АРБИТРАЖНЫЙ СУД
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000
Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38
E-mail: info@belgorod.arbitr.ru, Сайт: http://belgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Белгород
Дело № А08-5766/2013
16 декабря 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 09 декабря 2013 года
Полный текст решения изготовлен 16 декабря 2013 года
Арбитражный суд Белгородской области
в составе судьи Бутылина Е. В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем с/з Климовой Е.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
ФИО1
к ООО «Белгородцемремонт», ИФНС России по г. Белгороду
3-е лицо: ФИО2
о признании недействительным решения от 12.09.2013 года и обязании
внести сведения
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, паспорт;
от заинт. лиц: от ООО «Белгородцемремонт» - не явился, уведомлен, от ИФНС России по г. Белгороду – ФИО3, представитель по доверенности, ФИО4 – представитель по доверенности;
от 3-го лица: не явился, уведомлен,
установил:
ФИО1 (далее - Заявитель) обратился в суд с заявлением к ООО «Белгородцемремонт» и ИФНС России по г. Белгороду, в котором просил признать в качестве факта, имеющего юридическое значение, его выход из ООО «Белгородцемремонт», признать недействительным решение ИФНС России по г. Белгороду (далее - Налоговый орган, Инспекция) об отказе в государственной регистрации юридического лица от 12.09.2013 (форма Р50001) , обязать внести сведения о его выходе из состава участников (учредителей) ООО «Белгородцемремонт» в ЕГРЮЛ.
Сослался на то, что 30.08.2012 далее ИФНС России по г. Белгороду в ЕГРЮЛ была внесена запись за номером 2123123158233, в соответствии с которой он был зарегистрирован в качестве участника ООО «Белгородцемремонт», ОГРН-<***>, ИНН-<***>, КПП-312401001.
Указанная запись была внесена в ЕГРЮЛ, в связи с открытием наследства по завещанию от 01.03.2010 № 31 АА 462900.
Номинальная стоимость доли ФИО1 ООО «Белгородцемремонт» по состоянию на 30.08.2012 составляла 1274,84 рублей или 3,2258% уставного капитала.
С указанного времени по настоящее время в хозяйственной либо корпоративной деятельности ООО «Белгородцемремонт» он участия не принимал, уведомлений о времени и месте проведения очередных либо внеочередных общих собраний участников лично либо на адрес регистрации не получал, в распределении прибыли также не участвовал.
15.07.2013 ФИО1 было составлено заявление о выходе из состава участников (учредителей) ООО «Белгородцемремонт». С целью вручения указанного заявления руководителю ООО «Белгородцемремонт» он выехал по юридическому адресу данного юридического лица и выяснил, что такая организация по указанному адресу не располагается и хозяйственной деятельности не осуществляет около 2-х лет.
Экземпляры заявления о выходе из состава участников (учредителей) ООО «Белгородцемремонт» 24.07.2013 были направлены заказными почтовыми отправлениями по юридическому адресу данного юридического лица, а также по адресу регистрации директора ООО «Белгородцемремонт» ФИО2, указанному им при регистрации в налоговом органе.
Согласно данным официального сайта «Почта России», 26.08.2013 и 29.08.2013 данные почтовые отправления были возвращены в место отправления в связи с истечением срока хранения.
В связи с указанными обстоятельствами, 05.09.2013 ФИО1, в целях внесения в ЕГРЮЛ сведений о своем исключении из числа участников (учредителей) ООО «Белгородцемремонт», в адрес ИФНС России по г. Белгороду было представлено заявление по форме Р14001 и экземпляр заявления о выходе из состава участников ООО «Белгородцемремонт».
13.09.2013 он получил решение ИФНС России по г. Белгороду об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления, определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов от 12.09.2013 (форма Р50001).
В качестве основания отказа было указано на подписание заявления неуполномоченным лицом. В качестве обоснования указанного решения были приведены положения пунктов 3-4 Письма ФНС от 25.06.2009 № МН-22-6/511@, в соответствии с которыми при переходе доли или части доли в уставном капитале общества к обществу в порядке, предусмотренном статьей 23 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ, в регистрирующий орган в соответствии с пунктом 6 статьи 24 Указанного Федерального закона представляется заявление о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ, подписанное руководителем постоянно Действующего исполнительного органа общества, а также на положения подпункта «а» пункта 1 статьи 23 и статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных Предпринимателей».
Считает данное решение незаконным, так как согласно п. 6 ст. 24 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, должен быть извещен о состоявшемся переходе к обществу доли или части доли в уставном капитале общества не позднее чем в течение месяца со дня перехода к обществу доли или части доли путем направления заявления о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц и документа, подтверждающего основания перехода к обществу доли или части доли.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
В силу п. 1.4 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», при внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица – участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица - участника общества, исполнитель завещания и нотариус.
Таким образом, требование о подписании заявления о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ исключительно руководителем постоянно действующего исполнительного органа общества следует из Письма ФНС от 25.06.2009 № МН-22-6/511@, являющегося ведомственным актом, но не соответствует приведенным выше нормам федеральных законов.
В соответствии с пп. 2 п. 7 ст. 23 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, доля или часть доли переходит к обществу с даты получения обществом заявления Участника общества о выходе из общества, если право на выход из общества участника предусмотрено уставом общества.
Пунктом 7.1 указанной статьи установлено, что документы для государственной регистрации соответствующих изменений должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение месяца со дня перехода доли или части доли к| обществу. Указанные изменения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.
В этой связи, отказ в регистрации факта выхода из состава учредителей (участников) ООО «Белгородцемремонт» ограничивает иные его права, в частности право на поступление на государственную гражданскую службу, а также на осуществление трудовой деятельности в правоохранительных органах.
Просит удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании ФИО1 требования поддержал.
Налоговый орган в отзыве, его представители в судебном заседании считают заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Указал, что отказ в государственной регистрации допускается в случае подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведений о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре. Поскольку заявление подписал сам ФИО1, было вынесено решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральных законом о 08.08. 2001 № 129- ФЗ « О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов, в связи непредставлением заявления о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ подписанного руководителем постоянно действующего исполнительного органа общества. Также при предоставлении ФИО1 в ИФНС по г. Белгороду пакета
документов, необходимых для внесения изменений, касающихся перехода доли в уставном капитале ООО «Белгородцемремонт», документов подтверждающих направление заявления о выходе ФИО1 из данной организации, по адресу нахождения организации, представлено не было.
Заинтересованное лицо ООО «Белгородцемремонт» в судебное заседание представителя не направило, с места его государственной регистрации почтовая корреспонденция в адрес суда возвращается за истечением срока хранения. В связи с изложенным суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителя (ст.156 АПК РФ).
Помимо этого суд отмечает, что заявителем никаких требований к ООО «Белгородцемремонт» не заявлено.
Третье лицо по делу ФИО2 в судебное заседание представителя не направил, о рассмотрении дела не уведомлен, с места его регистрации почтовая корреспонденция в адрес суда возвращается за истечением срока хранения, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителей сторон, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и охраняемые законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.1 ст.218 АПК РФ арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.1 ст.219 АПК РФ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.
Как видно из заявления, ФИО1 соединены в одном заявлении требования об оспаривании решения налогового органа и требования об установлении факта, имеющего юридическое значение.
Из дела усматривается, что 05.09.2013 ФИО1 предоставил в Инспекцию пакет документов для внесения сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
12.09.2013 Инспекцией по результатам проверки представленных ФИО1 документов было вынесено решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральных законом о 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов, в связи непредставлением заявления о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ подписанного руководителем постоянно действующего исполнительного органа общества.
Согласно п.2 ст. 17 Закона 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 2 Федерального закона от 08.08.200 1г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004г. № 506, функции по осуществлению регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложены на ФНС России. В соответствии с п. 4 письма № МН -22- 6/511@ при переходе доли или части доли в уставном капитале общества к самому обществу, в регистрирующий орган представляется заявление о внесение соответствующих изменений в ЕГРЮЛ подписанное руководителем постоянно действующего исполнительного органа общества.
Данное положение нашло свое отражение в «Рекомендациях по применению отдельных положений Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», подготовленных Федеральной нотариальной палатой.
Таким образом, в случае перехода доли общества к самому обществу, заявление о внесении изменений в ЕГЮЛ должно исходить от лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа.
Таким образом, принятое Инспекцией решение следует считать законным и обоснованным.
Что касается требований ФИО1 об установлении юридического факта его выхода из ООО «Белгородцемремонт», то действующим Федеральных законом о 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» установлен иной, заявительный внесудебный порядок - внесение соответствующей записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ, и обращение ФИО1 в суд с данными требованиями свидетельствует об избрании им ненадлежащего способа защиты своих прав.
В связи с изложенным, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 198-201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных ФИО1 требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок.
Судья
Е.В.Бутылин