АРБИТРАЖНЫЙ СУД
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000
Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38
сайт: http://belgorod.arbitr.ru
Именем Российской Федерации | |
Р Е Ш Е Н И Е | |
г. Белгород | Дело № А08-9164/2018 |
19 декабря 2018 года | |
Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2018 года
Полный текст решения изготовлен 19 декабря 2018 года
Арбитражный суд Белгородской области
в составе судьи Е.В. Бутылина
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем с/з Воробьевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "ТВОЕ" (ИНН 7706741162, ОГРН 7746597782 ) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области (ИНН 3123116667, ОГРН 1053107029755) о признании незаконным и отмене постановления № 426/29.06.18 от 31.07.2018 года о привлечении к административной ответственности
при участи в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 31.01.2018 года № 094-ОД/18, паспорт РФ,
от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности № 19 от 15.01.2018 года, паспорт РФ,
установил: ООО «ТВОЕ» (далее - Заявитель, Продавец) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным постановления от 31.07.2018 руководителя Управления Роспотребнадзора по Белгородской области (далее - Управление, Административный орган), которым он привлечен к административной ответственности по ст. 14.45 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
Заявитель считает данное постановление незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Требование об указании сертификатов в товарно-сопроводительных документах содержится п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением правительства РФ от 19.01.1998 №55. В соответствии с п. 12 Правил продажи отдельных видов продажи продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии).
Такое же требование указано в п. 2. ст. 28 Закона № 148 - ФЗ «О техническом регулировании» из которого следует, что в сопроводительной документации должны указываться сведения о сертификате соответствия или декларации соответствии.
Законодательство Российской Федерации не указывает какие именно документыотносятся к товарно-сопроводительным документам. Прямого требования об указанииэтих данных в товарной накладной в данных Правилах нет. Формой Торг-12 и Торг-13 также не предусмотрено указание сведений о сертификатах продукции. ТОРГ-12 и Торг -13является унифицированной формой любые дополнения в данную форму с указанием всехсведений по сертификатам соответствия невозможно.
Ввиду этого считает, что продавец не обязануказывать сведения сертификата соответствия именно в товарной накладной по форме №ТОРГ-12, ТОРГ-13.
Оформляет унифицированную форму № ТОРГ-12 - контрагент (продавец). Для него она является документом, на основании которого отражается списание и реализация товаров и нарушения в порядке оформления унифицированной формы № ТОРГ-12, должны разрешаться в рамках соответствующих договорных отношений и не могут быть предметом контроля со стороны Роспотребнадзора.
Требования о внесении изменений в унифицированную форму № ТОРГ-12, которую ООО «ТВОЕ» не формирует, считает не основанным на законе.
В ходе проведения Управлением проверки все необходимые и запрашиваемые документы были представлены (в том числе и сертификаты соответствия и декларации, его номер, срок его действия, орган выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган ее зарегистрировавший).
Так же, по мнению Заявителя, при проведении проверки имели место нарушения ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Так, Управление направило в адрес ООО «ТВОЕ» распоряжение о проведение плановой выездной проверки юридического лица в копии без заверения печатью, что нарушает требования ч. 3 ст. 14 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений;
Управление не направило в адрес«ТВОЕ» результаты проверки, а именно акт проверки с приложением результатовлабораторных исследований и экспертизы маркировок в нарушение ч. 4 ст. 16 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
На основании этого полагает постановление № 426/29.06.18 от 31.07.2018 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.45 КоАП РФ незаконным и подлежащим отмене.
В судебном заседании представитель Заявителя поддержал требования.
Управлением в отзыве, его представитель в судебном заседании считает доводы ООО «ТВОЕ» не состоятельными, ссылаясь на выявленное административное правонарушение. Просит отказать в удовлетворении требований Заявителя.
В силу п. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ст.14.45 КоАП РФ реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как видно из дела, на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 02.04.2018 № 438 (далее - распоряжение от 02.04.2018 № 438) Управлением в отношении Заявителя с 03.05.2018 по 31.05.2018 была проведена плановая выездная проверка.
В ходе плановой выездной проверки были выявлены нарушения ст. 2, ст. 20, п. 2 ст. 28 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ), допущенные Заявителем при осуществлении предпринимательской деятельности.
В месте осуществления деятельности ООО «ТВОЕ», в магазинах «ТВОЕ», расположенных по адресу: <...> «а», пр-т Б.Хмельницкого, д. 137 «т» установлено, что в представленных товарно-сопроводительных документах - товарных накладных на внутреннее перемещение товара (поставщик - ООО «ТВОЕ» №Ч_12/17/06897 от 17.12.2017, Ч_01/18/02229 от 15.01.2018,Ч_01/18/7910 от 27.01.2018,Ч_02/18/01016 от 03.02.2018, 4_02/18/03225 от 06.02.18, Ч_ 02/18/08190 от 17.02.18, Ч_02/18/08188 от 18.02.18, Ч_03/18/1232 от 03.03.18, Ч_ 03/18/02604 от 06.03.2018, Ч_03/18/06104 от 21.03.2018, Ч_03/18/07892 от 27.03.18, Ч_03/18/09268 от 31.03.18, Ч_04/18/01878 от 07.04.18, Ч_04/18/05474 от 17.04.18) не содержатся по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия, согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации соответствия, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший. Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его местонахождения (адреса и телефона).
В соответствии со статьей 2 Закона N 184-ФЗ, подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Формой подтверждения соответствия является определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Согласно статье 20 Закона N 184-ФЗ подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации.
Из пункта 2 статьи 28 Закона N 184-ФЗ следует, что в сопроводительной документации должны указываться сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
В соответствии со ст. 6 Закона №184 технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
В соответствии со ст. 33 Закона №184 государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции или в отношении продукции и связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
Выявленные нарушения были отражены в акте проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 438 от 31.05.2018.
В отношении Заявителя был составлен протокол об административном правонарушении № 426/29.06.18 от 29.06.2018.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении ООО «ТВОЕ» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.45 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 руб.
Диспозиция данной статьи предусматривает ответственность за нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.
Санкция ст. 14.45 КоАП РФ предусматривает ответственность на юридических лиц в виде административного штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей.
При рассмотрении вопроса о назначении наказания от представителя ООО «ТВОЕ» поступило ходатайство о назначении наказания в виде штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа по ст. 14.45 КоАП РФ или применении к нему положений ст.2.9 КоАП РФ с наложением устного предупреждения.
В указанном выше ходатайстве ООО «ТВОЕ» было отмечено, что им инициирован процесс по устранению выявленных нарушений до приведения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, т.е. был признан факт наличия нарушений.
На основании ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ был учтен характер совершенного Заявителем административного правонарушения, отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность, вследствие чего была применена правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4 - П и назначено наказание в виде административного штрафа в размере ниже низшего предела, установленного ст. 14.45 КоАП РФ - 60000 рублей.
В своем заявлении ООО «ТВОЕ» ссылается, что Управлением не был направлен акт проверки № 438 от 31.05.2018, копия распоряжения от 02.04.2018 № 438 не была заверена печатью.
Управление представлены в судебном заседании доказательства того, что акт проверки № 438 от 31.05.2018 был направлен заказным письмом с простым уведомлением в адрес Заявителя. Согласно почтовому уведомлению документы Заявителем были получены 26.06.2018. Копия распоряжения от 02.04.2018 № 438 была заверена печатями Управления и направлена в адрес Заявителя заказным письмом с простым уведомлением.
Помимо этого, суд отмечает, что Заявителем в судебном порядке действия Управления при проведении проверки оспорены не были.
Управлением при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены права и законные интересы ООО «ТВОЕ». Вина доказана в полной мере, наказание назначено с учетом всех имеющихся обстоятельств, в размере ниже низшего предела санкции ст. 14.45 КоАП РФ. Процессуальных нарушений при производстве по делу Управлением не допущено, оспариваемое постановление следует признать законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, заявленное требование не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешался, т.к. в соответствии с ч. 4 с. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 208-211 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных ООО «ТВОЕ» требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в порядке установленном АПК РФ.
Судья Е.В. Бутылин