АРБИТРАЖНЫЙ СУД
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000
Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38
сайт: http://belgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации | |
Р Е Ш Е Н И Е | |
г. Белгород | Дело № А08-11816/2018 |
23 января 2019 года | |
Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2019 года
Полный текст решения изготовлен 23 января 2019 года
Арбитражный суд Белгородской области
в составе судьи Бутылина Е. В., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем с/з Воробьевой А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению АО «Кондитерская фабрика «Славянка» (ИНН 3128001300, ОГРН 1023102361370 ) к Управлению государственного строительного надзора по Белгородской области (ИНН 3123341895, ОГРН 1143123005740)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности № 34-18-кфс от 24.10.2018 года, паспорт РФ;
от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности № 05-350-18 от 12.04.2018 года, удостоверение,
установил: АО «Кондитерская фабрика «Славянка» (далее - Заявитель) обратилось в суд с уточненным заявлением о признании недействительным предписания Управления государственного строительного надзора по Белгородской области от 24.08.2018 года № 65.
Заявитель указал, что 23.08.2018 Управлением государственного строительного надзора по Белгородской области (далее – Управление, Административный орган) была проведена плановая выездная проверка в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций в отношении АО «Кондитерская фабрика «Славянка» на основании распоряжения начальника Управления от 30.07.2018 № 65.
В ходе проверки по данным административного органа выявлены нарушения обязательных требовании, а именно: не организовано проведение тактико-специальных учений, не организовано проведение командно-штабных учений, не организовано проведение комплексных учений, не разработан План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, комиссия КЧС и ОПБ на предприятии возглавляется не руководителем предприятия, на объекте не в полном объеме созданы резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
Управлением 23.08.2018 был составлен протокол № 31 об административном правонарушении в отношении юридического лица, в соответствии с которым Заявитель не выполнил требования норм правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно не организовано проведение тактико-специальных учений, не организовано проведение комплексных учений, не разработан План действий по предупреждению и ликвидации в чрезвычайных ситуациях, чем, по мнению административного органа, совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.
По результатам проверки 24.08.2018 Управлением было выдано Предписание № 65 об устранении нарушений установленных требований и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которым в срок до 01.02.2019 г. предписано устранить выявленные нарушения требований федерального законодательства в сфере ЧС и ГО.
Материалы по делу об административном правонарушении были переданы Мировому судье судебного участка № 6 г. Старый Оскол. Рассмотрев названное дело, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях АО «Кондитерская фабрика «Славянка» события административного правонарушения исходя их приведенных обстоятельств. Производство по административному делу в отношении АО «Кондитерская фабрика «Славянка» предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ было прекращено.
Определение Мирового судьи судебного участка № 6 г. Старый Оскол не обжаловалось и вступило в законную силу.
В соответствии с действующим законодательством об административных правонарушениях, нормами КоАП РФ не предусмотрено возможности оспаривания предписания административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении. Требование о признании незаконным предписания административного органа может быть заявлено в ином судебном порядке.
АО «Кондитерская фабрика «Славянка» обратилось в суд общей юрисдикции - Старооскольский городской суд с административным исковым заявлением об отмене предписания. 12.11.2018 судьей Старооскольского городского суда Сулим С.Ф. было отказано в принятии административного искового заявления поскольку, согласно ст. ст. 27, 29 АПК РФ подведомственность дела арбитражному суду определяется исходя из правового статуса и характера судебного спора и, соответственно, предписание Управления государственного строительного надзора по Белгородской области, является ненормативным правовым актом, затрагивающим права и законные интересы в сфере экономической деятельности, в связи с чем, заявленные требования подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Принятие мировым судьей судебного участка № 6 г. Старый Оскол Белгородской области постановление об отсутствии события административного правонарушения и прекращение производства по делу считает преюдициальным обстоятельством, не требующим повторного исследования в данной части.
Полагает, что оспариваемое предписание незаконно возлагает на Заявителя обязанность по устранению отсутствующих нарушений, а так же не соответствует закону.
В судебном заседании представитель Заявителя поддержал требования.
Управление в отзыве, его представитель в судебном заседании возражают против заявленных требований. Указали, что деятельность по организации и осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется на основании постановлений Правительства Белгородской области от 30 августа 2016 года 321-пп «Об утверждении Порядка организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Белгородской области», от 24 марта 2014 года № 110-пп «Об утверждении Положения об управлении государственного строительного надзора Белгородской области», от 31 октября 2016 года № 381-пп «О внесении изменений в постановление правительства Белгородской области от 24 марта 2014 года № 110- пп», распоряжения Правительства Белгородской области от 26 сентября 2016 года № 459-пп «Об определении уполномоченного органа на осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Белгородской области», от 13 ноября 2017 года № 402-пп «Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции управлением государственного строительного надзора Белгородской области по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Белгородской области».
На основании распоряжения № 65 от 30.07.2018 Управлением государственного строительного надзора Белгородской области (отделом по надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций) в период с 14.08.2018 по 23.08.2018 проведена плановая выездная проверка в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в отношении Заявителя (регистрационный номер проверки в системе ФГИС ЕРП Генеральная прокуратура 201701929098).
Отделом по надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на основании на основании п. 12 ст.9 Федерального закона № 294 от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении плановой проверки юридическое лицо было уведомлено 30.07.2018 посредством электронной почты направленного на электронный адрес.
Распоряжение на проведение проверки № 65 от 30.07.2018 получила секретарь Рагозина Л.А, о чем имеется запись в распоряжении о проведении проверки, и что подтвердилось в телефонном разговоре с гражданкой Рагозиной Л.А. Как выяснилось в судебном заседании от 20.09.2018 в штате АО «Кондитерская фабрика «Славянка» Рагозина Л.А по состоянию на 18.09.2018 не числится (справка исх.№51 от 18.09.2018). Из разговора по телефону с гражданкой Рагозиной выяснилось, что она работает секретарем в ООО «Управляющая компания «Славянка», расположенном по одному и тому же почтовому адресу, что и АО «Кондитерская фабрика «Славянка»».
Главой администрации ООО «Управляющая компания «Славянка»» осуществляющего функции единоличного исполнительного органа АО «Кондитерская фабрика «Славянка» является ФИО3, делигирующий часть полномочий (доверенность № 27-18-кфе от 14.08.2018, доверенность № 21-18-кфе от 19.03.2018) исполнительному директору АО «Кондитерская фабрика «Славянка»» ФИО4
Факт несвоевременного уведомления о проведении проверки руководством АО «Кондитерская фабрика «Славянка»» при проведении проверки не ставился. Указанная в акте № 65 от 23.08.2018 запись с копией распоряжения ознакомлен за подписью исполнительного директора АО «Кондитерская фабрика «Славянка»» ФИО4 с датой 14.08.2018 в соответствии с п. 4 ст. 12 Федерального закона № 294 от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» свидетельствует о начале проведения выездной проверки, а не о факте уведомления о проведении проверки.
Проверка завершилась 23.08.2018 в соответствии с разделом 3.6. «Принятие мер в отношении выявленных фактов нарушений обязательных требований» утвержденных Постановлением правительства Белгородской области № 402-пп от 13.11.2017 г «Об утверждении административных регламентов управления государственного строительного надзора Белгородской области» было выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Считает оспариваемое предписание законным и обоснованным, просит отказать в его удовлетворении.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и охраняемые законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 г. Старый Оскол Белгородской области Мурашовой Л.Ф. от 09.10.2018 установлено отсутствие события административного правонарушения и прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения в отношении Заявителя.
Учитывая, что отсутствует событие административного правонарушения, влекущее за собой административный деликт и, соответственно, отсутствуют основания, послужившие для возбуждения дела об административном правонарушении по проверке, проводимой с 14.08.2018 по 23.08.2018 в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в отношении Заявителя, указанное обстоятельство имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.
Требования Заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме, что само по себе освобождает АО «Кондитерская фабрика «Славянка» от обязанности исполнения требований оспариваемого предписания № 65 от 24.08.2018, без указания на это судом в резолютивной части решения.
Государственная пошлина в соответствии с положениями ст.110 АПК РФ относится на Управление.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 198-201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Требования АО «Кондитерская фабрика «Славянка» удовлетворить.
Признать недействительным предписание № 65 от 24.08.2018 года, вынесенное Управлением государственного строительного надзора по Белгородской области о возложении обязанности по устранению выявленных при проверке нарушений установленных требований и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Взыскать с Управления государственного строительного надзора по Белгородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу АО «Кондитерская фабрика «Славянка» (ИНН <***>, ОГРН <***>) 3 000 рублей в возврат уплаченной государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок.
Судья | Е.В.Бутылин |