ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А08-1974/19 от 16.04.2019 АС Белгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000

Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38

сайт: http://belgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Белгород

Дело № А08-1974/2019

17 апреля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2019 года

Полный текст решения изготовлен 17 апреля 2019 года

Арбитражный суд Белгородской области

в составе судьи                                                                                           Линченко И. В.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудио-видео записи секретарём судебного заседания                                                                      Мороз В.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора города Белгорода

к обществу с ограниченной ответственности  «За Рулем 31» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя  – ФИО1,  служебное удостоверение ;

от ООО «За Рулем 31»– ФИО2, паспорт РФ;

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Белгорода (далее- заявитель) обратился  в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением  к обществу с ограниченной ответственностью «За Рулем 31» (далее-общество, ответчик) о  привлечении  к административной ответственности, предусмотренной ч. 3  ст. 14.1 КоАП РФ 
В ходе рассмотрения дела заявитель  поддержал  требование, указывая на наличие в действиях общества признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Общество признало вину в совершении административного правонарушения. В судебном заседании руководитель общества представил копию лицензии  на право осуществления образовательной деятельности и копию приказа об итогах аттестации педагогических работников на соответствие занимаемым должностям от 22.03.2019 №2-л/с.

Материалами дела установлено, что во исполнение задания прокуратуры Белгородской области от 08.02.2019  № 7-56-2019/17 прокуратурой города Белгорода в период с 04.03.2019 по 11.03.2019 с привлечением специалистов управления по контролю и надзору в сфере образования департамента образования Белгородской области, проведена проверка соблюдения законодательства об образовательной и лицензионной деятельности в ООО «За Рулем 31», выявлены следующие нарушения.

ООО «За Рулём 31», расположенное по адресу: улица Студенческая, дом 17 А, <...>, осуществляет образовательную деятельность по реализации программ профессионального обучения на основании лицензии серия 31 Л01 0001647, регистрационный № 6996, выданной Департаментом 29 сентября 2015 года.

Согласно уставу  ООО «За Рулем 31» решением единственного участника ООО «За Рулем 31» от 26.08.2015,  общество является коммерческой организацией, предметом деятельности которой является обучения водителей автотранспортных средств (п. 6.3 Устава).

Единоличным исполнительным органом Общества является директор (п. 33.1). Директор без доверенности действует от имени Общества (п. 33.3 Устава).

Согласно приказу  №7 от 18.10.2013 в должность директора ООО «За рулем 31» назначен ФИО2

 Выявленные нарушения послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении относится к компетенции арбитражных судов, в связи с чем административный орган обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав материалы дел, выслушав представителей сторон , суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности.

Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 99-ФЗ соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Пунктом 40 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") отнесена к видам деятельности, подлежащим лицензированию.

Как установлено судом, общество имеет лицензию  серия 31 Л01 0001647, регистрационный номер 6996, выданную 29.09.2015.

Проверкой установлено, что у работающего в должности «преподаватель» ФИО3 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 29), у работающих в должности «мастер производственного обучения» ФИО4 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 5), ФИО5 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 3), ФИО6 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 21; ФИО7 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 24), ФИО8 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 26), ФИО9 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 27), ФИО10 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 7), ФИО11 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 17), отсутствуют справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданные в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Также в ООО «За Рулём 31» приняты на должность «мастер производственного обучения» ФИО4 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 5), ФИО8 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 26), ФИО9 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 27), ФИО10 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 7) не имеющие дополнительного профессионального образования, ФИО6 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 21), ФИО11 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 17), ФИО5 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 3), ФИО7 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 24) не имеющие профессионального образования в областях, соответствующих профилю обучения, и дополнительного профессионального образования.

Из объяснения директора ООО «ЗА Рулем 31» следует, что автошкола осуществляет образовательную деятельность по обучению вождению автотранспортными средствами адресу: <...> А. Документы о дополнительном образовании, образовании в областях, соответствующих профилю обучения, справки об отсутствии судимости у ряда сотрудников отсутствуют по причине их уничтожения в результате затопления помещения автошкола «За Рулем 31 , произошедшего 18.01.2019.

Согласно справке управления по контролю и надзору в сфере образования департамента образования Белгородской области о, 07.03.2019г., в нарушение пункта 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-Ф3 у работающего в должности «преподаватель» ФИО3 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 29), у работающих в должности «мастер производственного обучения» ФИО4 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 5), ФИО5 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 3), ФИО6 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 21), ФИО7 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 24), ФИО8 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 26), ФИО9 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 27), ФИО10 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 7), ФИО11 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 17), отсутствуют справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданные в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, согласно которому лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате или привлечение наином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона № 273-ФЗ.

В нарушение Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н (далее - Квалификационные характеристики), согласно которому требованиями к квалификации мастера производственного обучения являются наличие высшего профессионального образования или среднего профессионального образования в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы, профессионального стандарта «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 сентября 2018 года № 603н, в ООО «За Рулём 31» приняты на должность «мастер производственного обучения» ФИО4 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 5), ФИО8 (приказ о приеме на работ’-, от 18 января 2019 года № 26), ФИО9 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 27), ФИО10 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 7) не имеющие дополнительного профессионального образования, ФИО6 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 21), ФИО11 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 17), ФИО5 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 3), ФИО7 (приказ о приеме на работу от 18 января 2019 года № 24) не имеющие профессионального образования в областях, соответствующих профилю обучения, и дополнительного профессионального образования. Осуществление образовательной деятельности вышеуказанными работниками подтверждается приказами о комплектовании учебных групп (учебная группа № 6, приказ о комплектовании от 18 февраля 2019 года № 9, обучение в период с 18 февраля 2019 года по 20 мая 2019 года).

Согласно ч.2 ст. 21 ст. 21, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных      организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

Согласно требованиям  пункта 2 части 6 статьи 28 и пункта 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273- ФЗ), лицензионного требования при осуществлении образовательной деятельности, установленных подпунктом «з» пункта 6 Положения о лицензировании     образовательной            деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников организации.

Согласно подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, согласно которому лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате или привлечение на ином законном основании педагогических работников, имеющих, профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона № 273-ФЗ.

С учетом вышеизложенного суд  приходит к выводу о том, что событие вменяемого административного правонарушения является доказанным.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 указанной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствуют о том, что у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную законодательством обязанность по исполнению требований законодательства, заинтересованным лицом не представлено.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.

Факт указанных нарушений, подтвержден представленными в материалах дела доказательствами, и не оспаривается обществом.

Обстоятельств, исключающих вину общества, не установлено.

Согласно положениям ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения является правом суда, а не его обязанностью.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 18 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Законодателем предоставлено право суду самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения, исходя из общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, конституционных принципов справедливости и соразмерности наказания, разумного баланса публичного и частного интересов, гуманности закона в правовом государстве.

Материалы дела не содержат доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества  от административной ответственности.

Отсутствие негативных последствий правонарушения само по себе не свидетельствует о малозначительности административного правонарушения, поскольку состав правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, является формальным.

Совершенное обществом правонарушение посягает не только на установленный и охраняемый государством порядок лицензирования, но и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан при осуществлении образовательной деятельности (профессиональная подготовка водителей автомобилей категории "В"), суд полагает невозможным  применения к рассматриваемому правонарушению положений ст. 2.9 КоАП РФ.

На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности для привлечения к административной ответственности не истек.

В силу п. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений в отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1-4, 9 части 1 указанной статьи, в том числе предупреждение и административный штраф.

Пункт 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает меру административного наказания за совершение предусмотренного данной статьей правонарушения, в том числе в виде предупреждения.

Предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании юридического лица, которое выносится в письменной форме (ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Вопрос о применении конкретной санкции в каждом случае рассматривается судом применительно к конкретным обстоятельствам спора.

Учитывая отсутствие отягчающих вину обстоятельств, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, а также конкретные обстоятельства дела в их совокупности, суд полагает необходим, применить меру  ответственности в виде предупреждения.

При таких обстоятельствах, суд полагает требования   заявителя  о привлечении к административной ответственности ООО «За Рулем 31»  по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ подлежащими удовлетворению, и применить к обществу  наказание в виде предупреждения.  

В соответствии со ст. 204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях , ст. ст. 167 - 170,  206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации , арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Прокурора города Белгорода   удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «За Рулем 31» (ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: <...>) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание  в виде предупреждения.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (394006, <...>) через Арбитражный суд Белгородской  области в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья

Линченко И. В.