АРБИТРАЖНЫЙ СУД
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000
Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38
сайт: http://belgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Белгород
Дело № А08-6594/2015
09 ноября 2015 года
Арбитражный суд Белгородской области
в составе судьи Линченко И. В.
ознакомившись с заявлением Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020)
к СПАО "РЕСО-Гарантия" (ИНН 7710045520, ОГРН 1027700042413)
от третьего лица: Калинович М.Л.
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к СПАО "РЕСО-Гарантия" о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с ч.3 ст.228 АПК РФ.
Стороны, участвующие в деле, о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу извещены арбитражным судом в соответствии с нормами главы 12 АПК РФ надлежащим образом. СПАО "РЕСО-Гарантия" представлены письменные возражения, в которых общество просит отказать в удовлетворении заявления. При этом указывает, что на момент обращения КалиновичМ.Л. с заявлением 18.03.2015 имелись технические неполадки в работе автоматизированной информационной системы обязательного страхования (АИС РСА) в связи с чем у работников Филиала отсутствовала возможность проверки представленных страхователем сведений и содержащейся в АИС РСА и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации. После восстановления работы АИС РСА работниками Филиала предпринимались попытки дозвониться КалиновичМ.Л., однако на телефонные звонки она не отвечала, что свидетельствует, что СПАО «РЕСО-Гарантия» не отказывало КалиновичМ.Л. в заключении договора ОСАГО.
Исследовав материалы дела, представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующему.
СПАО "РЕСО-Гарантия" является субъектом страхового дела, осуществляя свою деятельность на основании лицензии ФССН России № С 1209 77-24.
Как следует из материалов дела, 18.03.2015. в Отделение по Орловской области Главного управления ЦБ РФ по Центральному Федеральному округу обратилась Калинович М.Л. с жалобой на отказ СПАО "РЕСО-Гарантия" в заключении договора ОСАГО.
В ходе проведенной проверки административным органом установлено, что 18.03.2015 Калинович М.Л. обратилась в филиал СПАО "РЕСО-Гарантия", расположенный по адресу: г.Белгород, ул. Парковая д. 1 с заявлением о заключении договора ОСАГО.
Сотрудником Филиала гражданке Калинович М.Л. было предложено заполнить заявление о заключении договора ОСАГО, предоставленное СПАО «РЕСО -Гарантия», которое было зарегистрировано Страховщиком (вх. №901 от 18.03.2015).
В тридцатидневный срок с даты представления Калинович М.Л. заявления по установленной форме в СПАО "РЕСО-Гарантия", извещения о заключении, либо извещения об отказе от заключения договора ОСАГО в адрес Калинович М.Л. не поступало, что является нарушением ст. 445 ГК РФ.
По результатам поведенной проверки 27.08.2015 г. Отделением по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу в отношении ООО "РОСГОССТРАХ" составлен протокол по делу об административном правонарушении №54-15-Ю/0218/1020.
В порядке, предусмотренном ст.23.1 КоАП РФ, ст.202 АПК РФ, ЦБ РФ обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о привлечении СПАО "РЕСО-Гарантия" к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
В соответствии ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст.2.10 КоАП РФ административной ответственности подлежат юридические лица за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В качестве объективной стороны административного правонарушения обществу вменяется осуществление лицензируемого вида деятельности с нарушением законодательства о страховой деятельности.
Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Законом Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон № 4015-1-З, Закон об организации страхового дела).
В силу п.1 Закона № 4015-1-З настоящий Закон регулирует отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.
Согласно ст.2 Закона № 4015-1-З страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.
Страховая деятельность (страховое дело) - сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.
Дополнительные требования к осуществлению деятельности в сфере страхования определены также в специальных законах о страховании, в том числе в Федеральном законе от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон № 40-ФЗ).
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 Закона об организации страхового дела субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона об организации страхового дела лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера представляет собой специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.
Подпунктом 14 пункта 2 статьи 32 Закона об организации страхового дела определено, что для получения лицензии соискатель лицензии на осуществление страхования, перестрахования представляет в орган страхового надзора документы, подтверждающие соответствие соискателя лицензии требованиям, установленным федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования (в случаях, если федеральные законы содержат дополнительные требования к страховщикам).
В соответствии со ст. 3 Закона № 40-ФЗ одним из основополагающих принципов обязательного страхования является всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств.
Из совокупного толкования упомянутых норм права следует, что соблюдение страховщиком страхового законодательства является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, установленных специальным разрешением (лицензией), образует состав административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В настоящем случае лицензионные требования к страхователю установлены статьей 32 Закона об организации страхового дела и статьей 21 Закона об ОСАГО.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона № 40-ФЗ владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены данным законом, и в соответствии с ним страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, или выдает лицу, обратившемуся к нему за заключением договора обязательного страхования, мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения такого договора, о чем также информирует Банк России и профессиональное объединение страховщиков. Страховщик не позднее одного рабочего дня со дня заключения договора обязательного страхования вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного 6 страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности (п. 7 ст. 15 Закона № 40-ФЗ).
Владелец транспортного средства в целях заключения договора обязательного страхования вправе выбрать любого страховщика, осуществляющего обязательное страхование. Страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования и представившему документы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" ("Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П) (ред. от 24.05.2015) (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2014 N 34204)
Суд считает необходимым отметить, что нормами закона № 40-ФЗ, Правил не определен срок, в течении которого страховщик обязан рассмотреть документы, предоставленные страхователем для заключения договора ОСАГО и заключить данный договор.
Применение норм права по аналогии согласно статье 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации допускается в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (ст.421 ГК РФ).
Согласно ст.426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы, не допускается.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты (ст. 445 ГК РФ).
Доводы, изложенные СПАО "РЕСО-Гарантия" в возражениях отклоняются судом, поскольку доказательств подтверждающих произошедшие 18.03.2015 технические неполадки в работе АИС РСА обществом не представлено. Кроме того, доказательств, что обществом было рассмотрено заявление Калинович М.Л. и в тридцатидневный срок в ее адрес было направлено извещение о заключении с ней договора ОСАГО также не представлено.
Событие вменяемого административным органом правонарушения подтверждено материалами дела, а именно протоколом об административном правонарушении № 54-15-Ю/0218/1020 от 27.08.2015, заявлением о заключении договора ОСАГО, жалобой ,объяснениями страховщика и иными материалами дела.
При таких обстоятельствах, установленное административным органом нарушение сроков заключения договора ОСАГО, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о доказанности вины Общества во вменяемом административном правонарушении. Данная правовая позиция совпадает с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 04.02.2014 N 13004/13 по делу N А75-1180/2013.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ.
В ст. 4.1 КоАП РФ определено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении СПАО "РЕСО-Гарантия" наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, в связи с чем, считает возможным назначить обществу наказание в виде штрафа в минимальных пределах санкции ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Законом не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.
При подаче заявления в суд одновременно поступило ходатайство Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи между Арбитражным судом Белгородской области и Арбитражным судом Орловской области. Учитывая, что дело рассматривается в порядке упрощенного производства, ходатайство Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу о проведении судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу о привлечении СПАО "РЕСО-Гарантия" к административной ответственности удовлетворить.
Привлечь СПАО "РЕСО-Гарантия" (ИНН 7710045520, ОГРН 1027700042413) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в доход федерального бюджета в размере 30 000 рублей.
Предложить СПАО "РЕСО-Гарантия" (ИНН 7710045520, ОГРН 1027700042413) уплатить взыскиваемый штраф в добровольном порядке в шестидесятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу и представить суду документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа.
Административный штраф подлежит зачислению по следующим реквизитам:
№ 40101810100000010001 в Отделении по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу, ИНН 7702235133, КПП 575203001, получатель - УФК по Орловской области (обязательно указывать код классификации доходов бюджетов Российской Федерации (КБК) - 99911690010016000140 - «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет», зачисляемых в Федеральный бюджет), ОКТМО 54701000, БИК 045402001.
Назначение платежа: оплата штрафа по делу А08-6594/2015
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Белгородской области.
Суд разъясняет, что в случае если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда о привлечении к административной ответственности и о назначении наказания в виде административного штрафа, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения этого решения отсутствуют сведения об уплате административного штрафа добровольно, судебный акт на основании статьи 32.2 КоАП РФ будет направлен для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, судебному приставу-исполнителю, определяемому исходя из статьи 33 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Судья
Линченко И. В.