АРБИТРАЖНЫЙ СУД
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000
Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38
сайт: http://belgorod.arbitr.ru
г. Белгород
Дело № А08-8847/2019
26 марта 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2020 года
Полный текст решения изготовлен 26 марта 2020 года
Арбитражный суд Белгородской области
в составе судьи Мироненко К. В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Сороколетовой Т.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО "СОЭМИ" (ИНН <***>, ОГРН<***>)
к Управлению Государственного строительного надзора Белгородской области
о признании недействительным предписания
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1- представитель по доверенности от 01.09.2019г.,
от заинтересованного лица: не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Старооскольский завод электронных изделий» (далее - ОАО «СОЭМИ», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению государственного строительного надзора Белгородской области (далее - Управление ГОССТРОЙНАДЗОРА Белгородской области, Управление Гостройнадзора, управление) о признании недействительным и отмене предписания Управления ГОССТРОЙНАДЗОРА Белгородской области) от 14.06.2019 года №33.
Представитель общества в судебном заседании требования поддержал, полагает нарушения обществом установленных требований и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера недоказанным.
Управление явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, на основании пункта 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие его представителя.
Исходя из материалов дела, Управлением Гостройнадзора на основании распоряжения от 28.05.2019 №33 в отношении ОАО «СОЭМИ» проведена плановая выездная проверка в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Проверкой установлено, что обществом не в полном объеме создан резерв средств индивидуальной защиты (СИЗ) для работников организации (требуется 287 противогазов ГП-7Б в наличии 45). Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 14.06.2019 №33.
По итогам плановой выездной проверки управлением ОАО «СОЭМИ» выдано предписание от 14.06.2019 №33 по устранению нарушений чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, согласно которому обществу предписано создание резерва средств индивидуальной защиты (СИЗ) для работников в количестве 287 противогазов ГП-7Б в наличии 45.
Полагая оспариваемое предписание недействительным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя, cуд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
В соответствии с часть 2 статьи 27 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Порядка организации регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Белгородской области, утвержденным постановлением Правительства Белгородской области от 30.08.20161 №321-пп региональный государственный надзор осуществляется управлением государственного строительного надзора Белгородской области.
В соответствии с ч.1 ст. 17 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Cогласно Административного регламента управления государственного строительного надзора Белгородской области по исполнению государственной функции «Осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Белгородской области», утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 13 ноября 2017 года № 402-пп должностные лица управления при исполнении государственной функции вправе, в том числе составлять акты и выдавать предписания об устранении нарушений действующего законодательства, выявленных при осуществлении регионального государственного строительного надзора.
Следовательно, предписание выдано уполномоченным лицом в пределах его компетенции.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (статья 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).
Статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ предусмотрены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.
Приказом МЧС России от 01.10.2014 № 543 утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ)" (далее - Положение № 543) определена организация и порядок накопления, хранения, освежения и использования средств индивидуальной защиты.
В соответствии с пунктом 2 Положения № 543 обеспечение населения СИЗ осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций. СИЗ для населения включают в себя средства индивидуальной защиты органов дыхания и медицинские средства индивидуальной защиты.
Накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется заблаговременно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями с учетом факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью населения (пункт 3 Положения № 543).
Согласно пункту 6 Положения № 543, обеспечению СИЗ подлежит население, проживающее на территориях в пределах, в том числе границ зон возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.
Пунктом 7 Положения № 543 установлено, что обеспечение населения СИЗ осуществляется, в том числе организациями - работников этих организаций.
В силу пункта 9 Положения № 543 накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется для населения, проживающего на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 настоящего Положения:
для работников организаций и отдельных категорий населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон возможного химического заражения, - СИЗ органов дыхания, из расчета на 100% их общей численности. Количество запасов (резервов) противогазов фильтрующих увеличивается на 5% от их потребности для обеспечения подбора по размерам и замены неисправных;
для работников организаций и отдельных категорий населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного загрязнения, - респираторы из расчета на 100% их общей численности;
для работников организаций и отдельных категорий населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 настоящего Положения, - медицинские средства индивидуальной защиты из расчета на 30% от их общей численности.
В соответствии с пунктом 11 Положения № 543 федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организации определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают (накапливают) и содержат их в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".
Согласно определения химически опасный объект: объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества, при аварии на котором или при разрушении которого может произойти гибель или химическое заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также химическое заражение окружающей природной среды, (п.3.2.18 ГОСТ 22.0.05-97 Безопасность в чрезвычайных ситуация. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения). Химически опасными объектами являются участок горячего цинкования и открытая складская площадка. Документом подтверждающим наличие химически опасных объектов на территории ОАО «СОЭМИ» является паспорт безопасности опасного объекта ОАО «Старооскольский завод электромонтажных изделий», свидетельство о регистрации А06-05365, план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ОАО «СОЭМИ», сведения характеризующие ОПО.
Пункт 2-а, 2-6, 2-в, 2-е Плана действий возможны такие чрезвычайные ситуации как пожар, разлитие кислоты, радиоактивное заражение местности и террористический акт соответственно возможно химическое и радиоактивное заражение. План действий согласован с МКУ «Управление по делам ГО и ЧС городского округа».
План действий, утвержденный и согласованный в установленном порядке, предусматривает такие чрезвычайные ситуации как пожар, террористический акт, радиоактивное заражение местности (радиоактивные осадки), которые могут повлечь разрушение зданий и сооружений, химическое и радиоактивное заражение. Нельзя исключить чрезвычайную ситуацию с разливом соляной кислоты на территории предприятия в процессе подвоза автомобильным транспортом (ЧС на транспорте) не предусмотренную планом действий. Вышеуказанные чрезвычайные ситуации могут привести к разливу (выбросу) паров хлороводорода, при взаимодействии с воздухом, которые вызывают удушье, ожоги кожи, слизистой глаз и носа, повреждают органы дыхания и при определенных метеорологических условиях могут распространиться на территорию предприятия, радиоактивное облучение при попадании объекта в зону радиоактивного следа при аварии на Нововоронежской АЭС. Пункт 7 подраздела (А), пункт 7 подраздела (Г) Календарного плана основных мероприятий ОАО «СОЭМИ» при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (приложение №2 к плану действий), предусматривает выдачу противогазов личному составу формирований и рабочим сменам при радиоактивном заражении, и рабочим и служащим при разлитии кислоты находящимся вблизи аварийного объекта. Полное обеспечение рабочих и служащих СИЗ подтверждают план наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования ОАО «СОЭМИ» обеспечению жизнедеятельности работников в чрезвычайных ситуациях и военного времени, перспективный план пополнения и обновления СИЗ для рабочих и служащих ОАО «СОЭМИ».
Кроме того, пунктом 2 Правил от 16.08.2016 № 804 "Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения» отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат: организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение; организации, имеющие мобилизационные задания (заказы); организации, представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время; организации, имеющие уникальные в историко-культурном отношении объекты.
Пунктом 3 Правил №804 для организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, устанавливаются следующие категории по гражданской обороне: категория особой важности, первая категория, вторая категория.
В силу пункта 4 Правил №804 отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне. Показатели устанавливает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями и государственными компаниями.
ОАО «СОЭМИ» зарегистрировано как организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты 2 и 3 класса опасности, что подтверждается свидетельством о регистрации ОПО А06-05365 аварии, на которых могут являться источником чрезвычайной ситуации.
Согласно приказу МЧС России от 28.11.2016 № 632 дсп "Об утверждении показателей для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне" организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, подлежат отнесению ко второй категории по гражданской обороне при отсутствии у них показателей для отнесения организаций к иным категориям по гражданской обороне.
Отнесение общества ко второй категории по гражданской обороне возлагает на него обязанность по соблюдению требований, установленных Правилами использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки (утверждены приказом МЧС России от 27.05.2003 № 285) и Положениями об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (утверждены приказом МЧС России от 01.10.2014 № 543), в частности определенные обязанности по созданию, содержанию, хранению, накоплению в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных материальных и технических средств (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2018г. №308-КГ18-10674).
Доводы ОАО «СОЭМИ», что возможная аварийная ситуация будет ограничена площадью участка горячего цинкования, не могут быть приняты во внимание, так как вывод представителя ОАО «СОЭМИ», основывается на ситуации рассмотренной в замкнутом помещении участка и отсутствия метеорологических факторов. План действий, утвержденный и согласованный в установленном порядке, предусматривает такие чрезвычайные ситуации как пожар, террористический акт, радиоактивное заражение местности (радиоактивные осадки), которые могут повлечь разрушение зданий и сооружений, химическое и радиоактивное заражение. Нельзя исключить чрезвычайную ситуацию с разливом соляной кислоты на территории предприятия в процессе подвоза автомобильным транспортом (ЧС на транспорте) не предусмотренную планом действий. Вышеуказанные чрезвычайные ситуации могут привести к разливу (выбросу) паров хлороводорода, при взаимодействии с воздухом, которые вызывают удушье, ожоги кожи, слизистой глаз и носа, повреждают органы дыхания и при определенных метеорологических условиях могут распространиться на территорию предприятия, радиоактивное облучение при попадании объекта в зону радиоактивного следа при аварии на Нововоронежской АЭС.
Расчет опасной зоны поражения при эксплуатации соляной кислоты на опасном производственном объекте ОАО «СОЭМИ на участке горячего цинкования (УГЦ), произведен лицом заинтересованным - начальником штаба ГО и ЧС ФИО2, не учитывает чрезвычайные ситуации, возможные на объекте, метеорологические условия, физико-химические свойства токсичных материалов, и не соответствует утвержденной методике расчета предусмотренной СП 165.1325800.2014 (приложение Б,В,Г). Например, не произведен расчет глубины зоны возможного химического заражения при разрушении химически опасного объекта в результате воздействия обычных средств поражения и крупномасштабных чрезвычайных ситуаций п.Б.2.4 приложения Б.
Количество противогазов на общее число работающих на предприятии, подтверждается общей численностью персонала указанного в плане действий, паспорте безопасности опасного объекта, планом наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования ОАО «СОЭМИ» обеспечению жизнедеятельности работников в чрезвычайных ситуациях и военного времени, перспективным планом пополнения и обновления СИЗ для рабочих и служащих ОАО «СОЭМИ» на 2019-2023 год, протоколом об административном правонарушении в отношении должностного лица №19 от 14.06.2019г, актом проверки №33 от 14.06.2019г.
При этом, суд учитывает, что в оспариваемом предписании указано, в чем конкретно выразилось нарушение - работники не обеспечены индивидуальными средствами защиты, указано, какие нормы права нарушены, заявителю предоставлен достаточный срок (до мая 2020 года) для его устранения выявленного нарушения. Таким образом, оспариваемое предписание корректно и исполнимо. Неуказание конкретного способа устранения нарушений, указанных в предписании, не затрагивает права и законные интересы заявителя, поскольку предоставляет последнему возможность самостоятельно избрать для себя наиболее выгодные и приемлемые законные способы устранения выявленного нарушения.
Ссылка общества в обоснование доводов на постановление мирового судьи судебного участка №3 г.Старый Оскол по делу об административном правонарушении №5-276/2019, суд полагает несостоятельной, поскольку основанием для отмены оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении послужил вывод о том, что начальник штаба гражданской обороны общества не является лицом, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в ОАО "СОЭМИ". Отсутствие события правонарушения из указанного судебного акта не следует.
При таких обстоятельствах, суд полагает основания для удовлетворения требований общества отсутствуют.
Согласно ст.110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ОАО "СОЭМИ" (ИНН <***>, ОГРН <***>) отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Белгородской области в порядке, установленном АПК РФ.
Судья
Мироненко К. В.