ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А08-1989/19 от 15.05.2019 АС Белгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000

Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38

Сайт: http://belgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Белгород

Дело № А08-1989/2019

23 мая 2019 года

Резолютивная часть решения изготовлена 15 мая 2019 года

Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2019 года

Арбитражный суд Белгородской области

в составе судьи Полухина Р.О.

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

Отделения по Белгородской области Главного управления Центрального банка РФ по ЦФО

к ПАО СК "РОСГОССТРАХ" филиал в Белгородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третье лицо: ФИО1

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ

без вызова сторон

УСТАНОВИЛ:

Заявитель - Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Белгородской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (далее-отделение, административный орган) обратился в арбитражный суд о привлечении ПАО СК "РОСГОССТРАХ" (общество, страховщик) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В силу подпункта 3 части 1 статьи 227 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон. Текст определения о принятии искового заявления (заявления) и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства размещён на официальном сайте арбитражного суда и приложенные к заявлению документы также размещены в режиме ограниченного доступа на официальном сайте в картотеке арбитражных дел.

Стороны надлежащим образом извещены о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства.

В установленный срок ПАО СК "РОСГОССТРАХ" представило в суд отзыв на заявление, в котором полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, в связи с истечением срока для привлечения к административной ответственности.

15.05.2019 судом была вынесена резолютивная часть решения по настоящему делу. В соответствии с решением, в удовлетворении заявленных требований отказано.

21.05.2019 в арбитражный суд от Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Белгородской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу поступило заявление о составлении мотивированного решения суда по настоящему делу.

Как следует из материалов дела, в Банк России отдел Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в г. Орле (далее - отдел Службы) поступила жалоба гражданина ФИО1 (вх. №ОЭТ1-35728 от 06.12.2018) (далее - Заявитель) на действия ПАО СК «Росгосстрах» (далее - Страховщик) по факту нарушения страхового законодательства Российской Федерации, регламентирующих порядок осуществления страхового возмещения в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В ходе рассмотрения указанной жалобы отделом Службы в адрес ПАО СК «Росгосстрах» через личный кабинет участника информационного обмена (далее - личный кабинет) были направлены запросы от 07.12.2018 № ТС59-14-8/21520, от 27.12.2018 № ТС59-14-8/2656 о предоставлении документов и информации.

Во исполнение Запроса Страховщик через личный кабинет без досылки бумажного экземпляра представил в Управление Службы письменные пояснения и копии документов (исх. № 63703/55 от 21.12.2018, исх. № 1436/55 от 17.01.2019).

По результатам рассмотрения и анализа представленных ПАО СК «Росгосстрах» и Заявителем документов установлено следующее.

24.08.2018 филиалом ПАО СК «Росгосстрах» по Белгородской области было получено заявление о прямом возмещении убытков (вх. № 10842) в связи с причинением ущерба транспортному средству KIA FB 2272 государственный регистрационный номер <***> (далее - ТС) в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 17.08.2018 (далее - ДТП). Гражданская ответственность собственника ТС гр. ФИО1 застрахована в ПАО СК «Росгосстрах» по договору ОСАГО серия XXX № 0041452416. К заявлению о прямом возмещении убытков прилагались все необходимые документы, предусмотренные п. 3.10 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, являющихся Приложением 1 к Положению Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П (далее - Правила ОСАГО).

На основании полученных документов Страховщиком зарегистрировано выплатное дело №0016737780.

27.08.2018 с целью организации осмотра повреждённого ТС, Страховщиком направлена телеграмма с уведомлением о необходимости предоставления поврежденного транспортного средства на осмотр с указанием даты, времени и места проведения осмотра, а также о необходимости обратиться в офис страховщика для получения направления на независимую техническую экспертизу.

30.08.2018 был проведен осмотр поврежденного ТС независимой экспертной организацией ООО «ТК Сервис Регион», что подтверждается Актом осмотра № 16737780 от 30.08.2018.

05.09.2018 в адрес Заявителя (исх.№ 6256-18/А от 03.09.2018) было направлено письмо с направлением на ремонт поврежденного ТС на СТОА ООО «Авто-Эксперт».

13.09.2019 Страховщику поступила претензия Заявителя (вх. № 11390 от 13.09.2018) с просьбой устранить противоречия, возникшие при сдаче ТС в ремонт. Исходя из изложенной в претензии информации, поврежденное ТС 12.09.2018 было принято СТОА ООО «Авто-Эксперт» на ремонт.

Заявителем к материалам обращения также был приложен акт приема-передачи 12.09.2018 ТС СТОА ООО «Авто-Эксперт», согласно которому автомобиль недвижимый и принят на СТОА с эвакуатора.

26.09.2018 по результатам рассмотрения претензии Страховщиком по адресу: <...> в условиях СТОА ООО «Авто-Эксперт» был организован дополнительный осмотр поврежденного ТС независимой экспертной организацией ООО «ТК Сервис Регион», что подтверждается Актом осмотра № 16737780 от 26.09.2018.

20.11.2018 в адрес Страховщика поступила претензия Заявителя о затягивании сроков ремонта поврежденного ТС.

29.11.2018 (исх. № 150038-18/А от 26.11.2018) Страховщиком по результатам рассмотрения претензии было направлено Заявителю уведомление о том, что срок ремонта ТС составляет 30 рабочих дней и после получения запасных частей ТС Заявителя будет отремонтировано.

Исходя из предоставленных Страховщиком в отдел Службы сведений (письмо исх. № 63703/55 от 21.12.2018) ТС для проведения восстановительного ремонта на СТОА передано не было, акт приема-передачи транспортного средства в ремонт не составлялся.

В связи с противоречивостью предоставленной Заявителем и Страховщиком информации отделом Службы в адрес Страховщика был направлен дополнительный запрос, в ответ на который 21.01.2019 Страховщик предоставил сведения, что 12.09.2018 ТС было передано на СТОА для дефектовки, а не для ремонта. Акт приема-передачи ТС на ремонт не составлялся по невнимательности сотрудника СТОА.

18.01.2019 отремонтированное ТС было передано Заявителю, что подтверждается Актом сдачи-приемки работ от НФФР-000468 от 18.01.2019.

Пунктом 15.1 статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО) предусмотрено, что страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).

Страховщик после осмотра поврежденного транспортного средства потерпевшего и (или) проведения его независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания и осуществляет оплату стоимости проводимого такой станцией восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего в размере, определенном в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, с учетом положений абзаца второго пункта 19 настоящей статьи.

Исходя из требований пункта 21 статьи 12 Закона об ОСАГО направление на ремонт поврежденного транспортного средства должно быть выдано страховщиком в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае, предусмотренном пунктом 15.3 данной статьи, 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов.

Согласно пункту 4.17 Правил ОСАГО направление на ремонт в обязательном порядке должно содержать следующие сведения: ФИО потерпевшего, номер договор обязательного страхования, наименование поврежденного транспортного средства, наименование и место нахождения станции технического обслуживания, срок проведения ремонта, размер возможной доплаты потерпевшего за восстановительный ремонт.

Срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства должен быть не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта (п. 15.2 ст. 12 Закона об ОСАГО, п.6.1. Правил ОСАГО).

Указанный срок может быть изменен только по согласованию между станцией технического обслуживания и потерпевшим, о чем должен быть проинформирован страховщик.

Как следует из пункта 51 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Постановление № 58) в случае организации и оплаты страховщиком восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания между страховщиком, потерпевшим и станцией технического обслуживания должно быть достигнуто соглашение о сроках, в которые станция технического обслуживания производит восстановительный ремонт транспортного средства потерпевшего, о полной стоимости ремонта, о возможном размере доплаты (абзацы третий и шестой пункта 17 статьи 12 Закона об ОСАГО). О достижении такого соглашения свидетельствует получение потерпевшим направления на ремонт.

Абзацем вторым и третьим пункта 60 Постановления Пленума установлено, что потерпевший для реализации своего права на получение страхового возмещения должен обратиться на станцию технического обслуживания в течение указанного в направлении срока, а при его отсутствии или при получении уведомления после истечения этого срока либо накануне его истечения - в разумный срок после получения от страховщика направления на ремонт (статья 314 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Если потерпевший не обратился на станцию технического обслуживания в указанный срок, то для получения страхового возмещения в форме восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства он обязан обратиться к страховщику с заявлением о выдаче нового направления взамен предыдущего.

Обязательства страховщика по организации и оплате восстановительного ремонта транспортного средства потерпевшего считаются исполненными страховщиком надлежащим образом с момента получения потерпевшим отремонтированного транспортного средства.

Ответственность за несоблюдение станцией технического обслуживания срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства и нарушение иных обязательств по восстановительному ремонту транспортного средства потерпевшего несет страховщик, выдавший направление на ремонт (абзацы восьмой и девятый пункта 17 статьи 12 Закона об ОСАГО).

В соответствии со статьей 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Статьей 191 ГК РФ установлено, что течение срока, определённого периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Учитывая, что поврежденное ТС было принято на СТОА ООО «Авто-Эксперт» 12.09.2018 и в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о достижении соглашения между Страховщиком, СТОА и Заявителем о продлении срока восстановительного ремонта поврежденного ТС, датой окончания срока осуществления ремонта ТС являлось 24.10.2018 (включительно).

Таким образом, Страховщиком допущено нарушение требований абзац второй пункта 15.2, абзац третий пункта 17 статьи 12 Закона об ОСАГО, п.6.1. Правил ОСАГО.

ПАО СК «Росгосстрах» имеет лицензию Центрального банка Российской Федерации ОС № 0001 - 03 от 06.06.2018 на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Пунктом 1 статьи 32 Закона № 4015-1 установлено, что право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставлено только субъекту страхового дела, получившему лицензию.

Согласно пункту 5 статьи 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства. Соблюдение страховщиком страхового законодательства является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование.

В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) положения данного закона не распространяются на отношения, связанные с лицензированием страховой деятельности. В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о лицензировании, лицензирование страховой деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующей сфере деятельности.

Действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования (условия) при осуществлении страховой деятельности. Условия для осуществления страховой деятельности установлены Законом № 4015-1, пункт 5 статьи 30 которого обязывает субъектов страхового дела соблюдать требования страхового законодательства, в том числе нормы Закона, Правил ОСАГО.

Из совокупности указанных норм следует, что соблюдение лицензионных требований, прежде всего, означает соблюдение при осуществлении деятельности, предусмотренной лицензией на страхование, норм страхового законодательства, т.е. норм указанных выше законов в целом.

В рассматриваемом случае Страховщик имел возможность для соблюдения лицензионных требований при осуществлении лицензируемой предпринимательской деятельности, однако небрежно отнёсся к исполнению своих обязанностей.

Таким образом, действия ПАО СК «Росгосстрах» свидетельствуют о нарушении Страховщиком требований страхового законодательства Российской Федерации (лицензионные требования и условия, установленные подпунктом 1 пункта 5 статьи 30 Закона № 4015-1).

Нарушение ПАО СК «Росгосстрах» установленного срока проведения восстановительного ремонта транспортного средства (увеличение срока восстановительного ремонта транспортного средства не было согласовано) на основании требований абзаца второго пункта 15.2, абзаца третьего пункта 17 статьи 12 Закона об ОСАГО, п.6.1. Правил ОСАГО, отвечает признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Согласно частям 1, 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в области страхования, его объективной стороной является нарушение установленного срока для проведения восстановительного ремонта транспортного средства.

В соответствии с частью 1 статьи 25.15 Ко АП лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из приведенной нормы КоАП следует, что извещение будет являться надлежащим только в том случае, если предусмотрена возможность фиксирования получения извещения адресатом, о чем также отмечает Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 3 статьи 25.2 КоАП РФ).

На основании части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отделение обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявления по следующим основаниям.

Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и Федеральном законе об административных правонарушениях (статья 202 АПК РФ).

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Ведущим юрисконсультом юридического отдела Отделения по Белгородской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (Отделение Белгород) ФИО2., составлен протокол об административном правонарушении ТУ-14-ЮЛ-19-4495 и возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ПАО СК «Росгосстрах» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Ко АП РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии), а объективная сторона состоит в нарушении при такой деятельности предусмотренных специальным разрешением (лицензией) условий.

Согласно частям 1, 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

ПАО СК «Росгосстрах» имеет лицензию Центрального банка Российской Федерации (Банка России) на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОС № 0001-03 от 06.06.2018.

В соответствии со статьей 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-Ф3 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», пунктами 3, 4 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон №4015-1) Банк России осуществляет полномочия по контролю и надзору за соблюдением требований страхового законодательства субъектами страхового дела.

Согласно пункту 1 статьи 30 Закона №4015-1 надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон №40- ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 п.5 статьи 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.

Статьей 1 Закона № 4015-1 определено, что составной частью страхового законодательства, помимо Закона № 4015-1, являются федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона № 40-ФЗ, если потерпевший намерен воспользоваться своим правом на страховое возмещение, он обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая и в сроки, установленные правилами обязательного страхования, направить страховщику заявление о страховом возмещении и документы, предусмотренные правилами обязательного страхования.

Перечень документов, подлежащих представлению потерпевшим страховщику установлен пунктом 3.10 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Положение Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Правила ОСАГО).

Как указано выше, в Банк России отдел Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в г. Орле (далее - отдел Службы) поступила жалоба гражданина ФИО1 (вх. №ОЭТ1-35728 от 06.12.2018) (далее - Заявитель) на действия ПАО СК «Росгосстрах» (далее - Страховщик) по факту нарушения страхового законодательства Российской Федерации, регламентирующих порядок осуществления страхового возмещения в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В ходе рассмотрения указанной жалобы отделом Службы в адрес ПАО СК «Росгосстрах» через личный кабинет участника информационного обмена (далее - личный кабинет) были направлены запросы от 07.12.2018 № ТС59-14-8/21520, от 27.12.2018 № ТС59-14-8/2656 о предоставлении документов и информации.

Во исполнение Запроса Страховщик через личный кабинет без досылки бумажного экземпляра представил в Управление Службы письменные пояснения и копии документов (исх. № 63703/55 от 21.12.2018, исх. № 1436/55 от 17.01.2019).

По результатам рассмотрения и анализа представленных ПАО СК «Росгосстрах» и Заявителем документов установлено следующее.

24.08.2018 филиалом ПАО СК «Росгосстрах» по Белгородской области было получено заявление о прямом возмещении убытков (вх. № 10842) в связи с причинением ущерба транспортному средству KIA FB 2272 государственный регистрационный номер <***> (далее - ТС) в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 17.08.2018 (далее - ДТП). Гражданская ответственность собственника ТС гр. ФИО1 застрахована в ПАО СК «Росгосстрах» по договору ОСАГО серия XXX № 0041452416. К заявлению о прямом возмещении убытков прилагались все необходимые документы, предусмотренные п. 3.10 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, являющихся Приложением 1 к Положению Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П (далее - Правила ОСАГО).

На основании полученных документов Страховщиком зарегистрировано выплатное дело №0016737780.

27.08.2018 с целью организации осмотра повреждённого ТС, Страховщиком направлена телеграмма с уведомлением о необходимости предоставления поврежденного транспортного средства на осмотр с указанием даты, времени и места проведения осмотра, а также о необходимости обратиться в офис страховщика для получения направления на независимую техническую экспертизу.

30.08.2018 был проведен осмотр поврежденного ТС независимой экспертной организацией ООО «ТК Сервис Регион», что подтверждается Актом осмотра № 16737780 от 30.08.2018.

05.09.2018 в адрес Заявителя (исх.№ 6256-18/А от 03.09.2018) было направлено письмо с направлением на ремонт поврежденного ТС на СТОА ООО «Авто-Эксперт».

13.09.2019 Страховщику поступила претензия Заявителя (вх. № 11390 от 13.09.2018) с просьбой устранить противоречия, возникшие при сдаче ТС в ремонт. Исходя из изложенной в претензии информации, поврежденное ТС 12.09.2018 было принято СТОА ООО «Авто-Эксперт» на ремонт.

Заявителем к материалам обращения также был приложен акт приема-передачи 12.09.2018 ТС СТОА ООО «Авто-Эксперт», согласно которому автомобиль недвижимый и принят на СТОА с эвакуатора.

26.09.2018 по результатам рассмотрения претензии Страховщиком по адресу: <...> в условиях СТОА ООО «Авто-Эксперт» был организован дополнительный осмотр поврежденного ТС независимой экспертной организацией ООО «ТК Сервис Регион», что подтверждается Актом осмотра № 16737780 от 26.09.2018.

20.11.2018 в адрес Страховщика поступила претензия Заявителя о затягивании сроков ремонта поврежденного ТС.

29.11.2018 (исх. № 150038-18/А от 26.11.2018) Страховщиком по результатам рассмотрения претензии было направлено Заявителю уведомление о том, что срок ремонта ТС составляет 30 рабочих дней и после получения запасных частей ТС Заявителя будет отремонтировано.

Исходя из предоставленных Страховщиком в отдел Службы сведений (письмо исх. № 63703/55 от 21.12.2018) ТС для проведения восстановительного ремонта на СТОА передано не было, акт приема-передачи транспортного средства в ремонт не составлялся.

В связи с противоречивостью предоставленной Заявителем и Страховщиком информации отделом Службы в адрес Страховщика был направлен дополнительный запрос, в ответ на который 21.01.2019 Страховщик предоставил сведения, что 12.09.2018 ТС было передано на СТОА для дефектовки, а не для ремонта. Акт приема-передачи ТС на ремонт не составлялся по невнимательности сотрудника СТОА.

18.01.2019 отремонтированное ТС было передано Заявителю, что подтверждается Актом сдачи-приемки работ от НФФР-000468 от 18.01.2019.

Согласно пункту 5 статьи 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.

Соблюдение страховщиком страхового законодательства является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование.

Следовательно, деятельность по осуществлению страхования могут осуществлять только те субъекты, которые соответствуют лицензионным требованиям, имеют соответствующую лицензию и соблюдают лицензионные требования.

В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) положения данного закона не распространяются на отношения, связанные с лицензированием страховой деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о лицензировании, лицензирование страховой деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующей сфере деятельности.

Действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования (условия) при осуществлении страховой деятельности. Условия для осуществления страховой деятельности установлены Законом № 4015-1, пункт 5 статьи 30 которого обязывает субъектов страхового дела соблюдать требования страхового законодательства, в том числе нормы Закона, Правил ОСАГО.

Из совокупности указанных норм следует, что соблюдение лицензионных требований, прежде всего, означает соблюдение при осуществлении деятельности, предусмотренной лицензией на страхование, норм страхового законодательства, т.е. норм указанных выше законов в целом.

В рассматриваемом случае Страховщик имел возможность для соблюдения лицензионных требований при осуществлении лицензируемой предпринимательской деятельности, однако небрежно отнесся к исполнению своих обязанностей.

Таким образом, Страховщиком допущено нарушение требований абзац второй пункта 15.2, абзац третий пункта 17 статьи 12 Закона об ОСАГО, п.6.1. Правил ОСАГО.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона № 4015-1 право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только объекту страхового дела, получившему лицензию.

Согласно пункту 5 статьи 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.

Соблюдение страховщиком страхового законодательства является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование.

Пунктом 1 статьи 32 Закона № 4015-1 установлено, что право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставлено только субъекту страхового дела, получившему лицензию.

Согласно пункту 5 статьи 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства. Соблюдение страховщиком страхового законодательства является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование.

В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) положения данного закона не распространяются на отношения, связанные с лицензированием страховой деятельности. В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о лицензировании, лицензирование страховой деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующей сфере деятельности.

Действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования условия) при осуществлении страховой деятельности. Условия для осуществления страховой деятельности установлены Законом № 4015-1, пункт 5 статьи 30 которого обязывает субъектов страхового дела соблюдать требования страхового законодательства, в том числе нормы Закона № 40-ФЗ, Правил ОСАГО.

Из совокупности указанных норм следует, что соблюдение лицензионных требований, прежде всего, означает соблюдение при осуществлении деятельности, предусмотренной лицензией на страхование, норм страхового законодательства, т.е. норм указанных выше законов в целом.

В рассматриваемом случае Страховщик имел возможность для соблюдения лицензионных требований при осуществлении лицензируемой предпринимательской деятельности, однако небрежно отнёсся к исполнению своих обязанностей.

Таким образом, действия ПАО СК «Росгосстрах» свидетельствуют о нарушении Страховщиком требований страхового законодательства Российской Федерации (лицензионные требования и условия, установленные подпунктом 1 пункта 5 статьи 30 Закона № 4015-1).

Нарушение ПАО СК «Росгосстрах» установленного срока проведения восстановительного ремонта транспортного средства (увеличение срока восстановительного ремонта транспортного средства не было согласовано) на основании требований абзаца второго пункта 15.2, абзаца третьего пункта 17 статьи 12 Закона об ОСАГО, п.6.1. Правил ОСАГО, отвечает признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, подтверждающих невозможность исполнения страхового законодательства, лицом, привлекаемым к административной ответственности, не представлено.

Таким образом, суд считает, что ПАО СК «Росгосстрах» имело возможность обеспечить соблюдение правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению страхового законодательства.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, получив лицензию на осуществление страховой деятельности, приняло на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности. Несоблюдение страховщиком лицензионных требований и условий свидетельствует о наличии вины в его действиях.

Одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, если иное не предусмотрено данной нормой, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Как следует из вменяемых ПАО СК «Росгосстрах» нарушений, им не исполнены обязанности к определенному закону сроку, в связи с чем правонарушение нельзя признать длящимся.

Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся (пункт 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Положения части 3 статьи 14.1 КоАП РФ регулируют правоотношения, связанные с применением законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, в связи с чем в рассматриваемом случае для суда, рассматривающего дело о привлечении к административной ответственности, подлежит применению трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Применение к данному случаю годичного срока давности привлечения к административной ответственности, в частности установленного статьей 4.5 КоАП РФ для нарушений законодательства о защите прав потребителей, страхового законодательства, невозможно, поскольку по статье 14.1 КоАП РФ рассматривается нарушение лицензионного законодательства с общим (трехмесячным) сроком давности привлечения судами к административной ответственности.

Установление административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.1 КоАП РФ, направлено на административно-правовую охрану общественных отношений, регулируемых лицензионным законодательством. Соответственно, и привлечение к административной ответственности предполагается именно за нарушения требований или условий специального разрешения (лицензии), которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 N 3-П).

Как указано в пункте 2 резолютивной части данного Постановления, выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл части 1 статьи 4.5 КоАП РФ является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.

Согласно материалам дела и протоколу об административном правонарушении от 12.03.2019, датой совершения правонарушения являются 25.10.2018.

В настоящем случае при исчислении трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности со следующего дня по истечении дня исполнения страховщиком соответствующей обязанности - к дате принятия решения суда (резолютивная часть от 15.05.2019) такой трехмесячный срок истек- 25.01.2019.

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

Установленные в статье 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению, и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности согласно части 2 статьи 206 АПК РФ.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления о привлечении ПАО СК «Росгосстрах» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ следует отказать.

Заявление о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается.

Руководствуясь ст.ст. 206, 226, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Отделения по Белгородской области Главного управления Центрального банка РФ по ЦФО о привлечении ПАО СК "РОСГОССТРАХ" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, отказать в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Мотивированное решение может быть изготовлено в течение пяти дней со дня поступления соответствующего заявления от лица, участвующего в деле. Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия.

Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья Полухин Р.О.