АРБИТРАЖНЫЙ СУД
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000
Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38
сайт: http://belgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Белгород
Дело № А08-1316/2016
15 июня 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2016 года
Полный текст решения изготовлен 15 июня 2016 года
Арбитражный суд Белгородской области
в составе судьи Линченко И. В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и системы видеопротоколирования секретарём судебного заседания Краснокутским А.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации города Белгорода (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению государственного жилищного надзора Белгородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо: ФИО1
о признании незаконным предписания №103 от 29.01.2016
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО2, представитель по доверенности № 80-дов от 11.05.2016;
от заинтересованного лица: ФИО3, представитель по доверенности от 15.02.2016;
от третьего лица: С.Б.АБ., паспорт РФ;
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Белгорода ( далее по тексту- заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным предписания №103 от 29.01.2016 Управления государственного жилищного надзора Белгородской области ( далее по тексту- управление) о необходимости произвести замену прибора учета электрической энергии в муниципальной квартире №33 дома № 6 по проспекту Славы в городе Белгороде.
Судом по настоящему делу были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемого предписания ( определение суда от 10.03.2016).
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 07.06.2016 объявлялся перерыв до 14ч.30мин. 15.06.2016.
Представитель администрации в судебном заседании заявленные требования поддержал. При этом указал, что в силу пункта 81 (13) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 ( далее по тексту- Правила № 354) обязанность замены приборов учета электрической энергии лежит на потребителе коммунальных услуг, т.е в данном случае на нанимателе – С.Б.АБ. Потребителем коммунальных услуг в соответствии с пунктом 2 Правил № 354 является -лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги. Дополнительно представитель пояснил, что замена индивидуального прибора учета относится к текущему ремонту, следовательно, произвести данную замену должен наниматель жилого помещения.
Представитель управления государственного жилищного надзора Белгородской области считает спорное предписание законным и обоснованным. Со ссылкой на пункт 1 статьи 36,часть 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 2.11.16 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные Приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 № 6, пункт 81 Правил № 354 суду пояснил, что собственником жилого помещения – <...> является муниципальное образование, следовательно, производить замену прибора учета должна администрация. Кроме того, в ходе проведения проверки МКУ «Городской жилищный фонд» в письме №169 от 26.01.2016 указывало, что установка приборов учета энергоресурсов в муниципальных квартирах по заявлениям граждан, в том числе в квартире № 33 жилого дама № 6 по проспекту Славы будет произведена при условии выделения финансовых средств. Аналогичное письмо было дано и в адрес третьего лица – С.Б.АБ.( письмо от 25.09.2015 №756-1).
Третье лицо- ФИО1 считает предписание вынесенное в адрес администрации о необходимости произвести замену прибора учета электрической энергии в квартире законным. При этом указал, что обязанность по замене прибора учета электрической энергии лежит на собственнике жилого помещения- администрации города Белгорода, что следует из пункта 81 Правил № 354.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц участвующих в деле, суд установил следующее.
Муниципальное образование город Белгород в лице администрации города Белгорода является собственником жилого помещения (квартиры), расположенной в жилом доме по адресу: <...>,что подтверждается письмом МКУ «Городской жилищный фонд №169 от 26.01.2016 , выпиской из лицевого счета ( л.д.43).
Данное жилое помещение передано собственником (наймодателем) физическому лицу ФИО1 (нанимателю) в бессрочное владение и пользование для проживания в нем нанимателя и членов его семьи, что подтверждается ордером на жилое помещение № 57 от 10.05.2001. При этом договор социального найма на квартиру № 33 жилого дома № 6 по проспекту Славы с С.Б.АБ. не заключался.
22.07.2015 ООО УК «Центральная» проведена контрольная проверка прибора учета электрической энергии в указанном жилом помещении, по результатам которой установлено, что установленный в данной квартире прибор учета электрической энергии №4437, индукционный, тип СО-50 220В, 10А, 1999 года выпуска, пломба госповерителя-сентябрь 1999года, класс точности «2» не пригоден к коммерческим расчетам за потребленную электроэнергию по причине истечения срока государственной поверки ( л.д. 51).
ОАО «Белгородэнергосбыт» письмом от 29.09.2015 №3903 сообщило ФИО1.Б.А. ,что в связи с истечением срока поверки прибора учета, его показания о количестве потребленной энергии не могут считаться достоверными, что фактически означает отсутствие прибора учета. ОАО ««Белгородэнергосбыт» вправе производить начисление за потребленную электроэнергию согласно Правил №354 и с 01.10.2015 по 30.12.2015 ему будет производиться начисление по среднемесячному потреблению и с 31.12.2015 по нормативу.
10.12.2015 ООО УК «Центральная» проведена контрольная проверка прибора учета электрической энергии в указанном жилом помещении, по результатам которой установлено, что установленный в данной квартире прибор учета электрической энергии №4437, индукционный, тип СО-50 220В, 10А, 1999 года выпуска, пломба госповерителя-сентябрь 1999года, класс точности «2,5» не пригоден к коммерческим расчетам за потребленную электроэнергию по причине истечения срока государственной поверки ( л.д. 52).
21.01.2016 в Управление государственного жилищного надзора Белгородской области поступила жалоба ФИО1, в которой заявитель сообщал о незаконности действий Администрации по вопросу замены прибора учета электроэнергии в <...>.
Распоряжением от 14.01.2016 №103-р Управлением была назначена внеплановая выездная поверка по заявлению ФИО1
По итогам проведения проверки составлен акт от 29.01.2016 №103 и выдано предписание от 29.01.2016 о необходимости произвести замену прибора учета электрической энергии в муниципальной квартире № 33 по проспекту Славы дом № 6 в городе Белгороде в соответствии с пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.
Ссылаясь на то, что выданное управлением предписание незаконно, администрация обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания предписания незаконным суду необходимо установить совокупное наличие двух условий: его несоответствие закону, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с п. 138 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше. При этом, пунктом 142 указанных Основных положений N 442 установлено, что используемые на дату вступления в силу настоящего документа приборы учета (измерительные трансформаторы) класса точности ниже, чем указано в пунктах 138, 139 и 141 настоящего документа, и (или) обеспечивающие хранение данных о почасовых объемах потребления электрической энергии меньшее количество дней, чем указано в пунктах 139 и 141 настоящего документа, могут быть использованы вплоть до истечения установленного для них межповерочного интервала либо до момента выхода таких приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала. По истечении межповерочного интервала либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, такие приборы учета подлежат замене на приборы учета с характеристиками не хуже, чем указано в пунктах 138, 139 и 141 настоящего документа. Приборы учета класса точности ниже, чем указано в пункте 138 настоящего документа, используемые гражданами на дату вступления в силу настоящего документа, могут быть использованы ими вплоть до истечения установленного срока их эксплуатации. По истечении установленного срока эксплуатации приборов учета такие приборы учета подлежат замене на приборы учета класса точности не ниже, чем указано в пункте 138 настоящего документа.
Установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное (п. 146 Основных положений N 442).
В соответствии с п. 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена, в силу п. 81 Правил N 354, должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Как следует из материалов дела, ООО УК «Центральная» было проведено две проверки 22.07.2015 и 10.12.2015. По результатам проведения последней контрольной проверки -10.12.2015 было установлено, что установленный прибор учета электрической энергии №4437, индукционный, тип СО-50 220В, 10А, 1999 года выпуска, пломба госповерителя-сентябрь 1999года, класс точности «2,5» не пригоден к коммерческим расчетам за потребленную электроэнергию по причине истечения срока государственной поверки и не соответствия классу точности. Таким образом, данный прибор учета подлежит замене. Доказательств обратного, администрацией не представлено.
На основании ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором ( ч.3 ст.30 Жилищного кодекса РФ).
В силу ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 2 ст. 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
Наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания, обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии. Наниматель не вправе производить переустройство и реконструкцию жилого помещения без согласия наймодателя. Наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи ( статья 678 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии со статьями 65 и 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающими права и обязанности наймодателя и нанимателя жилого помещения по договору социального найма, наймодатель жилого помещения обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, а наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан, в том числе проводить текущий ремонт жилого помещения, а также выполнять и другие обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
Правилами и нормами технической эксплуатации предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда.
В соответствии с типовым договором социального найма жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315, к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Таким образом, замена приборов учета (квартирных счетчиков), обслуживающих одну квартиру, находящихся вне этой квартиры и не являющихся общим имуществом многоквартирного дома, не относится к работам по текущему ремонту жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет.
Следовательно, обязанность по оснащению многоквартирных жилых домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета возложена законодателем на собственников помещений в многоквартирных домах.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что замена прибора учета относится к капитальному ремонту электрооборудования, обслуживающего не более чем одну квартиру, и должна осуществляться собственниками жилых помещений, в данном случае - администрацией.
На основании вышеизложенного, довод представителя администрации, что замена прибора учета электрической энергии относится к текущему ремонту, основан на неверном толковании права.
Ссылка представителя администрации на пункт 81 (13) Правил №354 81(13) в соответствии с которым, потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности), отклоняется судом на основании следующего.
Как указано выше, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю, в силу п. 81 Правил N 354.
Таким образом, не усматривается, что приведенные положения Правил возлагают обязанность по установке за свой счет прибора учета электрической энергии на нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Кроме того, в рамках реализации программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства города Белгорода на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением администрации города Белгорода от 06.11.2014 №219 предусмотрена установка индивидуальных приборов учета в муниципальных квартирах.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с пунктом 12 (абзац второй) постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" у суда отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья 333.37 НК РФ).
Таким образом, учитывая освобождение заявителя от уплаты государственной пошлины в силу закона, государственная пошлина по делу с администрации города Белгорода , не подлежит взысканию.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201, 97 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Администрации города Белгорода (ИНН <***>, ОГРН <***>) в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным предписания Управления государственного жилищного надзора Белгородской области №103 от 29.01.2016 о необходимости произвести замену прибора учета электрической энергии в муниципальной квартире №33 дома № 6 по проспекту Славы в городе Белгороде отказать.
Принятые на основании определения суда от 10.03.2016 года обеспечительные меры в виде приостановления действия предписания №103 от 29.01.2016 до рассмотрения спора по существу отменить.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Белгородской области.
Судья
Линченко И. В.