ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А08-1357/09 от 28.04.2009 АС Белгородской области

Арбитражный суд Белгородской области

  308000, г. Белгород, Народный бульвар, 135

E-mail: asbo@belgorod.arbitr.ru http://belgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Белгород

Дело № А08-1357/2009-17

06 мая 2009 года

Резолютивная часть объявлена 28.04.2009г.

Арбитражный суд Белгородской области

в составе:

  Мироненко К.В.

судьи_________________________________________________________________________

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугаевой О.Ю.,

рассматривает в судебном заседании в помещении арбитражного суда Белгородской области Народный бульвар,135

дело по заявлению 1)Управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области; 2) Управления внутренних дел Белгородской области

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области

третье лицо: ЗАО «Московская акционерная страховая компания»

о признании недействительными решения Комиссии Белгородского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Белгородской области от 18.02.2009г. исх. 400/2 и предписания №005 об устранении нарушений законодательства о размещении заказов от 18.02.2009 года №401/2 в целом

при участии:

от Управления Госзаказа и лицензирования Белгородской области: ФИО1 представитель по доверенности от 01.08.2008г. № 01-06/1212;

  от УВД Белгородской области: ФИО2 представитель по доверенности от 11.01.2009г. №2

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области: ФИО3 представитель по доверенности 04.02.2009г. №14

от третьего лица:

от ЗАО «МАКС»: ФИО4 представитель по доверенности от 10.03.2009г.

установил:   Управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области и Управление внутренних дел Белгородской области обратились в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Комиссии Белгородского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Белгородской области от 18.02.2009г. исх.№400/2 и предписания №005 об устранении нарушений законодательства о размещении заказов от 18.02.2009 года №401/2 в целом.

В судебном заседании представители заявителей требования поддержали в полном объеме, просят их удовлетворить. По мнению представителей заявителей, требования конкурсной документации участникам размещения заказа были известны, в том числе и ЗАО «Московская акционерная страховая компания». Утверждение Положений конкурсной документации отнесено к компетенции государственного заказчика, участниками размещения заказа Положения в судебном порядке не были оспорены. Считают, что конкурсной комиссией при проведении конкурса не были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, в том числе ЗАО «Московская акционерная страховая компания» (далее ЗАО «МАКС»).

Представитель Управления федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее – УФАС) заявленные требования не признала, пояснила, что комиссия УФАС выявила в действиях государственного заказчика - УВД Белгородской области нарушения ч.2 ст.8,ч.1 ст.11, п.1 ч.4 ст.22,ч.ч.3,4 ст.25 Закона о размещении заказа, в связи с чем принято решение от 18.02.2009г. и выдано предписание, направленное на устранение выявленных нарушений закона о размещении заказа. По мнению представителя УФАС, решение и предписание вынесено антимонопольным органом законно и обоснованно.

Представитель ЗАО «МАКС» считает требования заявителей необоснованными и не подлежащими удовлетворению по мотивам, изложенным в отзыве. Пояснили, что конкурсной комиссией ЗАО «МАКС» не допущено к участию в конкрсе, из-за отсутствия документа, подтверждающего согласования страхового тарифа со страхователем. По мнению представителя ЗАО «МАКС», данное требование конкурсной документации не соответствует положениям Закона о размещении заказа и нарушает права и законные интересы общества.

Как следует из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, уполномоченный орган – Управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области по заявке государственного заказчика –  Управления внутренних дел Белгородской области, разместил государственный заказ на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава УВД Белгородской области, подлежащих страхованию в 2009 год, путем проведения открытого конкурса.

Извещение о проведении открытого конкурса было размещено на официальном сайте уполномоченного органа и опубликовано в официальном печатном издании газета «Госзаказ» 30.12.2008 года.

03.02.2009г. конкурсной комиссией рассмотрены заявки на участие в открытом конкурсе (реестровый номер торгов 1922138), поданные участниками размещения заказа. В ходе рассмотрения заявок конкурсной комиссией установлено несоответствие заявки на участие в конкурсе закрытого акционерного общества «Московская акционерная страховая компания» требованиям конкурсной документации, установленного Федеральным законом №94-ФЗ от 21.07.2005г. п.1 ч.1 ст.11: отсутствие документа или копии документа (заверенного нотариально или получателем документа), подтверждающего исполнение п.1 ст.9 Федерального Закона от 28.03.1998г. №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции», что явилось основанием к отказу в допуске заявки ЗАО «МАКС» к участию в конкурсе.

Результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе отражены в протоколе №1922138/2 от 03 февраля 2009года (л.д. 23-25).

Полагая отказ в допуске к участию в открытом конкурсе незаконным, ЗАО «МАКС» обратилось в Управление федеральной антимонопольной службы по Белгородской области с жалобой на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава УВД Белгородской области, подлежащих страхованию в 2009 году.

По результатам рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки документации открытого конкурса комиссия Белгородского УФАС России приняла решение о признании жалобы ЗАО «МАКС» обоснованной (п.1 решения) и выявила в действиях заказчика – УВД по Белгородской области нарушение части 2 статьи 8, части 1 статьи 11, пункта 1 части 4 статьи 22, частей 3,4 статьи 25 Федерального Закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», выразившееся в установлении требования к участникам размещения заказа, содержащегося в подпункте 4 пункта 20 Раздела 1.3 «Информационная карта конкурса» документации открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава УВД Белгородской области, подлежащих страхованию в 2009 году (п.2 решения).

Пунктом 3 решения признан факт нарушения конкурсной комиссией частей 1,2 статьи 12 Федерального закона №94-ФЗ.

Пунктом 4 Решения предписано выдать конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений части 1, 2 статьи 12 Федерального закона о размещении заказов;

Пунктом 5 Решения комиссия решила передать материалы должностному лицу Белгородского УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении дел по части 2 и 4 статьи 7.30 КоАП РФ соответственно в отношении членов конкурсной комиссии и государственного заказчика, утвержденной приказом управления государственного заказа лицензирования Белгородской области от 29.12.2008 года№951.

Руководствуясь ст.ст. 17, 60 Закона о размещении заказов и п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 14.11.2007 № 379 комиссия Белгородского УФАС России 18.02.2009г. выдала предписание №005 об устранении выявленных нарушений.

Предписанием №005 от 18.02.2009 года №401/2 комиссия обязала конкурсную комиссию устранить нарушения частей 1,2 статьи 12 Федерального закона о размещении заказов, с этой целью отменить протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе №1922138/2 и провести процедуру рассмотрения заявок без учета требования предоставления участниками размещения заказа документа или копии документа (заверенная нотариально или получателем документа), подтверждающий исполнение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 28 марта 1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции», установленного в подпункте 4 пункта 20 Раздела 1.3. Информационной карты конкурса документации открытого конкурса.

Не согласившись с вынесенным решением УФАС №400/2 от 18.02.2009г. и предписанием №005 от 18.02.2009г. №401/2 заявители обратились в суд с настоящими требованиями.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Постановлением правительства Белгородской области от 10 февраля 2006 года №34-пп «О государственном заказе Белгородской области» (в ред. от 26.08.2008г. №202) определено, что Управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области является органом исполнительной власти области, уполномоченным на осуществление функций по размещению заказов для государственных нужд Белгородской области. Взаимодействие государственных заказчиков и уполномоченного органа регулируются названным постановлением, согласно которому полномочия по разработке конкурсной документации на основании заявки государственного заказчика отнесены к компетенции уполномоченного органа.

К основным задачам Управления относится организация исполнения Федерального закона от 21.07.2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в пределах компетенции уполномоченного органа исполнительной власти субъекта, в целях максимальной эффективности и экономного расходования средств областного бюджета и внебюджетных фондов области в процессе проведения торгов, обеспечение готовности и прозрачности процедур размещения заказа для государственных нужд.

Согласно ст. 5 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 года под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона о размещении заказов: участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного контракта или муниципального контракта.

В соответствии с частью 2 названной статьи участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.

В силу положений статьи 7 указанного Закона конкурсная комиссия осуществляет отбор участников конкурса, рассмотрение, оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, определение победителя конкурса, ведение протокола вскрытия конвертов с заявками, протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Статья 28 данного закона также предусматривает, что конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса.

При рассмотрении заявок (статья 12) на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае, среди прочего, несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.

Согласно ч.2 ст.22 Федерального закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом,   к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Действующим законодательством не предусмотрена норма, обязывающая государственного заказчика обосновывать установленные требования.

Согласно статьи 34 Закона документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели.

Согласно пунктов 2.1 и 3.1. указанной статьи не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена данным Федеральным законом.

Документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Иных ограничений к содержанию документации об аукционе указанным Законом не предусмотрено.

В названной норме Закона о размещении заказов также нет прямого указания о запрете включения в конкурсную документацию требования о предоставлении участником размещения заказа документа или копии документа (заверенная нотариально или получателем документа), подтверждающего исполнение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 28 марта 1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции».

Кроме того, утверждение конкурсной документации отнесено к компетенции государственного заказчика – УВД по Белгородской области.

Государственный заказчик - УВД Белгородской области, установил требование в абзаце 4 подпункта 4 пункта 20 Раздела 1.3 Информационная карта конкурса части 1 конкурсной документации (документы, входящие в состав заявки на участие в конкурсе) действовал в соответствии с требованиями п.1 части 1 ст. 11 Федерального закона о размещении заказов.

Как следует из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, о требованиях конкурсной документации участникам размещения заказа было известно. Участники размещения заказа об этом указывают в пункте 1 заявки на участие в конкурсе.

Из материалов конкурсной документации видно, что ЗАО «МАКС» в пункте 11 заявки на участие ЗАО «МАКС» указало, что данная заявка со сведениями подается с полным пониманием того, что может быть отклонена в связи с тем, что будут представлены неправильно оформленные документы или документы будут поданный не в полном объеме (приложение №1 к делу л.д. 6).

Требование к заявке участника размещения установлены частями 1,2, 3 статьи 25 Федерального закона о размещении заказов, в соответствии с которыми для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией. Из названных норм Закона следует, что обязанность оформлять заявку на участие в конкурсе в соответствии с требованиями конкурсной документации и названных норм Закона возложена на участника размещения заказа.

В соответствии с п. п. б) п.3 части 3 статьи 25 Закона участник размещения заказа наряду с другими документами в составе заявки представляет:

3) документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе:

б) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, и такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса.

Участниками размещения заказа, в том числе и ЗАО «МАКС», положения конкурсной документации не были оспорены, т.е. с требованиями государственного заказчика участники были согласны.

Не выполнив требования конкурсной документации ЗАО «МАКС» тем самым лишило себя права на участия в конкурсе.

Таким образом, вывод Комиссии УФАС о том, что включение в конкурсную документацию государственным заказчиком в качестве обязательного требования к участникам размещения заказа (подпункт 4 пункта 20 Раздела 1.3 Информационной карты конкурса документации открытого конкурса) о предоставлении в составе заявки документа или копии документа (заверенная нотариально или получателем документа подтверждающего исполнение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 28 марта 1998 года №52-ФЗ не соответствует требованиям частей 1,2 статьи 12 Закона о размещении заказов противоречит нормам указанного Закона, в связи с этим, исполнение такого требования является необоснованным.

Как видно из материалов дела, предметом открытого конкурса является оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и граждан, отнесенных к органам УВД.

Порядок предоставления услуг обязательного государственного страхования, согласование страховых тарифов с федеральным органом исполнительной власти регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции».

Цена государственного контракта и размер страхового тарифа по тому виду страхования, по которому проводится конкурс, определяются государственным заказчиком (страхователем), а не участником конкурса (страховщиком) (п. 4.1 ч. 4 ст. 22 Закона №94-ФЗ). Цена контракта фиксируется в конкурсной документации в качестве одного из критериев, по которому будут оцениваться участники конкурса (п. 4 ст. 28 Закона №94-03).

Закон №94-ФЗ исключает возможность согласования государственным заказчиком размера страхового тарифа с кем-либо из участников конкурса на любом этапе конкурса. Более того, подобные действия исключены и после завершения конкурса, когда уже будет известен страховщик - победитель конкурса. В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ "О защите конкуренции" согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке по установлению тарифов запрещены.

С учетом нормы Закона №52-ФЗ данное положение не исключает обязанности страховщика по согласованию страхового тарифа по обязательному государственному страхованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой и денежной политики за счет средств федерального и местных бюджетов, каким является Министерство финансов РФ..

Согласно Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 года №329 «О Министерстве финансов РФ» и Постановления Правительства РФ от 07.04.2004 года № 185 «Вопросы министерства финансов РФ» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" установлено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики   и нормативно-правовое регулирование на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товаров, а также выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы.

В соответствии с Положением о Департаменте бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 20.06.2005 года №155 Департамент является структурным подразделением Министерства финансов РФ и осуществляет полномочия по согласованию страховых тарифов по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц (п. 4.3.8. Положения).

Согласно письма Министерства финансов РФ от 07.11.2008 года №10-8-5/4002 Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа сообщает, что необходимость представления в Министерство финансов РФ документов для согласования страховых тарифов по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц обусловлена требованиями Закона №52-ФЗ и Закона №94-ФЗ (л.д.121-122).

Поскольку согласование страхового тарифа требует определенного времени, Минфин России в названном письме указывает на необходимость до подписания государственного или муниципального контракта представить в Минфин России пакет документов, аналогичный документам при осуществлении страхования за счет средств федерального бюджета:

1)методику расчета страхового тарифа и размер страхового тарифа, согласованный с органом внутренних дел;

2)по предыдущим (за два года) договорам обязательного государственного
страхования по данным страхователя или страховщика величину страховой премии,
объем страховых выплат, страховую сумму, количество заявленных страховых
случаев, количество урегулированных страховых случаев, количество застрахованных
лиц, оклад денежного содержания;

3)по договору на предстоящий год прогнозное значение количества
застрахованных лиц, оклада денежного содержания, а также прогнозы объема средств
на обязательное государственное личное страхование в соответствии с плановыми
показателями бюджета.

Как следует из текста вышеуказанного письма, Минфин России полагает целесообразным предварительное рассмотрение вышеуказанных документов производить МВД России перед направлением их на согласование в Минфин России, а также указывает на то, что при проведении торгов необходимо обращать внимание на наличие у страховой организации лицензии на осуществление обязательного государственного страхования, а также соблюдение требований по защите государственной тайны и в качестве цены контракта следует указывать страховую премию, рассчитанную исходя из страхового тарифа, согласованного с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой и денежной политики.

Как установлено судом, в составе заявки на участие в конкурсе ЗАО «МАКС» не был представлен документ, подтверждающий согласование страхового тарифа с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой и денежной политики, а было представлено письмо от 14.11.2008 года №А-20-07/17881 направленное ЗАО «МАКС» в адрес Федеральной службы страхового надзора Российской Федерации (с отметкой ФССН РФ о принятии 17.11.2008 года).

В соответствии с Положением о Федеральной службе страхового надзора, утвержденного Постановлением Правительства от 30.06.2004 года №330 Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Полномочиями по согласованию страховых тарифов по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц названный орган не наделен.

Представленное в составе заявки ЗАО «МАКС» письмо №А-20-07/17881 от 14.11.2008 года подтверждает исполнение страховщиком обязательство согласно п10 ст. 32 Закона №4015-1, т. е. своевременно сообщает об изменениях, которые необходимо внести в лицензию, и не является документом, подтверждающим исполнение обязательства страховщиком п.1 ст. 9 Закона №52-ФЗ., т.е. согласование страхового тарифа по обязательному государственному страхованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку единой государственной финансовой и денежной политики.

Довод УФАС о том, что конкурсной комиссией неправомерно применены положения статьи 11 Закона о размещении заказов, что привело к нарушению конкурсной комиссией норм статьи 12 Закона о размещении заказов, не может быть принят во внимание.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 одним из оснований, по которым участник размещения заказа не допускается к участию в конкурсе является несоответствие требованиям, установленным статьей 11 Закона о размещении заказа.

В протоколе рассмотрения заявок конкурсной комиссии указана причина отказа в допуске - несоответствие заявки на участие в конкурсе закрытого акционерного общества «Московская акционерная страховая компания» требованиям конкурсной документации (далее ЗАО «МАКС»), установленного Федеральным законом №94-ФЗ от 21.07.2005г. п.1 ч.1 ст.11 Закона о размещения заказов.

Конкурсная комиссия, руководствуясь названными нормами Закона, отказала в допуске к участию в  конкурсе ЗАО «МАКС».

Полномочия конкурсной комиссии регламентированы ч. 6 ст. 7 Закона №94-ФЗ, в соответствии с которой конкурсной комиссией осуществляются вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к находящимся в информационной системе общего пользования, поданным в форме электронных документов и подписанным в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации заявкам на участие в конкурсе (далее также - вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе), отбор участников конкурса, рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, определение победителя конкурса, ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола об отказе от заключения контракта.

При принятии решения об отказе в допуске к участию в конкурсе ЗАО «МАКС» конкурсная комиссия не вышла за пределы своих полномочий, своими действиями не нарушила права и законные интересы участника размещения заказа ЗАО «МАКС».

Учитывая изложенное, суд полагает, что ЗАО «МАКС» не представив документа или копии документа (заверенного нотариально или получателем документа), подтверждающего исполнение п.1 ст.9 Федерального Закона от 28.03.1998г. №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции», не исполнило обязательные требования допуска участников размещения заказа для участия в открытом аукционе, тем самым лишили себя возможности для дальнейшего участия в данном конкурсе.

Таким образом, суд считает решение антимонопольного органа от 18.02.2009г. незаконным. Соответственно предписание №005 об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, выданное во исполнение данного решения также не подлежит исполнению.

По поводу предписания, вынесенного антимонопольной службой, арбитражный суд считает необходимым также пояснить следующее.

Предписание №005 Комиссии УФАС об устранении нарушений законодательства о размещении заказов противоречит части 3 статьи 24 Закона о размещении заказов, которой строго регламентирован порядок внесения изменений в конкурсную документацию.

Согласно названной нормы Закона: заказчик, уполномоченный орган по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника размещения заказа вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее, чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе.

Иного порядка внесения изменений в конкурсную документацию Законом о размещении заказов не предусмотрено.

Из статьи 17 Федерального Закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. вытекает право антимонопольного органа при выявлении в результате проведения проверок нарушения заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства РФ или иных нормативных актов РФ о размещении заказов выдавать органу исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченному на осуществление функций по размещению заказов (уполномоченному органу) либо конкурсной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, определяя субъект, которому надлежит выдать предписание, законодатель установил, что предписание подлежит выдаче органу, в результате действий которого были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа. Федеральным Законом № 94-ФЗ от 21.07.2005г. предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов для государственных нужд или муниципальных заказчиков (уполномоченный орган), самостоятельно осуществляет функции по размещению заказов, предусмотренные ст.ст. 20-25 указанного закона (включая создание и определение порядка работы конкурсной комиссии, утверждение и предоставление конкурсной документации, разъяснение положенийконкурсной документации, регистрация поступивших заявок на участие в конкурсе).

В то же время, в соответствии со ст.ст. 7,26,27,28 указанного Федерального Закона, конкурсная комиссия, создаваемая уполномоченным органом и осуществляющая свою деятельность в пределах полномочий, предоставленных ей Федеральным Законом, от имени и в интересах уполномоченного органа, осуществляет предусмотренные статьями 26,27,28 действия по вскрытию конвертов с заявками на участие в конкурсе, рассмотрение заявок на соответствие их требованиям конкурсной документации, и по оценке и по сопоставлению заявок для определения победителя конкурса. Заключение контракта по результатам проведения конкурса не входит в компетенцию конкурсной комиссии (ст. 29 Федерального Закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г.).

Предписание №005 от 18.02.2009г. Комиссии УФАС по Белгородской области предписывает конкурсной комиссии совершить действия по отмене протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе и провести процедуру рассмотрения заявок без учета требования о предоставлении участниками размещения заказа документа или копии документа (заверенного нотариально или получателем документа), подтверждающего исполнение п.1 ст.9 Федерального Закона от 28.03.1998г. №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих…», установленного в подпункте 4 пункта 20 Раздела 1.3 Информационной карты конкурса документации открытого конкурса, которые не предусмотрены нормами Федерального закона о размещении заказов. Полномочия конкурсной комиссии строго регламентированы часть 6 статьи 7 Закона №94-ФЗ. Указанной нормой закона полномочия конкурсной комиссии, указанные в предписании №005 Комиссией УФАС по Белгородской области не предусмотрены.

Ссылка УФАС на административный регламент Федеральной антимонопольной службы, утвержденный приказом ФАС от 14.11.2007г. №379, в качестве обоснования правомерности выдачи предписания №005 противоречит статье 2 Закона №94-ФЗ.

С учетом изложенных норм данного закона, устанавливающих компетенцию, соответственно, уполномоченного органа и конкурсной комиссии, предписание об устранении нарушений, допущенных при утверждении конкурсной документации, должно быть выдано уполномоченному органу и не может быть выдано конкурсной комиссии; в свою очередь, предписание об устранении нарушений, допущенных при рассмотрении, сопоставлении и оценке заявок должно быть выдано конкурсной комиссии (как органу, в результате действий которого были нарушены права участниковконкурса), и не может быть выдано уполномоченному органу.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в Письме ВАС РФ от 11 августа 2005 г. N С4-7/УЗ-938, Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" вступил в силу с 1 января 2006 г. Данный закон установил, что контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов осуществляется уполномоченным на то органом исполнительной власти путем плановых и внеплановых проверок. При выявлении в результате проведения таких проверок нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, неисполнении предписаний или внесенных предложений уполномоченный орган исполнительной власти вправе, помимо прочего, обратиться в суд, арбитражный суд с иском о признании размещения заказа недействительным или с требованием о понуждении совершить действия, соответствующие законодательству Российской Федерации в защиту прав и законных интересов участников размещения заказа, а также с требованием заменить члена конкурсной, аукционной или котировочной комиссии (статья 17). В ряде статей Закона предусмотрено, что любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа. В этом случае жалобы заинтересованных лиц должны содержать полный перечень приложенных к ним документов (статьи 57, 58).

Более того, согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Решения, принятые организатором конкурса при проведении конкурса, могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что УФАС по Белгородской области, ЗАО «МАКС» не воспользовались данным правом, предоставленным им законом, и не обжаловали решения и действия уполномоченного органа и конкурсной комиссии в судебном порядке.

Согласно ч.2 статьи 34 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 года документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

В соответствии с пп. б п.3 ч.2 ст.35 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 года заявка на участие в аукционе должна содержать: документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе, или копии таких документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом аукциона).

Конкурсная комиссия при вынесении решения об отказе в допуске ЗАО «МАКС» руководствовалась положениями Федерального закона по размещению заказов и не вышла за пределы своих полномочий.

Учитывая изложенное, суд полагает, что требование о представлении участниками размещения документа или копии документа (заверенного нотариально или получателем документа), подтверждающего исполнение п.1 ст.9 Федерального Закона от 28.03.1998г. №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих…», установленного в подпункте 4 пункта 20 Раздела 1.3 Информационной карты конкурса документации открытого конкурса не противоречащие действующему законодательству и должно быть выполнено всеми участниками конкретного конкурса.

В рассматриваемом же случае конкурсная комиссия при обработке заявок участников конкурса действовала в соответствии с положениями ст.ст. 7, 12, 27 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и не вышла за пределы своих полномочий и требований конкурсной документации.

В то же время спорное требование конкурсной документации о представлении участниками размещения документа или копии документа (заверенного нотариально или получателем документа), подтверждающего исполнение п.1 ст.9 Федерального Закона от 28.03.1998г. №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих…», установленного в подпункте 4 пункта 20 Раздела 1.3 Информационной карты конкурса документации открытого конкурса не было оспорено в судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 65, пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении указанных дел обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса).

Суд считает, что Управление Федеральной Антимонопольной Службы по Белгородской области не доказало в соответствии с положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК Российской Федерации правомерность издания обжалуемого ненормативного правового акта и его соответствие действующему закону.

При указанных обстоятельствах требования Управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области и УВД по Белгородской области подлежат удовлетворению полностью.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействительными решение комиссии Белгородского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на территории Белгородской области от 18.02.2009г. исх. №400/2 и предписание №005 об установлении нарушений законодательства о размещении заказов от 18.02 2009г. №401/2.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в порядке, установленном АПК РФ.

Судья Мироненко К.В.