ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А08-3361/15 от 25.08.2015 АС Белгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000

Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38

сайт: http://belgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Белгород

Дело № А08-3361/2015

Резолютивная часть решения объявлена 25 августа 2015 года

Полный текст решения изготовлен 31 августа 2015 года

Арбитражный суд Белгородской области

в составе судьи Белоусовой  В. И.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Барминовой О.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

ФГКУ УВО УМВД России по Белгородской области (ИНН 3123307090, ОГРН 1123123015696 )

к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Белгородской области

третье лицо: ТУ Росимущества в Белгородской области

об обязании осуществить постановку на государственный кадастровый учет объекта недвижимого имущества

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 13.02.2015 №13/15; ФИО2, доверенность от 24.08.2015 №36/15;

от ответчика: ФИО3, доверенность №15 от 01.07.2015;

от третьего лица: ФИО4, доверенность от 31.12.2014 №ОК-02/2876;

УСТАНОВИЛ:

ФГКУ УВО УМВД России по Белгородской области обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению Росреестра по Белгородской области о признании отказа ответчика – решения №31/15-8074 от 16 декабря 2014 года незаконным и обязании ответчика осуществить постановку на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...> а.

Определением от 08 июля 2015 года суд удовлетворил ходатайство заявителя и заменил ненадлежащего ответчика - Управление Росреестра по Белгородской области на надлежащего - Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Белгородской области.

Определением  от 26 августа 2015 года суд принял отказ ФГКУ УВО УМВД России по Белгородской области от заявленных требований в части признания незаконным решения от 13.03.2015 №31/15-8074 об отказе в осуществлении кадастрового учета и производство по делу в указанной части прекратил.

 В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика против удовлетворения заявленных требований не возражала.

Представитель третьего лица по заявленным требованиям полагалась на усмотрение суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, объект недвижимости – помещение с кадастровым номером 31:16:0109013:2072, расположенное по адресу: <...> внесен в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о внесении ранее учтенного объекта недвижимости от 23.10.2013 №31-0-1-44/3004/2013-4768, поданного в Филиал ФИО2 Предыдущий кадастровый номер      31:16:0109013:227.

Органом кадастрового учета было вынесено решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от 28.10.2013 №31/13-99349.

ФГКУ УВО УМВД России по Белгородской области была произведена  реконструкция нежилого здания, в результате которой, площадь здания увеличилась и составила 3636,5 кв.м.

Решением Арбитражного суда Белгородской области от 12.09.2014 по делу №А08-5971/2014, вступившим в законную силу, признано право собственности Российской Федерации на нежилое здание общей площадью 3636,5 кв.м. с кадастровым номером 31:16:0208008:160, расположенное по адресу: <...>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 29.10.2014 сделана запись регистрации №31-31-01/265/2014-843.

В указанном нежилом здании площадью 3636,5 кв.м. с кадастровым номером 31:16:0208008:160 находится два юридических лица: ФГКУ УВО УМВД России по Белгородской области, занимающие часть здания площадью 3528 кв.м., и ФГУП «Охрана» МВД России, занимающие часть здания площадью 108,5 кв.м., которая находится у них на праве хозяйственного ведения.

Нежилые помещения, находящиеся на праве оперативного управления у ФГКУ УВО УМВД России по Белгородской области до реконструкции общей площадью 2197,5 кв.м. были поставлены на кадастровый учет с номером 31:16:0109013:2072 в установленном порядке.

 11.12.2014 ФГКУ УВО УМВД России по Белгородской области обратилось в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» по Белгородской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет нежилых помещений: подвал №№1-35, 1 этаж №№1-53, 2 этаж №№1-38, 3 этаж №№1-33, 4 этаж №№1-25, общей площадью 3528 кв.м.

Решением от 13.03.2015 №31/15-8074 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» по Белгородской области отказала в осуществлении кадастрового учета, со ссылкой на ч.7  ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», указав, что «из представленного Технического плана помещения следует, что вновь образуемое помещение, расположенное в здании с кадастровым номером 31:16:0208008:160 не изолировано и не обособленно строительными конструкциями от других помещений, а именно, из графической части Технического плана следует, что в помещение, расположенное в подвале вход осуществляется из помещения №11 на поэтажном плане, которое входит в состав вновь образуемого помещения. Помещения на 4 этаже стоящие на государственном кадастровом учете под номерами 8, 8а, 8б и 15, 16 (на поэтажном плане) имеют вход из помещения №14 (на поэтажном плане), которое также  включено в состав вновь образуемого помещения».

Полагая, что права ФГКУ УВО УМВД России по Белгородской области нарушены, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.

Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 №457 Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке.

В соответствии с ч.2 ст.3 Закона о кадастре полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Приказом Росреестра от 11.03.2010 №П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета, полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости», наделено федеральное государственное бюджетное учреждение «Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и его филиалы.

Приказом Росреестра от 25.10.2011 №128 утверждено положение о Филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Белгородской области, согласно которому целью Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Белгородской области является осуществление на территории Белгородской области полномочий Учреждения по государственному кадастровому учету недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, обеспечению ведения государственного технического учета объектов капитального строительства, государственной кадастровой оценке, а также оказанию государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Законом о кадастре.

Часть 2 статьи 1 Закона о кадастре установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.

В силу части 3 указанной статьи государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Пунктом 5 указанной статьи определено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет, в том числе, помещений.

 В соответствии с п.1 ст.16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Исчерпывающий перечень оснований для принятия органом кадастрового учета  решения об отказе в осуществлении кадастрового учета определен ст.27 Закона о кадастре.

Согласно ч.7 ст.27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет помещения также в случае, если такое помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении.

Частью 8 указанной статьи установлено, что решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения.

В соответствии с п.14 ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», помещение – эточасть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями; строительная конструкция - часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.

В письмах Минэкономразвития России от 24.12.2013 №ОГ-Д23-6667, от 24.02.2014 №Д23-и-501 «Относительно признания помещений изолированными или обособленными от других помещений в здании или сооружении»разъясняется, что в законодательстве отсутствуют определения понятий «Изолированности» и «обособленности» помещений. Однако, комплексный анализ законодательства позволяет сделать вывод, что под обособленностью понимается наличие стен (перегородок), под изолированностью – возможность исключить доступ в помещение собственников других помещений. Изолированность и обособленность помещения определяются кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ.

В рассматриваемом случае из технического плана помещений следует, что спорные помещения, расположенные в здании с кадастровым номером 31:16:0208008:160 по адресу: <...>, на 4 этаже №№8, 8а, 8б, 15, 16 на поэтажном плане и в подвале №11 на поэтажном плане, отделены от других помещений конструктивными элементами – стенами, перегородками и перекрытиями; спорные помещения, а также смежные с ними помещения имеют отдельные входы (выходы) на прилегающую территорию, позволяющие эксплуатировать их самостоятельно. 

Учитывая, что спорные помещения обособлены от других помещений стенами (перегородками, перекрытиями), помещения имеют отдельные входы (выходы) и смежные с ними помещения также имеют отдельные входы (выходы), что отвечает требованиям обособленности, то суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отказа в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.

При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования ФГКУ УВО УМВД России по Белгородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.

Обязать Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Белгородской области осуществить постановку на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...>, общей площадью 3528 кв.м.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Белгородской области.

Судья

В.И. Белоусова