ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А08-6252/10 от 17.10.2011 АС Белгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000

Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38

E-mail: info@belgorod.arbitr.ru, Сайт: http://belgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Белгород

Дело № А08-6252/2010

19 октября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена

17 октября 2011 года

Арбитражный суд Белгородской области

в составе судьи Роздобудько  А. Н.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Лазовской В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению заместителя прокурора Белгородской области  

к  УФК по Белгородской области, администрации муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области

о признании сделки недействительной,

при участии в судебном заседании

от истца – Киреев В.Н.,

от ответчика – Богат Ю.А.,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Белгородской области  обратился в арбитражный суд с иском к отделению по Новооскольскому району УФК по Белгородской области, Администрации муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области о признании недействительным в силу ничтожности соглашения от 11 января 2010 года  «О проведении и учете операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями местного бюджета от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности»  между  администрацией муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области и отделением по Новоскольскому району УФК по Белгородской области.

По ходатайству ответчика произведена процессуальная замена отделения по Новоскольскому району УФК по Белгородской области (ИНН 3114002462, ОГРН 1023101035979) его правопреемником  УФК по Белгородской области (ИНН 3124019779, ОГРН 10203101665025), в связи с реорганизацией в форме присоединения.         

Требование истца обосновано тем, что спорный договор заключен с нарушением действующего законодательства, так как администрация муниципального района  «Новооскольский район» Белгородской области не может быть наделена полномочиями на осуществление приносящей доход деятельности и не вправе иметь внебюджетный лицевой счет по учету средств от приносящей доход деятельности.

         Ответчик заявленные требования не признал, ссылаясь на то, что приказом  Федерального казначейства от 07.10.2008  №7н  утвержден порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, в пункте 2.1 которого перечислены виды лицевых счетов, порядок их открытия, переоформления и закрытия, в то числе лицевой счет, предназначенный для учета операций по кассовым поступлениям в бюджеты субъектов Российской Федерации и кассовым выплатам из бюджетов субъектов РФ, а также операций, осуществляемых получателями средств бюджетов субъектов РФ со средствами от приносящей доход деятельности. Такой счет был открыт администрацией  муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области.

         Кроме того, по мнению ответчика, истцом не разделяются понятия балансового счета №40703, открываемого органу Федерального казначейства в учреждении Банка России, и лицевого счета получателя бюджетных средств, открываемого в органе Федерального казначейства. Доводы заместителя прокурора в качестве основания признания соглашения ничтожным могут быть применимы в случае оспаривания обоснованности открытия лицевого счета получателя бюджетных средств администрации в Отделении для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности. Ответчик считает, что основания для признания оспариваемого соглашения недействительным в силу ничтожности отсутствуют.

         Ответчик, администрация муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области, в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в отзыве иск не признает, считает, что основания для признания оспариваемого соглашения недействительным отсутствуют.

         Учитывая надлежащее уведомление администрации, ходатайство ответчика о рассмотрении дела без участия его представителя, суд в соответствии со статьей 156 АПК РФ рассмотрел дело в его отсутствие.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

  Как установлено материалами дела, 11 января 2010 года между Отделением по Новооскольскому району Управления Федерального казначейства по Белгородской области и  администрацией муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области заключено соглашение о проведении и учете операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями местного бюджета, от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

  Согласно статье 3 соглашения учет операций по средствам, полученным из внебюджетных источников, осуществляется отделением на счете, открытом на уровне УФК по Белгородской области в ГРКЦ ГУ Банка России по Белгородской области г. Белгорода, на балансовом счете N 40703.

В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В силу ч. 3 ст. 15 ФЗ РФ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Пунктом 3.3 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н предусмотрено, что в соответствии с Соглашением о проведении и учете бюджетными учреждениями субъекта РФ (муниципального образования) операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, органы Федерального казначейства при наличии у них организационной и технической возможности осуществляют с начала финансового года кассовое обслуживание операций получателей средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) со средствами, полученными от приносящей доход деятельности:

а) с ведением на лицевом счете бюджета учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности;

б) с открытием лицевых счетов получателям средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), наделенным полномочиями на ведение приносящей доход деятельности, в соответствии с информацией, предоставленной в органы Федерального казначейства финансовыми органами и ведением на данном лицевом счете учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности.

         В соответствии со статьей 1  соглашения администрация поручает отделению осуществление определенных соглашением функций по кассовому обслуживанию и учету операций со средствами, полученных от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в том числе с открытием лицевых счетов по разделу операций от приносящей доход деятельности получателям средств местного бюджета муниципального района, что противоречит подпункту «б» пункта 3.3 Порядка, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 №8н.

  Администрация как орган местного самоуправления, в силу положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не имеет права осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, а, следовательно, не вправе открывать и иметь лицевой счет на балансовом счете 40703, на который поступают средства от приносящей доход деятельности бюджетных учреждений.

В статье 4 оспариваемого соглашения не отражено целевое назначение средств, полученных бюджетными  учреждениями местного бюджета от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, что может привести к нецелевому расходованию средств.

  Как разъяснено в п.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» согласно пункту 2 статьи 120 и пункту 2 статьи 298 ГК РФ доходы, полученные учреждением от приносящей доходы деятельности, предусмотренной его учредительными документами, а также приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Пункт 2 статьи 42 и пункт 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяют не содержание прав учреждений на доходы, полученные учреждениями от приносящей доход деятельности, а закрепляют особенности их учета. Поэтому установление нормами бюджетного законодательства особого порядка учета доходов, полученных от такой деятельности, не изменяет закрепленный ГК РФ объем прав учреждения относительно данных доходов и приобретенного за счет них имущества.

         Таким образом, оспариваемым соглашением муниципальный район «Новооскольский район» Белгородской области лишен возможности не только на учет полученных им средств от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, но и на их выплаты.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что соглашение от 11 января 2010 года  между  администрацией муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области и отделением по Новоскольскому району УФК по Белгородской области не соответствует нормам действующего законодательства и является недействительным в силу ст. 168 ГК РФ.

         Недействительная сделка не влечёт юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента её совершения.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина относится на ответчиков.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины.

В связи с чем, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить полностью.

Признать соглашение от 11 января 2010 года  «О проведении и учете операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями местного бюджета от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности»  между  администрацией муниципального района "Новооскольский район" Белгородской области и отделением по Новоскольскому району УФК по Белгородской области недействительным в силу ничтожности.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Белгородской области.

Судья

Роздобудько  А. Н.