Арбитражный суд Белгородской области
308600, Белгород, Народный бульвар, 135
http://belgorod.arbitr.ru e-mail:asbo@belgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Белгород Дело № А08-8215/2008-26
Резолютивная часть решения объявлена 05 декабря 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 08 декабря 2008 года.
Арбитражный суд Белгородской области
в составе судьи Е.В. Бутылина
при ведении протокола судебного заседания секретарем В.П.Лапиной
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1
кГосударственной экологической инспекции по Белгородской области
об оспаривании постановленияпо делу
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: ФИО2 – представитель, доверенность в деле
от ответчика: ФИО3 – главный специалист-юрист, доверенность в деле
установил:
ИП ФИО1 обратился в суд с заявлением об отмене постановления Государственной экологической инспекции (далее инспекция) № 240 от 22 октября 2008 года о наложении штрафа в размере 33000 руб. за правонарушение, предусмотренное ст. 2.9 закона Белгородской области «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области».
В судебном заседании заявитель поддержал доводы заявления, в обоснование заявленных требований пояснил, что административным органом не доказана его вина в сбросе воды из пруда.
Полагает, что принимая оспариваемое постановление, административный орган умышленно переквалифицировал пруды (фермы для товарного рыборазведения) в природные водные объекты.
Статья 2.9 закона Белгородской области «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области» регулирует правоотношения по поводу прудов и водных объектов, находящихся в собственности сельских поселений, муниципальных образований и государства, но не находящихся в частной собственности, либо лицензируемом водопользовании юридических лиц.
Принятое инспекцией постановление, по его мнению, грубо нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности.
Представитель Государственной экологической инспекции Белгородской области в судебном заседании считает, что постановление инспекции вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права и просит оставить его без изменения, а заявление без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к следующему выводу.
Как видно из материалов дела об административном правонарушении, 14 октября 2008 года органом экологического контроля был составлен протокол о совершении заявителем административного правонарушения, предусмотренного ст.2.9 Закона Белгородской области «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области» № 35 от 04.07.2002 года, согласно которому ИП ФИО1 произвел несанкционированный спуск воды из пруда, расположенного в балке Зеленый Лог села Березовка Борисовского района и на данном водном объекте осуществлял рыборазведение с целью получения прибыли при реализации рыбы.
Постановлением от 21 октября 2008 года № 240 ИП ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 2.9 закона Белгородской области «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области» № 35 от 04.07.2002 года в виде административного штрафа в размере 33 000 рублей.
Не согласившись с постановлением экологического органа, ИП ФИО1 обратился с настоящим заявлением в суд.
В соответствии со ст. 2.9 Закона Белгородской области «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области» № 35 от 04.07.2002 года несанкционированное опорожнение прудов и водохранилищ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Постановлением Правительства Белгородской области от 04.05.2008 года № 98-пп утвержден Порядок согласования заявлений на сброс воды из прудов и водохранилищ с целью осуществления ремонта гидротехнических сооружений, водохозяйственной деятельности и безаварийного пропуска паводковых вод.
Указанный порядок определяет отношения между исполнительными органами государственной власти Белгородской области и субъектами водохозяйственной (в том числе рыбохозяйственной) деятельности в процессе согласования заявлений на сброс воды из прудов и водохранилищ с целью осуществления ремонта гидротехнических сооружений (далее - ГТС), водохозяйственной деятельности (в том числе вылова рыбы) и безаварийного пропуска паводковых вод на территории Белгородской области.
Как видно из представленных заявителем документов, ООО «Свободный труд» Борисовского района Белгородской области 4 октября 2004 года отделом водных ресурсов по Белгородской области Донского бассейнового водного управления во выдана лицензия на водопользование на пруд на балке Березовый Лог (р.Ворскла) у с.Березовка Борисовского района со сроком действия до 4 октября 2009 года. При этом были определены лимиты водопользования пруда : наполнение пруда в период весеннего паводка со сбросом лишних паводковых вод в нижний бъер до полного объеме - .380 млн.м. куб.(л.д.7).
При этом ООО «Свободный труд» является собственником комплекса гидротехнических сооружений пруда на балке Березовый Лог (р.Ворскла) у с.Березовка Борисовского района.
Согласно договору аренды от 29 июня 2008 года, ООО «Свободный труд» передал в аренду ИП ФИО1 на срок до 30 декабря 2008 года комплекс гидротехнических сооружений, в который входят земляная плотина, водосброс автоматического действия, водоспуск для опорожнения пруда на балке Березовый Лог (р.Ворскла) у с.Березовка Борисовского района, а в соответствии с договором от 28 июня 2008 года поручил ему заниматься рыборазведением на указанном пруду (л.д. 26-27).
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации установлена государственная собственность на водные объекты.
Однако, согласно ст. 4 Водного кодекса РФ водное законодательство регулирует водные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы данным кодексом.
Согласно ст.5 ФЗ-73 «О введении в действие водного кодекса РФ» 2006 г., водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров. Действие решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, прекращается с момента возникновения права пользования водными объектами на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, либо по истечении срока действия лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, либо в случае прекращения права пользования водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены ст. 10 Водного Кодекса РФ.
Таким образом, ООО «Свободный труд» лицензия на водопользование на пруд на балке Березовый Лог (р.Ворскла) у с.Березовка Борисовского района была выдана в 2004 г. со сроком действия до 4 октября 2009 года.
Как собственник гидротехнических сооружений, ООО «Свободный труд» передал в аренду ИП ФИО1 на срок до 30 декабря 2008 года комплекс гидротехнических сооружений, в который входят земляная плотина, водосброс автоматического действия, водоспуск для опорожнения пруда на балке Березовый Лог (р.Ворскла) у с.Березовка Борисовского района, а в соответствии с договором от 28 июня 2008 года поручил ему заниматься рыборазведением на указанном пруду, т.е. делегировал заявителю свои полномочия водопользователя, что не противоречит законодательству.
Согласно ст.39 Водного Кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов имеют право:
1) самостоятельно осуществлять использование водных объектов…
5) вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии со ст.25 Водного Кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относятся:
1) владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Таким образом, пруд на балке Березовый Лог (р.Ворскла) у с.Березовка Борисовского района является федеральной собственностью, а не собственностью субъекта федерации
(Белгородской области), в связи с чем порядок сброса из него воды не регулируется Постановлением Правительства Белгородской области от 04.05.2008 года № 98-пп, утвержден Порядок согласования заявлений на сброс воды из прудов и водохранилищ с целью осуществления ремонта гидротехнических сооружений, водохозяйственной деятельности и безаварийного пропуска паводковых вод.
Действие порядка не распространяется на юридических лиц всех видов собственности и всех форм предпринимательства и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, занимающихся водохозяйственной (в том числе рыбохозяйственной) деятельностью либо эксплуатирующих гидротехнические сооружения.
Это же обстоятельство подтверждается тем, что заявитель согласовал сброс воды из арендованного им пруда с отделом государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Белгородской области Московско-Окского Территориального управления Госкомрыболовства, т.е. лицензирующим органом (л.д. 28).
Кроме того, Постановление Правительства Белгородской области от 04.05.2008 года № 98-пп, обязывает хозяйствующие субъекты осуществлять согласование заявлений на сброс воды из прудов и водохранилищ с целью осуществления ремонта гидротехнических сооружений, водохозяйственной деятельности и безаварийного пропуска паводковых вод. Указанное согласование не предусмотрено нормами Водного кодекса Российской Федерации. Таким образом, согласно ч. 2 ст. 13 АПК РФ Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Отсюда следует вывод о том, что вины ИП Алейник во вмененном ему правонарушении не усматривается, так как, во-первых, он согласовал сброс воды из пруда на балке Березовый Лог (р.Ворскла) у с.Березовка Борисовского района с лицензирующим органом, выдавшим лицензию на водопользование, а во-вторых, сброс воды из вышеуказанного пруда не может регулироваться Постановлением Правительства Белгородской области от 04.05.2008 года № 98-пп, утвержден Порядок согласования заявлений на сброс воды из прудов и водохранилищ с целью осуществления ремонта гидротехнических сооружений, водохозяйственной деятельности и безаварийного пропуска паводковых вод, так как пруд не находится в собственности субъекта федерации – Белгородской области.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.
В силу ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к ответственности государственной пошлиной не облагается.
По делу был объявлен перерыв с 01 декабря 2008 года по 05 декабря 2008 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Постановление Государственной экологической инспекции Белгородской области № 240 от 22 октября 2008 года о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по ст.2.9 закона Белгородской области «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области» в виде штрафа в размере 33000 рублей признать незаконным и отменить.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней с момента его принятия, если не подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Е.В. Бутылин