ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А08-2735/13 от 03.06.2013 АС Белгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000

Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38

E-mail: info@belgorod.arbitr.ru, Сайт: http://belgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Белгород

Дело № А08-2735/2013

03 июня 2013 года

Арбитражный суд Белгородской области

в составе судьи Полухина Р. О.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Дяк-Шокот А.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Белгородской области (ИНН 3123198660, ОГРН 1093123008241)

к администрации Старооскольского городского округа (ИНН 3128013369, ОГРН 1023102363008)

третье лицо: Главное управление МЧС России по Белгородской области

о признании права собственности на объект гражданской обороны,

при участии в судебном заседании:

от истца: не явился, извещен надлежащим образом;

от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом;

от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом;

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Арбитражный суд Белгородской области с иском к ответчику о признании права собственности РФ на объекты гражданской обороны: - нежилое помещение – подвал, складские помещения для несгорающих материалов (спецподвал мастерских ЦТД), общая площадь 869,0 кв.м., кадастровый номер 31:06:0409009:59:14:440:002:036014120:0000:20001, находящееся по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, пр-т Алексея Угарова, № 218, здание № 3.

Истец исковые требования поддержал в полном объеме.

Кроме того, в порядке ст.137 АПК РФ ходатайствует о переходе дела из предварительного судебного заседания в судебное разбирательство по делу, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Суд полагает возможным удовлетворить ходатайство истца и перейти из предварительного судебного разбирательства в судебное разбирательство по делу.

Ответчик отзыв представил, возражений по существу спора не заявил, просил рассмотреть дело в его отсутствие

Третье лицо в отзыве считает исковые требования подлежащими удовлетворению, так как спорные объекты недвижимости являются защитными сооружениями и являются объектами гражданской обороны, имеют паспорт убежища и договор № 1008/07/20-ГО от 12.08.2009 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.

Спорные объекты поставлены на технический учет, им присвоены кадастровые номера.

Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению полностью по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.10.1992 № 1230 «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду», согласно распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Белгородской области от 18.01.1993 № 13-р «О выкупе арендованного государственного имущества Оскольского электрометаллургического комбината», то есть трудовой коллектив арендного предприятия «Оскольский электрометаллургический комбинат» выкупил у государства арендованное им имущество.

В соответствии с договором купли-продажи на основании договора аренды о выкупе арендованного имущества от 03.02.1993 окончательная сумма выкупа составила 1517408 тыс. рублей. Перечень имущества, его состояние и расчет стоимости прилагаются к договору и являются его неотъемлемой частью (приложение акты № 1-9). Сумма выкупа уменьшена на стоимость имущества, для которого действующим законодательством установлен особый режим приватизации (абз. 6, п. 1.2 договора купли-продажи от 03.02.1993). В акте оценки общей стоимости основных средств по состоянию на 01.01.1989 Оскольского электрометаллургического комбината (приложение № 4) указано, что остаточная стоимость основных фондов, для которых установлен особый режим приватизации, составила 180297 тыс. рублей, в т.ч. объекты гражданской обороны - 2012 тыс. руб. Указанная стоимость исключена из стоимости выкупа имущества, что также подтверждено актом оценки стоимости имущества предприятия по состоянию на 01.01.1989 (приложение № 9).

Общество было создано в соответствии с требованиями Положения об акционерных обществах, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 25.12.1990, в последствии с Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и является правопреемником всех имущественным прав и обязанностей бывшего арендного предприятия.

Таким образом, при приватизации арендного предприятия в уставный капитал создаваемого акционерного общества «Оскольский электрометаллургический комбинат» включены основные средства - здания и сооружения за исключением объектов гражданской обороны, которые оставлены в государственной (федеральной) собственности. Объекты гражданской обороны в количестве 10 штук в 2003, остальные в 2008-2009 поставлены на технический учет, им присвоены кадастровые номера.

Объекты ГО, расположенные в подвалах зданий, предназначенных для укрытия персонала при угрозе возникновения ЧС, в мирное время, а также предназначены для хранения имущества ГО, что также подтверждено заключением Главного управления МЧС России по Белгородской области от 03.04.2007. На все объекты имеются паспорта убежищ, технические паспорта, кадастровые паспорта.

Во исполнение требований Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями, организациями», в отношении их заключены были договора (в настоящее время от 12.08.2009 № 1008/07/20-ГО) о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.

При разграничении государственной собственности в соответствии с п. 5 ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности осуществляется в порядке, установленном законом. Согласно статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 № 52-ФЗ «О введение в действие первой части Гражданской кодекса Российской Федерации» впредь до принятия федерального закона о порядке разграничения объектов федеральной собственности, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности на территории Российской Федерации действует порядок, установленный постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

В соответствии с указанным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации и Федеральным Законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (с изменениями от 09.10.2002) объекты гражданской обороны являются объектами оборонного производства и относятся исключительно к федеральной собственности и не подлежат приватизации. Статьей 223 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на здание, сооружение и другое приобретаемое либо создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Суд исследовал доказательства, представленные истцом и пришел к выводу, что признание права собственности на спорный объект недвижимости не нарушает прав и законных интересов других лиц, доказательств того, что спорный объект недвижимости был передан ответчику согласно плану приватизации, либо имеют иной правовой режим и не являются объектом гражданской обороны, ответчиком в материалы дела не представлено и не оспаривается.

Принимая во внимание доказанность истцом оснований, предусмотренных ст.ст. 12, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, необходимых для признания за ним права собственности на спорный объект недвижимости, а также то, что признание права собственности на указанный объект устранит возникшую неопределенность в правоотношениях, арбитражный суд считает исковые требование истца о признании права собственности на объект недвижимости: - нежилое помещение – подвал, складские помещения для несгорающих материалов (спецподвал мастерских ЦТД), общая площадь 869,0 кв.м., кадастровый номер 31:06:0409009:59:14:440:002:036014120:0000:20001, находящееся по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, пр-т Алексея Угарова, № 218, здание № 3, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Суд также учитывает то, что ответчик, возражений по заявленным исковым требованиям не имеет, при принятии решения полагается на усмотрение суда. Регистрация права, позволит ввести указанные объекты в гражданский оборот, обеспечит их последующее легитимное использование и будет способствовать соблюдению принципа стабильности гражданского оборота.

Истец в соответствии с положениями ст. 105 АПК РФ, ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение иска.

Руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Иск удовлетворить полностью.

2. Признать право собственности на объекты гражданской обороны:

- нежилое помещение – подвал, складские помещения для несгорающих материалов (спецподвал мастерских ЦТД), общая площадь 869,0 кв.м., кадастровый номер 31:06:0409009:59:14:440:002:036014120:0000:20001, находящееся по адресу: Белгородская область, г. Старый Оскол, пр-т Алексея Угарова, № 218, здание № 3, за Российской Федерацией.

3.Решение является основанием для регистрации уполномоченным органом права собственности.

4.Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Белгородской области в установленном законом порядке.

Судья

Полухин Р. О.