ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А08-6250/2010 от 29.11.2011 АС Белгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000

Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38

E-mail: info@belgorod.arbitr.ru, Сайт: http://belgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Белгород

Дело № А08-6250/2010

01 декабря 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2011 года

Полный текст решения изготовлен 01 декабря 2011 года

Арбитражный суд Белгородской области

в составе судьи Смоленского И. Н.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.О. Лазовской,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Заместителя прокурора Белгородской области

к Администрации муниципального образования "Беломестненское сельское поселение" муниципального района Новооскольский район" Белгородской области, УФК по Белгородской области (ИНН 3114003360; 3124019779, ОГРН 1043102000920; 1023101665025)

третье лицо: Администрация Новооскольского района Белгородской области

о признании сделки недействительной,

при участии в судебном заседании

от истца: не явился, извещен надлежащим образом,

от ответчиков: не явились, извещены надлежащим образом,

от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился с ответчику и отделению по Новооскольскому району Управления Федерального казначейства по Белгородской области с иском о признании недействительным в силу ничтожности соглашения о проведении и учете операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями местного бюджета, от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности от 11.01.2010, заключенного между указанными ответчиками.

Ответчики иск не признали полностью.

На основании ходатайства вышеуказанных представителей сторон согласно ст.ст. 48, 159 АПК РФ судом произведена замена Отделения по Новооскольскому району УФК по Белгородской области на Управление Федерального казначейства по Белгородской области.

Лица, участвующие в деле не обеспечил явку своих представителей.

Руководствуясь ст. 156 АПК РФ арбитражный суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие

Исследовав доказательства по делу, арбитражный суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и пояснений вышеуказанных представителей сторон, 11.01.2010 между ответчиками заключено спорное соглашение о проведении и учете операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями местного бюджета, от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, по условиям которого Администрация поручает Отделению осуществление определенных настоящим соглашением функций, с открытием и ведением лицевых счетов по разделу операций.

Согласно ст. 3 соглашения учет операций по средствам, полученным из внебюджетных источников, осуществляется Отделением на счете, открытом на уровне УФК по Белгородской области в ГРКЦ ГУ Банка России по Белгородской области г. Белгорода, на балансовом счете № 40703.

В соответствии со ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В силу ч.3 ст.15 ФЗ РФ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации.

Пунктом 3.3 Порядка предусмотрено, что в соответствии с Соглашением о проведении и учете бюджетными учреждениями субъекта РФ (муниципального образования) операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, органы Федерального казначейства при наличии у них организационной и технической возможности осуществляют с начала финансового года кассовое обслуживание операций получателей средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) со средствами, полученными от приносящей доход деятельности:

а) с ведением на лицевом счете бюджета учета операций со средствами

полученными от приносящей доход деятельности;

б) с открытием лицевых счетов получателям средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), наделенным полномочиями на ведение приносящей доход деятельности, в соответствии с информацией, предоставленной в органы Федерального казначейства финансовыми органами и ведением на данном лицевом счете учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности.

Между тем, согласно п. 1 спорного соглашения ответчик поручает Отделению осуществление определенных настоящим Соглашением функций по кассовому обслуживанию и учету операций со средствами, полученных от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в том числе с открытием лицевых счетов по разделу операций от приносящей доход деятельности получателям средств местного бюджета муниципального района, что противоречит подпункту «б» пункта 3.3 названного Порядка.

Кроме того, ответчик, как орган местного самоуправления в силу положений Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не имеет права осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, а, следовательно, не вправе открывать и иметь лицевой счет на балансовом счете 40703, на который поступают средства от приносящей доход деятельности бюджетных учреждений.

В соответствии с имеющимися в материалах дела спорным соглашением муниципальные управления передают ведение бухгалтерского учета по исполнению сметы доходов и расходов по всем статьям централизованной бухгалтерии администрации сельского поселения, которая ведет учет исполнения сметы доходов и расходов учреждений, в том числе и доходов от платных услуг, оказываемых учреждениями.

Вместе с тем в п. 4 спорного соглашения не отражено целевое назначение средств, полученных бюджетными учреждениями местного бюджета от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, что может привести к нецелевому расходованию средств, и отсутствию возможности муниципальных учреждений муниципальных образований не только на учет полученных ими средств от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, но и на их выплаты.

Принимая во внимание вышеизложенное, иск Прокурора о признании недействительным спорного соглашения, на взгляд суда, соответствует фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству (постановление ФАС ЦО от 18.08.2011 по аналогичному (серийному) делу № А08-5159/2010).

При таких обстоятельствах иск согласно ст. ст. 1, 8-10, 167, 168, 309, 314 ГК РФ, ст.ст. 9, 52, 65, 70, 71, 130 (ч. 9) АПК РФ подлежит удовлетворению полностью.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

1. Исковые требования удовлетворить полностью.

2. Признать недействительным Соглашение о проведении и учете операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями местного бюджета, от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности от 11.01.2010, заключенное между администрацией муниципального образования «Беломестненское сельское поселение» муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области и Отделением по Новооскольскому району УФК по Белгородской области.

3. Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Белгородской области.

Судья

Смоленский И. Н.

Помощник судьи

Буколова М.О.

01 декабря 2011 года