АРБИТРАЖНЫЙ СУД
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000
Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38
сайт: http://belgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации | |
Р Е Ш Е Н И Е | |
г. Белгород | Дело № А08-12216/2018 |
04 марта 2019 года |
Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2019 года
Полный текст решения изготовлен 04 марта 2019 года
Арбитражный суд Белгородской области
в составе судьи Бутылина Е. В., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем с/з Воробьевой А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Белгородской таможни (ИНН 3125016361, ОГРН 1023101682966 ) к ИП Дубенскому Александру Васильевичу (ИНН 312317018083, ОГРН 304312325800321) о взыскании 552 790,20 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО2, представитель от доверенности № 03-26/34 от 27.02.2018 года,
от ответчика: ФИО3, представитель по доверенности от 16.11.2018 года,
установил: Белгородская таможня обратилась в суд с иском о взыскании 552 790,20 руб. пени к индивидуальному предпринимателю ФИО1.
Истец сослался на то, что в соответствии со ст.ст. 331, 332 ТК ЕАЭС им была проведена камеральная таможенная проверка у ФИО1 по факту незаконного перемещения через таможенную границу ЕАЭС товара - автобуса «СЕТРА», 2001 года выпуска, г/н <***>, WINVКК 32800001030009 .
Основанием для проведения таможенной проверки послужили факты, установленные в ходе проведения таможенной проверки у ФИО4, а также приговор Свердловского районного суда г. Белгорода от 11.12.2017, которым установлено, что ФИО1 совершил ряд уклонений от уплаты таможенных платежей по 4 эпизодам, в том числе и в отношении Автобуса Сетра, который был им приобретен от имени ФИО4, а фактически использовался им самим. ФИО1 признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 статьи 194 УК РФ по 4 эпизодам.
В ходе проведенной проверки установлено следующее.
В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) под незаконным перемещением товаров через таможенную границу понимается перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 ТК ЕАЭС должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
Пунктом 1 ст. 56 ТК ЕАЭС предусмотрено, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает при ввозе товаров на таможенную территорию Союза.
Пунктом 2 ст. 56 ТК ЕАЭС установлено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары. Лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Союза - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности их ввоза на таможенную территорию Союза, несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с лицами, незаконно перемещающими товары
При незаконном перемещении товаров через таможенную границу, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, - день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза (ч.4 ст.56 ТК ЕАЭС).
Согласно подпункту 1 п. 5 ст. 56 ТК ЕАЭС при незаконном ввозе товаров на таможенную территорию Союза таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размере, как если бы товары помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.
В Российской Федерации порядок взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов, пеней на момент выставления уведомления об уплате был предусмотрен статьями главой 18 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЭ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) с учетом положений ТК ЕАЭС.
Обязательным условием для направления требования об уплате таможенных платежей является наличие установленного факта неуплаты либо неполной уплаты таможенных платежей.
17.05.2016 автобус действительно был зарегистрирован в МРЭО ГИБДД МВД по Республике Дагестан (дислокация г. Кизляр) на имя ФИО4 в связи изменением собственника. При его регистрации был представлен ПТС 050М535467 от 14.05.2016, выданный в связи с утерей ПТС 95КА710617 от 27.12.2001, выданного УГИБДД МВД по Чеченской Республике, и сданы регистрационные номерные знаки <***>. Предыдущим собственником и продавцом транспортного средства являлся ФИО5, проживающий по адресу: <...>.
Кроме того, в ПТС 050М535467 от 14.05.2016 содержались недостоверные сведения об адресе предыдущего собственника и, вероятно, о самом собственнике, поскольку указанный в ПТС адрес регистрации ФИО5 в г. Грозном не существует, а регистрационные знаки относились к другому автомобилю.
По сведениям УГИБДД МВД по Чеченской Республике (письма от №713030, от 27.05.2017 № 713235) автобус на территории Чеченской Республики в органах ГИБДД не регистрировался, регистрационные знаки <***> были выданы на автомобиль «ГАЗ-22171».
Также, в электронной базе данных АС «Авто-Транспорт» по состоянию на 03.10.2017, отсутствуют сведения о совершении таможенных операций по выпуску и выдаче ПТС на автобус.
По мнению Белгородской таможни, при проведении таможенной проверки были получены данные, подтверждающие незаконность ввоза на таможенную территорию Таможенного союза автобуса. Фактически действия по приобретению Автобуса Сетра, а также постановки его на регистрационный учет осуществлял ответчик ФИО1 на основании доверенности, выданной его тещей ФИО4
Решением по результатам таможенной проверки от 27.06.2018 №10101000/210/270618/Т000026/001 ФИО1 признан лицом, незаконно переместившим Автобус Сетра через таможенную границу ЕАЭС и обязанным уплатить таможенные платежи в размере 3674856, 02 руб.
Согласно ст. 51 ТК ЕАЭС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые - через таможенную границу Союза, а базой для исчисления таможенных; пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость, товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении.
По заключению таможенного эксперта от 07.03.2017 №12403030/0003987 свободная рыночная стоимость Автобуса Сетра на 23.01.2017 составила 2095104 руб. : ■ ч ^
Статьей 56 ТК ЕАЭС определено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары. Лица,участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Союза - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности их ввоза на таможенную территорию Союза, несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с лицами, незаконно перемещающими, товары.
ФИО1 и ФИО4 являются солидарно ответственными по уплате таможенных платежей.
День выявления факта незаконного перемещения Автобуса Сетра через таможенную границу определен как 23.02.2017.
Согласно п.2 ст.53 ТК ЕАЭС для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного Союза. В соответствии с УЕР ВЭД ЕАЭС и ЕТТ ЕАЭС, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2013 № 54 к автобусу применяется ставка ввозной таможенной пошлины – 3 евро за 1 см3 объема двигателя.
В результате проведения проверки документов и сведений установлена неуплата таможенных платежей в сумме 3 674 856,02 руб. и пени 552 790,20 руб., а всего 4 227 646,22 руб.
09.07.2018 в адрес ФИО1 было направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени № 10101000/Ув2018/0000208 на общую сумму 4 227 646,22 рублей.
На день подачи искового заявления уведомление не оплачено в добровольном порядке.
Приговором Свердловского районного суда г. Белгорода от 11.12.2017 удовлетворены исковые требования Белгородского транспортного прокурора о взыскании в счет возмещения причиненного преступлениями имущественного ущерба с ФИО1 в пользу Российской Федерации денежных средств в размере 14 201 834 рубля 34 копейки, что соответствует общей сумме не уплаченных таможенных платежей в результате уклонения от их уплаты. Данная сумма включает только размер таможенных платежей без учета пени.
Просит взыскать с ответчика задолженность по пени в размере 552 790,20 руб.
В судебном заседании представители истца требования поддержали исковые требования.
Ответчик в отзыве, его представитель в судебном заседании требования не признали, считая их необоснованными по следующим основаниям.
По его мнению, требования истца основаны на приговоре Свердловского районного суда г. Белгорода от 11.12.2017, которым удовлетворены исковые требования Белгородского транспортного прокурора о взыскании в счет возмещения причиненного преступлениями имущественного ущерба с ФИО1 в пользу Российской Федерации денежных средств в размере 14 201 834, 34 руб., что соответствует общей сумме не уплаченных таможенных платежей в результате уклонения от их уплаты.
Считает, что истцом не принято во внимание определение Свердловского районного суда города Белгорода от 23.04.2018 года по делу № 13-472/2018 (1-221/2018), которым заявление ФИО1 о рассрочке исполнения приговора удовлетворено. ФИО1 предоставлена рассрочка в выплате взысканного в пользу Российской Федерации в счет возмещения причиненного преступлением ущерба в размере 7 262 120, 56 руб. сроком на 24 месяца с ежемесячной уплатой по 302 588,36 руб.
Согласно расчету ИП ФИО1, датой окончания периода начисления недоимки, начало которого 26.03.2018, является 22.04.2018 . Количество дней составляет 28, вместо указанных 106. Сумма пени по данному периодусоставит 24 866, 52 руб., вместо 94 137,56 руб. Таким образом, общая сумма пени составит 483 519,16 руб.
Кроме того полагает, что Белгородская таможня не может являться надлежащим истцом по указанному делу в силу следующих обстоятельств.
Приказом Федеральной таможенной службы России от 09 февраля 2015 года № 205 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров» установлен перечень таможенных органов, обладающих компетенцией по совершению таможенных операций в отношении ввозимых в Российскую Федерацию товаров, на которые в соответствии с установленным порядком подлежат выдаче паспорта транспортных средств, паспорта шасси транспортных средств и паспорта самоходных машин (приложение 5). В данном перечне отсутствует Белгородская таможня.
Также Белгородская таможня отсутствует в приложении № 5 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 12.04.2018 № 78н «О компетенции таможенных органов по совершенствованию таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров», где определен перечень таможенных органов, обладающих компетенцией по совершению таможенных операций в отношении ввозимых в Российскую Федерацию товаров, на которые подлежат выдаче паспорта транспортных средств, паспорта шасси транспортных средств и паспорта самоходных машин.
Таможенные операции - это действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза.
По мнению ответчика, Белгородская таможня не обладает компетенцией по взысканию таможенных пошлин, налогов, платежей и соответственно пени, в отношении ввозимых на территорию РФ товаров, на которые в соответствии с установленным порядком выдаются паспорта транспортных средств.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.
В соответствии со ст. 151 Федерального закона № З11-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», действовавшей на момент ввоза Автобуса Сетра через таможенную границу ЕАЭС, пенями признаются денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин,налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.
Решением по результатам таможенной проверки от 27.06.2018 №10101000/210/270618/Т000026/001 ФИО1 признан лицом, незаконно переместившим Автобус Сетра через таможенную границу ЕАЭС и обязанным уплатить таможенные платежи в размере 3674856, 02 руб.
Вступившим в законную силу приговором Свердловского районного суда г. Белгорода от 11.12.2017, ФИО1 признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст.194 ч.1 - совершил ряд уклонений от уплаты таможенных платежей по 4 эпизодам, в том числе и в отношении Автобуса Сетра с назначением наказания в виде штрафа по совокупности преступлений в размере 300 000 руб.
Названным приговором были удовлетворены исковые требования Белгородского транспортного прокурора о взыскании в счет возмещения причиненного преступлениями имущественного ущерба с ФИО1 в пользу Российской Федерации денежных средств в размере 14 201 834, 34 руб., что соответствует общей сумме не уплаченных таможенных платежей в результате уклонения от их уплаты.
Как следует из приговора, в состав взыскиваемых с ответчика денежных средств вошли и таможенные платежи в размере 3674856, 02 руб., указанные в решении камеральной таможенной проверки от 27.06.2018 № 10101000/210/270618/Т000026/001. В результате проведения проверки документов и сведений установлена неуплата таможенных платежей в сумме 3 674 856,02 руб. и пени 552 790,20 руб., а всего 4 227 646,22 руб.
09.07.2018 в адрес ФИО1 было направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени № 10101000/Ув2018/0000208 на общую сумму 4 227 646,22 рублей.
В связи с неуплатой указанной суммы в установленный срок у истца возникло право на взыскание с ИП ФИО1 пени в доход средств федерального бюджета.
При расчете пени истцом не было учтено определение Свердловского районного суда города Белгорода от 23.04.2018 по делу № 13-472/2018 (1-221/2018), которым заявление ФИО1 о рассрочке исполнения приговора удовлетворено и ему предоставлена рассрочка в выплате взысканного в пользу Российской Федерации в счет возмещения причиненного преступлением ущерба в размере 7 262 120, 56 руб. сроком на 24 месяца с ежемесячной уплатой по 302 588,36 руб.
Исходя из расчета, предоставленного таможенным органом и проверенного судом, датой окончания периода начисления недоимки, начало которого указано как 26.03.2018, является 22.04.2018 , количество дней составляет 28, вместо указанных 106.
Таким образом, размер пени по данному периодусоставит 24 866, 52 руб., вместо 94 137,56 руб., а общая сумма пени составит 483 519,16 руб. Указанная сумма и подлежит взысканию с ответчика.
Доводы ответчика о том, что Белгородская таможня является ненадлежащим истцом по делу не могут быть признаны состоятельными, оформление транспортных средств производилось Белгородской таможней, приговором Свердловского районного суда г. Белгорода от 11.12.2017 установлено, что ответчик уклонился от уплаты таможенных платежей именно в Белгородскую таможню.
При таких обстоятельствах, иск подлежит частичному удовлетворению.
Государственная пошлина, согласно положениям ст.110 АПК РФ, относится на ответчика пропорционально размеру удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 167-170 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с ИП ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Белгородской таможни (ИНН <***>, ОГРН <***>) задолженность по пени в размере 483 519,16 руб.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с ИП ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 12670,00 руб.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок.
Судья | Е.В.Бутылин |