АРБИТРАЖНЫЙ СУД
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000
Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38
Сайт: http://belgorod.arbitr.ru
г. Белгород
Дело № А08-2182/2019
23 мая 2019 года
Резолютивная часть решения изготовлена 16 мая 2019 года
Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2019 года
Арбитражный суд Белгородской области
в составе судьи Полухина Р.О.
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Белгородской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020)
к АО "АльфаСтрахование" (ИНН 7713056834, ОГРН 1027739431730)
3-е лицо: Петросян Г.А.
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ
без вызова сторон.
УСТАНОВИЛ:
Заявитель - Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Белгородской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (далее-отделение, административный орган) обратился в арбитражный суд о привлечении АО "АльфаСтрахование" (общество, страховщик) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу подпункта 3 части 1 статьи 227 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон. Текст определения о принятии искового заявления (заявления) и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства размещён на официальном сайте арбитражного суда и приложенные к заявлению документы также размещены в режиме ограниченного доступа на официальном сайте в картотеке арбитражных дел.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства.
В установленный срок АО "АльфаСтрахование" представило в суд отзыв на заявление, в котором полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, в связи с истечением срока для привлечения к административной ответственности.
16.05.2019 судом была вынесена резолютивная часть решения по настоящему делу. В соответствии с решением, в удовлетворении заявленных требований отказано.
21.05.2019 в арбитражный суд от Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Белгородской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу поступило заявление о составлении мотивированного решения суда по настоящему делу.
Как следует из материалов дела, в Интернет-приемную Банка России 17.12.2018 идентификационный №18-12- 148180 и 29.12.2018 идентификационный №18-12-153465 поступили обращения с приложениями гр. Петросяна Георгия Аршаковича (далее - Заявитель) по факту возможного нарушения АО «АльфаСтрахование» требований страхового законодательства Российской Федерации, регламентирующих порядок осуществления страхового возмещения имущественного вреда по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор ОСАГО) вследствие дорожно-транспортного происшествия.
Обращение передано для рассмотрения в отдел Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России в г. Орел (далее - отдел Службы).
В ходе рассмотрения указанной жалобы отделом Службы в адрес АО «АльфаСтрахование» был направлен запрос от 26.12.2018 № ТС59- 14-8/22560 о предоставлении документов и информации.
Во исполнение Запроса Страховщик представил в Управление Службы документы от 16.01.2019 исх. № 5758097)
По результатам рассмотрения и анализа представленных АО «АльфаСтрахование» и Заявителем документов установлено следующее.
Как следует из представленных АО «АльфаСтрахование» объяснений и документов между Заявителем и АО «АльфаСтрахование» заключен договор ОСАГО XXX № 0051388939 на срок страхования с 23.08.2018 по 22.08.2019.
10.11.2018 произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого, были причинены повреждения транспортному средству Заявителя.
15.11.2018 в АО «АльфаСтрахование» поступило заявление на получение страховой выплаты при наступлении события, имеющего признаки страхового случая.
Страховщиком 22.11.2018 был организован осмотр поврежденного транспортного средства, в ходе которого, был составлен акт осмотра.
В результате рассмотрения представленного Заявителем комплекта документов, Страховщиком было принято решение о признании заявленного события страховым случаем.
Таким образом, в рассматриваемом случае Страховщик обязан был выдать направление на ремонт, либо составить акт о страховом случае и произвести страховую выплату или направить потерпевшему мотивированный отказ в выплате страхового возмещения не позднее 05.12.2018.
Страховщиком было подготовлено направление на ремонт на СТО А ООО «ИП Морозов С.Г.». О готовности направления на ремонт Заявителю было направлено СМС- сообщение. В последующем Заявителю было направлено уведомление от 23.12.2018 о готовности направления на СТОА. По информации, полученной Страховщиком от сотрудников СТОА, Заявитель был записан на ремонт 27.12.2018, однако транспортное средство предоставлено не было.
Таким образом, у Страховщика отсутствовали объективные препятствия для соблюдения установленных законом правил осуществления страхового возмещения по договору ОСАГО XXX № 0051388939 и имелись все необходимые сведения для своевременного осуществления страхового возмещения в рассматриваемом случае в установленный законодательством срок. Страховщик имел возможность на основании необходимых для решения вопроса о страховом возмещении документов, поступивших от Заявителя 15.11.2018 предоставить Заявителю направление на ремонт в установленные законодательством сроки.
В связи с чем, Страховщиком допущено нарушение требований пунктов 11 и 21 статьи 12 Закона об ОСАГО, пункта 4.22 Правил ОСАГО.
Согласно пункту 5 статьи 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
Соблюдение страховщиком страхового законодательства является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование.
Следовательно, деятельность по осуществлению страхования могут осуществлять только те субъекты, которые соответствуют лицензионным требованиям, имеют соответствующую лицензию и соблюдают лицензионные требования.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) положения данного закона не распространяются на отношения, связанные с лицензированием страховой деятельности. В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о лицензировании, лицензирование страховой деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующей сфере деятельности.
Действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования (условия) при осуществлении страховой деятельности. Условия для осуществления страховой деятельности установлены Законом № 4015-1, пункт 5 статьи 30 которого обязывает субъектов страхового дела соблюдать требования страхового законодательства, в том числе нормы Закона, Правил ОСАГО.
Из совокупности указанных норм следует, что соблюдение лицензионных
требований, прежде всего, означает соблюдение при осуществлении деятельности, предусмотренной лицензией на страхование, норм страхового законодательства, т.е. норм указанных выше законов в целом.
В рассматриваемом случае Страховщик имел возможность для соблюдения лицензионных требований при осуществлении лицензируемой предпринимательской деятельности, однако небрежно отнесся к исполнению своих обязанностей.
Таким образом, действия АО «АльфаСтрахование» свидетельствуют о нарушении Страховщиком требований страхового законодательства Российской Федерации (лицензионные требования и условия, установленные подпунктом 1 пункта 5 статьи 30 Закона № 4015-1).
Ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно представленным Страховщиком документам подразделением Страховщика, ответственным за рассмотрение требований Заявителя об осуществлении страхового возмещения, является Белгородский филиал АО «АльфаСтрахование», поскольку ответы Страховщика изготавливались на бланке Белгородского филиала АО «АльфаСтрахование» и подписывались должностными лицами Отдела урегулирования региональных убытков Белгородского филиала АО «АльфаСтрахование».
Место нахождения Белгородского филиала АО «АльфаСтрахование»: г. Белгород, ул. Костюкова, д. 36-Д (строки 784 - 792 Выписки из единого государственного реестра юридических лиц в отношении АО «Альфа Страхование»).
Учитывая выявленные нарушения, 18.03.2019 в отношении АО "АльфаСтрахование" составлен протокол об административном правонарушении № ТУ-14-ЮЛ-19-5178/1020-1 по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Уведомление от 08.02.2019 №72826/1010-1 направлено с сопроводительным письмом от 08.02.2019 №Т114-18-7/834 заказной почтовой корреспонденцией по адресу местонахождения АО «АльфаСтрахование» (115162, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 31, стр. Б).
Согласно уведомлению о вручении регистрируемой почтовой корреспонденции и отчету, размещенному на официальном сайте ФГУП «Почта России», почтовое отправление с почтовым идентификатором 30897132101047 получено адресатом 19.02.2019; уведомление от 08.02.2019 №72826/1010-1 направлено с сопроводительным письмом от 08.02.2019 №Т114-18-7/834 заказной почтовой корреспонденцией по адресу местонахождения Белгородского филиала (308012, г. Белгород, ул. Костюкова, д. 36-Д), письму присвоен внутрироссийский почтовый идентификатор 30897132101054. Согласно уведомлению о вручении почтовое отправление получено адресатом 12.02.2019; уведомление от 08.02.2019 №Т114-18-7/833 направлено с сопроводительным письмом от 08.02.2019 №Т114-18-7/835 заказной почтовой корреспонденцией по адресу Заявителя - Петросяна Георгия Аршаковича: 308504, Белгородская область, Белгородский р-н, п. Таврово-7, ул. Урожайная, дом 4. Письму присвоен внутрироссийский почтовый идентификатор 30897132101030.
Согласно уведомлению о вручении 20.02.2019 была неудачная попытка вручения. Уведомление в Отделение Белгород не возвращено. Следовательно, у административного органа отсутствовала достоверная информация о надлежащем извещении потерпевшего о времени, дате и месте составления протокола об административном правонарушении в отношении Страховщика.
Составление протокола об административном правонарушении перенесено на 18.03.2019 страховщику 05.03.2019 №966/98027 телеграфом направлено уведомление о времени и месте составления протокола. Телеграмма получена Страховщиком 05.03.2019.
18.03.2019 в Отделение Белгород поступили доверенность №10890/17 от 03.11.2017 на имя Рогачевой Анастасии Геннадьевны и заявление с возражением против составления протокола об административном правонарушении и о составлении протокола без участия представителей АО «АльфаСтрахование».
05 марта 2019 г. потерпевшему Петросяну Г.А. также телеграфом (№966/70815) направлено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. По сведениям ПАО «Ростелеком» (телеграмма от 07.03.2019 №651/1) телеграмма Петросяну Г.А. не доставлена. Квартира закрыта. Адресат по извещению за телеграммой не является.
В соответствии с частью 1 статьи 25.15 Ко АП лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенной нормы КоАП следует, что извещение будет являться надлежащим только в том случае, если предусмотрена возможность фиксирования получения извещения адресатом, о чем также отмечает Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 3 статьи 25.2 КоАП РФ).
На составление протокола об административном правонарушении гр. Петросян Г.А. в назначенное время не явился, об отложении не просил, извещен надлежащим образом, следовательно, препятствий для составления протокола об административном правонарушении в его отсутствие в соответствии с п.3 ст. 25.2 КоАП РФ не имеется.
На основании части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отделение обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и Федеральном законе об административных правонарушениях (статья 202 АПК РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Ведущим юрисконсультом юридического отдела Отделения по Белгородской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (Отделение Белгород) Малыхиным С.Б., составлен протокол об административном правонарушении ТУ-14-ЮЛ-19-5178/1020-1 и возбуждено дело об административном правонарушении в отношении Акционерного общества «АльфаСтрахование» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Ко АП РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии), а объективная сторона состоит в нарушении при такой деятельности предусмотренных специальным разрешением (лицензией) условий.
Согласно частям 1, 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
АО "АльфаСтрахование" имеет лицензию Центрального банка Российской Федерации (Банка России) на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОС № 2239 - 03 от 13.11.2017.
В соответствии со статьей 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-Ф3 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», пунктами 3, 4 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон №4015-1) Банк России осуществляет полномочия по контролю и надзору за соблюдением требований страхового законодательства субъектами страхового дела.
Согласно пункту 1 статьи 30 Закона №4015-1 надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон №40- ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 п.5 статьи 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
Статьей 1 Закона № 4015-1 определено, что составной частью страхового законодательства, помимо Закона № 4015-1, являются федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона № 40-ФЗ, если потерпевший намерен воспользоваться своим правом на страховое возмещение, он обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая и в сроки, установленные правилами обязательного страхования, направить страховщику заявление о страховом возмещении и документы, предусмотренные правилами обязательного страхования.
Перечень документов, подлежащих представлению потерпевшим страховщику установлен пунктом 3.10 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Положение Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Правила ОСАГО).
Как указано выше, в Интернет-приемную Банка России 17.12.2018 идентификационный №18-12- 148180 и 29.12.2018 идентификационный №18-12-153465 поступили обращения с приложениями гр. Петросяна Георгия Аршаковича (далее - Заявитель) по факту возможного нарушения АО «АльфаСтрахование» требований страхового законодательства Российской Федерации, регламентирующих порядок осуществления страхового возмещения имущественного вреда по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор ОСАГО) вследствие дорожно-транспортного происшествия.
Обращение передано для рассмотрения в отдел Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России в г. Орел (далее - отдел Службы).
В ходе рассмотрения указанной жалобы отделом Службы в адрес АО «АльфаСтрахование» был направлен запрос от 26.12.2018 № ТС59- 14-8/22560 о предоставлении документов и информации.
Во исполнение Запроса Страховщик представил в Управление Службы документы от 16.01.2019 исх. № 5758097)
По результатам рассмотрения и анализа представленных АО «АльфаСтрахование» и Заявителем документов установлено следующее.
Как следует из представленных АО «АльфаСтрахование» объяснений и документов между Заявителем и АО «АльфаСтрахование» заключен договор ОСАГО XXX № 0051388939 на срок страхования с 23.08.2018 по 22.08.2019.
10.11.2018 произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого, были причинены повреждения транспортному средству Заявителя.
15.11.2018 в АО «АльфаСтрахование» поступило заявление на получение страховой выплаты при наступлении события, имеющего признаки страхового случая.
Страховщиком 22.11.2018 был организован осмотр поврежденного транспортного средства, в ходе которого, был составлен акт осмотра.
В результате рассмотрения представленного Заявителем комплекта документов, Страховщиком было принято решение о признании заявленного события страховым случаем.
Таким образом, в рассматриваемом случае Страховщик обязан был выдать направление на ремонт, либо составить акт о страховом случае и произвести страховую выплату или направить потерпевшему мотивированный отказ в выплате страхового возмещения не позднее 05.12.2018.
Страховщиком было подготовлено направление на ремонт на СТО А ООО «ИП Морозов С.Г.». О готовности направления на ремонт Заявителю было направлено СМС- сообщение. В последующем Заявителю было направлено уведомление от 23.12.2018 о готовности направления на СТОА. По информации, полученной Страховщиком от сотрудников СТОА, Заявитель был записан на ремонт 27.12.2018, однако транспортное средство предоставлено не было.
Таким образом, у Страховщика отсутствовали объективные препятствия для соблюдения установленных законом правил осуществления страхового возмещения по договору ОСАГО XXX № 0051388939 и имелись все необходимые сведения для своевременного осуществления страхового возмещения в рассматриваемом случае в установленный законодательством срок. Страховщик имел возможность на основании необходимых для решения вопроса о страховом возмещении документов, поступивших от Заявителя 15.11.2018 предоставить Заявителю направление на ремонт в установленные законодательством сроки.
В связи с чем, Страховщиком допущено нарушение требований пунктов 11 и 21 статьи 12 Закона об ОСАГО, пункта 4.22 Правил ОСАГО.
Согласно пункту 5 статьи 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
Соблюдение страховщиком страхового законодательства является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование.
Следовательно, деятельность по осуществлению страхования могут осуществлять только те субъекты, которые соответствуют лицензионным требованиям, имеют соответствующую лицензию и соблюдают лицензионные требования.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) положения данного закона не распространяются на отношения, связанные с лицензированием страховой деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о лицензировании, лицензирование страховой деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующей сфере деятельности.
Действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования (условия) при осуществлении страховой деятельности. Условия для осуществления страховой деятельности установлены Законом № 4015-1, пункт 5 статьи 30 которого обязывает субъектов страхового дела соблюдать требования страхового законодательства, в том числе нормы Закона, Правил ОСАГО.
Из совокупности указанных норм следует, что соблюдение лицензионных
требований, прежде всего, означает соблюдение при осуществлении деятельности, предусмотренной лицензией на страхование, норм страхового законодательства, т.е. норм указанных выше законов в целом.
В рассматриваемом случае Страховщик имел возможность для соблюдения лицензионных требований при осуществлении лицензируемой предпринимательской деятельности, однако небрежно отнесся к исполнению своих обязанностей.
Таким образом, действия АО «АльфаСтрахование» свидетельствуют о
нарушении Страховщиком требований страхового законодательства Российской Федерации (лицензионные требования и условия, установленные подпунктом 1 пункта 5 статьи 30 Закона № 4015-1).
Таким образом, Страховщиком допущено нарушение требований пункта 21 статьи 12 Закона № 40-ФЗ, пункта 4.22 Правил ОСАГО, выразившееся в несоблюдении срока осуществления страхового возмещения потерпевшего.
В соответствии с пунктом 21 статьи 12 Закона № 40-ФЗ в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае, предусмотренном пунктом 15.3 данной статьи, 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, Страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или после осмотра и (или) независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства выдать потерпевшему направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, и срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении.
Нормами пункта 4.22 Правил ОСАГО предусмотрено, что в течение указанного срока страховщик обязан составить документ, подтверждающий решение страховщика об осуществлении страхового возмещения или прямого возмещения убытков, фиксирующий причины и обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, являющегося страховым случаем, его последствия, характер и размер понесённого ущерба, размер подлежащей выплате страховой суммы (далее - акт о страховом случае), и произвести страховую выплату, а в случае возмещения вреда в натуре, выдать потерпевшему направление на ремонт (в последнем случае акт о страховом случае не составляется страховщиком) либо направить в письменном виде извещение об отказе в страховой выплате или отказе в выдаче направления на ремонт с указанием причин отказа.
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) установлено, что течение срока, определённого периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно статье 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Согласно пункту 4 статьи 14.1 Закона № 40-ФЗ страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, осуществляет возмещение вреда, причиненного имуществу потерпевшего, от имени страховщика, который застраховал гражданскую ответственность лица, причиненного вред (осуществляет прямое возмещение убытков), в соответствии с предусмотренным статьей 26.1 Закона № 40-ФЗ соглашением о прямом возмещении убытков в размере, определенном в соответствии со статьей 12 Закона № 40-ФЗ.
Согласно пункту 15.1 статьи 12 Закона № 40-ФЗ страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется в соответствии с пунктом 15.2 или пунктом 15.3 статьи 12 Закона № 40-ФЗ путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего возмещение причиненного вреда в натуре.)
Страховщик после осмотра поврежденного транспортного средства потерпевшего и (или) проведения его независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания и осуществляет оплату стоимости проводимого такой станцией восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего в размере, определенном в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении повреждённого транспортного средства, с учетом положений абзаца второго пункта 19 статьи 12 Закона № 40-ФЗ.
Пунктом 15.2. статьи 12 Закона № 40-ФЗ установлены требования к организации восстановительного ремонта, к которым в том числе относится срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (не более 30 рабочих дней со дня проведения потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта).
Если у страховщика заключен договор на организацию восстановительного ремонта со станцией технического обслуживания, которая соответствует установленным правилам обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик направляет его транспортное средство на эту станцию для проведения восстановительного ремонта такого транспортного средства.
Если не одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилам обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик с согласия потерпевшего в письменной форме может выдать потерпевшему направление на ремонт на одну из таких станций. В случае отсутствия указанного согласия возмещение вреда, причиненного транспортному средству, осуществляется в форме страховой выплаты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона № 4015-1 право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только объекту страхового дела, получившему лицензию.
Согласно пункту 5 статьи 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.
Соблюдение страховщиком страхового законодательства является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование.
Пунктом 1 статьи 32 Закона № 4015-1 установлено, что право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставлено только субъекту страхового дела, получившему лицензию.
Согласно пункту 5 статьи 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства. Соблюдение страховщиком страхового законодательства является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) положения данного закона не распространяются на отношения, связанные с лицензированием страховой деятельности. В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о лицензировании, лицензирование страховой деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующей сфере деятельности.
Действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования условия) при осуществлении страховой деятельности. Условия для осуществления страховой деятельности установлены Законом № 4015-1, пункт 5 статьи 30 которого обязывает субъектов страхового дела соблюдать требования страхового законодательства, в том числе нормы Закона № 40-ФЗ, Правил ОСАГО.
Из совокупности указанных норм следует, что соблюдение лицензионных требований, прежде всего, означает соблюдение при осуществлении деятельности, предусмотренной лицензией на страхование, норм страхового законодательства, т.е. норм указанных выше законов в целом.
В рассматриваемом случае Страховщик имел возможность для соблюдения лицензионных требований при осуществлении лицензируемой предпринимательской деятельности, однако небрежно отнёсся к исполнению своих обязанностей.
Таким образом, действия АО «АльфаСтрахование» свидетельствуют о нарушении Страховщиком требований страхового законодательства Российской Федерации (лицензионные требования и условия, установленные подпунктом 1 пункта 5 статьи 30 Закона № 4015-1).
Нарушение АО «АльфаСтрахование» установленного срока осуществления страхового возмещения потерпевшего представляет нарушение Страховщиком требований пункта 21 статьи 12 Закона № 40-ФЗ, пункта 4.22 Правил ОСАГО и отвечает признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Ко АП РФ - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих невозможность исполнения страхового законодательства, лицом, привлекаемым к административной ответственности, не представлено.
Таким образом, суд считает, что АО "АльфаСтрахование" имело возможность обеспечить соблюдение правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению страхового законодательства.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, получив лицензию на осуществление страховой деятельности, приняло на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности. Несоблюдение страховщиком лицензионных требований и условий свидетельствует о наличии вины в его действиях.
Одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, если иное не предусмотрено данной нормой, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Как следует из вменяемых АО "АльфаСтрахование" нарушений, им не исполнены обязанности к определенному закону сроку, в связи с чем правонарушение нельзя признать длящимся.
Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся (пункт 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Положения части 3 статьи 14.1 КоАП РФ регулируют правоотношения, связанные с применением законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, в связи с чем, в рассматриваемом случае для суда, рассматривающего дело о привлечении к административной ответственности, подлежит применению трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Применение к данному случаю годичного срока давности привлечения к административной ответственности, в частности установленного статьей 4.5 КоАП РФ для нарушений законодательства о защите прав потребителей, страхового законодательства, невозможно, поскольку по статье 14.1 КоАП РФ рассматривается нарушение лицензионного законодательства с общим (трехмесячным) сроком давности привлечения судами к административной ответственности.
Установление административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.1 КоАП РФ, направлено на административно-правовую охрану общественных отношений, регулируемых лицензионным законодательством. Соответственно, и привлечение к административной ответственности предполагается именно за нарушения требований или условий специального разрешения (лицензии), которое не может зависеть - в том числе применительно к срокам давности - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 N 3-П).
Как указано в пункте 2 резолютивной части данного Постановления, выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл части 1 статьи 4.5 КоАП РФ является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.
Согласно материалам дела и протоколу об административном правонарушении от 18.03.2019, датой совершения правонарушения являются 06.12.2018.
В настоящем случае при исчислении трехмесячного срока давности привлечения к административной ответственности со следующего дня по истечении дня исполнения страховщиком соответствующей обязанности - к дате принятия решения суда (резолютивная часть от 16.05.2019) такой трехмесячный срок истек- 06.03.2019.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Установленные в статье 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению, и в случае их пропуска суд принимает решение об отказе в привлечении к административной ответственности согласно части 2 статьи 206 АПК РФ.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления о привлечении АО "АльфаСтрахование" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ следует отказать.
Заявление о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 206, 226, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Белгородской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020) о привлечении АО "АльфаСтрахование" (ИНН 7713056834, ОГРН 1027739431730) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, отказать в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Мотивированное решение может быть изготовлено в течение пяти дней со дня поступления соответствующего заявления от лица, участвующего в деле. Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия.
Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.
Судья Полухин Р.О.