Арбитражный суд Белгородской области
308600, Белгород, Народный бульвар, 135
http://belgorod.arbitr.ru e-mail:asbo@belgorod.arbitr.ru
тел. 26-33-98, факс 32-85-38
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Белгород
Дело № А08-5159/2010-6
Резолютивная часть решения объявлена
Полный текст решения изготовлен
30 ноября 2010 года
02 декабря 2010 года
Арбитражный суд Белгородской области
в составе:
В.И. Белоусовой
судьи_____________________________________________________________
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Барминовой О.А.
рассмотрев в судебном заседании дело №А08-5159/2010-6
по заявлению заместителя прокурора Белгородской области
к Администрации Яковлевского сельского поселения муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области, Отделению по Новооскольскому району Управления Федерального казначейства по Белгородской области
третьи лица: МУК «Централизованная библиотечная система Новооскольского района», МДОУ «Детский сад с.Яковлевка Новооскольского района» Белгородской области, МУК «Новооскольская клубная система»
о признании сделки недействительной
при участии представителей:
от заявителя: ФИО1, служебное удостоверение ТО №058017, ФИО2, служебное удостоверение ТО №060761,
от ответчиков:
Отделения по Новооскольскому району УФК по Белгородской области - ФИО3, доверенность от 23.08.2010 г. №749,
Администрации муниципального образования «Яковлевское сельское поселение» муниципального района Новооскольский район Белгородской области – не явился, извещен надлежащим образом,
от третьих лиц: МУК «Централизованная библиотечная система Новооскольского района», МДОУ «Детский сад с.Яковлевка» Новооскольского района Белгородской области, МУК «Новооскольская клубная система» - не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
Заместитель прокурора Белгородской области обратился в суд с заявлением о признании недействительным в силу ничтожности Соглашения о проведении и учете операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями местного бюджета, от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности от 11.01.2010 г., заключенного между администрацией муниципального образования «Яковлевское сельское поселение» муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области и Отделением по Новооскольскому району УФК по Белгородской области.
Определением суда от 08.11.2010 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены МУК «Централизованная библиотечная система Новооскольского района», МДОУ «Детский сад с.Яковлевка» Новооскольского района Белгородской области, МУК «Новооскольская клубная система».
В обоснование заявленных требований заместитель прокурора указывает, что администрация муниципального образования «Яковлевское сельское поселение» муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области не может быть наделена полномочиями на осуществление приносящей доход деятельности и не вправе иметь внебюджетный лицевой счет по учету средств от приносящей доход деятельности. Заместитель прокурора области полагает, что оспариваемое Соглашение заключено в нарушение требований действующего законодательства.
В судебном заедании помощник прокурора заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснил, что оспариваемым Соглашением муниципальные учреждения муниципального образования «Яковлевское сельское поселение» муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области лишены возможности не только на учет полученных ими средств от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, но и на их выплаты.
Кроме того, заявитель полагает, что поскольку в п.4 Соглашения в полной мере не отражено целевое назначение средств, полученных бюджетными учреждениями местного бюджета, от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, что может привести к их нецелевому расходованию.
В судебном заседании представитель ответчика Отделения по Новооскольскому району УФК по Белгородской области заявленные требования не признала. ФИО3 пояснила, что приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 г. №7н утвержден порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, в пункте 2.1 которого перечислены виды лицевых счетов, порядок их открытия, переоформления и закрытия. Как утверждает представитель ответчика, в числе прочих указывается лицевой счет, предназначенный для учета операций по кассовым поступлениям в бюджеты субъектов Российской Федерации и кассовым выплатам из бюджетов субъектов РФ, а также операций, осуществляемых получателями средств бюджетов субъектов РФ со средствами от приносящей доход деятельности. Именно такой счет и был открыт Администрации муниципального образования «Яковлевское сельское поселение» муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области, что по мнению ответчика не противоречит действующему законодательству.
Кроме того, ответчик считает, что заявителем не разделяются понятия балансового счета №40703, открываемого органу Федерального казначейства в учреждении Банка России, и лицевого счета получателя бюджетных средств, открываемого в органе Федерального казначейства. Доводы заместителя прокурора в качестве основания признания Соглашения ничтожным по мнению ответчика могут быть применимы в случае оспаривания обоснованности открытия лицевого счета получателя бюджетных средств администрации в Отделении для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности. Ответчик считает, что основания для признания оспариваемого Соглашения недействительным в силу ничтожности отсутствуют и просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Ответчик – Администрация Яковлевского сельского поселения муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области в судебное заседание явку представителя не обеспечила, о дате и времени его проведения извещена надлежащим образом. Направила дополнение к отзыву от 25.11.2010 года, в котором указывает, что учреждения, подведомственные администрации Яковлевского сельского поселения не могут учитывать средства от оказания платных услуг, на отдельном балансе, не отражая их в составе доходов бюджета, в связи с чем нет необходимости открывать лицевой счет каждому учреждению и просит рассмотреть настоящее дело в отсутствие ее представителя.
Третье лицо – МУК «Централизованная библиотечная система Новооскольского района» явку представителя в судебное заседание не обеспечила, о дате и времени его проведения извещена надлежащим образом, направила ходатайство от 24.11.10 №11, в котором заявленные требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению и просит суд рассмотреть дело №А08-5159/2010-6 в отсутствие ее представителя.
Третье лицо – МДОУ «Детский сад с.Яковлевка Новооскольского района Белгородской области» явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о дате и времени его проведения извещено надлежащим образом, направило ходатайство от 24.11.2010 №36, в котором заявленные требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению и просит суд рассмотреть настоящее дело в отсутствие его представителя.
Третье лицо – МУК «Новооскольская клубная система» явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о дате и времени его проведения извещено надлежащим образом, направило ходатайство от 24.11.2010 №350, в котором заявленные требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению и просит суд рассмотреть настоящее дело в отсутствие его представителя.
В силу ч.3, ч.5 ст. 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено материалами дела 11 января 2010 года между Отделением по Новооскольскому району Управления Федерального казначейства по Белгородской области и администрацией муниципального образования «Яковлевское сельское поселение» заключено Соглашение о проведении и учете операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями местного бюджета, от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Считая заключенное Соглашение недействительным заместитель прокурора Белгородской области обратился в суд с настоящими требованиями.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно ст.38.2 Бюджетного кодекса РФ принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ к неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
В силу ст.166.1 Кодекса органами Федерального казначейства на основании соглашений между ними и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (местными администрациями муниципальных образований) могут осуществляться отдельные функции финансовых органов субъектов Российской Федерации (финансовых органов муниципальных образований) по исполнению соответствующих бюджетов.
В силу ч.3 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Пунктом 3.3 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 №8н, в соответствии с Соглашением о проведении и учете бюджетными учреждениями субъекта РФ (муниципального образования) операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, органы Федерального казначейства при наличии у них организационной и технической возможности осуществляют с начала финансового года кассовое обслуживание операций получателей средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) со средствами, полученными от приносящей доход деятельности:
а) с ведением на лицевом счете бюджета учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности;
б) с открытием лицевых счетов получателям средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), наделенным полномочиями на ведение приносящей доход деятельности, в соответствии с информацией, предоставленной в органы Федерального казначейства финансовыми органами и ведением на данном лицевом счете учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности.
Однако, как видно из материалов дела, согласно ст.1 Соглашения Администрация поручает Отделению осуществление определенных настоящим Соглашением функций по кассовому обслуживанию и учету операций со средствами, полученных от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в том числе с открытием лицевых счетов по разделу операций от приносящей доход деятельности получателям средств местного бюджета муниципального района, что противоречит подпункту «б» пункта 3.3 Порядка, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 №8н.
Кроме того, согласно п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета.
В силу изложенного органы местного самоуправления не имеют право осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, а, следовательно, не вправе открывать и иметь лицевой счет на балансовом счете 40703, на который поступают средства от приносящей доход деятельности бюджетных учреждений.
В материалах дела имеются Соглашения №1 от 11.01.2010 года, заключенные между Администрацией Яковлевского сельского поселения муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области с одной стороны и 1) МУК «Централизованная библиотечная система Новооскольского района», 2) МДОУ «Детский сад с.Яковлевка», 3) МУК «Новооскольская клубная система» с другой стороны. Согласно указанных Соглашений Учреждения передают ведение бухгалтерского учета по исполнению сметы доходов и расходов по всем статьям централизованной бухгалтерии администрации сельского поселения согласно инструкции по бюджетному учету, утвержденной МФ РФ 30.12.2008 года №148н с учетом изменений, внесенных приказом МФ РФ от 30.12.2009 года №152н. При этом централизованная бухгалтерия администрации сельского поселения ведет учет исполнения сметы доходов и расходов Учреждений, в том числе и доходов от платных услуг, оказываемых Учреждениями.
Поскольку в ст.4 оспариваемого Соглашения не отражено целевое назначение средств, полученных бюджетными учреждениями местного бюджета от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, что может привести к нецелевому расходованию средств.
Как разъяснено в п.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" согласно пункту 2 статьи 120 и пункту 2 статьи 298 ГК РФ доходы, полученные учреждением от приносящей доходы деятельности, предусмотренной его учредительными документами, а также приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
Решая вопрос об объеме полномочий учреждения в отношении указанных доходов и имущества, судам надлежит исходить из следующего.
Кодекс, не регламентируя содержание права самостоятельного распоряжения имуществом, приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, определяет, что учреждение в силу статей 120, 296, 298 ГК РФ не может обладать данным имуществом на праве собственности.
Судам следует также учитывать, что пункт 2 статьи 42 и пункт 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определяют не содержание прав учреждений на доходы, полученные учреждениями от приносящей доход деятельности, а закрепляют особенности их учета. Поэтому установление нормами бюджетного законодательства особого порядка учета доходов, полученных от такой деятельности, не изменяет закрепленный ГК РФ объем прав учреждения относительно данных доходов и приобретенного за счет них имущества.
В связи с изложенным, оспариваемым Соглашением муниципальные учреждения муниципального образования «Яковлевское сельское поселение» муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области лишены возможности не только на учет полученных ими средств от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, но и на их выплаты.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании в деле доказательств.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить.
Руководствуясь ст. 168 ГК, ст. ст. 167-170 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить заявленные заместителем прокурора Белгородской области требования.
Признать недействительным Соглашение о проведении и учете операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями местного бюджета, от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности от 11.01.2010 г., заключенного между администрацией муниципального образования «Яковлевское сельское поселение» муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области и Отделением по Новооскольскому району УФК по Белгородской области.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в установленном законе порядке через Арбитражный суд Белгородской области.
Судья В.И.Белоусова