АРБИТРАЖНЫЙ СУД
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000
Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38
E-mail: info@belgorod.arbitr.ru, Сайт: http://belgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Белгород
22 апреля 2013 года
Дело№А08-798/2013
Арбитражный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи С.А. Бережного
рассмотрев в порядке упрощенного производства в помещении суда по адресу: г. Белгород, Народный бул., 135, дело по заявлению Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) к ООО «Фармком» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о привлечении его к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ
без вызова сторон,
установил:
Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области (далее по тексту – Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), общества с ограниченной ответственностью «Фармком» (далее по тексту – общество, ответчик) в связи с осуществлением предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В силу подпункта 3 части 1 статьи 227 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Для ответчика был установлен 15-дневный срок, а именно до 21.03.2013, для представления письменного мотивированного отзыва на заявление по существу заявленных требований с указанием возражений относительно предъявленных к нему требований по каждому доводу, содержащемуся в заявлении со ссылкой на нормы права, документы в обоснование своих доводов. Для сторон установлен 30-дневный срок, а именно до 11.04.2013 для представления суду дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
В установленный срок ответчик письменный отзыв не представил.
Каких-либо дополнительных документов от представителей сторон в установленный срок не поступало.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 202 АПК РФ производство по делам о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу статьи 28.3. КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с пунктом 3.11 Положения о Департаменте здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области, утвержденного распоряжением Правительства Белгородской области от 09.07.2007 г. №119-рп, к полномочиям Департамента отнесено осуществление на территории Белгородской области полномочий по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности, контролю за соблюдением лицензионных требований.
В порядке, предусмотренном статьёй 28.8. КоАП РФ, Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ.
Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 23.1. КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ.
Частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложения административного штрафа на юридических лиц, в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности (примечание к ст. 14.1 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, ООО «Фармком» имеет лицензию № ЛО-31-02-000019 от 30.04.2008 на осуществление фармацевтической деятельности. Приложением № 2 к лицензии установлен адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности.
На основании приказа о проведении внеплановой проверки от 06.02.2013 №284 в установленный срок в отношении ООО «Фармком» уполномоченными должностными лицами Департамента была проведена проверка по соблюдению лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности. Директор общества с приказом ознакомлен под роспись 11.02.2013.
По результатам проверки 14.02.2013 составлен акт проверки № 17.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения лицензионных требований:
1. Вывеска аптечного пункта оформлена не в соответствии с лицензией на осуществление фармацевтической деятельности (на вывеске «Аптека») в нарушение приказа Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 г. № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения»;
2. Информационный стенд для населения отсутствует, что является нарушением приказа Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 г. № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения»;
3. Не представлены документы, подтверждающие законное право пользования оборудованием в аптечном пункте (документы, подтверждающие приобретение оборудования), что является нарушением требований пп. «а» пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011г. №1081;
4. Количество имеющегося холодильного оборудования не достаточно для хранения термолабильных лекарственных препаратов, что является нарушением требований пп. «а» пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1081 и приказа МЗСР РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств»;
5. Отсутствует гигрометр в материальной № 2 аптечного пункта, где
осуществляется хранение лекарственных препаратов, что является нарушением
требований приказа МЗСР РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения
лекарственных средств»;
6. Гигрометр материальной № 1 не поверен в установленном порядке (документы не представлены) в нарушение требований приказа МЗСР РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств»;
7.Термометр в холодильнике бытовой, (должен быть термометр для холодильника), не поверен в установленном порядке (документы не представлены) в нарушение требований приказа МЗСР РФ от 23.08.2010 № 70бн «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств»;
8. Отсутствует приказ о назначении «уполномоченного по качеству лекарственных средств» в нарушение требований приказа Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 г. № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения»;
9. Отсутствует инструкция по приемке товара в нарушение требований приказа Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 г. № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения»;
10. Отсутствует приказ о назначении ответственного за ценообразование в нарушение требований пп. «г» пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1081;
11. Не выделена «карантинная зона» для хранения недоброкачественных, фальсифицированных, контрафактных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, не отвечающих установленным требования в нарушение требований приказа МЗСР РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств»;
12. Не организовано получение информации о недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средствах в нарушение Федерального закона от 12.04.2010 г. №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», приказа Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 23.08.2010 г. №706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств», постановления Правительства РФ от 03.09.2010 г. № 674 «Об утверждении правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств»;
13. На момент проверки температура в материальной аптечного пункта составила + 24,0 С, влажность не определяется, т.к. не заполнен водой резервуар влажного термометра в гигрометре в нарушение требований приказа МЗСР РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств»;
14. Отсутствуют стеллажные карточки в нарушение требований приказа МЗСР РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств»;
15. Отсутствует приказ о назначении ответственного за хранение лекарственных препаратов в аптечном пункте;
16. Не выделено отдельное место хранения огнеопасных лекарственных средств (спиртовые настойки и спиртовые растворы хранятся совместно с другими лекарственными средствами) в нарушение требований приказа МЗСР РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств»;
17. Не соблюдаются условия хранения термолабильных лекарственных препаратов в нарушение требований приказа МЗСР РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств»:
- Пиридоксина гидрохлорид, раствор для инъекций, амп. №10, требующий хранения при температуре не выше +20 "С, хранился при температуре + 24°С;
- Фуросемид, 10 мг/мл раствор для инъекций, амп. №10, требующий хранения при температуре не выше +20 "С, хранился при температуре + 24°С;
- Церебролизат, раствор для инъекций, амп. № 10, требующий хранения при температуре не выше +20 "С, хранился при температуре + 24"С;
- Ротокан, 50 мл, требующий хранения при температуре от +12 "С до +15 "С, хранился при температуре + 24°С;
- ФИО1, таблетки №10, требующие хранения при температуре не выше +20 "С, хранились при температуре + 24°С;
- Формидрон, 100 мл, требующий хранения при температуре не выше +20 "С, хранился при температуре + 24°С;
- Скипидарная мазь 20 %, требующая хранения при температуре не выше +20 "С, хранилась при температуре + 24°С;
- Стрептоцидовая мазь 10 %, требующая хранения при температуре не выше +15 "С, хранилась при температуре + 24°С;
- Серная простая мазь 25,0, требующая хранения при температуре не выше +15 "С, хранилась при температуре + 24°С;
- Мазь Бом-Бенге 25,0 требующая хранения при температуре не выше +20 "С, хранилась при температуре + 24°С;
-Чемеричная вода, 100,0 требующая хранения при температуре не выше +20 "С хранилась при температуре + 24°С;
- ФИО2 паста для наружного применения, требующая хранения при температуре не выше +20 "С, хранилась при температуре + 24°С;
- Касторовое масло, 50,0 мл, требующее хранения при температуре не выше +20 "С, хранилось при температуре + 24"С;
- ФИО3, сироп 100,0, требующий хранения при температуре не выше + 20°С, хранился при температуре + 24°С;
- Сироп корня солодки 100,0, требующий хранения при температуре не выше + 20°С, хранился при температуре + 24°С;
- Перекись водорода 3 % , 100,0 мл, требующая хранения при температуре не выше + 20°С, хранилась при температуре + 24°С;
- Минеральная вода природная «Нарзан» , требующие хранения при температуре от +5°С до +20 "С, хранилась при температуре + 24°С;
- Минеральная вода природная «Ессентуки» № 4 , требующие хранения при температуре от +5"С до +20 "С, хранилась при температуре + 24"С.
- Минеральная вода природная «Ессентуки» № 17 , требующие хранения при температуре от +5°С до +20 "С, хранилась при температуре + 24°С;
18. Не осуществляется контроль за сроками годности лекарственных препаратов в аптечном пункте. Выявлен препарат с истекшим сроком годности - Вука-Вука, таблетки №20-1 уп., серия 031209, годен до 12.2012г.;
19. Не представлены должностные инструкции заведующего аптечным пунктом и фармацевтов аптечного пункта в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 г. № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения»;
20. Не организован порядок внутренних проверок в аптечном пункте и система постоянного повышения образования сотрудников по вопросам действующего законодательства в нарушение приказа Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения»;
21. Не представлены правила внутреннего трудового распорядка с ежегодным ознакомлением сотрудников аптечного пункта в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 г. № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения».
По данным проверки 15.02.2013 в присутствии директора общества уполномоченным должностным лицом был составлен протокол об административном правонарушении, что явилось основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Фармком» к административной ответственности за допущенные нарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Протокол подписан представителем ответчика без замечаний и возражений.
Пунктами 2, 7 ст.3 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с п.47 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Положение о лицензировании фармацевтической деятельности утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011г. №1081.
В соответствии с п.3.3 приказа Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 г. № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» аптечная организация должна иметь вывеску с указанием вида организации (в соответствии с лицензией на фармацевтическую деятельность) на русском и национальном языках: "Аптека", "Аптечный пункт", "Аптечный киоск", "Аптечный магазин"; организационно-правовой формы и формы собственности; фирменного наименования организации; местонахождения (в соответствии с учредительными документами), а также режима работы организации, адресов и телефонов близлежащих и дежурных аптек.
Наименование вида аптечной организации должно быть выполнено шрифтом, размер которого позволяет четко в любое время суток различить надпись с расстояния не менее 25 метров. При размещении аптечной организации внутри здания вывеска должна находиться на наружной стене здания.
Аптечная организация, оказывающая лекарственную помощь в ночное время, должна иметь освещенную вывеску с информацией о работе в ночное время, с указанием часов работы, звонок для вызова посетителем работника аптечной организации.
Лицензиатом допущены нарушения требований действующего законодательства.
В соответствии с требованиями п.2.9 приказа Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 г. № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» в аптечной организации в удобных для ознакомления местах торгового зала должны быть размещены:
- копии лицензий на фармацевтическую деятельность и другие виды деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- информация о телефонах и адресах органов управления здравоохранением и фармацевтической деятельностью;
- книга отзывов и предложений;
- информация о группах населения, имеющих право на бесплатное и льготное обеспечение и внеочередное обслуживание, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- информация о лице, ответственном за лекарственное обеспечение инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий населения по льготам (для аптечных организаций, осуществляющих льготный отпуск лекарственных препаратов);
- информация о номерах телефонов и режиме работы справочной фармацевтической службы;
- информация о наименованиях отделов или зон отпуска соответствующих групп товаров;
- информация о сроках хранения лекарственных препаратов, изготовленных в аптеке (аптечном пункте);
- ценники на предлагаемые безрецептурные лекарственные препараты и другие товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций;
- информация о сотрудниках аптечной организации, непосредственно обслуживающих население (таблички, бейджи и прочие с указанием Ф.И.О. и должности);
- информация о дежурном администраторе (Ф.И.О., должность) и нахождении кнопки сигнального вызова дежурного администратора (за исключением аптечного киоска);
- при наличии пункта проката информация о перечне предметов, выдаваемых напрокат;
- копия или выписка из Федерального закона "О защите прав потребителей"
Как установлено материалами дела, информационный стенд в аптечном пункте отсутствует.
Согласно пп. «а» пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011г. №1081 при осуществлении лицензиатом фармацевтической деятельности необходимо наличие помещений и оборудования, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций).
При проведении проверки лицензиатом не представлены документы, подтверждающие законное право пользования оборудованием в аптечном пункте, а также документы, подтверждающие приобретение оборудования.
Согласно пп. «а» пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011г. №1081 при осуществлении лицензиатом фармацевтической деятельности необходимо наличие оборудования, необходимого для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям.
При проведении проверки установлено, что количество имеющегося холодильного оборудования не достаточно для хранения термолабильных лекарственных препаратов.
В соответствии с п. 7 приказа МЗСР РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств», помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). Измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов. Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5 - 1,7 м от пола.
Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте) регистрации на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией (для электронных гигрометров), который ведется ответственным лицом. Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного года, не считая текущего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке.
При проведении проверки установлено, что в материальной № 2 аптечного пункта, где осуществляется хранение лекарственных препаратов, отсутствует гигрометр, который не поверен в установленном порядке. Кроме того, в холодильнике имеется бытовой Термометр, а согласно требованиям действующего законодательства должен быть термометр для холодильника, который не поверен в установленном порядке
В нарушение требований пункта 2.9 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 г. № 80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» у лицензиата отсутствует приказ о назначении уполномоченного по качеству лекарственных средств, а также приказ о назначении ответственного за ценообразование, приказ о назначении ответственного за хранение лекарственных препаратов в аптечном пункте.
В нарушение требований части IV Приказа Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 г. № 80 у лицензиата отсутствует инструкция по приемке товара.
В соответствии с п. 12 приказа МЗСР РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств», при выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств, в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне.
При проведении проверки установлено, что лицензиатом не выделена «карантинная зона» для хранения недоброкачественных, фальсифицированных, контрафактных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения
В соответствии с требованиями Федерального закона от 12.04.2010 г. №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», приказа Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 23.08.2010 г. №706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств», постановления Правительства РФ от 03.09.2010 г. № 674 «Об утверждении правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств» лицензиатом не организовано получение информации о недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средствах, реализуемых им при осуществлении розничной торговли.
Часть VI Приказа МЗСР РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» устанавливает особенности хранения отдельных групп лекарственных средств в зависимости от физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды. Хранение лекарственных средств организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
Лицензиатом допущены нарушения требований действующего законодательства.
Согласно требованиям п. 10 Приказа МЗСР РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств», стеллажи (шкафы) для хранения лекарственных средств в помещениях для хранения лекарственных средств должны быть установлены таким образом, чтобы обеспечить доступ к лекарственным средствам, свободный проход персонала и, при необходимости, погрузочных устройств, а также доступность стеллажей, стен, пола для уборки.
Стеллажи, шкафы, полки, предназначенные для хранения лекарственных средств, должны быть идентифицированы.
Хранящиеся лекарственные средства должны быть также идентифицированы с помощью стеллажной карты, содержащей информацию о хранящемся лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства). При использовании компьютерных технологий допускается идентификация при помощи кодов и электронных устройств.
Лицензиатом допущены нарушения требований действующего законодательства.
Частью IV Приказа МЗСР РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» установлены требования к помещениям для хранения огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств и организации их хранения. В нарушение требований действующего законодательства лицензиатом не выделено отдельное место хранения огнеопасных лекарственных средств, спиртовые настойки и спиртовые растворы хранятся совместно с другими лекарственными средствами.
Требования части VI Приказа МЗСР РФ от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» устанавливают особенности хранения отдельных групп лекарственных средств в зависимости от физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды. Согласно п.32 Приказа МЗСР РФ от 23.08.2010 № 706н хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
В нарушение требований действующего законодательства лицензиатом не соблюдаются условия хранения термолабильных лекарственных препаратов, не осуществляется контроль за сроками годности лекарственных препаратов, выявлен препарат с истекшим сроком годности
В соответствии с требованиями Приказа министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 №80 «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» аптечной организацией должны регулярно проводиться внутренние проверки на соответствие требованиям настоящего ОСТа. При проведении проверок следует обращать внимание на наличие в аптечной организации соответствующих документов на занимаемые помещения, должностных инструкций сотрудников, стандартов, иных необходимых документов. Проверки могут проводиться как сотрудниками аптечной организации независимыми от лиц, непосредственно осуществляющих проверяемую деятельность, так и независимыми экспертами. Частота проверок определяется самой аптечной организацией. Результаты проверок протоколируются и доводятся до сведения персонала, ответственного за проверяемый участок работы, и руководства аптечной организации.
В нарушение требований Приказа министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 №80 у лицензиата отсутствуют должностные инструкции заведующего аптечным пунктом, не организован порядок внутренних проверок в аптечном пункте, отсутствуют правила внутреннего трудового распорядка с ежегодным ознакомлением сотрудников, что является нарушением требований действующего законодательства.
В силу п. 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081, осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 настоящего Положения.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, на момент проведения проверки обществом не представлены документы, подтверждающие законное право пользования оборудованием в аптечном пункте, количество холодильного оборудования не достаточно для хранения термолабильных лекарственных препаратов, отсутствует приказ о назначении ответственного за ценообразование, допущены нарушения Правил хранения лекарственных средств, что в силу п.п. «а» - «з» п. 5 и п. 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 г. № 1081, является грубым нарушением лицензионных требований.
Таким образом, факты грубого нарушения обществом лицензионных требований и условий, предусмотренных Положением о лицензировании фармацевтической деятельности образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Вина общества выражается в осуществление предпринимательской деятельности при несоблюдении лицензионных требований и условий.
Доказательства исключительности рассматриваемых случаев совершения правонарушений из представленных материалов дела не следует. Такие обстоятельства, как например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушений, возмещение причиненного ущерба в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.04.2004 № 10).
При таких обстоятельствах, суд полагает, требования Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области о привлечении к административной ответственности ООО «Фармком» за совершение правонарушения предусмотренного ч.4 cт.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях - осуществление предпринимательской деятельности c грубым нарушений условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
заявленные требования Департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Фармком» ИНН <***>, ОГРН <***>, расположенное по адресу: <...> административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ, в виде наложения штрафа в доход государства в размере 40 000 рублей.
Реквизиты для перечисления штрафа:
Получатель - УФК по Белгородской области (Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области)
ИНН <***> КПП 312301001
Банк ГРКЦ ГУ Банк России по Белгородской области
р/счет <***>; БИК 041403001 Статус 08
ОКАТО 14401000000 КБК 809 116 9 002 002 0000 140.
Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению (часть 2 статьи 229 АПК РФ).
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
В силу части 4.1. статьи 206 АПК РФ решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд. Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдаётся, принудительное исполнение производится непосредственно на основании решения суда (часть 4.2 статьи 206 АПК РФ).
Судья С.А. Бережной