АРБИТРАЖНЫЙ СУД
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000
Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38
сайт: http://belgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации |
Р Е Ш Е Н И Е |
г. Белгород | Дело № А08-2108/2018 |
17 мая 2018 года |
Арбитражный суд Белгородской области
в составе судьи Хлебникова А. Д.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудио и видеозаписи помощником судьи Демченко И.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации города Белгорода
к УГЖН Белгородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо: ФИО1
о признании ненормативного правового акта недействительным
при участии в судебном заседании:
от Администрации города Белгорода – представителя по доверенности 19.03.2018 ФИО2
от УГЖН Белгородской области – не явились, надлежаще извещены
ФИО1 – предъявлен паспорт
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Белгорода (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании недействительным предписания № 1667 от 25.12.2017, выданного Управлением государственного жилищного надзора Белгородской области (далее – УГЖН по Белгородской области) в отношении городского округа «Город Белгород», о замене газовой плиты в муниципальной квартире № 80 в дом № 130 по пр. Б.Хмельницкого города Белгорода.
Администрация города Белгорода заявленные требования поддержала, сославшись на то, что возложение на Администрацию обязанности по замене газовой плиты не соответствуют положениям действующего законодательства, а кроме того, по мнению заявителя, отсутствуют основания полагать, что газовая плита, находившаяся в квартире при проверке УГЖН по Белгородской области, является той плитой, которая находилась в квартире на момент заключения договора социального найма.
Управление государственного жилищного надзора Белгородской области в судебное заседание не явилось, просит рассмотреть дело без участия представителя Управления.
Отзывом УГЖН по Белгородской области заявленное требование не признало, считая оспариваемое предписание законным и обоснованным. Полагает, что заявитель как собственник квартиры № 80 в доме № 130 по пр. Б.Хмельницкого города Белгорода обязан произвести замену газовой плиты, срок эксплуатации которой истек (л.д.24-26).
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица ФИО1, наниматель по договору социального найма вышеуказанной квартиры, разделяет позицию УГЖН Белгородской области.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 18.12.2017 №1667-р Управлением государственного жилищного надзора Белгородской области была проведена выездная внеплановая проверка Администрации города по вопросу обращения о необходимости замены газовой плиты нанимателя кв.80 многоквартирного дома №130, расположенного по пр. Б/Хмельницкого в г. Белгороде.
По результатам проверки составлен акт №1667 от 25.12.2017 (л.д.32-34).
Проверкой установлено, что согласно клейма завода-изготовителя газовой плиты, которой оборудована упомянутая выше квартира, она изготовлена в 1966 году. Исходя из того, что продолжительность эффективной эксплуатации газовых плит составляет 20 лет, УГЖН Белгородской области городскому округу «город Белгород» выдано предписание о замене газовой плиты в муниципальной квартире №80 по пр-ту Б/Хмельницкого,130 в г. Белгороде (л.д.31).
Не согласившись с предписанием, Администрация города обратилась в арбитражный суд с настоящим требованием.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании предписания может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов администрации.
При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
На основании части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Белгородской области от 09.02.2015 N 44-пп, уполномоченным органом государственной власти Белгородской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, является Управление государственного жилищного надзора Белгородской области.
Задачами управления госжилнадзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию.
Квартира №80 по пр-ту Б/Хмельницкого,130 в г.Белгороде является муниципальной собственностью муниципального образования "город Белгород" и на основании договора от 28.06.2017 социального найма жилого помещения передана в бессрочное владение и пользование ФИО1 (л.д.12-13).
Статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (часть 3). Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (часть 4).
Указанные требования корреспондируют положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании пункта 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Из указанного следует, что полномочия муниципального образования "город Белгород" как собственника жилого помещения, расположенного по адресу: г. Белгород, пр-кт Б/Хмельницкого,130, кв.80, по распоряжению принадлежащим ему имуществом осуществляет Администрация города Белгорода.
При этом обязанность обеспечивать проведение капитального ремонта жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, и общего имущества в многоквартирном жилом доме возложена на собственника независимо от того, действует собственник от своего имени или через управомоченное им лицо.
Согласно части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных названным Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма, в числе прочего, обязан: принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение (подпункт 2); осуществлять капитальный ремонт жилого помещения (подпункт 3).
На основании статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
При этом в соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу пункта 2 статьи 681 Гражданского кодекса Российской Федерации капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Частью 2 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации.
В развитие указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315 утвержден Типовой договор социального найма жилого помещения, пунктом 5 которого установлено, что к обязанностям наймодателя относятся: передача нанимателю по акту в течение 10 дней со дня подписания соответствующего договора свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям (подпункт "а"); принятие участия в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное по договору социального найма жилое помещение (подпункт "б"); осуществление капитального ремонта жилого помещения (подпункт "в").
Аналогичные обязанности Администрации муниципального образования "город Белгород" как наймодателя жилого помещения, расположенного по адресу: г. Белгород, пр-кт Б/Хмельницкого,130, кв.80, предусмотрены подпунктами пунктом 2.2 договора от 28.06.2011 социального найма жилого помещения, заключенного с третьим лицом.
В действующем ЖК РФ не имеется перечня работ, которые должны производиться при капитальном, а также при текущем ремонте. Однако в типовом договоре социального найма жилого помещения, утвержденном в соответствии со ст. 63 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. N 315, определено, что "к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения). Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им" (пп. "е" п. 4).
Как видно из этого перечня, работы по замене газовой плиты в него не входят. Следовательно, такие работы должны осуществляться в порядке капитального ремонта, то есть наймодателем, в связи с чем суд отклоняет довод заявителя о том, что замена внутриквартирного газового оборудования не входит в его обязанности как собственника жилого помещения.
Также не может быть принят судом довод Администрации города о том, что отсутствуют основания полагать, что газовая плита, находившаяся в квартире при проверке УГЖН по Белгородской области, является той плитой, которая находилась в квартире на момент заключения договора социального найма.
Приведенный довод заявителя основан на предположении и не подтверждается доказательствами.
Как видно из договора социального найма от 28.06.2011 нанимателю передавалось пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, что означает комплектование квартиры в числе прочего и газовой плитой.
Заявителем не представлено доказательств того, что газовая плита, находящаяся на момент проверки в квартире третьего лица, не является той плитой, которая передавалась нанимателю после заключения договора социального найма.
При таких обстоятельствах оспариваемое предписание не изменяет характера и не увеличивает размер обязательств Администрации, возложенных на нее законодательством и добровольно принятых по договору социального найма жилого помещения.
По результатам исследования совокупности представленных сторонами доказательств суд приходит к выводу, что предписание от № 1667 от 25.12.2017 не нарушает прав и законных интересов Администрации, соответствует жилищному законодательству. Предписание выдано уполномоченным должностным лицом, требования, предъявленные надзорным органом, основаны на нормах закона, ясны и понятны, сроки для устранения выявленных нарушений являются реальными, что делает предписание исполнимым.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Заявленное требование удовлетворению не подлежит.
Расходы по госпошлине судом не распределяются, т.к. при обращении в суд Администрация города не уплачивала госпошлину на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать Администрации города Белгорода в удовлетворении требования о признании недействительным предписания № 1667 от 25.12.2017, выданного Управлением государственного жилищного надзора Белгородской области в отношении городского округа «город Белгород».
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Белгородской области.
Судья | Хлебников А. Д. |