АРБИТРАЖНЫЙ СУД
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000
Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38
сайт: http://belgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Белгород
Дело № А08-6352/2016
19 января 2017 года
резолютивная часть решения объявлена 13 января 2017 года
полный текст изготовлен 19 января 2017 года
Арбитражный суд Белгородской области
в составе судьи Курепко Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, системы видеопротоколирования секретарем судебного заседания Грищенко К.М., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО "Валуйкисахар" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Департаменту Агропромышленного комплекса Белгородской области (ИНН <***>)
о признании незаконными действий по включению в договор пунктов, отказа от заключения дополнительного соглашения к договору, об обязании подписать дополнительное соглашение,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от Департамента: ФИО1, по доверенности 31 АБ 0930534 от 19.08.2016, паспорт, ФИО2, по доверенности от 10.10.2016, удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Валуйкисахар» (далее истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с исковым заявлением к Департаменту агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области (далее – ответчик, Уполномоченный орган, департамент) о признании незаконными действий по включению в договор водопользования пунктов 8.6-8.9 и п. 31, несоответствующих требованиям закона, отказа ответчика от заключения дополнительного соглашения к договору водопользования и обязании подписать дополнительное соглашение.
В обосновании заявленных требований истец указал на то, что договор водопользования подписали вынужденно, исходя из производственной необходимости, на крайне невыгодных условиях, указанные пункты договора не относятся к предмету договора и незаконны, нарушают их права, возлагают на общество дополнительные обязанности, в связи с чем, считают, что договор водопользования недействительный в части пунктов 8.6-8.9 и п. 31 и подлежит изменению, путём подписания дополнительного соглашения.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласен, считает, что доводы общества не обоснованны. Юридические лица свободны в заключение договора, в настоящее время между сторонами заключен новый договор водопользования от 29.09.2016 г., на основании которого ОАО «Валуйкисахар» пользуется водным объектом. Обжалуемый договор составлен в соответствии с формой примерного договора водопользования, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 г. № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования». За неисполнение оспариваемых пунктов договора санкции ответчиком не применялись.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав.
В соответствии со ст. ст. 11, 12 ГК РФ и ст. 4 АПК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет арбитражный суд, при этом способ защиты нарушенного права лицо, обратившееся с арбитражный суд, избирает самостоятельно.
На основании положений части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться, в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, являются задачами подготовки дела к судебному разбирательству.
Согласно пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Главным отличием гражданско-правовых отношений от публичных (административно-правовых) отношений является равенство участников, которые не находятся в отношениях власти-подчинения. Правовая природа публичных правоотношений строится на началах субординации, когда одна сторона подчинена другой.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор водопользования от 04.08.2016г., по которому ответчик предоставляет, а истец принимает в пользование участок реки Оскол – АЗО ДОН 0185 0580 для использования в промышленной деятельности (п.п.1,2 договора).
Договором также предусмотрено использование водных ресурсов с последующим возвратом воды в водные объекты (п.3 договора).
Пунктом 8.6 договора уполномоченный орган обязал общество разработать перспективную балансовую схему водного хозяйства предприятия в срок до 01 октября 2016 года.
Также общество обязано в срок до 01.10.2016г. разработать проект технического перевооружения водного хозяйства, разработать проект строительства локальных очистных сооружений и представить указанную документацию в указанный срок в Департамент (п.п.8.7-8.9 договора).
Срок действия настоящего договора устанавливается на три месяца, дата окончания действия настоящего договора 01.10.2016г. (п.31 договора).
Окончание договора влечет прекращение обязательств по настоящему договору.
Исходя из смысла указанных правовых норм и содержания Договора от 04.08.2016 данный договор является договором организационным, направлен на организацию гражданско-правовых отношений, содержащими элементы разных видов договоров,
Изложенное, свидетельствует о гражданско-правовой природе рассматриваемого договора.
При этом, возможность вкрапления некоторых административно-правовых элементов в элементы гражданско-правового организационного договора не превращает данный договор в административно-правовой, а лишь свидетельствует о наличии тесных межотраслевых связей.
Поскольку между сторонами сложились гражданско-правовые отношения, то они подлежат регулированию нормами ГК РФ, в том числе нормами общих положений об обязательствах, и условиями заключенного договора.
Гражданско-правовой характер спора определяет необходимость применения правила статьи 65 АПК РФ о возложении на стороны спора бремени доказывания обстоятельств, на которые каждая сторона ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Статьёй 16 Водного кодекса РФ предусмотрено, что договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В соответствии с частью 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно ст.421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Право водопользования детально регламентируется Водным кодексом Российской Федерации и подзаконными нормативными правовыми актами. Использованием водных объектов (водопользованием) является использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц (пункт 14 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации). Акваторией является водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ (пункт 1).
Субъектами права водопользования являются государство, уполномоченные им органы, водопользователи, т.е. граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования водными объектами, а также водопотребители, т.е. граждане и юридические лица, которые получают от водопользователей в установленном порядке воду для обеспечения своих нужд.
Пунктом 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
В ст. 16 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора. Порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 38 Водного кодекса Российской Федерации определено, что исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование подразделяется на:
- совместное водопользование;
- обособленное водопользование.
По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на:
- водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;
- водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;
- водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования (часть 2 указанной статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Пунктом 31 договора водопользования стороны предусмотрели, что он действует до 01.10.2016г.
При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Специальным нормативным правовым актом, регулирующим охрану и режим водоохранных зон водных объектов, является Постановление Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. N 1404 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах".
Согласно положениям ст. 24 Водного кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение водными объектами, находящимся в федеральной собственности относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии с Положением, утвержденным приказом Росводресурсов от 11.03.2014 N 66 Донское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, сокращенное наименование Донское БВУ (далее - территориальный орган), является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов, на территории Российской Федерации, в границах бассейнов рек Дон, Северский Донец, Белгородского, Михайловского, Пролетарского, Старооскольского, Цимлянского водохранилищ и других водных объектов, на территории Курской, Липецкой, Воронежской, Тамбовской, Белгородской и Ростовской областей.
В рамках своих полномочий Донское бассейновое водное управление осуществляет предоставление водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации, или частей таких водоемов, морей или их отдельных частей в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование.
Согласно Постановления Правительства № 165 от 12.03.2008 г. подготовка договора водопользования и формирование его условий осуществляются с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта, его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, а также с учетом схем комплексного использования и охраны водных объектов и документов территориального планирования, представленных заявителем предложений по условиям договора водопользования и в соответствии с требованиями настоящих Правил.
Прекращение, приостановление или ограничение предоставленного права пользования водным объектом на основании договора водопользования осуществляются в соответствии со статьями 10 и 41 Водного кодекса Российской Федерации (п. 30 введен Постановлением Правительства РФ от 11.10.2012 N 1039)
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Белгородской области является уполномоченным органом и действует на основании Положения о департаменте агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 25 июня 2012 года № 256-пп.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав. Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним.
В соответствии со статьей 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В пункте 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации при решении вопроса о правовой квалификации действий участника (участников) гражданского оборота в качестве сделки для целей применения правил о недействительности сделок следует учитывать, что сделкой является волеизъявление, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (например, гражданско- правовой договор, выдача доверенности, признание долга, заявление о зачете, односторонний отказ от исполнения обязательства, согласие физического или юридического лица на совершение сделки).
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологические (природоохранные) требования – это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утверждённые технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановлению природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Как следует из договора водопользования от 4.08.2016 г. в п. 8.6-8.9 указаны требования по возложению обязанностей на ОАО «Валуйкисахар» разработать перспективную балансовую схему водного хозяйства предприятия, проект технического преревооружения водного хозяйства, проект строительства локальных очистных сооружений предприятия и предоставить документацию по выполнению вышеуказанных мероприятий в департамент в срок до 01.10.2016 года.
Из объяснений департамента следует, что в соответствии с п. 116 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» абоненты обязаны иметь и надлежащим образом эксплуатировать локальные очистные сооружения и обеспечивать предварительную очистку сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, в случае, если абоненты отнесены к определённым Правительством Российской Федерации категориям абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, или на объектах абонентов осуществляются производственные процессы по перечню согласно приложению. Абоненты, указанные в настоящем пункте, не имеющие локальных очистных сооружений, обязаны обеспечить их строительство (создание) до 1 января 2019 г., если иной срок не предусмотрен планом снижения сбросов сточных вод на объектах такого абоненты.
Строительство и создание очистных сооружений в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации займёт определённое время. В этой связи, с целью побуждения ОАО «Валуйкисахар» к исполнению указанных требований, департаментом и были включены в договор от 04.08.2016 г. пункты 8.6-8.9.
Вышеуказанные пункты требования установлены договором, также во исполнение п. 2 «Дорожной карты» от 09.10.2015 года, утверждённой Губернатором Белгородской области, по переводу сахарных заводов области на систему биологической очистки сточных вод без применения полей фильтрации «Проведение комиссионного экологического аудита существующих полей фильтрации на предмет соответствия их эксплуатации требованиям действующего природоохранного законодательства» управлением экологической безопасности и надзора за использованием объектов животного мира, водных биологических ресурсов Белгородской области.
Доводы заявителя о нарушении Департаментом п. 3 ст. 10 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» - в соответствии с которым, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе такие действия (бездействие) как навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования), не могут быть признаны обоснованными, так как исходя из положений ст. 4 Закона № 135-ФЗ хозяйствующим субъектом является коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации. Доказательств осуществления Департаментом деятельности приносящей доход и как следствие распространения на него требований ч.1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» не представлено.
Доводы заявителя о действиях департамента по отказу в подписании дополнительного соглашения исключительно с намерением причинить вред истцу, также отклоняются судом и не могут быть признаны обоснованными, так как на момент рассмотрения спора стороны воспользовались своим правом, заключив 29.09.2015 г. новый договор водопользования, согласно которого истец осуществляет забор водных ресурсов на участке реки Оскол –АЗО ДОН 0185 0580 с целью промышленного водоснабжения.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, определенных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно пункту 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора, осуществляемый в соответствии с законом или договором, является юридическим фактом, ведущим к прекращению действия договора.
Уполномоченный орган документально обосновало совершение оспариваемых действий в соответствии с действующим законодательством. При таких обстоятельствах у суда не имеется правовых оснований для признания незаконными действий Департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области по включению в договор водопользования пунктов 8.6-8.9 и п. 31.
Истец указывал на недействительность п.31 договора – срок действия договора до 01.10.2016г.
В ходе судебного разбирательства установлено, что стороны 29.09.2016г. заключили новый договор водопользования. Таким образом, стороны воспользовались своим правом, заключив новый договор водопользования, согласно которого истец пользуется водным объектом.
Ответчик по оспариваемому договору не имеет права на применение санкций по невыполнению истцом обязанностей, указанных в п.п. 8.6-8.9 спорного договора.
Таким образом, в результате действий по включению в договор водопользования оспариваемых пунктов экономические интересы Общества не нарушаются, и эффективное использование объекта не ограничивается.
Кроме того, истцом не доказано, что указанными действиями Департамент нарушает права субъектов предпринимательской деятельности, которые не лишены возможности водопользования в целях производственной необходимости.
Согласно пунктам 1 ст. 407, пункту 1 ст. 408 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором, и, по общему правилу, таким основанием является надлежащее исполнение обязательства.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на день рассмотрения дела спорный договор прекратил свое действие, так как стороны при заключении договора указали срок его действия, а также то, что после его окончания прекращаются все обязательства по его исполнению.
Обязанности истца по разработке проектов после окончания оспариваемого договора прекратились. Следовательно, права истца в данном случае не нарушаются, договор водопользования от 04.08.2016г. прекратил свое действие, обязательства по договору прекращены, и оснований для удовлетворения заявленных требований не усматривается.
Кроме того, решением Арбитражного суда Белгородской области от 18.11.2016 г. по делу № А08-5957/2016 года, вступившем в законную силу, истцу ОАО «Валуйкисахар» было отказано в признании договора водопользования от 04.08.2016 г. недействительным в части п.п.8.6-8.9 и п. 31.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 13.01.2017 года.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 3 000 руб., перечисленная платёжным поручением № 4988 от 15.08.2016 года подлежит возврату ОАО «Валуйкисахар» посредством выдачи справки с возвратом оригинала платёжного поручения.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований ОАО «Валуйкисахар» отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в установленный законом срок через Арбитражный суд Белгородской области.
Судья
Курепко Е.В.