ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А08-3494/08 от 01.10.2008 АС Белгородской области

Арбитражный суд Белгородской области

  308600, Белгород, Народный бульвар, 135

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Белгород

Дело № А08-3494/2008-17

14 октября 2008 года

Резолютивная часть решения

  объявлена 01.10.2008г.

Арбитражный суд Белгородской области

  в составе: Мироненко К.В.

судьи_________________________________________________________________________

Мироненко К.В.

при ведении протокола судебного заседания_______________________________________

(указать лицо, которое вело протокол)

ИП ФИО1

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению______________________________

(наименование истца)

к Управлению Федеральной регистрационной службы по Белгородской области

  ____________________________________________________________________________

(наименование ответчика)

Заинтересованные лица: 1) Министерство юстиции Российской Федерации; 2) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом; 3) Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости; 4) Старооскольский отдел Управления ФРС

о признании ненормативного акта недействительным

при участии:

от заявителя – ФИО2 по доверенности от 23.05.2008г.

от УФРС- ФИО3 по доверенности от 02.10.2007г. №66

от Управления Роснедвижимости – не явились, извещены

от Министерства юстиции - не явились, извещены

от Федерального агентства по управлению федеральным имуществом – не явились, извещены

от Старооскольского отдела Управления ФРС– не явились, извещены

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 в лице представителя ФИО2 (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании письма Управления Федеральной регистрационной службы по Белгородской области (далее – Управление, УФРС) от 25.06.2008г. недействительным, а также незаконными бездействий по не рассмотрению заявления о государственной регистрации надлежащим образом (с учетом уточнений).

Заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представители для участия в судебном заседании не направили, что согласно ч.3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании представитель предпринимателя заявленные требования поддержал, полагает, что Управление должным образом не отреагировало на заявление о регистрации, а также ссылаясь на положение ст.2 и ч.1 ст.45 Конституции РФ, указал на недействительность оспариваемого письма УФРС от 25.06.2008г.

Представитель Управления требования предпринимателя не признала, пояснила, что оспариваемое письмо от 25.06.2008г. направлено в качестве ответа на письменное обращение на основании Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», которым разъяснено в каком порядке осуществляется государственная регистрация прав, какие необходимые документы, и режим работы Управления. Началом исполнения государственной функции данное обращение не является. Письменный ответ не обязывает заявителя совершить какие - либо действия, либо не запрещает их совершение, а носит разъяснительный характер.

Как следует из представленных материалов и пояснений лиц, участвующих в деле, ФИО2 в интересах ИП ФИО1 направлено посредством почтовой связи в Управление Федеральной регистрационной службы по Белгородской области заявление, содержащее несколько требований, а именно «зарегистрировать право собственности на гараж, руководствуясь заполненной им лично ФИО1 вправе, декларацией и выдать ей свидетельство о праве собственности на созданный гараж». Заявление о регистрации поступило УФРС 19.06.2008г. (отметка на заявлении №7563).

Письмом от 25.06.2008г. №03-01/3882-ТC Управление ФРС по Белгородской области, рассмотрев указанное заявление, сообщило заявителю следующее.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариальной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Вместе с заявлением о государственной регистрации прав и документами о правах на недвижимое имущество предъявляется документ об уплате государственной пошлины. Физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица, кроме того, нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом. Регистрационные действия начинаются с момента приема документов на государственную регистрацию с их перечнем, а также с указанием даты и времени их представления с точностью до минуты. Расписка подтверждает принятие документов на государственную регистрацию прав. Основанием для начала исполнения государственной функции является личное обращение заявителя (правообладателя, сторон (сторон) сделки, их представителей, нотариуса, удостоверившего сделку с соответствующим объектом недвижимого имущества или совершившего иное нотариальное действие, на основании которого возникает соответствующее право) в Россрегистрацию (территориальный орган Росрегистрации, его обособленное подразделение) с комплектом документов, необходимых для государственной регистрации прав (п.77 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.09.2006г. №293).

Согласно Федерального закона от 21.07.1997г. №122–ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества».

Указанным письмом УФРС также разъяснен порядок принятия документов в Старооскольском отделе Управления, в частности заявителю разъяснено, что прием документов на государственную регистрацию в отделе осуществляется с утвержденным графиком приема документов на государственную регистрацию, выдачи документов информации из ЕГРП: во вторник, четверг-с 10-00 до 19-00 часов, в среду, пятницу, субботу – с 9-00 до 17-00часов, понедельник не приемный день. Консультирование граждан по вопросам исполнения государственной функции, а также предварительная запись на прием документов осуществляется при личном обращении в Старооскольский отдел Управления, либо по телефону: <***>, 44-53-89.

Также заявителю сообщено, что в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2006г. №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» для регистрации прав собственности на гараж в Управление необходимо представить:

1.Заявление о государственной регистрации права собственности;

2.Документ об уплате государственной пошлины (подлинник и копия);

3.Документ, удостоверяющий личность заявителя. При обращении представителя – документ, подтверждающий его полномочия – нотариально удостоверяющий его полномочия – нотариально удостоверенная доверенность и копия;

4. Правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект (в двух экземплярах);

5. Кадастровый паспорт земельного участка (в двух экземплярах – подлинник и копия);

6.Декларация об объекте недвижимости имущества, утвержденная Приказом Минэкономразвития России от 15.08.2006г. №232г.

Считая письмо Управления от 25.06.2008г. недействительным, а оспариваемые бездействия незаконными, предприниматель обратилась в суд с настоящими требованиями.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Согласно ч.1 cт. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие – либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996г. №6/8 разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным является одновременно, как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд соответствующим требованием.

Пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.1993г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону» разъяснено, что правовые акты могут иметь нормативный и индивидуальный характер. Под правовым актом индивидуального характера понимался акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязательности конкретных лиц. С учетом этого ненормативный правовой акт – односторонний акт индивидуального характера, изданный соответствующим органом власти, содержащий властные предписания, обязательные для исполнения.

Властное предписание, содержащееся в ненормативном акте, направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц. Обязательность исполнения властного предписания - один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта. Документ, не содержащий обязательных для исполнения требований, не влекут правых последствий.

Письмом от 25.06.2008г. №03-01/3882-ТC УФРС по Белгородской области, рассмотрев указанное заявление, разъяснило порядок обращения с заявлением о регистрации объекта недвижимости, а также сообщило перечень документов, необходимый для регистрации права собственности.

Исходя из материалов дела и пояснений представителя УФРС, поводом для принятия оспариваемого письма Управления явилось заявление предпринимателя о регистрации объекта недвижимости от 18.06.2008г., правовым основанием ст.10 Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в арбитражный суд (п.5 cт.2 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ). Возможность обжалования решения о предоставлении информации Законом от 21.07.1997г. №122-ФЗ, а также Федеральным законом от 02.05.2006г. №59-ФЗ не предусмотрена.

Таким образом, оспариваемое письмо УФРС от 25.06.2008г. не является ненормативным правовым актом, поскольку не содержит признаков ненормативного акта, в частности, обязательных для исполнения предписаний, носит разъяснительный, информационный характер, не порождает обязанность заявителя по безусловному исполнению содержащихся в нем разъяснений. В связи с этим, суд не находит оснований для удовлетворений требований предпринимателя в части признания письма Управления Федеральной регистрационной службы Белгородской области от 25.06.2008г. №03-01/3882-ТC недействительным.

Предприниматель просит суд также признать бездействия Управления Федеральной регистрационной службы по Белгородской области по не рассмотрению заявления от 18.06.2008г. о регистрации объекта недвижимости надлежащим образом.

Согласно свидетельства от 31.03.2005г. серия 31 №000937146 ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, о чем 31.03.2005г. в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей произведена соответствующая запись.

Поскольку в материалах арбитражного дела отсутствуют свидетельство о праве собственности на земельный участок и декларация об объекте недвижимого имущества (гараж), суд исходит из того, что ФИО2, действующий в интересах индивидуального предпринимателя ФИО1, обращался за регистрацией права собственности на гараж, расположенный по адресу: <...> который используется предпринимателем для целей, связанных с осуществлением предпринимателей деятельности.

Кроме того, частью 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Оспариваемое бездействие в государственной регистрации создает неопределенность в праве на указанный объект и нарушает права собственника имущества, поскольку является препятствием для совершения сделок с ним. Суд полагает, что характер данного спора свидетельствует о его экономической основе и вследствие этого – подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

В соответствии c ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

Согласно cт.9 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации (далее – федеральный орган в области государственной регистрации, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав), и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах (далее – органы по государственной регистрации, осуществляющие государственную регистрацию прав).

К полномочиям федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; выдача информации о зарегистрированных правах; принятие на учет безхозных недвижимых вещей; выдача правообладателям по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

В соответствии с Общими положениями о территориальном органе федеральной регистрационной службе по субъектам (субъектам) Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста от 03.12.2004г. №183 Управление Федеральной регистрационной службы по субъектам, в том числе осуществляет следующие полномочия: принимает документы, необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", регистрирует такие документы; проводит правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и проверку законности сделок с недвижимым имуществом; вносит записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при отсутствии оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав (раздел II п.6 Общих положений).

Согласно п.1 ст.13 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество о произведенной государственной регистрации прав; совершение надписи на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

В Законе о регистрации содержится одно основание для отказа в приеме документов на государственную регистрацию, а именно в пункте 3 статьи 18 настоящего Закона установлено, что не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные, не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющие однозначно истолковать их содержание.

При этом, в соответствии с п.4 ст.13 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ отказ в приеме документов, представленных для государственной региcтрации прав, не допускается.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Закона о регистрации прав государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на месяц. Если в течение срока, на который была приостановлена государственная регистрация права, не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.

Перечень оснований, по которым в государственной регистрации прав может быть отказано, перечислен в статье 20 Закона о государственной регистрации, согласно абзацам третьему и десятому пункта 1 которой такими основаниями являются непредставление документов, необходимых в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав, а также в случае если с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо.

Форма и содержание отказа установлены Инструкцией «О порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и ннформации о зарегистрированных правах», утвержденной Приказом Минюста РФ от 18.09.2003г. №226.

  В сообщениях об отказе в государственной регистрации в частности указываются  слова "На основании абзаца пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Вам отказано в государственной регистрации права (или сделки, если отказывается в регистрации сделки) на/с (далее указывается объект недвижимости, в регистрации права на который или сделки с которым отказывается), документы на которую Вами были представлены (далее указывается дата и входящий номер представленных на государственную регистрацию права или сделки документов), по следующим причинам:"; слова "Отказ в государственной регистрации права на недвижимое имущество или сделки с ним в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" может быть обжалован в суд, арбитражный суд". Исходящий номер на сообщении состоит из номера книги учета входящих документов, в которой были зарегистрированы заявление и прилагаемые к нему документы, и порядкового номера, под которым данное заявление и прилагаемые к нему документы были зарегистрированы в названной книге. (Например: 03/001/2005-25, где 03/001/2005 - это номер книги учета входящих документов, а 25 - это порядковый номер, под которым заявление и прилагаемые к нему документы были зарегистрированы в этой книге.) При этом в соответствующей строке книги учета входящих документов в графе "Принятое решение" делаются отметки о принятом решении отказать в регистрации (с указанием даты принятия такого решения) и о дате направления соответствующего сообщения.

Сообщение подписывается государственным регистратором с указанием его фамилии и инициалов и скрепляется печатью органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, и заполняется на официальном бланке (п.п. 16, 17 Инструкции).

Заявление от 18.06.2008г. содержало несколько требований, в том числе зарегистрировать право собственности на гараж и выдать предпринимателю свидетельство о праве собственности на созданный гараж, заявитель также просил приобщить подлинник и ксерокопии заполненной декларации.

В ответ на указанное заявление Управлением направлено предпринимателю письмо от 25.06.2008г., которое как установлено было выше, носило разъяснительный характер.

Письмо Управления от 25.06.2008г. не содержит ни положительный, ни отрицательный ответ на требования предпринимателя. Таким образом, заявление по существу рассмотрено не было.

При указанных обстоятельствах, требования о признании бездействия Управления Федеральной регистрационной службы Российской Федерации по не рассмотрению надлежащим образом заявления предпринимателя о регистрации объекта недвижимости суд полагает подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 24.09.2008г. до 01.10.2008г. до 11 час.00 мин.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 АПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Управления Федеральной регистрационной службы по Белгородской области по не рассмотрению надлежащим образом заявления о регистрации объекта недвижимости от 18.06.2008г. Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Белгородской области устранить допущенные нарушения и рассмотреть заявление от 18.06.2008г. о регистрации права собственности ИП ФИО1 на гараж.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в порядке, установленном АПК РФ.

Судья Мироненко К.В.