АРБИТРАЖНЫЙ СУД
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000
Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38
E-mail: info@belgorod.arbitr.ru, Сайт: http://belgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Белгород
14 декабря 2012 год
Дело№А08-7673/2012
Полный текст изготовлен 14 декабря 2012 года.
Резолютивная часть объявлена 10 декабря 2012 года.
Арбитражный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи С.А. Бережного
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания М.Ю. Лукаш,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: г. Белгород, Народный бул., 135, дело по заявлению Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Целитель» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о привлечении его к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 29.11.2012;
от ответчика – ФИО2, директор, приказ №01-10 от 15.01.2010;
установил:
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области (далее по тексту – Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), общества с ограниченной ответственностью «Целитель» (далее по тексту – Общество, ответчик) в связи с осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Представитель заявителя требования поддерживал в полном объеме, просил суд привлечь общество к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.
Представитель ответчика выявленные нарушения признал, пояснил, что в настоящее время указанные недостатки устранены.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 202 АПК РФ производство по делам о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу статьи 28.3. КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с пунктом 3.11 Положения о Департаменте здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области, утвержденного распоряжением Правительства Белгородской области от 09.07.2007 г. №119-рп, к полномочиям Департамента отнесено осуществление на территории Белгородской области полномочий по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности, контролю за соблюдением лицензионных требований.
В порядке, предусмотренном статьёй 28.8. КоАП РФ, Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.
Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 23.1. КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ.
Частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения, либо наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, Общество имеет лицензию № ЛО-31-02-000617 от 01.06.2012 на осуществление фармацевтической деятельности. Согласно приложению № 1 к лицензии аптечный киоск, расположенный по адресу <...>, имеет право на осуществление фармацевтической деятельности, а именно: хранение лекарственных препаратов для медицинского применения, розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения.
На основании приказа о проведении плановой проверки от 24.09.2012 № 8899, в рамках установленного в нём срока в отношении ООО «Целитель» уполномоченными должностными лицами Департамента была проведена проверка на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, в сфере фармацевтической деятельности. Законный представитель Общества с приказом ознакомлен под роспись 12.10.2012.
По результатам проверки 24.10.2012 составлен акт проверки № 169.
Проверкой выявлены следующие нарушения лицензионных требований:
- в аптечном киоске не выделена карантинная зона;
- отсутствуют приказы о назначении лиц, ответственных за качество лекарственных препаратов для медицинского применения, комиссии по приемке товара, инструкция по приемке товара, должностная инструкция уполномоченного по качеству лекарственных препаратов;
- не представлены документы по поверке приборов, используемых для контроля температуры и влажности в помещении аптечного киоска и холодильнике.
По данным проверки в присутствии законного представителя Общества уполномоченным должностным лицом был составлен протокол об административном правонарушении, что явилось основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Целитель» к административной ответственности за допущенные нарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Лицу, в отношении которого составлен протокол, были разъяснены его права и обязанности, предусмотренные Законом.
Согласно объяснениям представителя ответчика, имеющимся в деле, с вменёнными ему правонарушениями он согласен, вину признает. Протокол подписан представителем ответчика без замечаний и возражений.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 №1081 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности», осуществление фармацевтической деятельности допустимо лишь при наличии лицензии.
Пунктом 5 данного Положения установлены лицензионные требования и условия при осуществлении фармацевтической деятельности.
Так, подпунктом «з» установлена обязанность соблюдения лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.
Пункт 7 Правил хранения лекарственных средств, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 №706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств» устанавливает общие требования к помещениям для хранения лекарственных средств и организации их хранения, помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). Измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов. Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5 - 1,7 м от пола.
Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется ответственным лицом. Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного года, не считая текущего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке.
Кроме того, пунктом 12 Правил хранения лекарственных средств установлено, что при выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне.
При поведении проверки Департаментом установлено отсутствие документов по поверке оборудования, необходимого для хранения лекарственных средств, в аптечном киоске не выделена карантинная зона.
В силу положений раздела 9 Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», утвержденного Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 № 80, в аптечной организации должна быть сформирована система управления качеством аптечной организации. Каждая аптечная организация должна иметь правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные руководителем организации, с отметкой об ознакомлении сотрудников. Пересмотр правил и повторное ознакомление с ними сотрудников аптечной организации производится ежегодно. Аптечной организацией должны регулярно проводиться внутренние проверки на соответствие требованиям настоящего ОСТа. При проведении проверок следует обращать внимание на наличие в аптечной организации соответствующих документов на занимаемые помещения, должностных инструкций сотрудников, стандартов, иных необходимых документов. Каждый сотрудник аптечной организации должен быть ознакомлен с настоящим ОСТом, порядком выполнения закрепленных за ним обязанностей, нормативными правовыми актами и стандартами, относящимися к деятельности организации. В аптечных организациях на каждого сотрудника должны быть должностные инструкции, утвержденные в соответствующем порядке.
В нарушение указанных норм на момент проверки у Общества отсутствовали приказы о назначении лиц, ответственных за качество лекарственных препаратов для медицинского применения, комиссии по приемке товара, инструкция по приемке товара, должностная инструкция уполномоченного по качеству лекарственных препаратов.
Из пояснений представителей ответчика следует, что они стремились не допустить совершение правонарушения, но вместе с тем предпринятые меры оказались недостаточными для своевременного и точного исполнения требований Закона.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что факт осуществления ответчиком предпринимательской деятельности с нарушением требований законодательства подтверждается материалами дела.
Вышеизложенные нарушения Общества образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ суд оценивает представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании и считает, что осуществление ответчиком предпринимательской деятельности с нарушением требований законодательства, указанных в протоколе об административном правонарушении, подтверждается имеющимися в деле материалами и доказано заявителем.
При изложенных обстоятельствах заявление Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области подлежит удовлетворению.
В силу статьи 3.4. КоАП РФ одной из мер административного наказания является предупреждение, выраженное в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение в соответствии с указанной статьей выносится в письменной форме.
Частью 2 указанной статьи установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Учитывая то обстоятельство, что правонарушение совершено Обществом впервые, не повлекло за собой причинения вреда жизни и здоровью людей суд считает возможным применить к ответчику административное наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьёй 23.1, частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
заявленные требования Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Целитель», ИНН <***>, ОГРН <***>, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.
Объявить обществу с ограниченной ответственностью «Целитель» предупреждение.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
В силу части 4.1. статьи 206 АПК РФ решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд. Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Судья С.А. Бережной