АРБИТРАЖНЫЙ СУД
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000
Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38
сайт: http://belgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Белгород
Дело № А08-9089/2018
26 декабря 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2018 года
Полный текст решения изготовлен 26 декабря 2018 года
Арбитражный суд Белгородской области
в составе судьи Белоусовой В.И.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи и системы видеопротоколирования помощником судьи Чистяковой С.Г.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению УПРАВЛЕНИЯ РОСГВАРДИИ ПО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Форт-Пост" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности
и встречному заявлению общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Форт-Пост" от 15.10.2018 об оспаривании акта проверки № 158 от 20.08.2018
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 представитель по доверенности от 01.08.2018, сроком действия по 31.12.2018; ФИО2 представитель по доверенности от 16.05.2018, сроком действия по 31.12.2018;
от лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО3 представитель по доверенности от 10.10.2018, сроком действия один год.
УСТАНОВИЛ:
УПРАВЛЕНИЕ РОСГВАРДИИ ПО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о привлечении ООО ЧОО «Форт-Пост» к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Определением суда от 03.09.2018 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ? АПК РФ).
17.10.2018 от ООО ЧОО «Форт-Пост», в порядке ст. 198 АПК РФ, в адрес суда поступило встречное заявление к УПРАВЛЕНИЮ РОСГВАРДИИ ПО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ о признании недействительным и отмене акта проверки № 158 от 20.08.2018, поскольку, по мнению Общества, при проведении проверки были допущены нарушения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федерального закона от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства суд пришел к выводу о том, что имеется основание для рассмотрения дела по общим правилам искового производства (по правилам административного судопроизводства) и назначил предварительное судебное заседание определением от 22.10.2018.
Определением суда от 22.10.2018 заявление общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Форт-Пост" от 15.10.2018 об оспаривании акта проверки № 158 от 20.08.2018 принято к рассмотрению.
В судебном заседании представители заявителя требования поддержали в полном объеме и просили привлечь Общество к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, в судебном заседании 18.12.2018 заявил ходатайство о прекращении производства по делу, в связи с истечением трехмесячного срока привлечения к административной ответственности.
В порядке ст. 163 АПК РФ, по ходатайству представителей административного органа, для формирования позиции по ходатайству о прекращении производства по делу, в судебном заседании объявлен перерыв.
После перерыва в судебном заседании представители административного органа не возражали против прекращения производства по делу, в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности, однако просили привлечь Общество к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, представленные доказательства, выслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд приходит к следующему.
Согласно материалам дела, на основании распоряжения заместителя начальника Управления Росгвардии по Белгородской области № 158 от 06.08.2018, инспектором Центра лицензионно-разрешительной работы, в период с 14.08.-17.08.2018, проведена внеплановая проверка в отношении ООО ЧОО «Форт-Пост», на предмет соблюдения лицензиатом обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере частной охранной деятельности.
ООО ЧОО «Форт-Пост» имеет лицензию № 213 на осуществление частной охранной деятельности, выданную Управлением Росгвардии по Белгородской области 26.12.2017, сроком действия до 25.01.2022.
По результатам проведенной проверки был составлен акт проверки № 158 20.08.2018, в котором зафиксированы нарушения лицензиатом обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере частной охранной деятельности:
- нарушение статьи 19 Закона РФ № 2497-1 от 11.03.1992 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», охранники ООО ЧОО «Форт-Пост» не застрахованы;
- в нарушение требований пункта «а» части 4 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 498 от 23.06.2011, далее - «Положение», у ООО ЧОО «Форт-Пост», далее - лицензиат, отсутствует служебное огнестрельное оружие и специальные средства;
- в нарушение требований пункта «б» части 4 Положения, у лицензиата отсутствует дежурное подразделение с круглосуточным режимом работы;
- в нарушение требований пункта «в» части 4 Положения, в штате лицензиата отсутствует должность специалиста по обслуживанию технических средств охраны со стажем работы по монтажу технических средств охраны и пусконаладочными работами не менее 1 года;
- в нарушение требований пункта «г» части 4 Положения, у лицензиата отсутствует транспортное средство, имеющее специальную раскраску, информационные надписи и знаки, - наличие согласования с органами внутренних дел в установленном порядке;
- в нарушение требований части 5 Положения, в штате лицензиата отсутствует должность работника, на которого возложены трудовые обязанности по консультированию и подготовке рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств и который имеет высшее профессиональное образование;
- в нарушение требований пункта «а» части 6 Положения, у лицензиата отсутствует утвержденная им должности инструкция о действиях работников при обеспечении порядка в местах проведения массовых мероприятий, с которой ознакомлены работники;
- в нарушение требований пункта «б» части 6 Положения, у лицензиата отсутствует связь с дежурным подразделением охранной организации и соответствующими дежурными частями органов внутренних дел, территориальных органов Федеральной службы войска национальной гвардии Российской Федерации.
По факту выявленных в ходе проверки нарушений, инспектором Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии Белгородской области старшим лейтенантом полиции ФИО2 составлен протокол 31ЦЛРР20309210818000154 об административном правонарушении от 21.08.2018, о наличии в действиях юридического лица ООО ЧОО «Форт-Пост» признаков административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации административных правонарушениях (осуществление предприниматель деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В ходе проведения проверки из объяснений генерального директора ООО ЧОО «Форт-Пост» ФИО4 и составленного протокола 31ЦЛРР20309210818000154 об административном правонарушении от 21.08.2018, в части выявленных и описанных в протоколе нарушений при оказании охранных услуг ООО ЧОО «Форт-Пост», видно, что с протоколом руководитель Общества согласен, замечаний по содержанию протокола не имеет.
Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов, административный орган обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Белгородской области.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности. В случае непредставления административным органом, составившим протокол, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанного органа по своей инициативе (ч. 5 ст. 205 АПК РФ).
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде предупреждения или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения соответствия предпринимательской деятельности лицензионным условиям и требованиям.
Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность с нарушением лицензионных условий и требований, то есть обязательным признаком субъекта вменяемого правонарушения является наличие у него лицензии на определенный вид деятельности.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Так, п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии с "Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации" утвержденным Указом Президента РФ от 30.09.2016 N 510 "О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее – Положение о Росгвардии), Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии), в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.
Росгвардия, в том числе организует и осуществляет выдачу в установленном порядке гражданам и организациям лицензий, разрешений и иных видов документов, связанных с оборотом оружия, частной охранной или частной детективной деятельностью; ведет в соответствии с законодательством Российской Федерации учет оружия и патронов к нему (п.п.19 п. 9 Положения о Росгвардии).
Таким образом, лицензии на осуществление частной охранной деятельности предоставляются Росгвардией или ее территориальным органом.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулирует Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
Особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление, в том числе частной охранной деятельности (п. 4 ст. 1 Закона N 99-ФЗ).
В части 2 и 3 ст. 3 данного Закона указано, что лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Согласно части 2 статьи 2 Закона № 99-ФЗ, задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности не только положениями о лицензировании, но и в силу конкретного федерального закона.
В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона № 2487-1 об охранной деятельности) под частной детективной и охранной деятельностью понимается оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона № 2487-1 об охранной деятельности, частная охранная организация - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке, и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
Статьей 11.2 Закона № 2487-1 об охранной деятельности , предусмотрено, что предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней. Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной охранной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований по каждому виду охранных услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 настоящего Закона.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, и его территориальные органы осуществляют, в том числе предоставление лицензии; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии; приостановление и возобновление действия лицензии; прекращение действия лицензии.
В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона № 2487-1 об охранной деятельности (ст. 3 Закона № 2487-1 об охранной деятельности).
ООО ЧОО «Форт-Пост» имеет лицензию (ЧО № 037043) от 25.01.2013 № 213. Настоящая лицензия предоставлена на срок до 25.01.2023 на основании решения лицензирующего органа от 26.12.2017 № 409.
Из приложения указанной лицензии видно, что Обществу разрешен следующий вид услуг:
- защита жизни и здоровья граждан;
- охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
- обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона № 2487-1 об охранной деятельности.
Согласно "Положения о лицензировании частной охранной деятельности", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее – Положение о лицензировании), а именно:
пункта 2(1). Лицензионными требованиями при осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", являются:
а) наличие у юридического лица, обратившегося в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии (далее - соискатель лицензии), или юридического лица, имеющего лицензию (далее - лицензиат), уставного капитала, сформированного в соответствии с требованиями статьи 15(1) Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
б) соответствие соискателя лицензии (лицензиата) и его учредителей (участников) требованиям статьи 15(1) Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
в) соответствие руководителя соискателя лицензии (лицензиата) требованиям статьи 15(1) Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
г) соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных статьей 11, частями первой - третьей (в случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов), седьмой и восьмой статьи 12 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
д) соблюдение лицензиатом правил оборота оружия и специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, при наличии в частной охранной организации специальных средств и (или) оружия.
(п. 2(1) введен Постановлением Правительства РФ от 09.09.2015 N 948)
Пункта 3. Лицензионным требованием при осуществлении услуг по защите жизни и здоровья граждан, а также по охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, дополнительно к лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 2(1) настоящего Положения, является наличие на объекте (объектах) охраны должностной инструкции о действиях работников при оказании охранных услуг соответствующего вида, утвержденной лицензиатом.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2015 N 948)
Пункта 4. Лицензионными требованиями при осуществлении охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию дополнительно к лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 2(1) настоящего Положения, являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) служебного огнестрельного оружия и специальных средств, за исключением юридических лиц, зарегистрированных и (или) расположенных на территориях закрытых административно-территориальных образований;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.06.2018 N 729)
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы;
в) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалиста по обслуживанию технических средств охраны со стажем работы по монтажу технических средств охраны и пусконаладочным работам не менее 1 года;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.06.2018 N 729)
г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) транспортных средств, а в случае использования транспортных средств, имеющих специальную раскраску, информационные надписи и знаки, - наличие согласования с органами внутренних дел в установленном порядке;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.06.2018 N 729)
д) наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции по принятию мер реагирования на сигнальную информацию, связи с дежурным подразделением охранной организации и соответствующими дежурными частями органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.06.2018 N 729)
е) использование работниками лицензиата при осуществлении охранных функций по принятию соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию специальных средств пассивной защиты (жилеты и шлемы защитные).
(п. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2015 N 948)
Пункта 5. Лицензионным требованием при осуществлении услуг по консультированию и подготовке рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств дополнительно к лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 2(1) настоящего Положения, является наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работника, на которого возложены трудовые обязанности по консультированию и подготовке рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств и который имеет высшее профессиональное образование.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2015 N 948)
Пункта 6. Лицензионными требованиями при осуществлении услуг по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий дополнительно к лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 2(1) настоящего Положения, являются:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2015 N 948)
а) наличие у лицензиата утвержденной им должностной инструкции о действиях работников при обеспечении порядка в местах проведения массовых мероприятий, с которой ознакомлены работники, непосредственно выполняющие этот вид услуг;
б) наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции, связи с дежурным подразделением охранной организации и соответствующими дежурными частями органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.06.2018 N 729)
Пункта 7. Лицензионным требованием при осуществлении обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", дополнительно к лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 2(1) настоящего Положения, является наличие у лицензиата утвержденной им должностной инструкции о действиях работников по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на каждом объекте охраны.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2015 N 948)
Пункта 8. Лицензионными требованиями при осуществлении охраны объектов и (или) имущества, а также при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности (за исключением объектов государственной охраны и охраняемых объектов, предусмотренных Федеральным законом "О государственной охране", а также объектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), являются лицензионные требования, предусмотренные пунктами 2(1) - 5 и 7 настоящего Положения.
(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2015 N 948)
В своем отзыве, а также в судебном заседании, представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, указывает, что перечисленные в протоколе 31ЦЛРР20309210818000154 об административном правонарушении от 21.08.2018 нарушения т.ч. п.п. 4а, 4б, 4в, 4г, 6б Положения о лицензировании частной охранной деятельности, ст. 19 РФ № 2497-1 от 11.03.1992 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», в отношении Общества не применимы, поскольку отсутствовали на момент получения лицензии в 2017 году и действуют с 26.06.2018.
Указанные доводы сводятся к неверному толкованию действующего процессуального законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела и подлежат отклонению.
В силу пункта 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса РФ судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела (далее - рассмотрение дела), совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта, процессуальный закон обратной силы не имеет.
Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие; к отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется в части прав и обязанностей, возникших после введения его в действие.
В связи с этим Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15.02.2016 N 3-П указал, что "придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида (уголовное законодательство, пенсионное законодательство); в отношениях, субъектами которых выступают физические и юридические лица, обратная сила не применяется, ибо интересы одной стороны правоотношения не могут быть принесены в жертву интересам другой, не нарушившей закон".
Из этого следует, что принцип, заложенный в ст. 4 ГК РФ, направлен прежде всего на обеспечение правовой определенности и стабильности гражданского оборота.
Сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм направлено на поддержание разумных ожиданий субъектов правоотношений, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано. Придание закону обратной силы является вмешательством в сферу регулирования закона, который действовал ранее, и в права и обязанности лиц, установленные ранее действовавшим законом, что подрывает разумные ожидания участников правоотношений.
Более того, указанные лицом, привлекаемым к административной ответственности пункты 4а, 4б, 4в, 4г, 6б Положения и ст. 19 Закона № 2487-1 об охранной деятельности, не являются вновь введёнными. Данные пункты содержались и ранее в Положении, внесенные 26.06.2018 изменения лишь дополнили и расширили их.
Относительно доводов представителя лица, привлекаемого к административной ответственности изложенных в судебном заседании, о том, что все пункты нарушения указанные в протоколе административного органа имеют место быть, для Общества не представляется возможным исполнение лицензионных требований, однако в 2017 году при открытии нового пункта в лицензии вопросов у административного органа не возникло, лицензию никто не оспаривал, судом приняты во внимание по следующим основаниям.
Для получения лицензии на осуществление частной охранной деятельности руководитель организации должен представить в лицензирующий орган, кроме основных документов, также и дополнительные по каждому виду охранных услуг, предусмотренные ч. 1 ст. 11.3 Закона № 2487-1 об охранной деятельности, п.п. 9-13 Положения о лицензировании, п. 9 Приказ МВД России от 29.09.2011 N 1039 (ред. от 30.12.2014) "Об утверждении административных регламентов Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственных услуг по выдаче лицензии на частную детективную (сыскную) деятельность, лицензии на частную охранную деятельность и удостоверения частного охранника" (далее - Регламент).
При рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган в течение 40 дней проводит проверку (абз. 2 п. 16 Положения):
1) полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в заявлении и представленных документах.
2) возможности выполнения соискателем лицензионных требований.
При выдаче лицензии проводится внеплановая выездная проверка, которая в соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о лицензировании осуществляется без согласования с органом прокуратуры (пп. 23.4 Регламента). Предметом такой проверки является наличие принадлежащих заявителю на праве собственности или ином законном основании помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования и иных объектов, которые отвечают установленным требованиям и использование которых предполагается для выполнения заявленных видов охранных услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (пп. 23.5 Регламента).
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 11 Закона № 2487-1 об охранной деятельности, частная охранная организация обязана уведомлять территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии РФ о начале и об окончании оказания охранных услуг.
Основанием для отказа в предоставлении лицензии является, в том числе и несоответствие соискателя лицензионным требованиям (ч. 7 ст. 11.3 Закона № 2487-1 об охранной деятельности).
Как пояснили представители административного органа в судебном заседании, что в 2017 году открывая дополнительный пункт в лицензии, Общество представило все необходимые документы, в связи чем, пункт был открыт, о том, что у Общества фактически отсутствует возможность выполнения лицензионных требований, стало известно при проведении проверки
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административный орган доказал в установленном законом порядке состав административного правонарушения, вменяемый ответчику.
Заявленное представителем лица, привлекаемого к административной ответственности ходатайство о прекращении производства по делу, в связи с истечением трехмесячного срока привлечения к административной ответственности не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ" согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.
Согласно протокола 31ЦЛРР20309210818000154 об административном правонарушении от 21.08.2018, при проведении внеплановой проверки ООО ЧОО «Форт-Пост» нарушения выявлены 20.08.2018 в 10 час. 00 мин.
Таким образом, трехмесячный срок привлечения к административной ответственности, с учетом требований ст. 4.8 КоАП РФ, истек 20.11.2018.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, то суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
При изложенных обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о привлечении к административной ответственности, в связи с истечением трехмесячного срока привлечения к ответственности.
Кроме того, производство по делу в части оспаривания Обществом акта проверки № 158 от 20.08.2018 подлежит прекращению, поскольку акт проверки не является ненормативным правовым актом, возможность оспаривания которого предусмотрена главой 24 АПК РФ.
Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 110, 150, 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 4.5, 24.5, ч.3 ст.14.1 КоАП РФ арбитражный суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления УПРАВЛЕНИЯ РОСГВАРДИИ ПО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ о привлечении общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Форт-Пост" к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ отказать.
Производство по встречному заявлению общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Форт-Пост" от 15.10.2018 об оспаривании акта проверки № 158 от 20.08.2018 прекратить.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Белгородской области.
Судья В.И.Белоусова