АРБИТРАЖНЫЙ СУД
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000
Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38
сайт: http://belgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Белгород
Дело № А08-7633/2017
17 октября 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2017 года
Полный текст решения изготовлен 17 октября 2017 года
Арбитражный суд Белгородской области
в составе коллегии судьей
председательствующего судьи Полухина Р. О.
судьи Линченко И.В. и судьи Бутылина Е.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудио- видео записи секретарём судебного заседания Сапенко В.Е.
рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Контрольно-счетной палате Белгородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании представления контрольно-счетной палаты Белгородской области от 14.07.2017 №01/17-пс недействительным
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1, доверенность от 31.01.2017г.
от ответчика: ФИО2, доверенность от 03.03.2017г.,
ФИО3, доверенность от 16.08.2017г.
УСТАНОВИЛ:
Администрация Старооскольского городского округа Белгородской области (далее – истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Контрольно-счетной палате Белгородской области (далее – ответчик) о признании представления Контрольно-счетной палаты Белгородской области от 14.07.2017 №01/17-пс недействительным.
В судебном заседании представители заявителя поддерживают заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал позицию, изложенную в отзыве, просит в удовлетворении заявленных требованиях отказать.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, в период с 10 апреля по 30 июня 2017 года на основании закона Белгородской области от 12 июля 2011 года № 53 «О Контрольно-счётной палате Белгородской области», плана деятельности Контрольно-счётной палаты Белгородской области на 2017 год, распоряжений Контрольно-счётной палатой Белгородской области от 6 апреля 2017 г. № 9-р, от 15 мая 2017 г. №13-р, от 26 мая № 17-р, от 05.06.2017 г. №18-р, от 09.06.2017 г. №19-р должностными лицами палаты проведено контрольное мероприятие «Аудит эффективности использования земельных ресурсов в муниципальных образованиях» в Старооскольском городском округе за 2013 - 2016 годы и
1 квартал 2017 года.
В соответствии с п.2.4. Регламента взаимодействия Контрольно-счётной палаты Белгородской области и департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области в проведении проверки принимали участие и специалисты департамента.
Основанием для проведения контрольного мероприятия являлось следующие обстоятельства.
При проведении в 2016 году совместно с Контрольно-счетной палатой Старооскольского округа совместного контрольного мероприятия в Старооскольском городском округе Белгородской области по вопросам целевого использования межбюджетных трансфертов, формирования и эффективного использования средств местного бюджета, достаточности финансовых ресурсов, направленных на обеспечение расходных обязательств, а также оценки сбалансированности бюджета за 2013-2015 годы и 1 полугодие 2016 года были установлены в числе прочих нарушения законодательства при предоставлении в аренду земельных участков. При выборочной проверке выявлены потери местного бюджета в связи с занижением арендной платы на 2151,3 тыс. рублей в результате занижения отдельным арендаторам корректирующего коэффициента, учитывающего вид разрешенного (функционального) использования земельного участка.
Также было установлено, что задолженность по арендной плате за землю с учетом пени на 01.07.2016 составила 83,6 млн. рублей, что выше уровня 2013 года почти в 2 раза, из них более 50 млн. рублей являются невозможными к взысканию в связи с банкротством предприятий или возвращением исполнительного листа судебным приставом-исполнителем на основании отсутствия у должника имущества или доходов, на которые может быть обращено взыскание.
При этом принимаемые администрацией управленческие решения не были направлены на снижение дебиторской задолженности и повышение эффективности использования земель. Бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета, предусмотренные п.2 ст.160.1 БК РФ (осуществление начислений, учет и контроль за правильностью исчислений, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а так же осуществление взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов), осуществлялись департаментом имущественных и земельных отношений администрации округа неудовлетворительно и неэффективно.
Учитывая значительное количество договорных отношений, которые в полной мере не были изучены в ходе совместного контрольного мероприятия в силу истечения сроков проверки, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», а также статьей 8 закона Белгородской области от 12.07.2011 № 53 «О Контрольно-счетной палате Белгородской области» с учетом результатов вышеназванного контрольного мероприятия в план деятельности Контрольно-счетной палаты на 2017 год было включено контрольное мероприятие по проведению аудита эффективности использования земельных ресурсов в муниципальных образованиях, в т.ч. и в Старооскольском городском округе.
В обоснование назначения проверки Контрольно-счетной палатой были положены не только ранее выявленные нарушения, но и факты нахождения в муниципальных образованиях значительных площадей земель, относящихся к государственной собственности Белгородской области.
Как указал ответчик, у него имелась информация о необоснованных изменениях постановлениями главы администрации округа категории земель, которая была подтверждена в дальнейшем при проверке, тогда как в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и разделом 4 Порядка принятия решений и составом документации о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, отнесении земельных участков к землям определенной категории на территории Белгородской области, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 13.10.2006 №216-пп «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую на территории Белгородской области», перевод земельных участков из одной категории в другую осуществляет орган исполнительной власти субъекта путем издания правого акта.
Кроме этого, в соответствии с Законом Белгородской области от 22.12.2015 №37 «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления и органами государственной власти Белгородской области» полномочия по распоряжению земельными участками сельскохозяйственного назначения, представленными сельскохозяйственными угодьями (пашни, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения, залежи), государственная собственность на которые не разграничена, переданы органу государственной власти Белгородской области, осуществляющему функции по управлению и распоряжению собственностью Белгородской области.
При обосновании контрольного мероприятия ответчик руководствовался
ст. 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», в соответствии с которыми на органы государственного финансового контроля возложены полномочия по анализу и мониторингу бюджетного процесса, в том числе подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Белгородской области.
Как пояснил ответчик, в целях подготовки предложений по совершенствованию бюджетного процесса в Белгородской области, а также в рамках подготовки к экспертизе проекта закона о бюджете, необходимо проводить анализ имеющихся резервов в части пополнения доходной части бюджетов муниципальных образований.
В этой связи, в ходе подготовки предложений ответчиком анализировалась работа органов местного самоуправления, проводимая совместно с налоговыми органами, по снижению недоимки по налоговым платежам, полнота исчисления налоговой базы по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, также анализируется работа главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов и эффективность использования имущества и земельных ресурсов при передаче их в аренду и продаже, поступления от которых, составляют неналоговые доходы бюджета.
Как следует из приложения к приказу Контрольно-счётной палаты Белгородской области от 24 ноября 2011 г. № 1, Регламент Контрольно-счётной палаты Белгородской области (далее-Регламент) (в редакции приказов Контрольно-счетной палаты Белгородской области от 17.01.2012 № 3, от 30.12.2014 № 39, от 31.03.2016 № 8) предусматривает, что в соответствии с п. 3.2.1. Контрольно-счётная палата осуществляет следующие формы внешнего государственного финансового контроля:
- контрольное мероприятие;
- экспертно-аналитическое мероприятие.
Так, согласно п. 3.2.2. Регламента, контрольные мероприятия проводятся по утвержденной программе. Программа проведения контрольного мероприятия разрабатывается и подписывается руководителем проведения контрольного мероприятия, утверждается председателем Контрольно-счётной палаты. Утвержденная программа в процессе проведения контрольного мероприятия может быть при необходимости дополнена руководителем проведения контрольного мероприятия, с обязательным указанием об этом в составленных акте и отчете о результатах проведенного контрольного мероприятия.
Проведение контрольного мероприятия осуществляется на основании распоряжения Контрольно-счётной палаты. Перед началом проведения контрольного мероприятия руководителю проверяемого объекта направляется уведомление о предстоящем контрольном мероприятии. Уведомление подписывается председателем Контрольно-счётной палаты (п. 3.2.3 – 3.2.4 Регламента).
В соответствии с п. 3.2.18 и п. 3.2.19 Регламента, акт по результатам проведенного контрольного мероприятия составляют и подписывают проводившие контрольное мероприятие руководитель проведенного контрольного мероприятия, члены комиссии и (или) привлеченные лица, которые несут ответственность за достоверность результатов проведенного контрольного мероприятия. Акт по результатам проведенного контрольного мероприятия доводится до сведения руководителя проверяемого объекта (либо замещающего его лица). Ознакомление с актом производится в срок не более одного дня, при представлении пояснений и замечаний – до трех дней. Ознакомление с актом производится под расписку.
По результатам проведенного контрольного мероприятия могут быть направлены представления органу государственной власти (органу местного самоуправления) Белгородской области, руководству проверенной организации независимо от форм собственности для принятия мер по устранению выявленных нарушений. Представление Контрольно-счётной палаты должно быть рассмотрено в течение месяца со дня получения, как предусмотрено 16 статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Проект представления разрабатывается руководителем проведенного контрольного мероприятия. Представление подписывается председателем Контрольно-счётной палаты (п.3.2.24 Регламента).
Учитывая изложенное, на основании статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», а также статьи 5 закона Белгородской области от 12.07.2011 № 53 «О Контрольно-счетной палате Белгородской области», статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации в рамках исполнения полномочий по контролю за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Белгородской области, было осуществлено контрольное мероприятие «Аудит эффективности использования земельных ресурсов в муниципальных образованиях» в Старооскольском городском округе, в ходе которого выявлены значительные нарушения в использовании земель, что в конечном итоге привело к потерям бюджета.
Принимая во внимание, что в Старооскольском городском округе значительный муниципальный долг (свыше 800 млн. рублей) перед кредитными организациями, сложился за счет кредитов, взятых для покрытия дефицита бюджета, есть также задолженность бюджета перед поставщиками и подрядчиками.
В этой связи, в рамках осуществленных контрольных мероприятий ответчиком было установлено, что в округе имеются значительные резервы для пополнения доходной части бюджета, которые при эффективно проведенной работе позволят осуществить дополнительные расходы в социальных отраслях, благоустройстве территории и ремонте муниципальных дорог, покрытии долговых обязательств.
Распоряжение Контрольно-счётной палаты Белгородской области от 06.04.2017 № 9-р о назначении проверки в установленном порядке было доведено до сведения руководителей администрации Старооскольского городского округа и лично главе администрации ФИО4 перед началом проверки.
Вышеуказанное Распоряжение не было обжаловано в судебном порядке.
По результатам проверки составлен акт проверки от 30.06.2017, которым зафиксированы следующие нарушения:
По состоянию на 1 января 2017 г. земельный фонд Старооскольского городского округа составляет 169,345 тыс. га и по площади занимает 5 место в Белгородской области.
В структуре земельного фонда Старооскольского городского округа земли сельскохозяйственного назначения занимают 55,2%, земли населенных пунктов - 27,43%, земли лесного фонда - 12,06%, земли промышленности, транспорта, связи и иного назначения - 4,94%. Земли запаса и земли особо охраняемых территорий и объектов составляют 0,34% и 0,03% соответственно.
В ходе проверки было установлено, что отдельные положения муниципальных правовых актов требуют уточнения, конкретизации, а также приведения в соответствие с действующим земельным законодательством. Кроме того, установлено отсутствие отдельных административных регламентов, определяющих порядок исполнения ряда муниципальных функций по земельным вопросам.
Доходы бюджета Старооскольского городского округа от использования земли в анализируемом периоде имели отрицательную динамику и составляли: в 2013 году - 1 643 834,0 тыс. рублей, в 2014 году -1 448 016,0 тыс. рублей, в 2015 году - 1 540 805,0 тыс. рублей, в 2016 году - 1 128 676,0 тыс. рублей (темп снижения по отношению к 2013 году – 31,3%).
Большую часть доходов бюджета городского округа от использования земли в 2013-2016 годах составляли поступления от земельного налога (от 72% до 82%). В составе неналоговых доходов от использования земли наибольший объем составляли доходы от аренды земельных участков: от 63% в 2014 году до 90% в 2016 году. Неналоговые доходы от продажи земельных участков в 2016 году по сравнению с 2013 годом снизились в 6,7 раза и составили 30 543,0 тыс. рублей.
Сумма выпадающих доходов за счет предоставления льгот по земельному налогу ежегодно составляла от 18,0 до 25,0 млн. рублей.
Общая сумма недоимки по земельному налогу в проверяемом периоде возросла в 2,3 раза (с 17 844 тыс. рублей на 01.01.2013 до 40 860 тыс. рублей на 01.01.2017).
Таким образом, из материалов дела следует, что в результате неэффективной работы департамента имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа по выполнению бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджета, предусмотренных п.2 ст.160.1 БК РФ (осуществление начислений, учет и контроль за правильностью исчислений, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также осуществление взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов), задолженность по арендной плате за землю в 2017 году по сравнению с 2013 годом увеличилась на 63 610,7 тыс. рублей и составила
105 879,4 тыс. рублей, из них более 50 млн. рублей являются невозможными к взысканию в связи с банкротством предприятий или прекращением исполнительного производства на основании отсутствия у должника имущества или доходов, на которые может быть обращено взыскание.
Кроме того, управленческие решения администрации округа не направлены на снижение дебиторской задолженности и повышение эффективности использования земель в части своевременного вовлечения в оборот земельных участков, изымаемых при невыполнении условий договоров, и требуют разработки отдельного плана мероприятий.
В нарушение п. 197 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, операции по начислению штрафных санкций, неустоек осуществлялись Департаментом только по их фактическому поступлению или решению суда.
Следовательно, в связи с отсутствием надлежащего распоряжения и эффективного контроля за управлением земельными ресурсами в части поступлений собственных доходов выявлены потери бюджета округа на общую сумму свыше 49,6 млн. рублей, в частности занижен размер арендных платежей по земельным участкам в результате необоснованного применения более низкого корректирующего коэффициента, учитывающего вид разрешенного (функционального) использования земельного участка и (или) занижения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, что привело к потерям в сумме 28 230,3 тыс. рублей, из них:
- предоставленных в аренду горно-обогатительным предприятиям и другим юридическим лицам для осуществления производственной деятельности в сфере промышленного назначения - 11 337,5 тыс. рублей, в том числе: АО «Стойленский ГОК» - 116,7 тыс. рублей; ООО «Сталь Групп - Оскол» - 1 680,9 тыс. рублей;ООО «КМАпроектжилстрой» - 1 095,7 тыс. рублей;АО «Осколмебель» - 2 560,6 тыс. рублей;ООО «Исследователь КМА» - 71,2 тыс. рублей; ЗАО «ОсколЭкоСервис» - 594,8 тыс. рублей;
ООО «Тиккурила» - 1 081,0 тыс. рублей;ООО «Теплоснаб» - 42,7 тыс. рублей; ООО «КАМАЗ-Юг» - 609,7 тыс. рублей;ООО «Русское поле» 48,1 тыс. рублей;МУП «Оскольские дороги» -629,7 тыс. рублей;МУП «Водоканал» - 2 806,4 тыс. рублей;
-предоставленных в аренду в границах месторождений полезных ископаемых -1 169,4 тыс. рублей, из них: МУП «СГМПО КХ» -
1 137,6 тыс. рублей;ООО «Старооскольский кирпич» - 31,8 тыс. рублей;
-предоставленных для строительства и эксплуатации объектов торгово - офисного назначения - 2 125,0 тыс. рублей, в том числе:
ООО «Автопаркинг» - 204,5 тыс. рублей;МУП «Гостиница «Русь» - 52,8 тыс. рублей;ООО «ЛебСервис» - 117,9 тыс. рублей;ООО «Лори»-143,0 тыс. рублей;ООО «ОсколЖилСервис» - 658,5 тыс. рублей;ООО «СТРОЙ-СИТИ» -78,1 тыс. рублей;ООО «Элара»-179,4 тыс. рублей;ООО «УК» Анкор» - 314,2 тыс. рублей; ООО «Бизнес Лига» -376,6 тыс. рублей;
-предоставленных в аренду физическим лицам - 13 372,0 тыс. рублей, в том числе: ФИО5- 3 683,0 тыс. рублей;ФИО6 -
773,4 тыс. рублей; ФИО7 - 482,9 тыс. рублей; ФИО8 -493,9 тыс. рублей; ФИО9 и ФИО10 - 4 063,8 тыс. рублей; ФИО11 и ФИО12 - 1576,3 тыс. рублей; ФИО13 - 1 570,7 тыс. рублей; ИП ФИО14 -180,2 тыс. рублей; ФИО15 - 5,8 тыс. рублей; ФИО16 -67,8 тыс. рублей; ФИО17- 430,5 тыс. рублей; ФИО18 - 25,5 тыс. рублей; ФИО19 -18,2 тыс. рублей;
- предоставленных в аренду в границах особо охраняемой территории (в районе Старооскольского водохранилища) - 226,4 тыс. рублей, в том числе: ОАО «Комбинат «КМАруда» -9,7 тыс. рублей; ПАО «ОЗММ» -
6,1 тыс. рублей; ФИО20 -38,5 тыс. рублей; ООО «КСМ» -1,6 тыс. рублей; ФИО21 -2,3 тыс. рублей; ООО «Бурмашснаб» -22,9 тыс. рублей; ОАО «Улыбка» -2,1 тыс. рублей; ООО СК «КМАрудстрой» -
1,9 тыс. рублей; ЗАО «СОМЗ» -5,2 тыс. рублей; ФИО22 -136,1 тыс. рублей.
Кроме того, из представленных в материалы дела доказательств следует, что занижен размер арендных платежей в результате изменения вида разрешенного использования земельных участков и, как следствие, предмета и цели договора аренды, что привело к потерям в сумме 3 229,7 тыс. рублей, из них:
- по земельным участкам с кадастровыми номерами 31:05:1605001:32 и 31:05:1605001:19, предоставленным в аренду ООО «Объединение строительных материалов и бытовой техники», изменение вида разрешенного использования позволило уклониться от проведения процедуры аукциона для приобретения прав на земельные участки с целью захоронения отходов потребления и промышленного производства и тем самым снизить размер арендных платежей на 1 758,9 тыс. рублей ежегодно;
- по земельному участку с кадастровым номером 31:06:0229001:1734, предоставленному ООО «НТ-Сервис», в нарушение предусмотренного действующим законодательством порядка предоставления земельных участков для многоэтажного строительства, условий, указанных в акте выбора от 13 июня 2013 г., послуживших основанием для изначального предоставления земельного участка без торгов, уменьшен размер арендных платежей за период с 01.03. 2016 по 01.04.2017 на 27,3 тыс. рублей;
- по земельному участку с кадастровым номером 31:06:0202001:17, предоставленному ООО «Светоч», изменен вид разрешенного использования с «для строительства многофункционального комплекса торгово-сервисного назначения» на «для размещения объектов рекреационного назначения», что позволило минимизировать размер арендных платежей, в результате чего потери бюджета округа за период с 01.04.2015 по 31.12.2016 составили 1443,5 тыс. рублей.
В ходе проверки также установлено, что занижен размер арендных платежей в результате не приведения правового статуса земельных участков в соответствие с целью их фактического использования, что привело к потерям бюджета на сумму
356,4 тыс. рублей, а также занижена начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, что привело к потерям бюджета на сумму 2 443,3 тыс. рублей
Как усматривается из материалов дела, принятие решения об отмене результатов аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 31:06:0112001:36 привело к потерям бюджета в размере 430,6 тыс. рублей.
Так же, из материалов проверки следует, что недополучены доходы от сдачи в аренду ООО «Белгородский завод подъемно-транспортного машиностроения» земельного участка с кадастровым номером 31:06:0000000:487 для рекреационной деятельности на сумму 4 884,6 тыс. рублей в связи с его фактическим видом использования - для добычи песка с дальнейшей его реализацией за наличный расчет юридическим и физическим лицам. Выпадающие доходы по земельному налогу в результате необоснованного занижения кадастровой стоимости земельных участков на общую сумму 2 721,2 тыс. рублей, из них:
- по 8 земельным участкам общей площадью 178 416 кв. м из земель особо охраняемых территорий, находящимся в частной собственности -
1 025,0 тыс. рублей;
- по 3 земельным участкам, находящимся в собственности у
ФИО23, в результате незаконного изменения вида разрешенного использования земельных участков с «обслуживания нежилого здания (торговый центр)» на «скверы, бульвары, сады» - 850,6 тыс. рублей;
- по земельному участку, находящемуся в собственности
ФИО24, в результате незаконного изменения вида разрешенного использования на «скверы, бульвары, сады» - 671,9 тыс. рублей;
- по земельному участку, находящемуся в собственности у
ФИО25, в результате нецелевого использования земельного участка с видом разрешенного использования «под обслуживание индивидуальных жилых домов 1-3 этажа» под размещение автосервиса -173,7 тыс. рублей.
Более того, ответчиком установлено, что заниженавыкупная стоимость земельного участка с кадастровым номером 31:05:0312011:7, предоставленного ФИО26 в собственность за плату, в связи с чем, потери бюджета составили 120,8 тыс. рублей, а также, занижен размер арендных платежей по земельному участку с кадастровым номером 31:06:0237002:423, предоставленному ООО «Регион Брокер Недвижимость» в результате необоснованного продления договора в отсутствие объекта незавершенного строительства без проведения торгов, что привело к потерям бюджета на сумму 118,4 тыс. рублей.
В нарушение норм земельного законодательства (п.1 ст.25, п.1 ст. 65 Земельного кодекса РФ) установлено использование земельных участков без оформления прав на землю и внесения платы. Недополученные бюджетом округа доходы составили 7 047,3 тыс. рублей.
Таким образом, результаты проведенного аудита свидетельствуют о том, что неэффективное управление и распоряжение земельными ресурсами не позволило задействовать все имеющиеся резервы для пополнения доходной части бюджета округа от использования земли на общую сумму свыше 62 млн. рублей, а именно:
- не вовлечены в арендные отношения земельные участки, расположенные на территориях, прилегающих к торговым центрам по адресам: <...> и Надежда, и используемые для их обслуживания и размещения автостоянок для сотрудников и покупателей, в результате дополнительно в доход бюджета округа в период с 2013 по 2016 годы и 1 квартал 2017 года не поступило свыше 1 млн. рублей;
- не использован механизм повышения собираемости арендных платежей в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов для проведения работ, связанных с пользованиями недрами в части установления максимального допустимого размера корректирующего коэффициента (2%), в результате чего дополнительные доходы от предоставления земельных участков в границах Новиковского месторождения песка и Бабанинского месторождения песка за период с 01.03.2015 по 01.04.2017 составили бы свыше 1,8 млн. рублей;
- в результате применения корректирующего коэффициента, установленного на период строительства в размере 1,5%, нарушающего требования постановления Правительства Белгородской области от 13 июля 2009 г. № 247-пп, предусматривающего определение указанных коэффициентов дифференцированно с учетом видов их функционального использования, не выделяя этапность и степень завершения строительства, недополучено в доход округа только за 2016 год не менее 10,0 млн. рублей;
- неисполнение обязанности по выделению земельных участков в счет принадлежащих земельных долей и невовлечение в арендные отношения данных земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 2 942,97 га, в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не позволило получить в период 2015-2016 годы дополнительный доход в размере свыше 16 млн. рублей и в дальнейшем - не менее 8 млн. рублей ежегодно;
- не завершена как досудебная претензионная, так и судебная работа по взысканию неосновательного обогащения на сумму свыше 28 млн. рублей в отношении земельных участков, используемых физическими и юридическими лицами под гаражи на территории Старооскольского городского округа;
- в результате бездействия сотрудников департамента имущественных и земельных отношений земельных участок, предоставленный СНТ «Казацкий Лог» в аренду по договору от 22.02.2005 № 3-1/05, до настоящего времени не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, вследствие чего кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка не определены, а действующий договор аренды не приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства в части определения размера арендной платы и не уточнен предмет договора, в результате в доход округа недополучено доходов за период 2013-2016 годы на сумму 5,2 млн. рублей.
Кроме того, из материалов проверки следует, что при выборочной проверке аукционной документации на право заключения договоров аренды земельных участков установлены следующие нарушения:
- в нарушение ч. 19 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ аукцион (извещение от 18.11.2016 № 181116/0022123/02) признан состоявшимся;
- в нарушение п. 7 ч. 21 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ 8 извещений о проведении аукционов не содержат сведений о порядке приема заявок;
- в нарушение ч.1 ст.39.12 Земельного кодекса РФ допускался прием документов, подтверждающих оплату после регистрации заявки (извещение от 22.01.2016 № 220116/0022123/03, 08.04.2016 №080416/0022123/04);
- в нарушение п.3 ч.21, ч.18 ст.39.11 Земельного кодекса РФ извещениями от 22.01.2016 №220116/0022123/03, от 26.12.2016 №261216/0022123/04, от 18.11.2016 №181116/0022123/02, от 23.12.2016 №231216/0022123/02, от 23.12.2016 №231216/0022123/03, от 08.04.2016 №080416/0022123/04, от 12.09.2016 №120916/0022123/01, от 13.02.2017 №130217/0022123/02 не установлен порядок проведения аукциона;
- в нарушение ч. 21, ч. 25 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ при уклонении победителя аукциона от заключения договора аренды ему неправомерно возвращен задаток и участнику аукциона под номером № 2 не сделано предложение о заключении договора по цене победителя (извещение от 08.04.2016 №080416/0022123/04).
Таким образом, Департамент имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа, осуществляющий полномочия собственника муниципального имущества городского округа, а также контроль за рациональным и эффективным его использованием, не обеспечил в полной мере в проверяемом периоде надлежащее исполнение возложенных на него задач по управлению земельными ресурсами, в том числе, и по достоверности сведений Реестра муниципального имущества о земельных участках. По состоянию на 01.04.2017 Реестр не содержит информацию о 91 земельном участке, принадлежащем на правах собственности Старооскольскому городскому округу, кадастровой стоимостью на общую сумму 39,7 млн. рублей.
Из материалов проверки также следует, что в проверяемом периоде администрацией Старооскольского городского округа допущено превышение полномочий по распоряжению земельными участками, а именно:
- в 2016 году - по предоставлению в собственность бесплатно земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства, образуемых из числа земель, государственная собственность на которые не разграничена, общей площадью свыше 36 га в нарушение закона Белгородской области от 22 декабря 2015 г. №37 (в редакции, действовавшей с 01.01.2016) «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления и органами государственной власти Белгородской области»;
- образования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и отнесения их к категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов с видом разрешенного использования - туристическое обслуживание площадью 5,2 га и 9,3 га в нарушение Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Установлены факты использования земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории городского округа, не по целевому назначению:
- на земельном участке с кадастровым номером 31:05:0203004:16 общей площадью 0,6 га с видом разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», находящимся в собственности АО «Улыбка» (ИНН <***>, база отдыха), расположена вертолетная площадка;
- на земельном участке с кадастровым номером 31:05:0203004:15 общей площадью 0,2 га с видом разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», находящимся в собственности
АО «Улыбка», расположены строения (гаражи, ангары);
- на земельных участках с кадастровыми номерами 31:05:0508001:13 площадью 34 га и 31:05:0508001:12 площадью 12,3 га, находящихся в собственности ООО «ЮГонсК-Агро» (ИНН <***>), и 31:05:0508001:16 площадью 37 га в общей долевой собственности физических лиц с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», сельскохозяйственная деятельность не осуществляется, а производится добыча песка.
Как уже отмечало, по результатам проверки был составлен акт, с которым в установленном порядке ознакомлен глава администрации Старооскольского городского округа ФИО4
После ознакомления с актом администрацией Старооскольского городского округа за подписью ФИО4 в адрес ответчика были направлены замечания (пояснения) на акт.
В ответ на замечания (пояснения) администрации Старооскольского городского округа к акту контрольного мероприятия в адрес главы администрации Старооскольского городского округа ФИО4 направлено заключение Контрольно-счётной палаты Белгородской области.
В соответствии с ч.1 ст.16 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
В этой связи, 14 июля 2017 года исх.№ 01/17 в адрес главы администрации Старооскольского городского округа ФИО4 было направлено представление, которым предложено:
- разработать комплекс мероприятий по устранению нарушений и недостатков, установленных в ходе проверки, а именно:
- рассмотреть вопрос о создании в департаменте имущественных и земельных отношений специализированного подразделения в целях устранения административных барьеров и сокращения сроков проведения претензионно-исковой работы, а также организации более эффективной работы по предупреждению возникновения задолженности и ее снижению;
- обеспечить меры контроля за осуществлением претензионно-исковой работы по возмещению в бюджет дебиторской задолженности, обеспечить сплошную инвентаризацию дебиторской задолженности по аренде земельных участков, принять исчерпывающие меры по погашению задолженности в размере 105879,4 тыс. рублей путем предъявления исковых требований, а при необходимости - принять решения о досрочном расторжении договоров и изъятии арендованного имущества;
- департаменту имущественных и земельных отношений администрации округа как администратору доходов бюджета обеспечить достоверный учет и действенный контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, при начислении штрафных санкций и неустоек строго соблюдать требования п. 197 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н;
- с целью вовлечения свободных участков в арендные отношения и пополнения доходной части бюджета округа разработать и утвердить административный регламент по информированию населения о наличии свободных земельных участков на территории Старооскольского городского округа;
- пересмотреть размер арендных платежей по договорам аренды, отмеченным в акте проверки, и принять исчерпывающие меры по возмещению в бюджет округа недополученных доходов от аренды земельных участков в размере 25 468,4 тыс. рублей, в том числе: АО «Стойленский ГОК» - 116,7 тыс. рублей; ООО «КМАпроектжилстрой» - 1095,7 тыс. рублей; АО «Осколмебель» - 2 560,6 тыс. рублей; ООО «Исследователь КМА» - 71,2 тыс. рублей; ЗАО «ОсколЭкоСервис» - 594,8 тыс. рублей; ООО «Теплоснаб» - 42,7 тыс. рублей; ООО «КАМАЗ-Юг» - 609,7 тыс. рублей; ООО «Русское поле»- 48,1 тыс. рублей; МУП «Оскольские дороги» -629,7 тыс. рублей; МУП «Водоканал» - 2 806,4 тыс. рублей;МУП «СГМПО КХ» - 1 137,6 тыс. рублей; ООО «Старооскольский кирпич» - 31,8 тыс. рублей; ООО «Автопаркинг» - 204,5 тыс. рублей; МУП «Гостиница «Русь»- 52,8 тыс. рублей; ООО «ЛебСервис» - 117,9 тыс. рублей; ООО «Лори»-143,0 тыс. рублей; ООО «ОсколЖилСервис» - 658,5 тыс. рублей; ООО «СТРОЙ-СИТИ» -78,1 тыс. рублей; ООО «Элара»-179,4 тыс. рублей; ООО «УК» Анкор» - 314,2 тыс. рублей; ООО «Бизнес Лига» -376,6 тыс. рублей; ФИО5- 3 683,0 тыс. рублей; ФИО6 -773,4 тыс. рублей; ФИО7 - 482,9 тыс. рублей; ФИО8 -493,9 тыс. рублей; ФИО9 и ФИО10 - 4 063,8 тыс. рублей; ФИО11 и ФИО12 -1 576,3 тыс. рублей; ФИО13 -1 570,7 тыс. рублей; ИП ФИО14 -180,2 тыс. рублей; ФИО15 - 5,8 тыс. рублей; ФИО16 -67,8 тыс. рублей; ФИО17- 430,5 тыс. рублей; ФИО18 - 25,5 тыс. рублей; ФИО19 -18,2 тыс. рублей; ОАО «Комбинат «КМАруда» -9,7 тыс. рублей; ПАО «ОЗММ» -6,1 тыс. рублей; ФИО20 -38,5 тыс. рублей; ООО «КСМ» -1,6 тыс. рублей; ФИО21 -2,3 тыс. рублей; ООО «Бурмашснаб» -22,9 тыс. рублей; ОАО «Улыбка» - 2,1 тыс. рублей; ООО СК «КМАрудстрой» -1,9 тыс. рублей; ЗАО «СОМЗ» -5,2 тыс. рублей; ФИО22 -136,1 тыс. рублей;
-принять меры по установлению соответствия вида разрешенного (функционального) использования земельных участков с кадастровыми номерами 31:06:0128003:14 и 31:06:0401004:49, переданных в аренду
ООО «Тиккурила» и ООО «Сталь Групп - Оскол» соответственно, с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, и внесению соответствующих изменений в действующие договоры аренды;
- в соответствии с действующим законодательством рассмотреть вопрос о расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 31:06:0000000:487, предоставленного ООО «Белгородский завод подъемно-транспортного оборудования» для осуществления рекреационной деятельности, в связи с использованием земельного участка не по целевому назначению - для добычи песка, а также приведения земельного участка в надлежащее состояние;
- обеспечить приведение правового статуса земельных участков, переданных АО «ОЭМК» (договор от 27.08.2004 № 64-1/04), АО «Стойленский ГОК» (договор от 30.10.2015 №88-1/2015) и ООО «ОСМ и БТ» (договор от 28.09.2016 № 67-01/16) в соответствие с целью их использования путем перевода в состав земель промышленности и иного специального назначения и определения обоснованного размера арендной платы;
- принять меры к приведению условий договоров аренды, заключенных с ООО «ОСМ и БТ» (от 28.01.2013 № 3-1/13, от 14.03.2016 № 21-1/16, от 28.09.16 № 67-01/16) и МУП «СГМПО КХ» (от 07.04.2016 № 11-06), в соответствие с действующим земельным законодательством в части включения обязательного условия по проведению работ по рекультивации земель;
- в соответствии с действующим законодательством принять все исчерпывающие меры по приведению кадастровой стоимости в соответствие с фактическим видом разрешенного (функционального) использования земельных участков, находящиеся в частной собственности у ФИО23, ФИО24, ФИО25, а так же по 8 земельным участкам общей площадью 178416 кв.м из земель особо охраняемых территорий, отмеченных в акте проверки - в соответствие с постановлением Правительства Белгородской области от 23 ноября 2015 г. № 415-пп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков особо охраняемых территорий и объектов на территории Белгородской области»;
- в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 31:05:0903002:5 и 31:05:0903002:6 (арендатор - ИП ФИО27) обеспечить возмещение в бюджет округа суммы неосновательного обогащения в размере 84,3 тыс. рублей и внести изменения в действующий договор аренды в части приведения размера арендных платежей в соответствие с требованиями постановления Правительства Белгородской области от 10.02.2006 № 36-пп;
- принять меры по возмещению в бюджет округа 120,8 тыс. рублей, недополученных от ФИО26 в результате необоснованного занижения выкупной стоимости земельного участка путем предъявления иска в порядке регресса к лицам, допустившим потери бюджета;
- вовлечь в арендные отношенияземельный участок с кадастровым номером 31:06:0401003:569 под эстакадой повышенного тупика с разгрузочной площадкой, принадлежащей на правах собственности городскому округу, обеспечить возмещение в бюджет округа суммы неосновательного обогащения в размере 3528,3 тыс. рублей в результате его фактического использования МУП «Оскольские дороги»;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 31:06:0228001:86, предоставленного ФИО28, принять меры по возмещению в бюджет недоначисленной арендной платы в размере
364,3 тыс. рублей, в соответствии с действующим законодательством РФ;
- в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 31:05:0806002:8 и 31:05:0701002:25, переданных в постоянное бессрочное пользование МБОУ «Средняя общеобразовательная Роговатовская школа с углубленным изучением отдельных предметов» и МБОУ «Средняя общеобразовательная Ивановская школа» соответственно, установить фактического землепользователя и обеспечить внесение им платы за использование земельных участков в размере 316,3 тыс. рублей;
- принять меры по пресечению незаконного использования земельных участков, самовольно занятых юридическими и физическими лицами, отмеченных в акте проверки, а также по фактам использования земельных участков не по целевому назначению, включающие обращение в прокуратуру по согласованию внеплановых проверок в отношении вышеуказанных лиц на соблюдение требований земельного законодательства в рамках муниципального земельного контроля или направление в прокуратуру имеющихся материалов, понуждение к заключению договоров аренды земельных участков с предъявлением сумм неосновательного обогащения;
- принять меры по вовлечению в арендные отношения земельных участков, расположенных на территориях, прилегающих к торговым центрам по адресам: <...> и Надежда, и используемых для их обслуживания и размещения автостоянок для сотрудников и покупателей;
- с целью пополнения доходной части бюджета округа активизировать работу по выделению и вовлечению в арендные отношения земельных участков, сформированных в счет принадлежащих городскому округу долей в праве на земельные участки сельскохозяйственного назначения общей площадью 2 942,97 гектара;
- организовать и обеспечить ведение единого учета баланса земель сельскохозяйственного назначения с организацией постоянного мониторинга земель в целях своевременного выявления негативных процессов;
- обеспечить эффективную работу по оформлению договорных отношений на право пользования землей под гаражами с правообладателями таких объектов, установлению границ таких земельных участков и выделению территорий под земли общего пользования с целью вовлечения их в арендные отношения;
- провести претензионно-исковую работу по взысканию сумм неосновательного обогащения в размере свыше 28 млн. рублей в отношении земельных участков, используемых физическими и юридическими лицами под гаражи путем предъявления исковых требований;
- в целях исключения нарушений, связанных с подготовкой и проведением аукционов на право аренды земельных участков, разработать порядок приема заявок и порядок проведения аукциона, а также обеспечить соблюдение действующего законодательства РФ при заключении договоров по результатам аукциона с целью недопущения ограничения конкуренции и создания преимущественных условий для участия в торгах, определенных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- в отношении земельного участка, предоставленного СНТ «Казацкий Лог», принять меры по уточнению предмета договора путем определения границ земельного участка с постановкой его на кадастровый учет, приведению расчета арендной платы в соответствие с постановлением Правительства Белгородской области от 13.07.2009 №247-пп и проведению работ по расчету и взысканию неосновательного обогащения с 2013 года с учетом выбывания земель, оформленных гражданами в собственность;
- в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 31:05:2001002:167 и 31:06:2001002:166, предоставленных ООО «Металлпроект» и ФИО29 соответственно для строительства производственной базы и площадки для складирования инертных материалов, обеспечить их использование в соответствии с целями предоставления, в случае отказа - расторгнуть договоры аренды и изъять земельные участки только после проведения землепользователем работ по рекультивации;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 31:06:0237002:423, предоставленного ООО «Регион Брокер Недвижимость», провести проверку его освоения застройщиком в соответствии с целевым назначением, в случае если застройщик не приступил к началу производства работ - расторгнуть договор аренды и организовать работы по реализации данного земельного участка добросовестному застройщику;
- принять меры по актуализации сведений, содержащихся в реестре муниципальной собственности в установленном законодательством порядке, в том числе: по внесению в реестр сведений о 91 земельном участке кадастровой стоимостью 39,7 млн. рублей, на которые зарегистрировано право муниципальной собственности, и заключению договоров аренды на вышеуказанные земельные участки, фактически используемые юридическими и физическими лицами с предъявлением сумм неосновательного обогащения;
-по всем фактам установленных нарушений провести служебное расследование и в соответствии с действующим законодательством привлечь к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения;
-устранить другие нарушения и недостатки, отмеченные в акте контрольного мероприятия, по которым не внесены отдельные предложения.
О результатах рассмотрения представления и принятых мерах предложено проинформировать Контрольно-счётную палату Белгородской области в соответствии с п.3 ст.16 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности Контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в течение одного месяца со дня получения представления.
18.08.2017 в Контрольно-счётную палату Белгородской области поступило письмо главы администрации Старооскольского городского округа ФИО4 от 14.08.2017 о результатах рассмотрения представления, в которой сообщалось о принятых мерах по устранению нарушений и мера, которые будут приняты администрацией в дальнейшем.
В соответствии с ч.3 ст.14 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» должностные лица контрольно-счетных органов не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых органов, а, следовательно, и не могут причинить значительный ущерб деятельности проверяемого органа.
Таким образом, принятие мер по выполнению предложений Контрольно-счётной палаты Белгородской области по исполнению требования законодательства не могло причинить значительный ущерб для администрации Старооскольского городского округа.
В представлении не определены и не ограничены сроки выполнения каждого мероприятия. Главе администрации Старооскольского городского округа ФИО4 было предложено в месячный срок разработать комплекс мер по устранению выявленных недостатков и нарушений, о чем сообщить в наш ответчика.
Таким образом, довод администрации Старооскольского городского округа о возможном причинении значительного ущерба её деятельности, суд полагает необоснованным.
В соответствии со п.1 ст. 132 Конституции Российской Федерации «органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения».
Согласно ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Структуру органов местного самоуправления городского округа в соответствии со ст.4 Устава, утвержденного решением Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 21.02.2008 № 24, составляют:
-представительный орган Старооскольского городского округа - Совет депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области;
-глава Старооскольского городского округа, избираемый населением и исполняющий полномочия главы администрации Старооскольского городского округа, - глава администрации Старооскольского городского округа Белгородской области;
-исполнительно-распорядительный орган Старооскольского городского округа - администрация Старооскольского городского округа Белгородской области;
-контрольно-счетный орган Старооскольского городского округа - Контрольно-счетная палата Старооскольского городского округа Белгородской области.
Департамент имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (далее - Департамент) согласно решению Совета депутатов от 25 декабря 2013 №139 (с учетом изменений) входит в структуру администрации округа.
В соответствии с Положением о департаменте имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, утвержденного решением Совета депутатов Старооскольского городского округа от 16 мая 2014 г. № 186, «Департамент является функциональным органом администрации Старооскольского городского округа, реализующим исполнительно-распорядительные функции по управлению имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Старооскольского городского округа (далее - городской округ), а также земельными участками, право собственности на которые не разграничено».
В силу ст. 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и ст. 2 закона Белгородской области от 12.07.2011 № 53 «О Контрольно-счетной палате Белгородской области» Контрольно-счетная палата Белгородской области является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля на который в соответствии с п.1 ст. 157 Бюджетного кодекса РФ возложены бюджетные полномочия по осуществлению государственного (финансового) контроля.
Объектами государственного (финансового) контроля на основании ст. 266.1 Бюджетного кодекса РФ признаются главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета, государственные корпорации и государственные компании, а также ряд иных лиц.
В ходе проведения контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования земельных ресурсов в муниципальных образованиях» в Старооскольском городском округе за 2013 - 2016 годы и 1 квартал 2017 года объектами проверки являлись: администрация Старооскольского городского округа, департамент имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа, учреждения и организации.
Цель контрольного мероприятия - определение эффективности использования земельных ресурсов Старооскольского городского округа в целях пополнения доходов от распоряжения земельными ресурсами.
Учитывая, что глава администрации Старооскольского городского округа в силу п.п. 9, 13, 22 ст. 40 Устава наделен полномочиями по осуществлению функций главного распорядителя бюджетных средств при исполнении бюджета городского округа, а также осуществляет права владения, пользования и распоряжения имуществом городского округа представление по итогам контрольного мероприятия было направлено именно главе администрации, как руководителю исполнительно-распорядительного органа городского округа, т.к. именно в его полномочия входит распоряжение имуществом, а также принятие исчерпывающих мер по контролю за деятельностью функционального департамента имущественных и земельных отношений администрации округа.
Доводы администрации округа о необоснованном возложении на главу администрации округа требований, предусмотренных представлением, противоречат действующему законодательству.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь п.5 ст. 96, ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области к Контрольно-счетной палате Белгородской области о признании представления Контрольно-счетной палаты Белгородской области от 14.07.2017 №01/17-пс недействительным отказать.
Обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемого представления Контрольно-счетной палаты Белгородской области от 14.07.2017 №01/17-пс, в части предписания об устранении выявленных нарушений в месячный срок, принятые на основании определения суда от 29.08.2017 отменить.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Белгородской области в установленном законом порядке.
Председательствующий Р.О.Полухин
Судьи И.В.Линченко
Е.В.Бутылин