ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А08-7981/20 от 24.02.2021 АС Белгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000

Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38

сайт: http://belgorod.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Белгород

Дело № А08-7981/2020

25 февраля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 февраля 2021 года

Полный текст решения изготовлен 25 февраля 2021 года

Арбитражный суд Белгородской области

в составе судьи Хлебникова А.Д.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудио и видеозаписи секретарем судебного заседания Романенко Ю.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуальных предпринимателей ФИО1 и ФИО2 (ИНН <***>; <***>, ОГРН <***>; <***>)

к Администрации Белгородского района (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным бездействия

при участии в судебном заседании:

от предпринимателя ФИО1 – представителя по доверенности от 14.07.2020 ФИО3, диплом, ФИО1 – предъявлен паспорт;

ФИО2 – предъявлен паспорт;

от Администрации Белгородского района – представителя по доверенности от 27.04.2020 ФИО4, диплом

УСТАНОВИЛ:

индивидуальные предприниматели ФИО1 и ФИО2 (далее – предприниматели, заявители) обратились в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением (с учетом уточнения) к администрации Белгородского района (далее – Администрация) о признании незаконным бездействия Администрации, выразившемся в невыдаче ФИО1 разрешения на строительство административно-торгового здания на участке по адресу: <...> и просят обязать Администрацию Белгородского района устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов заявителей путем выдачи разрешения на строительство административно-торгового здания на земельном участке по адресу: <...>

В судебном заседании заявители поддержали свое требование, указывая на незаконность оспариваемого бездействия Администрации и на отсутствие законных оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство административно-торгового здания.

Администрация Белгородского района заявленные требования не признала, сославшись на то, что после обращения заявителей в суд Уведомлением от 09.12.2020 ФИО1 отказано в выдаче разрешения на строительство административно-торгового здания на участке по адресу: <...>

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к следующему:

Как видно из материалов дела, 25.04.2008 индивидуальные предприниматели приобрели в долевую собственность земельный участок, находящийся по адресу: <...> площадью 642 кв. м, кадастровый номер 31:15:11 06 018:0057, вид разрешенного использования для строительства торгового комплекса, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 07.03.2019 г. N 99/2019/249337876.

29.01.2019 предприниматель ФИО1 в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, руководствуясь Постановлением Администрации Белгородского района Белгородской области от 07.12.2018 N 141 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство, внесение изменений в выданное разрешение на строительство объектов капитального строительства и линейных объектов, выдача уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке на территории Белгородского района", обратился в администрацию Белгородского района с заявлением о выдаче разрешения на строительство административно-торгового здания, приложив к заявлению документы, предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Регламентом.

06.02.2019 предпринимателем было получено Уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство (Номер обращения: ЦСК-151676 от 29.01.2019) (далее - "Отказ").

Отказ, согласно изложенной в нем информации, был дан по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), а именно:

1. Отсутствовал градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство;

2. В разделе "Пояснительная записка" отсутствуют реквизиты следующих документов и копии данных документов: утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка, предоставленный для размещения объекта капитального строительства; технические условия, предусмотренные частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и иными нормативно правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без его подключения к сетям инженерно - технического обеспечения общего пользования (отсутствуют технические условия на подключение к сетям газоснабжения);

3. В разделе "Сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" отсутствуют места подключения к существующим сетям инженерно-технического обеспечения;

4. Отсутствуют разделы проектной документации: "Газоснабжение" и "Сети связи";

5. Срок строительства, указанный в заявлении, не соответствует сроку, указанному в разделе "Проект организации и строительства";

6. Благоустройство и парковочные места для автотранспорта расположены за границами земельного участка.

Считая действия администрации Белгородского района, выразившиеся в отказе в выдаче разрешения на строительство, незаконными, а сам отказ недействительным, ФИО1 обратился в суд.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Белгородской области от 18.10.2019 по делу №А08-1959/2019 признан незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство (номер обращения: ЦСК-151676 от 29.01.2019).

В соответствии с частью 8 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Согласно части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводит проверку соответствия проектной документации;

3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Исходя из приведенных положений ст.210 АПК РФ ст.51 ГрК РФ, признание судом незаконным (недействительным) отказа в выдаче разрешения на строительство (номер обращения: ЦСК-151676 от 29.01.2019) обязывает Администрацию Белгородского района повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 29.01.2019 о выдаче разрешения на строительство в установленный Градостроительным Кодексом РФ срок.

Вместе е тем, заявление предпринимателя было повторно рассмотрено только после обращения предпринимателей в арбитражный суд и 09.12.2020 заявителю вновь отказано в выдаче разрешения на строительство.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о незаконном бездействии Администрации, выразившемся в не рассмотрении заявления ФИО1 от 29.01.2019 о выдаче разрешения на строительство.

Заявители, помимо признания бездействия незаконным, просит суд обязать администрацию Белгородского района устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов предпринимателей путем выдачи разрешения на строительство административно-торгового здания на земельном участке по адресу: <...>

Как указано выше, заявление предпринимателя было рассмотрено Администрацией 09.12.2020 и заявителю повторно отказано в выдаче разрешения на строительство (Уведомление об отказе в выдаче разрешения на строительство (номер обращения: ЦСК - 151676 от 29.01.2019 повторное рассмотрение от 09.12.2020) (л.д.90) по следующим основаниям:

1. Не представлено положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса - в соответствие с приказом Минстроя РФ от 10 апреля 2020 №198/пр представленный объект капитального строительства относится к объектам массового пребывания граждан, поскольку допускает нахождения на объекте более 50 человек одновременно (п.4 ч.7 ст.51 ГрК РФ).

2. Не представлены результаты инженерных изысканий (п.3, ч.7 ст.51 ГрК РФ).

3. Не представлен раздел, содержащий конструктивные решения – раздел «Конструктивные решения» (п.п. «в» п.3 ст.51 ГрК РФ).

В силу пункта 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

Порядок выдачи разрешения на строительство предусмотрен статьей 51 ГрК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 ст. 51 ГрК РФ), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с ГрК РФ подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

Частью 7 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

г) архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объекту;

4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, если такая проектная документация подлежит экспертизе.

Часть 10 статьи 51 ГрК РФ устанавливает запрет требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 данной статьи.

Согласно части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В силу части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7, 9 статьи 51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Отказ в выдаче разрешения на строительство в соответствии с частью 14 статьи 51 ГрК РФ может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

Из материалов дела следует, что 29.01.2019 ФИО1 в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направил заявление о выдаче разрешения на строительство - торгового здания, непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления - Администрацию Белгородского района Белгородской области, в электронной форме, через Региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций), приложив к заявлению документы, предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Регламентом.

Перечень направленных в Администрацию документов соответствовал части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В администрацию Белгородского района были направлены следующие документы: документ, удостоверяющий личность; правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; материалы, содержащиеся в проектной документации.

Основания отказа содержал указание на нарушение заявителем положений пункта 4 части 7 статьи 51 ГрК РФ.

Из содержания пункта 4 части 7 статьи 51 ГрК РФ следует, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагается положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса.

В силу части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

Из проектной документации, направленной в Администрацию совместно с заявлением о получении разрешения на строительство следует, что общая площадь одноэтажного объекта составляет 382,14 кв. м., что исключает необходимость представления положительного заключения экспертизы проектной документации.

Таким образом, экспертиза не проводится в отношении представленной заявителями проектной документация на строительство административно-торгового здания на участке по адресу: <...>

Является ошибочной ссылка Администрации на положения Приказа Минстроя РФ от 10.04.2020 №198/пр «О критериях отнесения объектов к объектам массового пребывания граждан».

В части 2.2 статьи 49 ГрК РФ регламентировано, что в случае, если объекты капитального строительства, указанные в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной.

При этом критерии отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 этой же статьи, к объектам массового пребывания граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Положениями части 10 статьи 16 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в случае, если до дня утверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, критериев отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 ГрК РФ, к объектам массового пребывания граждан выданы разрешения на строительство указанных объектов или поданы заявления о выдаче разрешений на строительство таких объектов капитального строительства, проведение экспертизы проектной документации таких объектов капитального строительства не требуется, государственный строительный надзор при их строительстве, реконструкции не осуществляется.

На момент обращения предпринимателей в Администрацию за выдачей разрешения на строительства 29.01.2019 критерии отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан не были утверждены.

С учетом изложенного, основание для отказа в выдаче разрешения на строительство, связанное с необходимостью представления заключения экспертизы проектной документации, является незаконным, поскольку на момент возникновения спорных правоотношений критерии отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан не были утверждены, проведение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства не требовалось (Определение Верховного Суда РФ от 13.04.2020 N 301-ЭС20-4843).

В пункте 2 Уведомления об отказе в выдаче разрешения на строительство от 09.12.2020 указано, что предпринимателями не были представлены результаты инженерных изысканий (п.3 ч.7 ст.51). Также в пункте 3 названного Уведомления указано, что предпринимателями не был представлен раздел, содержащий конструктивные решения - раздел «Конструктивные решения» (п.п. «в» п.3 ч.7 ст.51).

На момент обращения предпринимателей с заявлением о выдаче разрешения на строительства, а именно 29.01.2019, действовал ГрК РФ в редакции, не предполагавшей предоставления результатов инженерных изысканий и разделов, содержащих архитектурные и конструктивные решения.

Редакция Кодекса, предполагающая предоставление инженерных изысканий и упомянутого раздела, вступила в силу с 13.07.2019, т.е. спустя пять месяцев после обращения предпринимателей за выдачей разрешения на строительство.

То обстоятельство, что Администрацией в установленный законом срок не было принято законное и обоснованное решение по существу обращения о выдаче разрешения на строительство не должно порождать возникновение для предпринимателей дополнительных обязанностей в связи с изменением действующего законодательства.

Пункт 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ в редакции, действовавшей на дату вынесения обращения предпринимателей с заявлением о выдаче разрешения на строительство, не содержал требования о необходимости приложения к заявлению о выдаче разрешения на строительство результатов инженерных изысканий и раздела, содержащего архитектурные и конструктивные решения.

Пункты 2 и 3 Уведомления об отказе в выдаче разрешения на строительство от 09.12.2020 не соответствует закону.

Помимо оснований, указанных в пунктах с 1 по 3 Уведомления об отказе в выдаче разрешения на строительство от 09.12.2020, в названном уведомлении указано как на основание для отказа в выдаче разрешения на то, что благоустройство и парковочные места для автотранспорта расположены за границами земельного участка.

На упомянутое основание Администрацией ранее указывалось в отказе в выдаче разрешения на строительство от 06.02.2019, который был признан недействительным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Белгородской области от18.10.2019 по делу №А08-1959/2019 (л.д.39-46).

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что отказ Администрации от 09.12.2020 в выдаче предпринимателю ФИО1 разрешения на строительство не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы предпринимателей.

Требования о признании незаконным бездействия Администрации подлежат удовлетворению.

В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

По смыслу данной нормы суд в любом случае определяет необходимые действия, которые нужно произвести для восстановления нарушенных прав лица, обратившегося с заявлением.

Поскольку бездействие, выразившееся в не выдаче разрешения на строительство, противоречит указанным нормам ГрК РФ, суд считает необходимым обязать Администрацию выдать разрешение на строительство.

При обращении в суд предприниматели уплатили по 150 руб. госпошлины.

С учетом результата рассмотрения дела и на основании ст.110 АПК РФ расходы по госпошлине подлежат взысканию с Администрации в пользу предпринимателей.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требование предпринимателей ФИО1 и ФИО2 удовлетворить

Признать незаконным бездействие администрации Белгородского района, выразившееся в невыдаче ФИО1 разрешения на строительство административно-торгового здания на участке по адресу: <...>

Обязать администрацию Белгородского района устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов предпринимателей путем выдачи предпринимателю ФИО1 разрешения на строительство административно-торгового здания на земельном участке кадастровый номер 31:15:11 06 018:0057 по адресу: <...> в соответствии с проектной документацией, представленной предпринимателем 29.01.2019.

Взыскать с администрации Белгородского района (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) 150 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлине.

Взыскать с администрации Белгородского района (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу предпринимателя ФИО2 ИНН <***>, ОГРН <***>) 150 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлине.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Белгородской области в месячный срок.

Судья

Хлебников А. Д.