ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А08-6587/15 от 03.03.2016 АС Белгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000

Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38

E-mail: info@belgorod.arbitr.ru, Сайт: http://belgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Белгород

Дело № А08-6587/2015

11 марта 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 марта 2016 года

Полный текст решения изготовлен 11 марта 2016 года

Арбитражный суд Белгородской области

в составе судьи Валуйского  Н. С.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Серищевой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФОНД ЖКХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН 3123231839, ОГРН 1123100001595 )

к ООО "НОВООСКОЛЬСКОЕ РСП" (ИНН <***>, ОГРН <***>),  ООО "Центральное" (ИНН  <***>, ОГРН  <***>)

третье лицо: Администрация Муниципального района Новооскольский район

о взыскании неосновательного обогащения в сумме 906500 руб. 00 коп.

при участии в судебном заседании:         

от истца: ФИО1 – представитель по доверенности от 03.09.2-15 г.

от ответчиков:

от ООО "НОВООСКОЛЬСКОЕ РСП":ФИО2 – директор ООО "НОВООСКОЛЬСКОЕ РСП", паспорт;  ФИО3 – представитель по доверенности от 31.10.2015 г.

от ООО «Центральное»: ФИО4 – генеральный директор, паспорт.

от третьего лица: ФИО5 – представитель по доверенности от 11.01.2016 г.

УСТАНОВИЛ:

Фонд содействия реформирования ЖКХ Белгородской области обратился в Арбитражный суд Белгородской области с иском о взыскании с ООО «Новооскольское ремонтно-строительное предприятие» неосновательного обогащения в сумме 906500 руб.

В последующем истец в порядке ст. 49 АПК РФ, уменьшил размер исковых требований до 695800 руб.

Уточнение иска в части уменьшения размера исковых требований было принято арбитражным судом.

Истец также заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчика управляющую компанию ООО «Центральное».

 Определением от 09.02.2016 арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве соответчика ООО «Центральное».

В судебном заседании истец поддержал заявленное требование с учетом уточнения и пояснил, что 18.06.2014 между Администрацией муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области и ООО «Новооскольское ремонтно-строительное предприятие» был заключен договор №1 на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>.

Стоимость работ по указанному договору составила 6588182 руб. 10 коп.

23.06.2014 между названными лицами и Фондом ЖКХ Белгородской области заключено Дополнительное соглашение №1 к договору №1 от 18.06.2014.

Согласно данному Соглашению истец (региональный оператор), на основании заявки на финансирование выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, взял обязательство произвести оплату ООО «Новооскольское РСП» за выполненные работы с учетом Плана освоения денежных средств и графика производства работ.

Работы по капитальному ремонту указанного дома были выполнены ответчиком и оплачены истцом, что подтверждается актами ф. КС-2 №1, №2, №3, справкой ф. КС-3 №1 от 02.10.2014 на сумму 6588182 руб. 10 коп., платежными поручениями №236 от 03.07.2014, №752 от 18.11.2014.

18.06.2014 между Администрацией муниципального района Новооскольский район и ООО «Новооскольское РСП» был заключен аналогичный договор №2 на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> со стоимостью работ 2514596 руб. 13 коп.

23.06.2014 между названными лицами с участием Фонда ЖКХ Белгородской области заключено дополнительное соглашение№1 к договору №2 от 18.06.2014.

Согласно этому соглашению (Региональный оператор), на основании заявки на финансирование выполненных работ по капитальному ремонту указанного многоквартирного дома, представленной техническим заказчиком, в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 12.05.2014 №178-пп «Об утверждении плана реализации в 2014 адресной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Белгородской области на 2014-2043 годы», взял на себя обязательство произвести оплату ООО «Новооскольское РСП» за выполненные работы с учетом Плана освоения денежных средств и графика производства работ.

Работы по капитальному ремонту дома №15 по ул. Гражданская были выполнены ответчиком и оплачены истцом, что подтверждается актами ф. КС-2 №№1-, Справкой ф. КС-23 на сумму 2514596 руб. 13 коп. и платежными поручениями №589 от 10.1.2014, №237 от 03.07.2014.

При проверке деятельности «Фонда содействия рефинансированию ЖКХ Белгородской области» Контрольно-счетной палатой Белгородской области было установлено, что ответчиком фактически не выполнены работы на 175600 руб. в рамках договора №1 от 18.06.2014, а 540500 руб. были уплачены за текущий ремонт подъездов, что, по мнению Контрольно-Счетной палаты Белгородской области, является нарушением ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», ч. 1 ст. 166 ГК РФ, ст. 5 Закона Белгородской области от 31.01.2013 №173.

Аналогичные нарушения были допущены и при исполнении договора №2 от 18.06.2014. Завышение объемов выполненных работ составил 35100 руб., а текущий ремонт – 155300 руб.

Истец считает, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является управляющая компания ООО «Центральное», так как ремонт подъездов в спорных домах был проведен за денежные средства, выделенные Фонды содействия рефинансированию ЖКХ Белгородской области. Тогда как ремонт подъездов указанных домов должна была производить управляющая компания. В результате этого произошло нецелевое использование денежных средств, выделенных на капитальный ремонт жилья.

В связи с этим истец просит удовлетворить заявленные им требования в полном объеме.

Отзывом и в судебном заседании ответчик ООО «Новооскольское РСП» иск не признал и пояснил, что им платежным поручением от 29.09.2015, в соответствии с гарантийным письмом  от 19.06.2015 №77 добровольно перечислены Фонду содействия реформированию ЖКХ Белгородской области денежные средства в сумме 210700 руб. на основании акта Контрольно-счетной палаты Белгородской области.

Денежные средства в суме 540500 руб., полученные им по договору №1 от 18.06.2014 и в сумме 155300 руб. по договору №2 от 18.06.2014 за выполненные работы в рамках указанных договоров и трехсторонних дополнительных соглашений, по мнению ответчика, получены им на законных основаниях и оснований для их возврата в добровольном порядке либо взыскания арбитражным судом по иску истца не имеется.

Ответчик управляющая компания ООО «Центральное» отзывом и в судебном заседании пояснило, что является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: <...>

В связи с тем, что текущий ремонт подъездов в указанных домах не производился на протяжении длительного периода времени, в соответствии с подпунктом «з» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, существовала необходимость проведения ремонта управляющей компанией.

Ремонт подъездов был проведен обществом с ограниченной ответственностью «Новооскольское ремонтно-строительное предприятие» в рамках исполнения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.

В соответствии с пунктом 2 статьи166 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 5 закона Белгородской области от 31 января 2013 № 173 «О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области» в Перечне услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт отсутствует такой вид работ, как текущий ремонт подъездов, финансируемый за счет средств фонда капитального ремонта.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (ч. 2.3 ст. 161 ЖКРФ).

Далее ООО «Центральное» пояснило, что оно признает иск в полном объем.

Третье лицо Администрация Муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области отзыв на иск не представило, в судебном заседании пояснило, что иск Фонда содействию реформированию ЖКХ Белгородской области к ответчику ООО «Новооскольское РСП» является необоснованным, поскольку подрядчик выполнил все работы, предусмотренные спорными договорами и Дополнительными соглашениями к ним, что эти ремонтные работы разделить на работы по текущему ремонту спорных многоквартирных жилых домов нельзя, так как эти работы взаимосвязаны между собой  и составляют единое целое – капитальный ремонт спорных домов.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд  установил следующее.

Администрация муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области и ООО «Новооскольское РСП» по результатам конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, протокол №1 от 10.06.2014г., заключили договор №1 от 18.06.2014 на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома №6 по ул. 1 Мая г. Новый Оскол Белгородской область.

Стоимость работ по указанному договору составила 6588182 руб. 10 коп.

23.06.2014г. состоялось общее собрание собственников помещений многоквартирного дома №6 по ул. 1 Мая г. Новый Оскол, участие в котором приняли представители Администрации Муниципального района «Новооскольский район», ООО «Новооскольское РСП», Управляющей компании ООО «Центральное» на котором было принято решение об утверждении сметы на капитальный ремонт жилого дома (л.д. 138-160 т. 2, л.д. 1-3, 4-5, 6-7 т. 3).

Общее собрание отметило, что 13.02.2013г. была утверждена смета на капитальный ремонт дома на общую сумму 6778978 руб.

В связи с необходимостью выполнения иных работ, в частности работ по ремонту подъездов, общее собрание утвердило новую смету, уменьшив в целом объем работ по ремонту дома до 6588128 руб. 10 коп.

Комиссия в составе представителей администрации Муниципального района администрации Муниципального района «Новооскольский района», проектной организации  - Новооскольский проектно-производственный отдел ГУП «Архитектурно-планировочное бюро», управляющей компании ООО «Центральное», представителей собственников помещений жилых домов №6 по ул. 1 Мая, №15 по ул. Гражданская обследовав спорные дома в натуре, предложила дополнительно выполнить работы, откорректировав ранее предложенные и при составлении смет учесть следующие коэффициенты: - МДС 35-IV п. 4.7 «При ремонте и реконструкции зданий и сооружений работы, аналогичные технологических процессов в новом строительстве; - МДС-38.2004 пр. 3 п. 6 «Ремонт существующих зданий (включая жилые дома) без расселения; - МДС-37.2004 пр. 3 и 2 Производство ремонтных работ в существующих зданиях и сооружениях в стесненных условиях.

По результатам работы Комиссия составила Ведомость объемов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов №6 по ул. 1 Мая, и №15 по ул. Гражданская г. Новый Оскол (л.д. 45-56 т. 1).

В связи с этим, 23.06.2014 между названными лицами и Фондом содействию реформированию ЖКХ Белгородской области было заключено Дополнительное соглашение №1 к договору №1 от 18.06.2014.

Согласно данному Соглашению истец (Региональный оператор), на основании заявки на финансирование выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Новый Оскол, ул. 1 Мая, №6, взял обязательство произвести оплату ООО «Новооскольское РСП» за выполненные работы с учетом Плана освоения денежных средств и графика производства работ.

Работы по капитальному ремонту указанного дома были выполнены ответчиком, что подтверждается Актами ф. КС-2 №1, №2 и №3, Справкой ф. КС-3 №1 от 02.10.2014 на сумму 6588182 руб. 10 коп., платежными поручениями №236 от 03.07.2014, №752 от 18.11.2014 (л.д. 40-41 т. 2).

Между указанными лицами (Администрацией муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области и  ООО «Новооскольское РСП»), также по результатам открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, протокол №2 от 10.06.2014 был заключены аналогичный договор №2 от 18.06.2014 на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: Белгородская область, г. Новый Оскол, ул. Гражданская, №15 стоимостью работ 2514596 руб. 13 коп.

23.06.2014 состоялось общее собрание собственников помещений многоквартирного дома №15 по ул. Гражданская г. Новый Оскол на котором было принято решение об утверждении сметы на капитальный ремонт спорного жилого дома.

В связи с необходимостью выполнения иных работ, в том числе ремонт подъездов дома, собрание утвердило новую смету, уменьшив в целом объем работ по ремонту дома до 2514596 руб. 13 коп.

В этот же день, 23.06.2014 Администрация Муниципального района «Новооскольский район», ООО «Новооскольское РСП» и Фонд содействия реформированию ЖКХ Белгородской области заключили Дополнительное соглашение №1 к указанному договору №2 от 18.06.2014.

По данному Соглашению Региональный оператор – Фонд ЖКХ Белгородской области взял на себя обязательство произвести оплату ООО «Новооскольское РСП» за выполненные работы с учетом Плана освоения денежных средств и Графика производства работ.

Работы по капитальному ремонту указанного дома были выполнены ответчиком, сданы в установленном порядке заказчику, что подтверждается актами ф. КС-2 №№1-3 от 02.10.2014, Справкой ф. КС-3 на сумму 2514596 руб. 13 коп. и платежными поручениями №589 от 10.10.2014, №237 от 03.07.2014 (л.д. 4243 т. 2).

Дополнительными соглашениями №1 к договору №1 от 18.06.2014 и №1 к договору №2 от 18.06.2014 внесены изменения:

- Преамбула договоров изложена в следующей редакции:

Администрация муниципального района «Новооскольский район» в лице исполняющего обязанности заместителя главы администрации муниципального района «Новооскольский район» по промышленности, строительству, ЖКХ, транспорту и связи ФИО6, действующего на основании распоряжения администрации муниципального района «Новооскольский район» от 20 мая 2014 года Л1>384-р «О наделении правом подписи» (далее-Технический Заказчик).Некоммерческая организация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области» в лице исполнительного директора ФИО7, действующего на основании Устава (далее - Региональный оператор), и ООО «Новооскольское РСП» в лице директора ФИО2, действующего на основании Устава (далее - Подрядчик), именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящие договора о нижеследующем:»;

В пункте 1.6. Договоров слова «Технический заказчик» заменить словами «Региональный оператор».

   Статья 2. Договоров изложена в следующей редакции:

«Статья 2. Порядок оплаты работ

Региональный оператор производит оплату Подрядчику в соответствии с условиями настоящего Дополнительного соглашения на основании заявки па финансирование выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, представленной Техническим заказчиком, в адрес Регионального оператора, в соответствии с постановлением 11равительства_ Белгородской области от 12.05.2014 г, № 178-пп «Об утверждении плана реализации в 2014 году адресной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Белгородской области на 2014 - 2043 годы» (далее - краткосрочный план) с учетом Плана освоения денежных средств по капитальному ремонт) многоквартирных домов (Приложение № 1 к Соглашению) и графика производства работ (Приложение № 2 к Соглашению).

Авансовый платеж на проведение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме перечисляется Региональным оператором Подрядчику в размере не более 30% общего объема средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов по адресу : <...> Гражданская, д. 15, в соответствии с Договором.

Окончательный расчет производится не позднее 30 рабочих дней после представления в адрес Регионального оператора Техническим заказчиком следующих документов:

-заявка на финансирование выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома;

-акт приемки выполненных работ формы КС-2, подписанный Подрядчиком, скрепленный его печатью, согласованный и подписанный органом местного самоуправления, лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме, представителем Регионального оператора;

протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах по адресу: <...> Гражданская, д. 15 об утверждении акта приемки выполненных работ;

-справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3».

        Пункт 5.1.10. Договора изложен в следующей редакции:

«5.1.10. По первому требованию представителя Технического

Заказчика и Регионального оператора представлять всю необходимую информацию о ходе ремонтных работ».

  Раздел 5 Договора дополнить пунктом 5.1.15. следующего содержания:

«5.1.15. Обеспечить при необходимости и по требованию Регионального оператора беспрепятственный доступ на объект для осуществления контроля за ходом и качеством проведения работ».

Договор дополнен Статьей 6. следующего содержания:

«Статья 6. Региональный оператор

При выполнении Договоров Региональный оператор:

Осуществляет оплату работ Подрядчику в соответствии с порядком, предусмотренном Статьей 2. настоящего Договора; согласования с Техническим Заказчиком и Подрядчиком, самостоятельно или с привлечением независимых экспертов (организаций) беспрепятственно посещать объект для осуществления контроля за ходом и качеством проведения работ;

Региональный оператор имеет другие права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, иными правовыми актами и настоящим Договором».

Статьи 6-14 Договора считать разделами 7-15 соответственно.

В пункте 11.2 Статьи 11 Договора слова «направляет Подрядчику» и «получения Подрядчиком» дополнить словами «и Региональному оператору» и «и Региональным оператором» соответственно.

Пункт 13.3 Статьи 13 Договора изложить в следующей редакции:

«Договор составлен в 3-х экземплярах, имеющих равную юридическую силу, а именно: 1 экземпляр - Заказчику ,1 экземпляр - Региональному оператору, 1 экземпляр - Подрядчику».

Иные условия Договоров остаются прежними.

Настоящие дополнительные соглашения являются неотъемлемой частью Договоров №1 и № 2 от «18»июня 2014г. на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, по адресу: <...> Гражданская, д. 15 составлено в трех экземплярах (2 экземпляра - для каждой из сторон, 1 экземпляр - для НО «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области») и имеют одинаковую юридическую силу.

Дополнительные соглашения подписаны представителями технического заказчика (Администрация Муниципального района «Новооскольский район»), подрядчика (ООО «Новооскольское РСП») и Регионального оператора (Некоммерческая организация «Фонд содействия реформированию ЖКХ Белгородской области») и скреплены печатями указанных юридических лиц.

Акты ф. КС-2 подписаны представителями подрядчика, заказчика без дополнений и замечаний. Указанные документы согласованы с Фондом содействия реформированию ЖКХ Белгородской области и представителями собственников жилья многоквартирных домов.

Объемы выполненных работ и расценки проверены Областным государственным бюджетным учреждением «Центр социальных инвестиций и строительства». Представители этого учреждения также подписали акты ф. КС-2 без замечаний и дополнений.

В ходе проведения капитального ремонта МКД каких-либо нареканий по отступлению от проектно-сметной документации, качеству выполненных работ в адрес ответчика от истца и третьих лиц не поступало.

При рассмотрению настоящего дела, таких доказательств, также не представлено.

В период с 04.02 по 20.03.2015 Контрольно-счетная палата Белгородской области произвела проверку деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области в рамках реализации адресной программы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в 2014 и по результатам проверки составила акт от 31.03.2015 (л.д. 44-70 т. 2).

В актах проверки комиссия указала, что в ходе контрольных замеров выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, на основании договора № 1 от 18 июня 2014 г., заключенного администрацией муниципального района «Новооскольский район» и Фондом с ООО «Новооскольское РСП» (Новый Оскол) на общую сумму 6 588,2 тыс. рублей, установлено следующее. Фактически не выполнены работы по укреплению стропильных ног расшивкой досками с одной стороны на протяженности 79,5 м на сумму 31,9 тыс. рублей, облицовка пластиком стен (23 кв. м) и потолков (34 кв. м) в подвальных помещениях на общую сумму 34,6 тыс. рублей, окраска металлического ограждения на крыше площадью 69,2 кв. м на сумму 13,4 тыс. рублей, облицовка фасада профнастилом на площади 59,5 кв. м на Сумму 95,7 тыс. рублей.

Включение вышеприведенных работ в акты о приемке выполненных работ (форма № КС-2) повлекло завышение объемов выполненных работ при проведении капитального ремонта указанного многоквартирного дома на общую сумму 175,6 тыс. рублей.

Кроме того, в нарушение ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 21 июля 2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 5 закона Белгородской области от 31 января 2013 г. № 173 при проведении капитального ремонта указанного дома в акты о приемке выполненных работ (форма № КС-2) включен текущий ремонт подъездов на общую сумму 540,5 тыс. рублей.

На объекте капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> (договор № 2 от 18 июня 2014 г. на общую сумму 2 514,6 тыс. рублей) установлено, что фактически ООО «Новооскольское РСП» (г. Новый Оскол) не выполнены работы по облицовке фасада профнастилом на площади 13 кв. м на сумму 20,0 тыс. рублей, устройству кровли (смена обрешетки, антисептирование водными растворами, устройство йроизоляции и кровли из волнистых асбестоцементных листов) на площади 20 кв. на общую сумму 15,1 тыс. рублей.

Включение вышеприведенных работ в акты о приемке выполненных работ Форма № КС-2) повлекло завышение объемов выполненных работ при проведении капитального ремонта вышеназванного многоквартирного дома на общую сумму 35,1 тыс. рублей.

Также, в нарушение ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2015 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ Белгородской области», ч. 1 ст. 166 Жилищного Кодекса Российской Федерации, ст. 5 Закона Белгородской области от 31.01.2013 №173 в акты о приемке выполненных работ (ф. КС-2) по указанному дому включен текущий ремонт подъездов на общую сумму 155,3 тыс. руб.

Представлением Заместителю Губернатора Белгородской области и Правлению Фонда содействия реформированию ЖКХ Белгородской области от 27.04.2015 Контрольно-счетная палата Белгородской области поручила исполнительному директору Фонда ФИО7 принять меры по возмещению с подрядчиков средств, израсходованных на оплату фактически невыполненных объемов работ по Новооскольскому району в сумме 210700 руб. и принять меры по возмещению средств, использованных на оплату выполненных работ, не относящихся к капитальному ремонту многоквартирных домов.

Письмом от 08.05.2015 Фонд содействию реформированию ЖКХ Белгородской области предложил Главе администрации муниципального района «Новооскольский район» принять меры по возврату денежных средств в сумме 716100 руб. 00 коп. по договору №1 от 18.06.2014 и денежных средств в сумме 190400 руб. по договору №2 от 18.06.2014 перечисленных Фондом обществу «Новооскольское РСП» на расчетный счет Фонда.

Гарантийным письмом от 19.06.2015 №77  ООО «Новооскольское РСП», как исполнитель работ на спорных объектах, гарантировало возврат денежных средств по договору №1 от 18.06.2014 в сумме 175,6 тыс. руб. и договору №2 от 18.06.2014 в сумме 35,1 тыс. руб. в срок до 01.10.2015.

Выполняя указание Контрольно-счетная палата Белгородской области Фонд ЖКХ Белгородской области обратился в Арбитражный суд Белгородской области с настоящим иском.

В процессе рассмотрения настоящего дела Платежным поручением №166 от 29.09.2015 ООО «Новооскольское РСП» перечислило Фонду 175600 руб., а платежным поручением №167 от 29.09.2015 – 35100 руб. с указанием назначение платежа: «По акту контрольного замера от 10.02.2015…..».

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанного на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, пришел к выводу о том, что исковые требования в части взыскания с ответчика ООО «Новооскольское РСП» 695800 руб. не подлежат удовлетворению. При этом арбитражный суд исходит из следующего.

Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушенное право подлежит защите одним из способов, указанных в кодексе Российской Федерации.

Во исполнение Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» решением (протокол № 194) Госкорпорации «Фонд содействия реформирования ЖКХ» были утверждены «Методические указания по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007года № 185-ФЗ». Указанные Методические рекомендации разработаны для применения субъектами Российской Федерации при подготовке нормативно-правовых актов и распорядительных документов, регулирующих порядок привлечения подрядных организаций, а также для подготовки примерных форм договоров подряда с победителями открытых конкурсов, подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.

Согласно п.1.2 Методических рекомендаций заказчик во взаимодействии с местной (муниципальной) администрацией или иными органами, определенными субъектом Российской Федерации определяет: предмет конкурса; срок проведения конкурса; организатора конкурса; утверждает конкурсную документацию по проведению открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для выполнения подрядных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. Допускается выполнение функции организатора конкурса самим заказчиком во взаимодействии с местной (муниципальной) администрацией (п. 1.4).

В силу п. 8.1 Методических рекомендаций приемка результатов выполненных работ осуществляется с соблюдением требований законодательства, в том числе установленных частью 9 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», согласно которой акты приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома должны быть согласованы с органом местного самоуправления и подписаны лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации.

Этим же Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ предусмотрен порядок выделения и расходования денежных средств в целях реализации программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.

В соответствии с п.5 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 № 185- ФЗ. направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах в 6 пределах минимального объема, установленного соответственно частью 2 статьи 18 и пунктом 2 части 6 статьи 20 настоящего Федерального закона, могут использоваться только на проведение работ, указанных в части 3 настоящей статьи, а также на разработку проектной документации для капитального ремонта указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи многоквартирных домов, виды работ по которому установлены частью 3 настоящей статьи, проведение обязательного энергетического обследования многоквартирного дома, если региональной адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов предусмотрено проведение этого обследования, и проведение государственной экспертизы такой документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В части третьей статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ указаны виды работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансирование которых может осуществляться в порядке, предусмотренном названным законом.

17 сентября 2009 года Госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ» были утверждены «Методические рекомендации по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства». Перечень работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, подлежащих включению в состав работ, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом № 185-ФЗ, определен в п.2.3 Методических рекомендаций и частью 3 статьи 15 Федерального закона № 185-ФЗ.

Положениями названных выше нормативных актов в составе работ по капитальному ремонту работы по ремонту подъездов не названы.

Положениями ст. 20 Федерального закона № 185-ФЗ предусмотрен порядок расходования средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.

В силу части 5 ст. 20 Федерального закона № 185-ФЗ орган местного самоуправления в течение семи дней со дня принятия им решения о распределении полученных средств уведомляет управляющие организации, в отношении которых такое решение принято. Последние в течение тридцати дней со дня получения уведомления открывают отдельные банковские счета и направляют в орган местного самоуправления документы, исчерпывающий перечень которых предусмотрен в части 6 указанной статьи.

К указанным документам, в том числе, относится утвержденная общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме смета расходов на капитальный ремонт такого многоквартирного дома с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 7 статьи 20 Федерального закона № 185-ФЗ орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в части 6 названной статьи, перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, на банковские счета, указанные в части 6, с учетом требований, установленных частью 6.1 этой же статьи.

Согласно части 9 той же статьи ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», оплата соответствующих работ по капиталь- ному ремонту многоквартирного дома производится с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации.

В силу пункта 10 статьи 20 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в случаях нарушения требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, а также в случае превышения сметы расходов на капитальный ремонт такого многоквартирного дома, утвержденной в соответствии с пунктом 3 части 6 настоящей статьи, орган местного самоуправления вправе отказать в согласовании акта приемки работ по капиталь- ному ремонту многоквартирного дома.

В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, истец – региональный оператор, взявший на себя по Дополнительным Соглашениям обязательств произвести оплату выполненных подрядчиком работ, несмотря на наличие в актах выполненных работ, Ведомостях объемов работ, Локальный сметных расчетах работ не предусмотренных Методическими рекомендациями по формированию работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ, совместно с Администрацией Новооскольский район, принял  в эксплуатацию законченные капитальным ремонтом дома №6 по ул. 1 Мая, №315 по Гражданской улице г. Новый Оскол без каких-либо замечаний и претензий, отказ от приемки выполненных работ не заявлял, не проверил надлежащим образом сметные расчеты, профинансировал и оплатил подлежащие выполнению работы по капитальному ремонту домов в полном объеме, чем допустил нецелевое использование бюджетных денежных средств.

В соответствии ст. 289 БК РФ  под нецелевым использованием бюджетных средств следует понимать направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иными правовыми основаниями их получения.

Мера ответственности подрядчика по спорным договорам и Дополнительным соглашениям к ним за выполненные надлежащим образом работы, не названные в Методических рекомендациях от 17.09.2009 в составе работ по капитальному ремонту не предусмотрена. По общим правилам ответственность сторон по договору за ненадлежащее исполнение обязательств в соответствии со ст. 401 ГК РФ возникает при наличии вины.

Подписав Дополнительные соглашения, согласовав с ответчиком локальные сметные расчеты, ведомости объемов работ, включавшие выполнение работ, не предусмотренных п. 3 ст. 15 Закона о Фонде содействию реформированию ЖКХ, истец и третье  лицо Администрация Муниципального района «Новооскольский район» тем самым обязали подрядчика исполнить указанные в этих документах работы в силу п. 12.1 договоров №1 и №2 от 18.06.2014.

ООО «Новооскольское РСП» представлены доказательства принятия собственниками помещений решений о необходимости проведения ремонта подъездов.

Письмом от 25.06.2014 №3909/1 и от 27.06.2014 №3995/1 Администрация Муниципального района «Новооскольский район» сообщила подрядчику о том, что 23.06.2014 собственники помещений в многоквартирном домах №15 по ул. Гражданская и №6 по ул. 1 Мая г. Новый Оскол приняли решение об утверждении сметы на капитальный ремонт в связи с изменением объемов и стоимости видов работ и выполнение новых видов работ.

Администрация района предложила подрядчику дальнейшие работы по капитальному ремонту спорных домов выполнять в соответствии со сметами, утвержденными на общих собраниях собственников помещений (л.д. 34,35 т. 2).

При этом подрядчик и 3-е лицо Администрация Муниципального района «Новооскольский район» вместе с Управляющей компанией ООО «Центральное» подтверждают необходимость для собственников всех помещений многоквартирных домов проведения выполненных ООО «Новооскольское РСП» работ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.

Условиями возникновения неосновательного обогащения являются обстоятельства, когда:

1) имело место приобретение или сбережение имущества, то есть увеличение стоимости собственного имущества приобретателя;

2) приобретение или сбережение произведено за счет другого лица, что, как правило, означает уменьшение стоимости имущества потерпевшего вследствие выбытия из его состава некоторой его части или неполучения доходов, на которые потерпевшее лицо правомерно могло рассчитывать;

3) отсутствуют правовые основания, то есть приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке.

В предмет доказывания по данным спорам входят следующие обстоятельства: факт получения ответчиком имущества (работ, услуг), принадлежащего истцу; факт пользования ответчиком этим имуществом (работами, услугами); размер переданного имущества; период пользования спорным имуществом в целях определения размера неосновательного обогащения (пункт 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 № 49 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении»).

Статьей 1105 ГК РФ установлена обязанность лица, неосновательно временно пользовавшегося чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, возвратить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

При этом правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 ГК РФ).

В рассматриваемом случае спорые денежные средства были направлены ответчиком на оплату труда рабочих, приобретение строительных материалов и на другие расходы, связанные с ремонтом домов.

Экономический результат выполненных работ принадлежит собственникам имущества многоквартирных домов, которым ответчик не является.

При указанных обстоятельствах основания для вывода о том, что ответчик ООО «Новооскольское РСП» обогатился за счет истца, отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 307-309, 1102, 1105 ГК РФ, арбитражный суд отказывает истцу в иске к ООО «Новооскольское РСП» полностью.

Что касается вопроса о взыскании спорной суммы с ООО «Центральное», то при решении этого вопроса суд исходит из следующего.

Решениями общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах по адресу: <...> от 03.10.2014 и от 23.06.2014 был выбран способ управления многоквартирными домами – управления управляющей организацией.

В качестве управляющей домами компанией было выбрано ООО «Центральное».

В соответствии с подпунктом «3» п. 11 Правил содержания общего имущсетва в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 содержание общего имущества в зависимости от состава, особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе текущий и капитальный, ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного Кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3).

Частью 2 ст. 166 ЖК РФ предусмотрено, что нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии газа) и другими видами услуг и (или) работ.

Законом Белгородской области от 31.01.2013 №173 «О создании системы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Белгородской области» предусмотрено, что в порядке, установленном частью 5 настоящего Закона, региональный оператор (Фонд ЖКХ Белгородской области) осуществляет, в том числе финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета Белгородской области и (или) местного бюджета.

При выполнении данной функции региональный оператор:

- использует для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете,

счетах регионального оператора, а также средства, полученные из иных источников, в том числе из бюджета Белгородской области и (или) местного бюджета.

Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно- хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается.

В рассматриваемом случае денежные средства в сумме 695800 руб., выделенные на капитальный ремонт спорных жилых домов, были использованы на оплату работ, которые должны быть оплачены за счет средств управляющей организации ООО «Центральное».

Из материалов дела следует, что ответчик ООО «Центральное», излагая свою позицию, полностью признало исковые требования Фонда содействия реформированию ЖКХ Белгородской области.

Согласно ч. 3 ст. 49 АПК РФ ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично.

 Пунктом 9 ч. 2 ст. 153 АПК РФ предусмотрено, что судья при рассмотрении дела выясняет, поддерживает ли истец иск, признает ли иск ответчик, не хотят ли стороны закончить дело мировым соглашением. Результаты опроса сторон заносятся в протокол судебного заседания.

В силу ч. 3 ст. 70 АПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.

Признание иска заявлено директором ООО «Центральное» ФИО4.

О признании иска указано ответчиком в отзыве на иск и в пояснениях, в судебном заседании 03.03.2016г., заявление отражено в протоколе судебного заседания.

Волеизъявление на признание иска (полностью или частично) может быть выражено в письменном виде либо в устной форме

Если признание иска выражает действительную волю ответчика, не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц, оно принимается судом, а стороны освобождаются от доказывания фактических обстоятельств. В этом случае Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации освобождает и суд от необходимости обоснования решения, которым иск удовлетворяется. В мотивировочной части решения указывается только на признание иска ответчиком и принятие признания судом (третий абзац пункта 3 части 4 статьи 170 Кодекса).

Таким образом, в случае признания иска ответчиком и принятия судом этого признания иск подлежит удовлетворению без рассмотрения дела по существу и оценки имеющихся в деле доказательств.

В силу части 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления  процессуальных последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Суд считает, что признание ООО «Центральное» исковых требований не противоречит закону и не нарушает права других лиц. В связи с этим, считает требования Фонда содействия реформированию ЖКХ Белгородской области о взыскании неосновательного обогащения в размере 695800 руб. подлежащему удовлетворению.

Дело возникло по вине ответчика ООО «Центральное» на которого суд относит расходы по оплате государственной пошлины.

С цены иска 695800 руб. госпошлина составляет 16916 руб.

Руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить полностью.

Взыскать с ответчика  ООО "Центральное" (ИНН  <***>, ОГРН  <***>) в пользу истца ФОНДА ЖКХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН <***>, ОГРН <***>) 695800 руб. 00 коп. – сумму неосновательного обогащения, 16916 руб. 00 коп. – сумму расходов по оплате госпошлины, а всего 712716 руб. 00 коп.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

В иске к ответчику ООО "НОВООСКОЛЬСКОЕ РСП" (ИНН <***>, ОГРН <***>)  отказать.

Выдать истцу ФОНДУ ЖКХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН <***>, ОГРН <***>) справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 4214 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Белгородской области.

Судья

Валуйский  Н. С.