дом 156, корпус 3)

к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (ИНН 0275016083, ОГРН 1020202556659, 450103, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Сочинская, 15)

о признании решения № 247 ОСС-Д от 12.01.2017г. о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах незаконным

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Шарипов Р.З., доверенность от 15.04.2016, паспорт,

от ответчика: Юрочкина Д.Ф., доверенность от 09.01.2017, паспорт, Беркутов П.С., доверенность от 20.09.2017, паспорт.

Общество с ограниченной ответственностью "ТрансТехСервис-УКР-Уфа" (далее – заявитель, Общество, страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее – Фонд ) решения № 247 ОСС-Д от 12.01.2017 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах незаконным.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме.

ГУ - РО ФСС по Республике Башкортостан по заявленным требованиям возражает, по доводам, изложенным в отзыве и поддержанными представителем в судебном заседании.

В обоснование позиции Фонд  ссылается на то, что страхователем не выполнены все условия для применения пониженного тарифа, поскольку в 2014 году он не получил дохода от деятельности, облагаемой в рамках упрощенной системы налогообложения, в то время как, по мнению Фонда, для применения пониженного тарифа необходима совокупность условий, а именно, применение упрощенной системы налогообложения, осуществление вида деятельности, предусмотренного п. 8 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ), доля доходов от которой составляет не менее 70% в общем доходе. Отсутствие доходов, облагаемых в рамках упрощенной системы налогообложения, по мнению Фонда, исключает возможность применения пониженного тарифа.

ООО "ТТС-УКР-Уфа" полагает, что положения законодательства не связывают право на пониженный тариф по страховым взносам с получением доходов по упрощенной системе налогообложения.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:

Как следует из материалов дела, филиалом № 12 ГУ РО ФСС по Республике Башкортостан на основании решения от 07.10.2016 № 391-осс-д проведена выездная проверка страхователя ООО "ТТС-УКР-Уфа" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.

По результатам проверки составлены справка о проведении выездной проверки от 05.12.2016 № 391-осс-д и акт выездной проверки от 05.12.2016 № 391-осс-д, на основании которых вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 12.01.2017 № 247-осс-д.

В ходе проверки фондом сделан вывод о несоблюдении страхователем условий для применения пониженных тарифов страховых взносов в 2014 году, установленных п. 8 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, в виду отсутствия в указанном периоде дохода, облагаемого в рамках упрощенной системы налогообложения.

Общество, полагая, что решение Фонда не соответствует нормам законодательства и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного правового акта недействительным.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

На основании ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения (постановления, акта), действий (бездействия) государственного органа, должностного лица, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта (решения, постановления), действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, и нарушение данным актом (решением, постановлением), действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

В силу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах  в спорный период регулировались  Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ (лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для указанных плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Закона.

Если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, применяется следующий тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента (ст. 12 Закона № 212-ФЗ).

Частью 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2012 - 2018 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для отдельных плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В частности, пунктом 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2014 году) предусмотрено, что право на применение пониженных тарифов имеют организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляющие как основной какой-либо из видов экономической деятельности (классифицируемый в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности), перечисленных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212- ФЗ.

В соответствии с подп. "ч" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ в данный перечень включена, осуществляемая заявителем деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

Для указанных плательщиков в 2014 году применялся пониженный тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации - 0 процентов (ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Согласно ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов.

Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные частями 3.2 и (или) 3.4 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке. Исходя из анализа приведенных правовых норм, суд первой инстанции правомерно указал на то, что страхователь-организация имеет право на применение пониженного тарифа при соблюдении совокупности следующих условий: нахождение на упрощенной системе налогообложения; наличие основного вида деятельности согласно ОКВЭД - розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями; доля доходов от указанной деятельности не менее 70 процентов в общем объеме доходов, исчисленных в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, основным видом деятельности общества в 2014 году являлось "техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств".

Согласно заявлению о переходе на упрощенную систему налогообложения ООО "ТТС-УКР-Уфа" вправе в 2014 году применять упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы".

Страхователь ООО "ТТС-УКР-Уфа" представил в Филиал №12 ГУ-РО ФСС РФ по РБ расчет Формы 4-ФСС за 12 месяцев 2014 года, с указанием шифра 121.01.00, с применением пониженного страхового тарифа по ОКВЭД 50.20.1 – "техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств". Сумма доходов страхователя за 12 месяцев 2014 года  по ОКВЭД 50.20.1 в соответствии с таб. 4.1. раздела 1 Формы 4-ФСС составила 13 955 067,59 руб.

Согласно представленной налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2014 год, налоговая база, то есть доход, полученный от деятельности ООО "ТТС-УКР-Уфа" по указанному режиму налогообложения, составляет  ноль рублей.

Письмом ООО "ТТС-УКР-Уфа" вх. № 3952 от 20.04.2015  подтверждено, что в 2014 году осуществляло деятельность, подпадающую только под режим ЕНВД, по режиму УСН деятельность в 2014 году  не велась.

Между тем,   как  указано  в  постановлении  Восемнадцатого  арбитражного апелляционного  суда  от  04.07.2016  по делу  А07-3763/2016  уплата организациями единого налога на вмененный доход по основному виду деятельности, из перечисленных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, не может являться основанием для отказа в применении пониженного тарифа, поскольку его применение не ставится в зависимость от того, какой налог уплачивается по основному виду деятельности.

В такой ситуации при соблюдении условия о доле доходов по виду деятельности страховые взносы уплачиваются по пониженному тарифу в отношении выплат всем работникам, в том числе занятым в деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход.

Указанная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Уральского округа  от 10 октября 2016 года № Ф09-8645/16 по делу А07-3763/2016.

При   изложенных  обстоятельствах, учитывая, что ООО "ТТС-УКР-Уфа"    в 2014 году применял   упрощенную систему налогообложения, а доля его доходов от перечисленной в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ деятельности составляет 100%, суд приходит к выводу о соблюдении заявителем условий для применения пониженного тарифа страховых взносов и, соответственно,   правовых оснований  для    доначислении   Обществу  страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период 2014 год в сумме     111 650,60 рублей, пени в сумме 9 622,35 рублей за несвоевременную уплату указанных страховых взносов, а также привлечении к ответственности в виде штрафа в размере 22 420,27 руб.  не  имелось

Учитывая изложенное, заявленные ООО "ТТС-УКР-Уфа" требования подлежат удовлетворению.

В силу с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другой стороны.

Исходя из того, что в данном случае спор разрешен не в пользу ГУ-РО ФСС РФ по РБ, взыскание судебных расходов в виде возмещения расходов по государственной пошлине производится  с проигравшей стороны по делу.

При подаче заявления ООО "ТТС-УКР-Уфа"  уплатило государственную пошлину в размере 3 000 рублей, о чем свидетельствует платежное поручение от 29.03.2017  № 222.

Таким образом, с Фонда в пользу ООО "ТТС-УКР-Уфа" подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины, поскольку взыскание судебных  расходов   возлагает на ГУ-РО ФСС РФ по РБ обязанность не по ее уплате в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм,  понесенным  при  обращении  в  суд  с  заявлением.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования Общества с ограниченной ответственностью "ТрансТехСервис-УКР-Уфа" – удовлетворить.

Признать  решение    Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан № 247 ОСС-Д от 12.01.2017  незаконным.

Взыскать с Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан в  пользу    Общества с ограниченной ответственностью "ТрансТехСервис-УКР-Уфа"  судебные  расходы  по  уплате  государственной  пошлины в  размере  3 000  рублей.

Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан, а  также  решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Уральского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Судья                                                                 С.Л. Чернышова