ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А08-12089/09 от 29.03.2010 АС Белгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000

Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38

E-mail:asbo@belgorod.arbitr.ru, Сайт: http://belgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Белгород Дело № А08-12089/2009-26

Резолютивная часть решения объявлена 29 марта 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 01 апреля 2010 года.

Арбитражный суд Белгородской области

  в составе судьи Е.В. Бутылина

при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.Н.Жаворонко

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

соучредителя ЗАО «ТПФ Святые истоки» ФИО1

к межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Белгородской области

о признании записи в ЕГРЮЛ недействительной, обязании восстановить прежнюю запись, признании недействительным решения участников общества

при участии:

от заявителя: ФИО1 - паспорт

от ответчика: ФИО2 – представитель, доверенность в деле

установил:

Соучредитель ЗАО «ТПФ Святые истоки» ФИО1 (далее Заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Белгородской области (далее налоговый орган), в котором просил признать недействительной запись в ЕГРЮЛ о смене директора ЗАО ТПФ «Святые истоки» и свидетельство о внесении данной записи за № 20931200028517, обязать налоговый орган произвести новую запись в ЕГРЮЛ о ЗАО ТПФ «Святые истоки» и восстановить сведения о прежнем директоре ЗАО ТПФ «Святые истоки», признать недействительным решение участников общества ЗАО ТПФ «Святые истоки» о назначении ФИО3 генеральным директором общества.

Сослался на то, что является соучредителем ЗАО ТПФ «Святые истоки», и в соответствии с решением учредителей ЗАО ТПФ «Святые истоки» назначен генеральным директором ЗАО ТПФ «Святые истоки».

05.10.2009 г. придя утром на работу, он обнаружил на предприятии посторонних людей. Ему была предоставлена копия выписки из ЕГРЮЛ на ЗАО ТПФ «Святые истоки» где обнаружил, что с 30.09.2009 г. он уже не является директором. Кроме того, в выписке из ЕГРЮЛ указано, что 22.09.2009 г. произведена повторная выдача свидетельства. Он каких-либо повторных свидетельств не получал, а так же не обращался в налоговый орган за их выдачей. Так же, как соучредитель общества не подписывал и протокола о том, что принято решение о смене директора предприятия. При изучении выписки он обнаружил, что генеральным директорам предприятия становиться сын второго учредителя ЗАО ТПФ «Святые истоки» ФИО3 Все изменения произведены на 30.09.2009 г. Печать предприятия ЗАО ТПФ «Святые истоки» с момента регистрации общества по настоящее время он посторонним лицам не передавал.

Во второй половине сентября 2009 г. он по почте получил письмо от соучредителя общества ЗАО ТПФ «Святые истоки» ФИО4 о том, что на 02.10.2009 г. будут проведено собрание акционеров общества. Одним из вопросов - «досрочное прекращение полномочий генерального директора общества».

Но 22.09.2009 г. от его имени в налоговый орган подается заявление с просьбой выдать повторное свидетельство. Неизвестные лица оплачивают от его имени государственную пошлину. Заявление должно быть с печатью предприятия. Печать предприятия находилась только у него.

Получив свидетельство на ЗАО ТПФ «Святые истоки», имея на руках незаконно печать предприятия, изготовленную в нарушение действующего законодательства, готовятся фиктивные документы для заверения
 их у нотариуса. К нотариусу, как заявитель, идет ФИО3, сын ФИО4 ,
 который предоставляет ему фиктивный протокол собрания учредителей с подписью ФИО1 Данный протокол он не подписывал. После заверения соответствующей формы у нотариуса документы сдаются для регистрации в налоговый орган. В налоговый орган документы он должен был сдать лично или от имени ЗАО ТПФ «Святые истоки» по доверенности с печатью ЗАО ТПФ «Святые истоки» .

Получается, что ФИО4 направив в его адрес письмо о проведении собрания акционеров на 02.10.2009 г., знал, что его сын ФИО3 незаконным образом уже произведет смену генерального директора. Так же неизвестным лицом подписывается и протокол собрания учредителей, акционеров о смене директора от его имени. Непонятно так же каким образом была оплачена госпошлина, за внесение изменений в ЕГРЮЛ если с расчетного счета предприятия она не оплачивалась. Все изменения в ЕГРЮЛ внесены уже 30.09.2009 г., а документы поданы 25.09.2009 г.

Получается, что ФИО3 был заявителем уже за 8 дней до проведения намеченного собрания. И это при том, что он имел на руках печать ЗАО ТПФ «Святые истоки».

Неизвестные лица появившиеся 05.10.2009 г. на предприятии предъявили ему приказ за подписью ФИО3 с оттиском печати ЗАО ТПФ «Святые истоки», которая могла быть только у него как генерального директора, о том, что произошла смена сотрудников. На протяжении недели деятельность предприятия была приостановлена. Предприятию был причинен экономический ущерб и подорвана деловая репутация.

Считает, что в данном случае произошел рейдерский захват предприятия. Первоначально, по оттиску печати изготавливается незаконным способом печать ЗАО ТПФ «Святые истоки», неизвестными лицами делаются копии свидетельства о регистрации ЗАО ТПФ «Святые истоки», получают на руки выписку из ЕГРЮЛ. Заявлений для получения данных документов он в адрес налоговой инспекции не направлял, госпошлину не оплачивал. Имея на руках копию свидетельства, выписку из ЕГРЮЛ, печать предприятия, изготавливается протокол решения учредителей, акционеров где подделывается его подпись. С этими документами ФИО3 заверяет у нотариуса формы для осуществления регистрации изменений и сдает в налоговый орган документы для регистрации изменений в ЕГРЮЛ.

Просит удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании заявитель поддержал требования.

Налоговый орган в отзыве, его представитель в судебном заседании заявленные требования не признали. Указали, что на налоговые органы, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц», возложены обязанности по государственной регистрации юридических лиц, т.е. функции регистрирующего органа.

На основании ч 2 ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

Ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» содержит исчерпывающий перечень документов, представляемых для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица.

Из материалов регистрационного дела ЗАО «ТПФ «Святые истоки» следует, что 25.09.2009 г. был представлен полный пакет документов в соответствии с законодательством.

При подаче заявления по форме № Р 14001 в регистрирующий орган, госпошлина не оплачивается.

Просят отказать в удовлетворении заявленных требований.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и охраняемые законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст.2 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17.12.199 7г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», функции по осуществлению регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложены на ФНС России.

Согласно п.4 указанного Положения ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица и вносимые изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным Законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В силу ч.4 ст.5 указанного закона записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

Статьей 25 Федерального Закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре юридических лиц, определен в статье 17 Федерального Закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Данный перечень является исчерпывающим.

В соответствии с ч.1 ст. 17 Федерального закона для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются подписанное заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.

В ч.2 ст. 17 Федерального закона указано, что для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в реестр по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

В соответствии с ч.. 4 ст. 9 Федерального закона регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных данным Законом.

Согласно ч.1 ст.23 Закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускался в случае: непредставления определенных указанным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; предусмотренном ч.2 ст. 20 или ч.4 ст. 22.1 закона.

Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации Законом не предусмотрено.

Согласно п.2 «Правил ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений» утвержденных Постановлением Правительства РФ № 438 от 19.06.2002 г. «О Едином государственном реестре юридических лиц» государственный реестр является федеральным информационным ресурсом.

Перечень сведений и документов о юридическом лице, содержащийся в едином государственном реестре юридических лиц установлен ч.1 ст.5 Закона №129-ФЗ.

По своим признакам государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей носят официальный, публичный и единый характер, указанные в реестре данные считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

Вместе с тем, федеральный закон №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не содержит норм права, наделяющих регистрирующий орган правом проводить проверки достоверности указанных юридическим лицом сведений.

Данные сведения носят заявительный характер, и ответственность за их достоверность в силу ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 129-ФЗ возложена на заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, ввиду чего, представление недостоверных (по мнению учредителя ЗАО «ТПФ «Святые истоки») сведений о юридическом лице не является основанием для признания недействительной государственной регистрации изменений касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица.

При этом, основанием для внесений соответствующей записи в ЕГРЮЛ, оспариваемого заявителем, явилось решение заместителя начальника межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Белгородской области № 951 от 30.09.2009 г. (л.д.74).

Таким образом, внесение соответствующей записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ - фактически отображение в нем принятого регистрирующим органом решения. Однако, указанное решение заявителем не было оспорено.

В свою очередь, решение № 951 от 30.09.2009 г. заместителем начальника межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Белгородской области было принято на основании оценки представленных документов, в том числе и протокола № 2 внеочередного собрания акционеров ЗАО ТПФ «Святые истоки».

В соответствии с ч.7 ст.49 ФЗ «Об акционерных обществах» акционер вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием акционеров с нарушением требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устава общества, в случае, если он не принимал участие в общем собрании акционеров или голосовал против принятия такого решения и таким решением нарушены его права и (или) законные интересы. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование данного акционера не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло за собой причинение убытков данному акционеру.

Заявление о признании недействительным решения общего собрания акционеров может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда акционер узнал или должен был узнать о принятом решении и об обстоятельствах, являющихся основанием для признания его недействительным. Предусмотренный настоящим пунктом срок обжалования решения общего собрания акционеров в случае его пропуска восстановлению не подлежит, за исключением случая, если акционер не подавал указанное заявление под влиянием насилия или угрозы.

ФИО1 заявлено требование о признании недействительным решения участников общества ЗАО ТПФ «Святые Истоки» о назначении ФИО3 генеральным директором общества.

В ходе производства по делу судом неоднократно предлагалось заявителю уточнить свои требования в данной части, объявлялся перерыв в судебном заседании, однако требования ФИО1 оставил в первоначальной редакции (л.д.84-86).

При таких обстоятельствах, требования ФИО1 о признании недействительным решения участников общества ЗАО ТПФ «Святые Истоки» о назначении ФИО3 генеральным директором общества удовлетворено быть не может.

Исследовав и оценив доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что обществом в регистрирующий орган представлены все необходимые документы для государственной регистрации изменений, в соответствии со ст.17 Закона о регистрации, учитывая отсутствие обстоятельств, предусмотренных п.1 ст.23 Закона о государственной регистрации, налоговый орган правомерно произвел соответствующие записи в ЕГРЮЛ.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных ФИО1 требований должно быть отказано.

Государственная пошлина подлежит взысканию с заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 198-201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении заявленных ФИО1 требований.

Взыскать с ФИО1 400 рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Е.В. Бутылин