ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А08-2495/16 от 14.12.2016 АС Белгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000

Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38

сайт: http://belgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Белгород

Дело № А08-2495/2016

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2016 года

Полный текст решения изготовлен 16 декабря 2016 года

Арбитражный суд Белгородской области

в составе судьи Е.В. Сапроновой

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи  и видео протоколирования секретарём судебного заседания С.Г. Чистяковой

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации города Белгорода (ИНН 3123023081, ОГРН 1033107000728 ) к Управлению государственного жилищного надзора Белгородской области (ИНН 3123071328, ОГРН 1023101674771)

третье лицо: ФИО1

о признании недействительным предписания №451 от 09.03.2016.

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом;

от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 15.02.2016, сроком действия один год;

от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом;

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Белгорода (далее, также заявитель) обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению государственного жилищного надзора Белгородской области (далее также, Управление) о признании недействительным предписания №451 от 09.03.2016 о необходимости произвести замену прибора учета тепловой  энергии в муниципальной квартире №33 дома № 6 по проспекту Славы в городе Белгороде.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что в силу пункта 81  Правил предоставления коммунальных услуг  собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354  (далее также - Правила №354) обязанность замены приборов учета тепловой энергии лежит на потребителе коммунальных услуг, т.е в данном случае на нанимателе – ФИО1  Потребителем коммунальных услуг в соответствии с  пунктом 2 Правил № 354 является  - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги. Заявитель также указал, что замена  индивидуального прибора учета относится к текущему ремонту,  следовательно, произвести данную замену должен наниматель жилого помещения. 

            Определением суда от 19.04.2016 по настоящему делу были приняты обеспечительные меры  в виде приостановления действия оспариваемого предписания  №451 от 09.03.2016. 

Определением суда от 18 мая 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен ФИО1.

В судебное заседание представитель администрации не явился, о дате и времени его проведения извещен надлежащим образом.

            Представитель Управления в судебном заседании заявленные требования не признал, полагал спорное предписание законным и обоснованным.

Третье лицо - ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате и времени его проведения извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст.156 АПК РФ при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.

 Выслушав представителя Управления, присутствующего в судебном заседании, исследовав материалы дела,  суд приходит к  следующему.

Как видно из материалов дела, муниципальное образование город Белгород в лице администрации города Белгорода является собственником жилого помещения (квартиры), расположенной в жилом доме по адресу: <...>, что подтверждается выпиской из лицевого счета (л.д.53).

 Данное жилое помещение передано собственником (наймодателем) физическому лицу ФИО1 (нанимателю) в бессрочное владение и пользование для проживания в нем нанимателя и членов его семьи.  При этом договор социального найма на квартиру № 33 жилого дома № 6  по проспекту Славы с ФИО1 не заключался.

Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу судебным актом по делу №А08-1316/2016 и в соответствии со ст.69 АПК РФ не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела. 

28.01.2016 в  Управление государственного жилищного надзора Белгородской области поступила  жалоба ФИО1, в которой заявитель  сообщал о незаконности действий Администрации по вопросу начисления платы за тепловую энергию и истечения срока эксплуатации прибора учета тепловой энергии в <...>.

            Распоряжением от 25.02.2016 №451-р Управлением была назначена внеплановая выездная поверка по заявлению ФИО1

09 марта 2016 г. Управлением государственного жилищного надзора Белгородской области по результатам внеплановой, документарной проверки, проведенной в отношении администрации города Белгорода составлен акт проверки № 451.

 Проверкой установлено, что прибор учета тепловой энергии Pollux, заводской номер №10882,  установленный у жителя в муниципальной квартире № 33 по проспекту Славы, 6 в г.Белгороде не включен в Государственный реестр средств измерении и не может быть допущен в эксплуатацию в качестве коммерческого. Подтверждением тому является письмо управления Госэнергонадзора по Белгородской области № 760 от 03.10.2002 г. (л.д.55).

Ответственность по несению расходов при замене индивидуального прибора учета в муниципальной квартире № 33 по проспекту Славы, 6 в г.Белгороде лежит на собственнике муниципальной квартиры - городском округе «город Белгород».

Городским округом «город Белгород» нарушены требования п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.

По результатам проверки 09.03.2016 года Городскому округу «город Белгород» выдано предписание № 451 о необходимости произвести замену прибора учета тепловой энергии в муниципальной квартире № 33 по проспекту Славы, 6 в г. Белгороде в соответствии с п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.

            Полагая вышеуказанное предписание незаконным, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Таким образом, для признания предписания незаконным суду необходимо установить совокупное наличие двух условий: его несоответствие закону, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя.

В силу статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации  под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Согласно ч.4 ст.19 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета, заключенному со специализированной организацией.

По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета.

В соответствии с п. 80 Правил N354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена, в силу п. 81 Правил N 354, должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Как следует из материалов дела,  спорный прибор учета тепловой энергии не пригоден  к коммерческим расчетам за потребленную теплоэнергию по причине не включения в Государственный реестр средств измерений.  Таким образом,  данный прибор учета подлежит замене. Доказательств обратного, администрацией не представлено.

На основании ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором ( ч.3 ст.30 Жилищного кодекса РФ).

В силу ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно ч. 2 ст. 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

Наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания, обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии. Наниматель не вправе производить переустройство и реконструкцию жилого помещения без согласия наймодателя. Наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение. Если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи ( статья 678 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии со статьями 65 и 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающими права и обязанности наймодателя и нанимателя жилого помещения по договору социального найма, наймодатель жилого помещения обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, а наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан, в том числе проводить текущий ремонт жилого помещения, а также выполнять и другие обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.

Правилами и нормами технической эксплуатации предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда.

В соответствии с типовым договором социального найма жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315, к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).

Таким образом, замена приборов учета (квартирных счетчиков), обслуживающих одну квартиру, находящихся в этой квартире и не являющихся общим имуществом многоквартирного дома, не относится к работам по текущему ремонту жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет.

Следовательно, обязанность по оснащению многоквартирных жилых домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета возложена законодателем на собственников помещений в многоквартирных домах.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что замена прибора учета тепловой энергии относится к капитальному ремонту и должна осуществляться собственниками жилых помещений, в данном случае -  администрацией.

Ссылка  администрации на  пункт 81 (13) Правил №354 в соответствии с которым, потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности), отклоняется судом на основании следующего.

Как указано выше,   оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю,  в силу п. 81 Правил N 354.

Таким образом, не усматривается, что приведенные положения Правил возлагают обязанность по установке за свой счет прибора учета тепловой энергии на нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

   Кроме того, в рамках  реализации программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства города Белгорода на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением администрации города Белгорода от 06.11.2014 №219 предусмотрена установка индивидуальных приборов учета в муниципальных квартирах.  

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  предусматривает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии с пунктом 12 (абзац второй) постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" у суда отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья 333.37 НК РФ).

Таким образом, учитывая освобождение заявителя от уплаты государственной пошлины в силу закона, государственная пошлина по делу с администрации города Белгорода , не подлежит взысканию.

Руководствуясь статьями 97, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленныхАдминистрацией города Белгорода требований о признании незаконным предписания Управления государственного жилищного надзора Белгородской области №451 от 09.03.2016 отказать.

Принятые на основании определения суда от 19.04.2016 года обеспечительные меры в виде приостановления действия предписания №451 от 09.03.2016 до рассмотрения спора по существу отменить.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Белгородской области.

Судья                                                 Е.В. Сапронова