АРБИТРАЖНЫЙ СУД
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000
Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38
сайт: http://belgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации | |
Р Е Ш Е Н И Е | |
г. Белгород | Дело № А08-8637/2020 |
22 января 2021 года |
Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2021 года
Полный текст решения изготовлен 22 января 2021 года
Арбитражный суд Белгородской области
в составе судьи Бутылина Е. В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и видеозаписи помощником судьи Луневой Н.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 к Администрации Губкинского городского округа Белгородской области в лице Управления архитектуры и градостроительной политики о признании незаконным отказа в переводе нежилого здания в жилое
при участии в судебном заседании:
от заявителя до перерыва: ФИО2, представитель по доверенности от 04.12.2020, удостоверение адвоката от 23.09.2007; после перерыва: не явился, извещен;
от ответчика до перерыва: ФИО3, представитель по доверенности от 11.01.2021 № 43/34-1, паспорт, диплом; после перерыва: не явился, извещен,
установил: Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее -Заявитель, Предприниматель) обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа в переводе нежилого здания, расположенного по адресу: <...> д. ЗД, в жилое, выраженного в письме № 43-2- 2/32-682 от 13.04.2020 к Администрации Губкинского городского округа Белгородской области в лице Управления архитектуры и градостроительной политики (далее Администрация).
Сослалась на то, что является собственником всех нежилых помещений в здании, площадью 454,4 кв. м., расположенном по адресу: <...>. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. После проведённой в данном здании реконструкции и переустройства (перепланировки) оно стало отвечать всем характеристикам и критериям, предъявляемым к жилым зданиям.
В связи с этим она обратилась в Управление архитектуры и градостроительной политики Администрации Губкинского городского округа Белгородской области с просьбой о переводе вышеназванного здания из нежилого в жилое согласно закону.
Однако письмом № 43-2-2/32-682 от 13.04.2020 г. ей было в этом отказано со ссылкой на то, что перевод нежилых зданий не регламентируется ЖК РФ, а возможен перевод нежилых помещений в жилые только в многоквартирном жилом доме, ей также рекомендовано получить разрешительную документацию на реконструкцию нежилого здания в жилой дом в соответствии с разработанной проектной документацией и требованиями ГрК РФ.
Полагает данный отказ незаконным.
Условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение установлены главой 3 ЖК РФ.
При этом каких-либо ограничений в части перевода целиком нежилого здания, состоящего из отдельных помещений, и, тем более, находящегося в многоквартирном жилом доме данными нормами не предусмотрено.
Считает такое толкование данных норм закона Администрацией необоснованным, нарушающим ее законные права и интересы.
Согласно ст. ст. 15, 16 ЖК РФ одним из объектов жилищных правоотношений являются жилые дома, критериям и характеристикам которых и соответствует принадлежащее мне нежилое здание, таким образом, перевод нежилого здания в жилой дом подпадает под действие жилищного законодательства.
Ссылки на необходимость получения разрешительной документации на реконструкцию нежилого здания в жилой дом в соответствии с разработанной проектной документацией также несостоятельны, так как принадлежащее заявителю здание уже соответствует критериям и характеристикам жилого дома.
В ГрК РФ также отсутствуют нормы, регламентирующие данную процедуру.
Согласно уведомлению о приостановлении осуществления государственного кадастрового учёта в части изменения наименования объекта недвижимого имущества Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области № 31/20-8120 от 13.03.2020: наименование здания в соответствии с п. 9, 11 ч. 5 ст. 8 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» наименование здания относится к дополнительным сведениям объекта недвижимости; чанные сведения изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления; указанный акт уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления должен содержать сведения о кадастровом номере, адресе и площади объекта недвижимости; также акт должен содержать информацию о том, что реконструкция или перепланировка объекта недвижимости и при изменении наименования не требуется, и не проводилась.
Полагает, что в данном случае реконструкция или переустройство (перепланировка) не обязательны для изменения наименования объекта недвижимого имущества, вопреки утверждениям отказа.
Согласно Постановлению Администрации Губкинского городского округа Белгородской области № 17-па от 19.01.2018 вид разрешенного использования земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 1256 кв. м. с кадастровым номером 31:04:0301004:817, расположенного по адресу: <...> на котором расположено, принадлежащее заявителю нежилое здание, изменён с «для размещения офисного здания (конторы)» на «средне этажная жилая застройка». То есть на этом земельном участке может быть размещён жилой дом.
В судебном заседании представитель Предпринимателя просит удовлетворить заявленные требования.
Администрация в отзывах, ее представитель в судебном заседании не признал заявленные требования со ссылкой на законность и обоснованность оспариваемого отказа.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и охраняемые законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Жилищного кодекса РФ перевод нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
заявление о переводе помещения;
правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Как видно из дела, Предпринимателем вместе с заявлением от 11.03.2020 о переводе нежилого здания, расположенного по адресу: <...> д. ЗД, в жилое представлена следующая проектная документация:
-Реконструкция нежилого здания под жилые помещения (Внутренний водопровод и канализация);
-Реконструкция нежилого здания под МКД на 21 квартиру (Внутреннее электроснабжение);
-Реконструкция нежилого здания под МКД на 21 квартиру (Отопление и вентиляция);
-Реконструкция офисного здания (конторы) под жилые помещения (Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности).
В силу ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч. 2 ст. 51 ГрК РФ).
Таким образом, поскольку представленной проектной документацией предусмотрена реконструкция нежилого здания под жилые помещения (реконструкция нежилого здания под многоквартирный дом на 21 квартиру), необходимо получение разрешительной документации на реконструкцию нежилого здания в соответствии с разработанной проектной документацией и требованиями ГрК РФ.
Предприниматель понимал и оценивал указанные обстоятельства¸ ссылаясь по тексту своего заявления, что «после проведённой в данном здании реконструкции и переустройства (перепланировки) оно стало отвечать всем характеристикам и критериям, предъявляемым к жилым зданиям».
Так же из дела усматривается, что ИП ФИО1 обращалась в Управление архитектуры и градостроительной политики администрации Губкинского городского округа в электронной форме с заявлением от 24.10.2019 о выдаче разрешения на реконструкцию нежилого здания под МКД на 21 квартиру, расположенного по адресу: <...> д. ЗД, сроком на 12 месяцев.
К заявлению прилагались: Пояснительная записка на реконструкцию нежилого здания под МКД на 21 квартиру; Проектная документация Реконструкция нежилого здания под МКД на 21 квартиру (Раздел 6 «Проект организации строительства»); Свидетельство о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта на территории Белгородской области.
Уведомлением от 29.10.2019 Управление архитектуры и градостроительной политики администрации Губкинского городского округа уведомило заявителя об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию нежилого здания под МКД на 21 квартиру, ввиду отсутствия документов, указанных в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, а именно, отсутствуют: результаты инженерных изысканий; разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства; положительное заключение экспертизы проектной документации. Раздел «Схема планировочной организации земельного участка» не соответствует требованиям постановлений Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Таким образом, ранее Заявитель осуществлял действия по подготовке проектной документации на реконструкцию нежилого здания под многоквартирный дом на 21 квартиру, однако, не предоставление им документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, явилось основанием к отказу в выдаче разрешения на реконструкцию нежилого здания в соответствии с разработанной проектной документацией и требованиями ГрК РФ.
В соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение).
Согласно пункта 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Пунктом 44 Положения установлено, что процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает в том числе:
определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценкивозможности признания пригодным для проживания реконструированного ранеенежилого помещения:
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
Согласно пункта 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилымпомещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
В силу ч. 4 ст. 22 Жилищного кодекса РФ перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Названная норма Жилищного кодекса РФ вообще не регламентирует перевод нежилого здания в многоквартирный жилой дом, как того просила Предприниматель в своем заявлении на имя Администрации.
Аналогия закона, по мнению суда, в данном случае применена быть не может.
Несоблюдение ФИО1 установленного Градостроительным кодексом РФ порядка проведения реконструкции нежилого здания под многоквартирный дом на 21 квартиру опровергает доводы Заявителя о нарушении его законных прав и интересов.
Таким образом, у Заявителя не имеется доказательств, подтверждавших бы соответствие принадлежащего ему нежилого здания критериям и характеристикам жилого дома.
Администрация не имела оснований для перевода нежилого здания в жилое в отсутствие документов, подтверждающих соответствие переводимого объекта недвижимости требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и в отсутствие разрешительной документации на реконструкцию нежилого здания в соответствии с разработанной проектной документацией и требованиями Градостроительного кодекса РФ.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемый отказ суд считает законным и обоснованным, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Государственная пошлина взысканию не подлежит.
По делу был объявлен перерыв.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 198-201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок.
Судья | Е.В.Бутылин |